Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 31 октября 2005 г. N А29-5729/05А
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 февраля 2006 г. N А29-5729/2005А настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26 августа 2005 года по делу N А29-5729/05А, принятое по заявлению ОАО АЭК, г.Сыктывкар, к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, г.Сыктывкар о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 18.05.2005 г. N 226/2119 и обязании Инспекции устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем возврата взысканных сумм пени, а также процентов на эти суммы в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 79 НК РФ,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26 августа 2005 года по делу N А29-5729/05А заявленные требования удовлетворены, решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 18.05.2005 г. N 226/2119 признано незаконным.
Ответчик не согласен с решением суда в части признания решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 18.05.2005 г. N 226/2119 незаконным, просит решение суда в этой части отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что законодательством о налогах и сборах определён срок уплаты ежемесячных платежей по единому социальному налогу, пени за несвоевременную уплату налога за декабрь исчислены правомерно.
Заявитель не согласен с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрено начисление пени за просрочку уплаты авансовых платежей.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В связи с несвоевременной уплатой единого социального налога (ЕСН) за декабрь 2004 года по установленному сроку уплаты - 17.01.2005 г., межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы (МРИ ФНС России) по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса РФ начислены пени в размере 492 руб. 43 коп. за период просрочки с 18.01.2005 г. по 24.01.2005 г.
Руководствуясь статьями 31 и 46 Кодекса МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми вынесено решение от 18.05.2005 г. N 226/2119 о взыскании налога, сбора, а также пени за счёт денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента-организации на счетах в банках в пределах сумм, указанных в требовании N 395 от 06.04.2005 г.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа, обжаловал его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав материалы дела, правомерно удовлетворил заявленные требования, признав, что налоговое законодательство не предусматривает начисление пеней за неуплату налогоплательщиком ежемесячных авансовых платежей по ЕСН.
Согласно статье 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
В соответствии с положениями статей 52-55 Кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.
Согласно статьи 240 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по ЕСН признается календарный год, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии со статьёй 243 Кодекса в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, налоговым органом начислена пеня за неуплату налогоплательщиком авансовых платежей по ЕСН за декабрь 2004 года, что противоречит изложенным выше нормам. Неуплата (не полная уплата) заявителем налога по итогам налогового и отчётного периодов не установлена.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене вынесенного судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В остальной части решение суда сторонами не обжаловалось и в соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ не проверяется судом апелляционной инстанции на предмет законности и обоснованности.
Оснований для отмены либо изменения решения суда нет.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 26 августа 2005 года по делу N А29-5729/05А оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 31 октября 2005 г. N А29-5729/05А (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании