Постановление Конституционного Суда Республики Коми
от 29 декабря 2010 г.
"По делу о проверке конституционности пункта 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 4 октября 2010 года N 509 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа "Воркута", пункта 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 5 мая 2009 года N 341 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа "Воркута", пункта 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 24 мая 2007 года N 33 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа МО ГО "Воркута", пункта 1 решения Совета муниципального образования "Город Воркута" от 28 января 2005 года N 167 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа" по жалобе гражданки Т.И. Степановой"
Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего П.Ф. Пунегова, судей М.Г. Аграновича, Д.Н. Басманова, А.В. Проскурова,
с участием Д.А. Пахмутова - представителя гражданки Т.И. Степановой, А.В. Цаплюка - представителя Совета муниципального образования городского округа "Воркута",
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу гражданки Т.И. Степановой о неконституционности пункта 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 4 октября 2010 года N 509 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа "Воркута", пункта 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 5 мая 2009 года N 341 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа "Воркута", пункта 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 24 мая 2007 года N 33 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа МО ГО "Воркута", пункта 1 решения Совета муниципального образования "Город Воркута" от 28 января 2005 года N 167 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа".
Поводом к рассмотрению явилась жалоба Т.И. Степановой на ограничение оспариваемыми нормативными правовыми актами ее конституционных прав на социальное обеспечение.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми положения вышеприведенных нормативных правовых актов.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В. Проскурова, выступления сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. В Конституционный Суд Республики Коми обратилась гражданка Т.И. Степанова с жалобой о проверке конституционности пункта 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 4 октября 2010 года N 509 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - решение Совета МО ГО "Воркута" от 4 октября 2010 года N 509), пункта 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 5 мая 2009 года N 341 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - решение Совета МО ГО "Воркута" от 5 мая 2009 года N 341), пункта 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 24 мая 2007 года N 33 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа МО ГО "Воркута" (далее - решение Совета МО ГО "Воркута" от 24 мая 2007 года N 33), пункта 1 решения Совета муниципального образования "Город Воркута" от 28 января 2005 года N 167 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа" (далее - решение Совета МО "Город Воркута" от 28 января 2005 года N 167).
В жалобе заявительница просит признать положения вышеуказанных нормативных правовых актов не соответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 11, 40 (часть 1) и 65.
В обосновании жалобы заявительница указала, что оспариваемые нормативные акты в части ограничения мер социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, пределами установленной социальной нормы площади жилого помещения и установленными нормативами потребления коммунальных услуг, неприменения этих мер к членам семьи медицинских работников, а также к медицинским работникам, работавшим в сельской местности и перешедшим на пенсию, нарушают ее конституционные права на социальное обеспечение. Кроме того, решением Совета МО ГО "Воркута" от 4 октября 2010 года N 509 не предусмотрены меры социальной поддержки в виде освобождения указанной категории лиц от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, а также его отопления.
Из представленных документов следует, что Т.И. Степанова обращалась в суд с исковыми требованиями о признании незаконным начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги (в связи с предоставлением льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг лишь в пределах установленных нормативов потребления и социальной нормы жилого помещения, без учета членов семьи), о признании права на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением после увольнения, связанного с выходом на пенсию. Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 августа 2009 года в удовлетворении требований Т.И. Степановой было отказано. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 5 октября 2009 года вышеуказанное решение Воркутинского городского суда Республики Коми оставлено без изменения.
В предоставлении социальной льготы в виде оплаты жилого помещения и коммунальных услуг Т.И. Степановой, как медицинскому работнику, проживающему в поселке городского типа, вышедшему на пенсию и имеющему стаж работы не менее 10 лет в соответствующих учреждениях здравоохранения, муниципальным учреждением "Центр социальной поддержки населения", судом (решение Воркутинского городского суда от 8 июня 2010 года, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 11 октября 2010 года) также было отказано.
Конституционный Суд Республики Коми в силу положений частей второй и третьей статьи 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" выносит постановления и определения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении; при этом Конституционный Суд Республики Коми принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальными и другими актами толкования или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
В соответствии с частями второй и третьей статьи 3 этого же Закона Республики Коми Конституционный Суд Республики Коми решает исключительно вопросы права, при осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
В настоящее время оспариваемые заявительницей решения Совета МО ГО "Воркута" от 5 мая 2009 года N 341, от 24 мая 2007 года N 33 и решение Совета МО "Город Воркута" от 28 января 2005 года N 167 признаны утратившими силу.
По смыслу Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми в процессе конституционного судопроизводства проверяет конституционность действующих нормативных актов. Исключение составляют случаи, предусмотренные частью второй статьи 39 названного Закона, когда Конституционный Суд Республики Коми в целях защиты конституционных прав и свобод граждан может проверить конституционность акта, отмененного или утратившего силу к началу или в период рассмотрения дела. Поэтому, если к началу или в период рассмотрения дела в Конституционном Суде Республики Коми оспариваемый акт формально утратил силу, однако его действием были нарушены конституционные права и свободы граждан, производство по данному делу не подлежит прекращению.
Учитывая изложенное, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Коми являются положения пункта 1 решения Совета МО ГО "Воркута" от 4 октября 2010 года N 509, пункта 1 решения Совета МО ГО "Воркута" от 5 мая 2009 года N 341, пункта 1 решения Совета МО ГО "Воркута" от 24 мая 2007 года N 33 и пункта 1 решения Совета МО "Город Воркута" от 28 января 2005 года N 167 в части ограничения мер социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, пределами установленной социальной нормы площади жилого помещения и установленными нормативами потребления коммунальных услуг, неприменения этих мер к совместно проживающим членам семьи медицинских работников, а также к медицинским работникам, работавшим в сельской местности и перешедшим на пенсию; пункта 1 решения Совета МО ГО "Воркута" от 4 октября 2010 года N 509, как не предусматривающего мер социальной поддержки в виде освобождения вышеуказанной категории лиц от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, а также его отопления.
2. Поставленный заявительницей вопрос о предоставлении мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Коми. В постановлении от 20 мая 2010 года Конституционный Суд Республики Коми указал следующее.
Конституция Республики Коми в соответствии с целями социального государства (статья 11) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 40, часть 1). При этом Конституция Республики Коми, определяя направления социальной политики в Республике Коми, вместе с тем, не закрепляет конкретные меры такой защиты, равно как и объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Определение организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к полномочиям законодателя.
2.1. До 1 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели, согласно части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением для медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках, и членов их семей также было предоставлено пунктом 10 постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (утратило силу в связи с принятием Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ).
Переход к рыночным отношениям в экономике потребовал изменения подхода к предоставлению льгот в жилищно-коммунальной сфере при одновременном обеспечении государственной поддержки отдельных категорий граждан, что нашло отражение в принятом 24 декабря 1992 года Законе Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ), которым определялись основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливались общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере (преамбула), вводилось понятие компенсаций (субсидий), т.е. средств, предоставляемых гражданам, в частности, в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг (статья 1).
Федеральным законом от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" была введена статья 15.1, которая ориентировала органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на осуществление постепенной замены финансовой помощи, передаваемой организациям жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения возмещения расходов на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, субсидиями, предоставляемыми гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, при обеспечении указанных в этом Законе мер социальной защиты граждан.
Введенная тем же Федеральным законом статья 15.4 закрепляла правомочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать порядок и условия предоставления таких субсидий на территории данного субъекта Российской Федерации с учетом его социально-экономического развития, а статья 15 предусматривала ежегодное установление Правительством Российской Федерации федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации были вправе устанавливать аналогичные региональные стандарты; если федеральные стандарты должны были применяться, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях, то региональные - для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в межбюджетных отношениях.
При этом в статье 15.3 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ указывалось, что передаваемая из федерального бюджета финансовая помощь бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях может предоставляться в том числе в форме субсидий на компенсацию расходов на предоставление установленных законодательством льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Соответственно Федеральными законами от 24 декабря 2002 года "О федеральном бюджете на 2003 год" (статья 58) и от 23 декабря 2003 года "О федеральном бюджете на 2004 год" (статья 53) предусматривалось установление субсидий на компенсацию расходов по предоставлению таких льгот, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного предписания постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377 были утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, предусматривающие компенсацию фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.
Статьей 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ, кроме того, субъекты Российской Федерации обязывались принять законодательные акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в этой статье положениями федеральных законодательных актов, в том числе частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которые должны учитываться в межбюджетных отношениях. При этом перечисленные в статье 2 положения федеральных законодательных актов, согласно статье 6 того же Федерального закона, подлежали применению до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года.
Таким образом, изначально, начиная с 1930 года, квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках предоставлялись жилищно-коммунальные льготы как часть сохраняющей актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности, и последовательно, вплоть до 1 января 2005 года медицинские работники, работающие и проживающие в сельской местности, а также проживающие с ними члены их семей пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), предоставляемыми государством на федеральном уровне.
2.2. Как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, что было связано с принятием в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Федеральных законов от 4 июля 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Так, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая), организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая). Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в той же местности медицинских работников.
Таким образом, полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления, которые, как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.
Это согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 1 декабря 2005 года N 521-О и др.). Конституционно-правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
3. Совет муниципального образования городского округа "Воркута" своими решениями от 4 октября 2010 года N 509 (пункт 1), от 5 мая 2009 года N 341 (пункт 1), от 24 мая 2007 года N 33 (пункт 1), от 28 января 2005 года N 167 (пункт 1) установил специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа МО ГО "Воркута", меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения и оплаты коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
Таким образом, сами по себе вышеприведенные нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан, поскольку направлены на создание благоприятных условий для обеспечения социальной защищенности указанной категории граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.
При этом в силу статьи 153 в системной связи с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, исходя из финансовых возможностей на данном этапе социально-экономического развития и соответствующих бюджетных ресурсов, не исключается возможность компенсации расходов указанной категории граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в части, превышающей нормы, стандарты и нормативы потребления. В частности, в соответствии с абзацем вторым части пятой статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, в том числе, применительно к данной ситуации, компенсирующие расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в части, превышающей социальные нормы оплаты жилья и нормативы потребления коммунальных услуг.
Проверка же соответствия указанных мер социальной поддержки работающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа медицинским работникам тому уровню (объему) социальных гарантий, который предоставлялся данной категории граждан до 1 января 2005 года, не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Коми, как она определена в статье 96 Конституции Республики Коми, статье 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми".
Вместе с тем, поскольку решениями Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 4 октября 2010 года N 509 (пункт 1), от 5 мая 2009 года N 341 (пункт 1), от 24 мая 2007 года N 33 (пункт 1), от 28 января 2005 года N 167 (пункт 1) из числа лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, исключены совместно проживающие члены семьи работников сельских муниципальных учреждений здравоохранения и, кроме того, решением Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 4 октября 2010 года N 509 (пункт 1) отменены меры социальной поддержки в виде оплаты за отопление жилого помещения, постольку указанные нормативные правовые акты, как понижающие уровень мер социальной поддержки медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа и противоречащие федеральному законодательству, не соответствуют Конституции Республики Коми, ее статьям 11, 40 (часть 1), 65.
3.1. В соответствии с частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, пунктом 10 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" за медицинскими работниками, работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа, а также за проживающими с ними членами их семей было закреплено право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Таким образом, союзное и российское законодательство всегда освобождало сельских медицинских работников только от платы за пользование жилым помещением (плату за наем), отопление и освещение.
Как отмечал Конституционный Суд Республики Коми в своем постановлении от 16 июня 2010 года, статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, кроме платы за пользование жилым помещением, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Такие меры социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, как освобождение от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, могут являться дополнительными мерами социальной поддержки, установление которых в силу части пятой статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Данные вопросы решаются органами местного самоуправления самостоятельно, с учетом финансовых возможностей местных бюджетов.
Таким образом, доводы заявительницы о несоответствии Конституции Республики Коми пункта 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 4 октября 2010 года N 509, как не предусматривающего специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, мер социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, необоснованны.
3.2. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением было сохранено и за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами их семей, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет (пункт 21).
Однако, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации актов ЦК КПСС и Совета Министров СССР в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" вышеназванное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 было признано не действующим на территории Российской Федерации.
В настоящее время иное нормативное регулирование по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением перешедшим на пенсию работникам организаций здравоохранения, проработавшим не менее 10 лет в сельской местности или рабочих поселках, как на федеральном, так и на республиканском уровне, отсутствует.
Положения же статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не могут быть распространены на рассматриваемые в настоящем деле правоотношения, поскольку федеральный нормативный правовой акт, предусматривавший льготу в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением для перешедших на пенсию сельских медицинских работников, был отменен еще 14 октября 2003 года, т.е. задолго до принятия упомянутого Федерального закона. Между тем, нормативные предписания Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ касаются только льгот и гарантий, закрепленных в отменяемых данным Федеральным законом нормах, в частности, лишь в отношении работников организаций здравоохранения.
Проверка конституционности вышеупомянутого постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625, которым отменены льготы в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением для перешедших на пенсию сельских медицинских работников, к компетенции Конституционного Суда Республики Коми, как она определена в статье 96 Конституции Республики Коми, статье 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", не относится.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать пункт 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 4 октября 2010 года N 509 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа "Воркута", пункт 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 5 мая 2009 года N 341 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа "Воркута", пункт 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 24 мая 2007 года N 33 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа МО ГО "Воркута", пункт 1 решения Совета муниципального образования "Город Воркута" от 28 января 2005 года N 167 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа" в части ограничения мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа "Воркута", пределами установленной социальной нормы площади жилого помещения и установленными нормативами потребления коммунальных услуг, неприменения этих мер к перешедшим на пенсию медицинским работникам, проработавшим не менее 10 лет в сельской местности или рабочих поселках, соответствующими Конституции Республики Коми.
2. Признать пункт 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 4 октября 2010 года N 509 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа "Воркута", как не предусматривающий меры социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа "Воркута", в виде оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, соответствующим Конституции Республики Коми.
3. Признать пункт 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 4 октября 2010 года N 509 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа "Воркута", пункт 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 5 мая 2009 года N 341 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа "Воркута", пункт 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 24 мая 2007 года N 33 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа МО ГО "Воркута", пункт 1 решения Совета муниципального образования "Город Воркута" от 28 января 2005 года N 167 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа", как не предусматривающие меры социальной поддержки совместно проживающим членам семьи специалистов муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа "Воркута", в виде оплаты за пользование жилым помещением, за коммунальные услуги (отопление и освещение), неконституционными, нарушающими положения статей 11, 40 (часть 1) и 65 Конституции Республики Коми.
4. Признать пункт 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 4 октября 2010 года N 509 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа "Воркута", как не предусматривающий меры социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа "Воркута", в виде оплаты за отопление жилого помещения, неконституционным, нарушающим положения статей 11, 40 (часть 1) и 65 Конституции Республики Коми.
5. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
6. Правоприменительные решения в отношении гражданки Т.И. Степановой подлежат пересмотру в установленном порядке с учетом настоящего постановления, если для этого нет иных препятствий.
7. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 29 декабря 2010 г. "По делу о проверке конституционности пункта 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 4 октября 2010 года N 509 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа "Воркута", пункта 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 5 мая 2009 года N 341 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования городского округа "Воркута", пункта 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 24 мая 2007 года N 33 "О мерах социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа МО ГО "Воркута", пункта 1 решения Совета муниципального образования "Город Воркута" от 28 января 2005 года N 167 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа" по жалобе гражданки Т.И. Степановой"
Текст постановления опубликован в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" от 31 декабря 2010 г. N 51 (1) ст. 1480