Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 25 октября 2005 г. N А29-5732/05А
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителя от заявителя,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми
на решение арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2005 г. по делу N А29-5732/05а принятое судьёй Л.Ф.Макаровой по заявлению Открытого акционерного общества к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Коми,
установил:
Открытое акционерное общество обратилось с заявлением (с учетом заявления об уточнении требований) о признании незаконным требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми N 48977 от 01.06.2005 г. в части наличия обязанности уплатить пени по единому социальному налогу в сумме 3810 руб. 58 коп.
Решением суда заявление Общества удовлетворено, вышеназванное требование было признано незаконным в оспариваемой сумме пени.
При этом суд исходил из того, что единый социальный налог за декабрь 2004 года был уплачен ОАО до истечения срока уплаты налога по итогам налогового периода, начисление пени произведено Инспекцией неправомерно.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, указав, что судом неправильно применены нормы материального права (статьи 75, 243 Налогового кодекса Российской Федерации), просит принять новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу Открытое акционерное общество указало, что решение суда принято в соответствии с нормами материального права, оснований для отмены нет.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Общества, суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Открытым акционерным обществом в МИФНС России N 2 по РК была представлена налоговая декларация по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2004 год (по филиалу), согласно которой сумма налога, подлежащая уплате за декабрь 2004 года, составила 1190877 руб. 00 коп., в том числе: - в федеральный бюджет - 862309 руб.; - в фонд социального страхования - 109910 руб.; - в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 11939 руб.; - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 206719 руб.
Уплата вышеуказанных сумм была произведена налогоплательщиком 25.01.2005 г.
За несвоевременную уплату авансовых платежей по названному налогу за декабрь 2004 года Инспекцией начислены пени, за период с 18.01.2005 г. по 25.01.2005 г. в сумме 3810 руб. 58 коп., в том числе: - в части федерального бюджета - 2759 руб. 34 коп.; - в части фонда социального страхования - 351 руб. 64 коп.; - в части федерального фонда обязательного медицинского страхования - 38 руб. 16 коп.; - в части территориального фонда обязательного медицинского страхования - 661 руб. 44 коп., направлено требование N 48977 от 01.06.2005 г. об уплате вышеуказанных сумм.
ОАО не согласившись с указанным требованием в части обязанности уплатить пени в сумме 3810 руб. 58 коп., обжаловало его в судебном порядке, указав на то, что действующим налоговым законодательством возможность начисления пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу не предусмотрена.
Так в соответствии с положениями статей 52-55 Налогового кодекса РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за определенный налоговый (отчетный) период.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В статье 240 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год; отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога, уплата которых производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
Срок представления налоговой декларации по единому социальному налогу - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 7 статьи 243 Налогового кодекса РФ).
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
Таким образом, пеня может быть начислена за несвоевременную уплату единого социального налога (авансовых платежей по налогу) по итогам отчетных и налогового периодов (первого квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года) - по срокам уплаты соответственно не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября текущего года и 14 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Поскольку единый социальный налог за декабрь 2004 года был уплачен ОАО до истечения срока уплаты налога по итогам налогового периода, начисление пени произведено Инспекцией неправомерно.
Данная позиция разъяснена в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 г. "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными.
Судом не принимается довод заявителя о том, что налоговые органы должны производить начисление пени на неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж, за каждый месяц налогового периода, поскольку налоговым периодом по спорному налогу признается календарный год срок уплаты по которому истекает 14 апреля.
Нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права не установлено, оснований для отмены решения суда нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 22 августа 2005 года по делу N А29-5732/05А оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий |
С.Л.Баублис |
Т.И.Галаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 25 октября 2005 г. N А29-5732/05А (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании