Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего П.Ф. Пунегова, судей М.Г. Аграновича, Д.Н. Басманова, А.В. Проскурова,
с участием представителя Государственного Совета Республики Коми А.В. Турковой - начальника отдела социального законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми, представителей Главы Республики Коми А.Н. Лукиной - начальника отдела социального законодательства Государственно-правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, И.М. Нихельман - консультанта отдела анализа и развития законодательства в сфере социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу гражданина В.И. Гурьева о проверке конституционности положений абзаца первого части 1 статьи 12 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", выраженных в словах "и не имеющие права на меры социальной поддержки по другим основаниям".
Поводом к рассмотрению явилась жалоба В.И. Гурьева на нарушение оспариваемым нормативным правовым актом его конституционных прав, гарантированных статьями 17, 18, 49 Конституции Республики Коми.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми положения вышеназванного Закона Республики Коми.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В. Проскурова, объяснения участников процесса, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. Статьей 12 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (далее - Закон Республики Коми) предоставлены меры социальной поддержки ветеранам труда Республики Коми. К ветеранам труда Республики Коми оспариваемым законом отнесены граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), получающие трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством, имеющие стаж трудовой деятельности (учитываемый в календарном исчислении) не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин и не имеющие права на меры социальной поддержки по другим основаниям.
По мнению заявителя, положения Закона Республики Коми о предоставлении мер социальной поддержки данной категории граждан только в случаях, когда указанные граждане не имеют права на меры социальной поддержки по другим основаниям, нарушают его конституционные права, гарантированные статьями 17, 18, 49 Конституции Республики Коми, и лишают его права выбора оснований для получения мер социальной поддержки.
Из представленных документов следует, что В.И. Гурьев являлся получателем мер социальной поддержки, предоставляемых ему в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 июня 1993 года N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" как лицу, награжденному знаком "Почетный донор России", и в соответствии с Законом Республики Коми - как ветерану труда Республики Коми. Уведомлением государственного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты" от 31 октября 2011 года предоставление В.И. Гурьеву мер социальной поддержки, как ветерану труда Республики Коми, прекращено, так как он является получателем социальных льгот как лицо, награжденное знаком "Почетный донор России". Решением Ухтинского городского суда от 6 февраля 2012 года в удовлетворении требований Гурьева о признании действий Центра по лишению его мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 12 Закона Республики Коми, незаконными отказано; определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 19 апреля 2012 года решение Ухтинского городского суда отменено, вынесено новое решение - требования Гурьева В.И. удовлетворены.
Конституционный Суд Республики Коми в силу положений частей второй и третьей статьи 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" выносит постановления и определения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении; при этом Конституционный Суд Республики Коми принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальными и другими актами толкования или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
В соответствии с частями второй и третьей статьи 3 этого же закона Конституционный Суд Республики Коми решает исключительно вопросы права, при осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Учитывая изложенное, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Коми являются положения абзаца первого части 1 статьи 12 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", выраженные в словах "и не имеющие права на меры социальной поддержки по другим основаниям".
2. В силу статьи 4 Конституции Республики Коми человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Коми. Социальная и экономическая политика Республики Коми направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 11).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 16).
Согласно статьи 17 Конституции Республики Коми государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Перечисление в Конституции Республики Коми основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Республике Коми не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 18).
Конституция Республики Коми в соответствии с целями социального государства (статья 11) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 40, часть 1). При этом Конституция Республики Коми, определяя направления социальной политики в Республике Коми, вместе с тем, не закрепляет конкретные меры такой защиты, равно как и объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Определение организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к полномочиям законодателя.
Социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми (пункт "ж" части 1 статьи 64 Конституции Республики Коми). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование (часть 2 статьи 64 Конституции Республики Коми). При этом в соответствии со статьей 65 Конституции Республики Коми законы и иные правовые акты Республики Коми не могут противоречить законам, принятым федеральными органами государственной власти в соответствии с полномочиями Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, ветеранов труда отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Реализуя указанные полномочия республиканский законодатель в статье 12 Закона Республики Коми установил ветеранам труда Республики Коми конкретные меры социальной поддержки, в том числе в виде оплаты в размере 50 процентов за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах установленных социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления указанных услуг, республиканской ежемесячной денежной выплаты. При этом законодатель в части 2 статьи 2 Закона Республики Коми закрепил в качестве условия предоставления указанных мер необходимость выбора оснований предоставления мер социальной поддержки при наличии у перечисленных в законе лиц права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, сами по себе вышеприведенные нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан, поскольку направлены на создание благоприятных условий для обеспечения социальной защищенности данной категории граждан.
3. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что при осуществлении правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, законодателем должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации (постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, определение от 12 июля 2006 года N 350-О).
В Постановлении от 5 сентября 2006 года по делу Н.И. Крамаренко Конституционный Суд Республики Коми пришел к выводу, что федеральный законодатель при регулировании вопросов, обеспечивающих проведение политики социального государства, ограничение прав и свобод человека и гражданина, а по сути законодательное установление пределов прав и свобод осуществляет через предусмотренное в законодательстве общее правило, в соответствии с которым лицам, имеющим право на получение мер социальной защиты по нескольким основаниям, предоставляется право выбора таких оснований.
В частности, указанные условия предоставления мер социальной поддержки установлены Федеральными законами "О ветеранах" (статья 13), "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 31), "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (статья 3) и, как отмечалось ранее, Законом Республики Коми (статья 2).
Такое правовое регулирование, при котором лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, направлено на повышение уровня социальной защиты и гарантий граждан, способствует повышению их материального благосостояния.
Таким образом, решение республиканского законодателя применять положения статьи 12 Закона Республики Коми в отношении граждан пожилого возраста, получающих трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет, имеющих определенный стаж трудовой деятельности, только лишь в случаях, если они не имеют права на меры социальной поддержки по другим основаниям, искажает конституционно-правовой смысл целей самого Закона Республики Коми, принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, принципа выбора, присущего федеральному законодательству.
Учитывая вышеприведенные положения Конституции Республики Коми, федерального и республиканского законодательства, регулирующего вопросы социальной поддержки граждан, а также правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Республики Коми, Конституционный Суд Республики Коми пришел к выводу о том, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем запрета применения предусмотренных в статье 12 Закона Республики Коми мер социальной поддержки к гражданам пожилого возраста, получающим трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет, имеющим определенный стаж трудовой деятельности, то есть находящимся в одинаковых условиях (наличие предусмотренного Законом Республики Коми возраста, стажа трудовой деятельности, пенсии), однако имеющих право на меры социальной поддержки по другим основаниям, неоправданно, и, следовательно, положения абзаца первого части 1 вышеназванной статьи, исключающие для граждан указанной категории право выбора оснований для получения мер социальной поддержки, не соответствует Конституции Республики Коми (ее статьям 17, 18, 65).
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 90, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать положения абзаца первого части 1 статьи 12 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", выраженные в словах "и не имеющие права на меры социальной поддержки по другим основаниям", не противоречащими Конституции Республики Коми, в той мере, в какой содержащееся в нем регулирование направлено на обеспечение социальной защищенности граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), получающих трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством, имеющих стаж трудовой деятельности (учитываемый в календарном исчислении) не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин и не имеющих права на меры социальной поддержки по другим основаниям.
2. Признать положения абзаца первого части 1 статьи 12 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", выраженные в словах "и не имеющие права на меры социальной поддержки по другим основаниям", не соответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 17, 18, 65, в той мере, в какой содержащееся в нем регулирование - по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, - лишает граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), получающих трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством, имеющих стаж трудовой деятельности (учитываемый в календарном исчислении) не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, однако имеющих право на меры социальной поддержки по другим основаниям, права выбора между такими мерами и мерами, предусмотренными статьей 12 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
3. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд Республики Коми |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 23 мая 2012 г. "По делу о проверке конституционности абзаца первого части 1 статьи 12 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" по жалобе В.И. Гурьева"
Текст постановления опубликован в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" от 1 июня 2012 г. N 25 ст. 568, в газете "Республика" от 29 мая 2012 г. N 99-100, на Интернет-портале Республики Коми в Internet (http://www.rkomi.ru) 29 мая 2012 г.