Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Государственная программа
Республики Коми "Развитие промышленности"
(утв. постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. N 419)
21 декабря 2012 г., 15 августа, 20 декабря 2013 г., 29 июля 2014 г.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29 июля 2014 г. N 311 в паспорт внесены изменения
Паспорт
Государственной программы Республики Коми "Развитие промышленности"
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми |
Участники Программы |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми; Служба Республики Коми по тарифам; Министерство образования Республики Коми; Постоянное представительство Республики Коми при Президенте Российской Федерации; Представительство Республики Коми в Северо-Западном Федеральном округе Российской Федерации |
Подпрограммы Программы |
1. Развитие промышленного производства. 2. Развитие производственной и инновационной инфраструктуры промышленного производства. |
Программно-целевые инструменты Программы |
- |
Цель Программы |
Развитие и эффективное использование промышленного потенциала Республики Коми |
Задачи Программы |
1. Обеспечение устойчивого развития промышленного производства; 2. Формирование и эффективное использование инновационной и производственной инфраструктуры промышленного развития. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
индекс промышленного производства к предыдущему году, (%); доля обрабатывающих производств в структуре промышленного производства, (%) |
Сроки реализации Программы |
2013 - 2020 годы: Отдельные этапы реализации Программы не предусматриваются |
Объемы финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы на 2013 - 2016 годы предусматривается в размере 296 502,2 тыс. рублей, в том числе: за счет средств республиканского бюджета Республики Коми 224 602,2 тыс. рублей, в том числе по годам реализации Программы: 2013 год - 56 431,7 тыс. рублей; 2014 год - 70 700,7 тыс. рублей; 2015 год - 48 651,7 тыс. рублей; 2016 год - 48 818,1 тыс. рублей; за счет средств юридических лиц 71 900,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации Программы: 2013 год - 25 900,0 тыс. рублей; 2014 год - 46 000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
В течение срока ьреализации Программы прогнозируется, что комплекс программных мероприятий позволит обеспечить устойчивое развитие основных промышленно-производственных комплексов и сформирует базовые условия динамичного развития предприятий нефте-, газодобывающего (перерабатывающего), горнорудного, лесопромышленного (в том числе лесоперерабатывающего) комплексов, машиностроения и легкой промышленности. Важнейшими факторами, обеспечивающими развитие отраслей промышленности республики будут: переход функционирования предприятий на инновационный путь развития; ускоренная модернизация и обновление основных производственных фондов; совершенствование системы привлечения инвестиций в сферу промышленного производства, в частности, в опережающее развитие обрабатывающих производств; формирование инновационной и производственной инфраструктуры промышленного развития. В период реализации Программы на территории республики будет создано не менее: шести промышленных площадок, на которых будут функционировать новые перерабатывающие производства, предусматривающие выпуск конкурентоспособной продукции на базе сырьевых ресурсов республики; двух технологических или индустриальных парков, обеспечивающих концентрацию смежных промышленных производств и взаимодействующих с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями; индекс объема инвестиций в промышленное производство составит не менее 116% к уровню 2012 года; число организаций, осуществляющих инновационную деятельность в сфере промышленного производства, возрастет не менее, чем в 2 раза (до 32). |
1. Характеристика текущего состояния промышленности Республики Коми
В экономике России, в части развития промышленности, Республика Коми занимает достаточно устойчивые позиции. По итогам 2011 года индекс промышленного производства по республике составил 104,3% к уровню 2010 года, что несколько ниже среднероссийского показателя (104,7%) и среднего по Северо-Западному Федеральному округу Российской Федерации (далее - СЗФО) (105,3%).
Индекс производства по добыче полезных ископаемых за 2011 год по республике составил 101,7%, что ниже среднероссийского показателя (101,9%), но выше среднего по СЗФО (93,8%). При этом Республика Коми опережает среднероссийские значения по индексу производства в добыче сырой нефти и природного газа (102,2% - по республике, 101,0% - по России) и добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (117,1% - по республике, 104,8% - по России).
По индексу производства в обрабатывающих отраслях Республика Коми (112,3%) опережает среднероссийские показатели и средние по СЗФО (106,5 и 108,9% соответственно), что обусловлено опережающими темпами развития по сравнению со среднероссийскими значениями показателей таких видов экономической деятельности, как:
целлюлозно-бумажное производство (106,8% - по республике, 101,8% - по России),
производство нефтепродуктов (121,6% - по республике, 102,9% - по России),
химическое производство (107,8% - по республике, 105,2% - по России),
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (123,3% - по республике, 105,1% - по России).
Топливно-энергетический комплекс, по-прежнему, занимает доминирующее положение в экономике Республики Коми. По уровню добычи нефти Республика Коми находится на 9 месте среди 12 основных нефтедобывающих регионов страны (в 2011 году добыча нефти на территории республики составила 2,6% от объемов добычи нефти в стране и 47,2% от объемов добычи нефти по СЗФО).
Объемы добытого естественного газа на территории Республики Коми в 2011 году составили 0,5% от общих объемов добычи по России и 73,8% - по СЗФО. Это позволило республики# занять 7 место среди 9 основных газодобывающих регионов страны.
В угольной промышленности - в республике добывается 4,0% от добываемого в стране угля и 99,2% - от добываемого угля в СЗФО (6 место среди 8 основных угледобывающих регионов страны).
В лесопромышленном комплексе за 2011 год Республика Коми стала лидером по России и по СЗФО по производству фанеры - 10,8% от всего в стране объема и 31,1% - от уровня СЗФО, выпуску лесоматериалов соответственно - 2,8% (11 место) и 8,1% (6 место); древесноволокнистых плит - 3,4% (9 место) и 27,9% (2 место); древесностружечных плит - 4,9% (6 место) и 18,0% (3 место); бумаги - 15,8% (2 место) и 27,4% (2 место), картона 8% (4 место) и 13,3% (3 место).
Рост инвестиций в основной капитал в республике по итогам 2011 года составил 59,6%, что выше среднероссийского показателя (6,2%).
Государственная программа Республики Коми "Развитие промышленности" (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 30 июня 2011 г. N 288 "О государственных программах Республики Коми" и направлена на координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов в части развития промышленного производства на территории Республики Коми.
От направления и темпов развития основных промышленно-производственных комплексов, соответствующих современным условиям и требованиям, в значительной мере зависят финансовые и технологические возможности успешного решения социально-экономических задач, стоящих перед республикой, в том числе ключевой задачи по повышению уровня благосостояния ее жителей.
В настоящее время Республика Коми имеет значимые конкурентные преимущества, дающие основания для дальнейшего оптимистичного планирования развития промышленного производства на долгосрочную перспективу.
Главные из них:
высокая обеспеченность природными ресурсами, в том числе лесными, минерально-сырьевыми, водными;
надежность в обеспечении топливом и энергоресурсами;
возможность увеличения добычи углеводородного сырья (нефть, уголь) за счет вовлечения в разработку новых месторождений;
стабильность рынка нефтепродуктов и потребления газа;
высокий кредитный рейтинг, поддержание репутации Республики Коми как добросовестного заемщика;
наличие нормативно-правовой базы Республики Коми, обеспечивающей поддержку инвестиционной деятельности и предусматривающей различные формы и методы государственного регулирования и поддержки инвестиционной деятельности;
наличие транснациональных корпораций, реализующих крупные инвестиционные проекты на территории Республики Коми.
Наряду с конкурентными преимуществами Республики Коми и достигнутыми позитивными результатами остаются ограничения развития и сложные проблемы долговременного характера, в том числе:
неблагоприятное географическое положение Республики Коми: удаленность от центра, сложные климатические условия;
высокий уровень износа основных фондов, использование устаревших технологий;
ухудшение состояния сырьевой базы углеводородного сырья (нефти и газа);
недостаточно диверсифицированная структура экономики, в основном добывающая (сырьевая) направленность промышленности, низкая доля перерабатывающих и высокотехнологичных производств;
ограниченный спрос на низкосортную и мелкотоварную древесину, недостаток производственных мощностей по глубокой переработке древесного сырья;
низкая рентабельность лесозаготовительного производства;
значительная отраслевая дифференциация инвестиций, относительно низкая инвестиционная и инновационная активность организаций, отсутствие эффективных связей между наукой и производством;
недостаточное развитие производственной, инновационной инфраструктуры промышленного производства;
сокращение численности населения Республики Коми за счет естественной убыли и миграционного оттока, недостаточность трудовых ресурсов;
низкий уровень трудовой активности и мобильности населения, неполное соответствие профессиональной структуры трудовых ресурсов потребностям промышленности, дефицит квалифицированных кадров, территориальные и профессиональные диспропорции спроса и предложения на рынках труда городов и районов республики;
значительная дифференциация в уровне и темпах развития отдельных территорий Республики Коми.
Основное влияние на темпы и тенденции развития промышленного производства Республики Коми в долгосрочной перспективе будут оказывать следующие факторы:
1) внешние факторы:
1.1. изменение конъюнктуры цен на мировом рынке энергоносителей (нефть, газ природный, уголь) и лесопродукции;
1.2. изменение цен и тарифов на продукцию естественных монополий (электроэнергия, газ природный, железнодорожные перевозки, услуги жилищно-коммунального хозяйства);
1.3. изменение ставок таможенных пошлин;
1.4. вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;
2) внутренние факторы:
2.1) развитие минерально-сырьевой базы Республики Коми;
2.2) повышение эффективности процессов природопользования;
2.3) усиление инвестиционной и инновационной активности организаций;
2.4. развитие научного и инновационного потенциала;
2.5) расширение инвестиционного спроса, значительное увеличение инвестиций, в том числе иностранных, в основной капитал;
2.6) диверсификация экономики, опережающий рост обрабатывающих производств по сравнению с добывающими производствами;
2.7) повышение конкурентоспособности производимой организациями Республики Коми продукции;
2.8) повышение роли субъектов малого и среднего предпринимательства в развитии экономики;
2.9) использование механизмов государственно-частного партнерства в реализации приоритетных инвестиционных проектов.
Постановлением Правительства Республики Коми от 15 августа 2013 г. N 309 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Приоритеты и цели реализуемой в Республике Коми государственной политики в сфере развития промышленности, описание основных целей и задач Программы. Прогноз в сфере развития промышленности Республики Коми
Основными приоритетами государственной политики в сфере развития промышленности Республики Коми на период до 2020 года являются:
1) устойчивый рост промышленного производства и повышение его социально-экономической эффективности;
2) диверсификация структуры экономики в направлении опережающего развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей;
3) увеличение вклада малых и средних предприятий в развитие промышленного производства в Республике Коми;
4) формирование эффективной инновационной и производственной инфраструктуры развития промышленного производства.
С учетом приоритетных направлений государственной политики в сфере развития промышленного производства и необходимости создания условий для первоочередного развития и активизации инновационных процессов, обеспечения притока инвестиционных ресурсов в сферу развития промышленного производства в рамках реализации Программы планируется обеспечить выполнение мероприятий, способствующих:
развитию промышленного потенциала республики с учетом территориальных особенностей;
созданию производств по добыче и переработке разнообразного горнорудного сырья (бариты, бокситы, жильный кварц, горючие сланцы, золото, марганец, титановые руды и пр.);
увеличению добычи каменного угля за счет вовлечения в разработку новых месторождений и строительства новых угледобывающих предприятий;
производству конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.
В сфере развития нефтегазового комплекса предусматривается реализация мероприятий, направленных на:
дальнейшее вовлечение в промышленный оборот новых месторождений углеводородного сырья;
увеличение коэффициента извлечения нефти;
расширение использования попутного нефтяного газа;
реализацию мер по гарантированному обеспечению потребителей продуктами нефтепереработки, в том числе за счет реализации проектов по строительству на территории ряда муниципальных образований мини-нефтеперерабатывающих заводов, ориентированных на удовлетворение спроса местных потребителей.
В лесопромышленном комплексе продолжится реализация проектов по развитию глубокой переработки древесины, в том числе включенных в федеральный перечень приоритетных проектов в сфере освоения лесов.
Особое внимание будет уделяться дальнейшему расширению использования отходов лесозаготовок и лесопереработки в качестве топлива для выработки тепловой и электрической энергии, а также производства другой продукции.
В качестве основных направлений развития легкой промышленности и машиностроения на первом этапе реализации Программы предусматривается обеспечение мер поддержки и содействия стабилизации положения в указанных отраслях, расширение рынков сбыта конкурентоспособных видов продукции и сотрудничества с потенциальными потребителями продукции данных отраслей, как на территории республики, так и в соседних с республикой регионах.
В рамках реализации Программы большое внимание будет уделено формированию производственной, инновационной инфраструктуры развития промышленного производства и ее эффективному использованию, созданию условий для активизации инвестиционной деятельности в сфере промышленного производства, модернизации основных фондов предприятий промышленности, оптимизации территориально-отраслевой структуры промышленных комплексов.
К 2020 году, за счет реализации мероприятий, будет обеспечено:
обеспечение макроэкономической стабильности и достижение устойчивых темпов экономического роста, в том числе роста промышленного производства не менее 3,3% в год;
формирование производственной, инновационной инфраструктуры развития промышленного производства;
увеличение объемов инвестиций и активизация инвестиционных процессов в сфере промышленного производства;
обновление основных фондов отраслей промышленности и модернизация структуры промышленного производства Республики Коми при дальнейшем вовлечении в промышленный оборот имеющихся запасов углеводородного, горнорудного, лесного сырья, повышения энергоэффективности действующих предприятий;
создание условий для достижения целей Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года.
Цель Программы - развитие и эффективное использование промышленного потенциала Республики Коми.
Достижение цели Программы обеспечивается путем решения следующих задач:
1) обеспечение устойчивого развития промышленного производства;
2) формирование и эффективное использование инновационной и производственной инфраструктуры промышленного развития.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в период 2013 - 2020 гг.
Дифференциация мероприятий Программы в течение срока ее реализации на отдельные этапы не предусматривается.
Реализация мероприятий и финансирование Программы осуществляется в соответствии с периодами бюджетного планирования.
Постановлением Правительства Республики Коми от 15 августа 2013 г. N 309 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Перечень основных мероприятий Программы
Направлениями основных мероприятий Программы и подпрограмм, сформированных в соответствии с целями и задачами Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года и включенных в состав Программы, являются:
Подпрограмма 1: "Развитие промышленного производства"
Задача 1.1. Обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала:
Основные мероприятия:
1.1.1) содействие промышленным предприятиям в эффективном использовании запасов углеводородного сырья;
1.1.2) содействие промышленным предприятиям в эффективном использовании запасов горнорудного сырья;
1.1.3) содействие промышленным предприятиям в эффективном использовании лесных ресурсов.
Задача 1.2. Содействие расширению рынков сбыта промышленной продукции республиканских товаропроизводителей:
Основные мероприятия:
1.2.1) продвижение республиканских промышленных товаропроизводителей на общероссийский и международный уровень;
1.2.2) координация взаимодействия и развития коопераций между республиканскими промышленными товаропроизводителями и потребителями их продукции внутри республики.
Задача 1.3. Содействие развитию системы управления промышленными комплексами:
Основные мероприятия:
1.3.1) обеспечение планирования и прогнозирования в сфере развития промышленного производства на республиканском уровне;
1.3.2) развитие системы сотрудничества промышленных предприятий и органов исполнительной власти Республики Коми по совместному решению социально-экономических проблем;
1.3.3) формирование условий для развития кадрового потенциала промышленного производства;
1.3.4) информационно-аналитическое обеспечение процесса развития промышленности в республике.
Задача 1.4. Содействие инновационной и инвестиционной активности в сфере промышленного производства:
Основные мероприятия:
1.4.1) сопровождение реализации инвестиционных проектов в сфере промышленного производства;
Постановлением Правительства Республики Коми от 29 июля 2014 г. N 311 в пункт 1.4.2 внесены изменения
1.4.2) повышение инвестиционной привлекательности развития промышленного производства на территории Республики Коми;
1.4.3) развитие научно-исследовательской работы по актуальным проблемам промышленного производства на основе сотрудничества науки, промышленных предприятий и органов исполнительной власти Республики Коми по внедрению передовых технологий и инноваций в промышленное производство.
Подпрограмма 2: "Развитие производственной и инновационной инфраструктуры промышленного производства"
Задача 2.1. Формирование производственной и инновационной инфраструктуры промышленного развития:
Основные мероприятия:
2.1.1) формирование сети площадок, пригодных для развития промышленного производства;
2.1.2) реализация проектов по созданию индустриальных, технологических парков.
Задача 2.2. Обеспечение эффективного использования элементов производственной и инновационной инфраструктуры промышленного развития:
Основные мероприятия:
2.2.1) создание системы управления элементами производственной и инновационной инфраструктуры промышленного развития и обеспечение ее функционирования;
2.2.2) продвижение потенциала использования элементов производственной и инновационной инфраструктуры промышленного развития на общероссийском и международном уровне.
Подпрограмма 3: "Обеспечение реализации Программы"
Задача 3.1. Обеспечение реализации Программы на республиканском уровне:
Основные мероприятия:
Постановлением Правительства Республики Коми от 29 июля 2014 г. N 311 в пункт 3.1.1 внесены изменения
3.1.1) руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми (центральный аппарат);
3.1.2) мониторинг реализации Программы.
Задача 3.2. Обеспечение реализации Программы на муниципальном уровне:
Основные мероприятия:
3.2.1) организация взаимодействия с органами местного самоуправления по реализации Программы;
3.2.2) мониторинг взаимодействия с органами местного самоуправления по реализации Программы.
Перечень основных мероприятий Программы (с указанием сроков их реализации в разрезе главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Коми) представлен в приложении 2 к Программе.
5. Основные меры правового регулирования в сфере развития промышленности Республики Коми, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов Программы
Правовое регулирование в сфере реализации Программы осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
1. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
2. Лесным кодексом Российской Федерации.
3. Федеральным законом "О недрах".
4. Федеральным законом "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
5. Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности".
6. Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
7. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 1540-р "Об основных направлениях развития лесной промышленности".
8. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р "Энергетическая стратегия России на период до 2030 года".
9. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. N 14-р "О Долгосрочной программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года".
10. Приказом Минпромторга Российской Федерации и Минсельхоза Российской Федерации N 248/482 от 31 октября 2008 г. "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года".
11. Законом Республики Коми "О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми".
12. Законом Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми".
13. Законом Республики Коми "О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми".
14. Законом Республики Коми "Об участии Республики Коми в государственно-частном партнерстве".
15. Распоряжением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2010 г. N 617-р "О Концепции инвестиционной политики в Республике Коми".
16. Распоряжением Правительства Республики Коми от 22 февраля 2011 г. N 44-р "О концепции развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми на период до 2015 года".
Правовое регулирование в среднесрочной перспективе будет совершенствоваться путем разработки ряда проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов инвестиционной деятельности.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы представлены в приложении 4 к Программе.
Оценка применения мер государственного регулирования в сфере реализации Программы представлена в приложении 3 к Программе.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29 июля 2014 г. N 311 раздел 6 изложен в новой редакции
6. Прогноз конечных результатов Программы. Перечень целевых индикаторов и показателей Программы
Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм Программы и их значениях представлены в приложении 1 к Программе.
Состав целевых показателей и индикаторов Программы определен таким образом, чтобы обеспечить:
наблюдаемость значений показателей (индикаторов) в течение срока реализации Программы;
охват всех наиболее значимых результатов реализации мероприятий;
минимизацию количества показателей (индикаторов).
Основными показателями (индикаторами) реализации Программы являются:
индекс промышленного производства к предыдущему году (%);
доля обрабатывающих производств в структуре промышленного производства (%).
Состав показателей (индикаторов) Программы и подпрограмм увязан с их задачами и основными мероприятиями и структурирован с учетом минимизации их количества.
Показателями выполнения задач подпрограммы 1 "Развитие промышленного производства" являются:
Задача 1.1. "Обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала":
доля переработанной нефти в общем объеме ее добычи (%);
коэффициент использования попутного нефтяного газа (%);
индекс промышленного производства по добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (%);
доля используемых древесных отходов в общем объеме отходов лесопереработки (%);
использование расчетной лесосеки (%).
Задача 1.2. "Содействие расширению рынков сбыта промышленной продукции республиканских товаропроизводителей":
доля экспорта в общем объеме отгруженной продукции (%);
количество российских и региональных выставок, форумов, ярмарок с представлением экспозиций республиканских промышленных товаропроизводителей (ед.).
Задача 1.3. "Содействие развитию системы управления промышленными комплексами":
количество предприятий основных промышленных комплексов, в отношении которых осуществляется мониторинг производственно-хозяйственной деятельности (ед.);
количество действующих между промышленными предприятиями и органами исполнительной власти Республики Коми соглашений по совместному решению социально-экономических проблем (ед.).
Задача 1.4. "Содействие инновационной и инвестиционной активности в сфере промышленного производства":
количество инвестиционных проектов в сфере промышленности, включенных в Реестр инвестиционных проектов (ед.);
индекс объема инвестиций в промышленное производство к предыдущему году (%);
число организаций промышленного производства, осуществляющих технологические инновации (ед.);
затраты организаций промышленного производства на технологические инновации (млн. руб.).
Показателями выполнения задач подпрограммы 2 "Развитие производственной и инновационной инфраструктуры промышленного производства" являются:
Задача 2.1. "Формирование производственной и инновационной инфраструктуры промышленного развития":
количество промышленных площадок, доступных для промышленного развития (ед.);
количество действующих технологических (индустриальных) парков (ед.).
Задача 2.2. "Обеспечение эффективного использования элементов производственной и инновационной инфраструктуры промышленного развития":
количество резидентов в реестре технологических (индустриальных) парков, промышленных площадок (ед.);
количество созданных рабочих мест с использованием производственной и инновационной инфраструктуры промышленного развития (ед.).
Показателями выполнения задач подпрограммы 3 "Обеспечение реализации Программы" являются:
Задача 3.1. "Обеспечение реализации Программы на республиканском уровне".
Основным показателем подпрограммы является уровень ежегодного достижения показателей (индикаторов) Программы и подпрограмм (%).
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях (приложение 1 к Программе) носят открытый характер и предусматривают возможность корректировки в случаях потери информативности показателя (достижение максимального значения или насыщения), изменения приоритетов государственной политики, появления новых технологических и социально-экономических обстоятельств, существенно влияющих на достижение цели Программы.
Обоснование целевых значений и оценка влияния внешних факторов проводятся при подготовке соответствующего раздела прогноза социально-экономического развития Республики Коми на среднесрочный период.
В рамках реализации Программы планируется обеспечить:
устойчивый рост промышленного производства не менее 2,0 - 2,3% в год;
ежегодное увеличение доли обрабатывающих производств в структуре промышленного производства до 0,8 - 1,2% (по сравнению с предыдущим годом);
создание к 2020 году более 7300 новых рабочих мест как в добывающем, так и в обрабатывающем секторах промышленности.
7. Перечень и краткое описание подпрограмм
Масштаб задач Программы предусматривает выделение в ее составе трех подпрограмм:
Подпрограмма 1: Развитие промышленного производства
Цель подпрограммы: Обеспечение устойчивого развития промышленного производства.
Задачи подпрограммы:
1.1. Обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала.
1.2. Содействие расширению рынков сбыта промышленной продукции республиканских товаропроизводителей.
1.3. Содействие развитию системы управления промышленными комплексами.
1.4. Содействие инновационной и инвестиционной активности в сфере промышленного производства.
Подпрограмма 2: Развитие производственной и инновационной инфраструктуры промышленного производства
Цель подпрограммы: Формирование и эффективное использование инновационной и производственной инфраструктуры промышленного развития.
Задачи подпрограммы:
1.1. Формирование производственной и инновационной инфраструктуры промышленного развития.
1.2. Обеспечение эффективного использования элементов производственной и инновационной инфраструктуры промышленного развития.
Подпрограмма 3: Обеспечение реализации Программы
Цель подпрограммы: Реализация подпрограмм, основных мероприятий Программы в соответствии с установленными сроками и этапами, обеспечение управления и контроля за реализацией мероприятий Программы на региональном и муниципальном уровнях.
Задачи подпрограммы:
1.1. Обеспечение реализации Программы на республиканском уровне.
1.2. Обеспечение реализации Программы на муниципальном уровне. Реализация подпрограмм планируется в установленных сферах деятельности соответствующих органов государственной власти Республики Коми, указанных в паспортах подпрограмм.
Последовательность реализации мероприятий подпрограмм определяется в соответствии с утвержденными паспортами подпрограмм и годовыми планами исполнения Программы.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29 июля 2014 г. N 311 раздел 8 изложен в новой редакции
8. Ресурсное обеспечение Программы
1. Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и юридических лиц. Общий объем финансирования Программы на 2013 - 2016 годы предусматривается в размере 296 502,2 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств республиканского бюджета Республики Коми - 224 602,2 тыс. рублей;
за счет средств юридических лиц - 71 900,0 тыс. рублей.
Прогнозный объем финансирования Программы по годам реализации составляет:
2013 год - 56 431,7 тыс. рублей;
2014 год - 70 700,7 тыс. рублей;
2015 год - 48 651,7 тыс. рублей;
2016 год - 48 818,1 тыс. рублей;
за счет средств юридических лиц:
2013 год - 25 900,0 тыс. рублей;
2014 год - 46 000,0 тыс. рублей.
2. Прогнозный объем финансирования по подпрограмме I "Развитие промышленного производства" составляет 110 894,5 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств республиканского бюджета Республики Коми - 38 994,5 тыс. рублей;
за счет средств юридических лиц - 71 900 тыс. рублей.
Объем финансирования подпрограммы по годам реализации составит:
за счет средств республиканского бюджета Республики Коми:
2013 год - 11 104,0 тыс. рублей;
2014 год - 24 090,5 тыс. рублей;
2015 год - 1 900,0 тыс. рублей;
2016 год - 1 900,0 тыс. рублей;
за счет средств юридических лиц:
2013 год - 25 900,0 тыс. рублей;
2014 год - 46 000,0 тыс. рублей.
3. Реализация мероприятий подпрограммы II "Развитие производственной и инновационной инфраструктуры промышленного производства" в период 2013 - 2016 годов не требует финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
4. Прогнозный объем финансирования подпрограммы III "Обеспечение реализации Программы" составляет 185 607,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Коми 185 607,7 тыс. рублей.
Объем финансирования подпрограммы по годам реализации составит:
2013 год - 45 327,7 тыс. рублей;
2014 год - 46 610,2 тыс. рублей;
2015 год - 46 751,7 тыс. рублей;
2016 год - 46 918,1 тыс. рублей.
5. Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми представлено в приложении N 5 к Программе.
6. Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов республиканского бюджета Республики Коми (с учетом средств федерального бюджета), бюджетов государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов и юридических лиц на реализацию целей государственной программы Республики Коми представлены в приложении N 6 к Программе.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29 июля 2014 г. N 311 раздел 9 изложен в новой редакции
9. Методика оценки эффективности государственной Программы
Оценка эффективности государственной Программы осуществляется в соответствии с приложением N 2 к Методическим указаниям по разработке и реализации государственных программ Республики Коми, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Коми и Министерства экономического развития Республики Коми от 30 декабря 2011 г. N 263/487.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29 июля 2014 г. N 311 в паспорт внесены изменения
Паспорт подпрограммы 1
"Развитие промышленного производства"
1. Характеристика сферы промышленного производства, описание основных проблем в сфере промышленного производства и прогноз ее развития
Одной из основных проблем функционирования промышленного производства на территории Республики Коми является существенный износ основных фондов и устойчивая тенденция по его росту в последние годы.
В частности, в добыче полезных ископаемых за период с 2005 по 2010 гг. износ основных фондов увеличился с 43,5% до 54,6%, а в обрабатывающих производствах - с 31,4% до 40,5%. Высокий уровень износа основных фондов требует активизации инвестиционных процессов по их обновлению и модернизации. В противном случае, сохранение и тем более наращивание объемов промышленного производства будет весьма затруднительным.
Таким образом, наиболее острыми проблемами развития промышленного производства в Республике Коми можно считать:
преобладание в общем объеме промышленного производства продукции (работ, услуг) сектора добывающих производств (добычи полезных ископаемых и непосредственно связанных с ними производств) и недостаточное развитие обрабатывающих производств;
высокий физический и моральный износ основных производственных фондов;
нестабильность инвестиционной активности, с преобладанием инвестиций в добычу полезных ископаемых, а также в магистральную систему транспортировки углеводородов;
низкую инновационную активность субъектов промышленного производства;
отсутствие эффективной взаимосвязи между наукой и производством;
низкий уровень трудовой активности населения, неполное соответствие профессиональной структуры трудовых ресурсов потребностям промышленности, дефицит квалифицированных кадров, территориальные и профессиональные диспропорции спроса и предложения на рынке труда городов и районов республики.
Наряду с общими проблемами развития промышленного производства необходимо отметить также и специфические проблемы, характерные для отдельных отраслевых комплексов.
В частности, в нефтегазовом комплексе региона:
ухудшение состояния сырьевой базы, как в количественном (сокращение объема запасов), так и в качественном (рост доли трудноизвлекаемых запасов) отношениях;
недостаточное восполнение добычи нефти запасами промышленных категорий по причине сокращения подготовленных запасов из-за снижения объемов геологоразведочных работ на территории Республики Коми;
падение уровня добычи природного газа на вступивших в завершающую стадию эксплуатации Вуктыльском и Западно-Соплесском месторождениях;
недостаточный уровень использования попутного нефтяного газа.
В угольной промышленности:
сильные колебания рыночных цен на угольную продукцию;
диспропорции в соотношении цен на энергоресурсы;
высокий уровень издержек на обеспечение промышленной безопасности и охрану труда.
В горнорудном комплексе:
ограниченный рынок сбыта выпускаемой продукции и отсутствие долгосрочных договоров с потребителями продукции;
сложные горно-геологические условия разработки месторождений;
неразвитость транспортной инфраструктуры освоения месторождений.
В лесопромышленном комплексе:
монопольное положение ОАО "Монди СЛПК" на региональном рынке балансовой древесины;
недостаток мощностей по переработке древесных отходов лесопереработки, лесозаготовки и низкосортной древесины и, как следствие, недостаточное использование потенциала древесных отходов для производства тепловой и электрической энергии;
слабая инфраструктурная (транспортная) обеспеченность освоения и использования лесных ресурсов;
отсутствие платежеспособного внутрирегионального спроса на большую часть производимой лесопродукции;
нормативные и институциональные ограничения для доступа малого и среднего бизнеса к лесным ресурсам.
В машиностроении и производстве изделий из металла, а также в легкой промышленности:
морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей (промышленные коммуникации, внутризаводская транспортная и складская система);
морально и физически устаревшие основные производственные фонды, не позволяющие обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции по качественным характеристикам соответствующей возрастающим потребительским и рыночным требованиям;
угрозы дальнейшего ухудшения конъюнктуры на товарных рынках соответствующих видов продукции (работ, услуг) республиканских товаропроизводителей в связи со вступлением России в ВТО;
удаленность предприятий от рынков поставки материалов и сбыта продукции, сложность отправки продукции потребителям железнодорожным транспортом.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29 июля 2014 г. N 311 в раздел 2 внесены изменения
2. Приоритеты реализуемой в Республике Коми государственной политики в сфере развития промышленного производства, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Основными приоритетами государственной политики Республики Коми в сфере реализации подпрограммы на период до 2020 года, являются:
1) рост инвестиционной привлекательности и формирование положительного имиджа Республики Коми, как промышленного региона;
2) повышение инвестиционной и инновационной активности промышленных организаций;
3) обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала;
4) повышение конкурентоспособности промышленной продукции, производимой в республике;
При этом необходимо также зафиксировать территориальные и отраслевые приоритеты развития отдельных ключевых промышленных комплексов региона.
Основными отраслевыми приоритетами развития являются:
в нефтегазовом комплексе:
увеличение глубины и объемов переработки нефти;
обеспечение нормативного уровня (95%) использования попутного нефтяного газа;
наращивание добычи "тяжелой" нефти на Ярегском нефтетитановом месторождении;
развитие сети магистральных нефте- и газопроводов;
бурение поисковой скважины глубиной 5,6 км для изучения продуктивности нижних горизонтов Вуктыльского газоконденсатного месторождения;
поддержка нефтедобывающих компаний, разрабатывающих малые месторождения, а также месторождения, находящиеся в завершающей стадии добычи;
в горнорудном комплексе:
повышение эффективности обогащения угля и горнорудного сырья;
увеличение доли переработки отходов обогатительных процессов;
развитие переработки горнорудного сырья;
вовлечение в хозяйственный оборот новых видов горнорудного сырья;
в лесопромышленном комплексе:
развитие мощностей по переработке мелкотоварной и низкосортной древесины;
диверсификация товарной структуры плитной продукции, в частности развитие производства ориентированно-стружечных плит (ОСП);
развитие глубокой механической переработки древесины (расширение производства клееных деревянных изделий, отделочных материалов и т.п.);
расширение использования древесных отходов и низкосортной древесины для производства тепловой и электрической энергии, а также в иных целях;
в машиностроении:
расширение номенклатуры продукции для нефтегазового комплекса;
восстановление производства машиностроительной продукции для лесопромышленного комплекса;
в легкой промышленности:
развитие мощностей по производству нетканых материалов и спецодежды;
диверсификация товарной структуры швейного производства, в частности, развитие производства изделий из меха;
Основными территориальными приоритетами развития ключевых промышленных комплексов являются:
в нефтегазовом комплексе:
углубленный анализ ситуации и развитие малой нефтепереработки в районах, удаленных от действующих нефтеперерабатывающих производств и нефтяных трубопроводных магистралей (Усть-Цилемском, Ижемском районах);
формирование газодобычи в районе г. Инты;
наращивание добычи газа в Вуктыльском районе;
развитие нефтедобычи в Троицко-Печорском, Ижемском, Усть-Цилемском районах;
развитие роли г. Усинск как базы нефтедобычи в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции;
в горнорудном комплексе:
развитие угледобычи в районе г. Воркуты;
развитие добычи горнорудного сырья в Усть-Цилемском ("Пижемское" месторождение титановых руд), Удорском ("Чим-Лоптюгское" месторождение горючих сланцев), Интинском районе (месторождение коренного золота "Чудное", месторождение жильного кварца "Желанное")
развитие переработки горнорудного сырья в Ухте и Сосногорском районе;
в лесопромышленном комплексе:
формирование второго крупного центра переработки древесины, включающего все базовые перерабатывающие сегменты, в Троицко-Печорском районе;
приоритетное развитие переработки древесины в лесообеспеченных районах (Усть-Куломский, Прилузский, Койгородский, Удорский);
развитие малого бизнеса в районах лесной "периферии";
в машиностроении:
развитие кластера машиностроительной продукции для нефтегазового и горнорудного комплексов в Ухте;
развитие кластера машиностроительной продукции для строительного, лесопромышленного комплексов и жилищно-коммунального хозяйства в Сыктывкаре;
расширение ремонтно-восстановительной базы угледобычи в Воркуте;
в легкой промышленности:
развитие в районах республики малых предприятий по швейному производству, ориентированных на персонифицированный заказ.
Цель подпрограммы - обеспечение устойчивого развития промышленного производства.
Достижение цели подпрограммы требует решения следующих задач, результаты которых характеризуются следующими показателями (целевыми индикаторами) подпрограммы:
Задача 1.1. "Обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала".
доля переработанной нефти в общем объеме ее добычи, (%);
коэффициент использования попутного нефтяного газа, (%);
индекс промышленного производства по добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, (%);
использование расчетной лесосеки, (%);
доля используемых древесных отходов в общем объеме отходов лесопереработки, (%).
К концу 2020 года в промышленный оборот будут вовлечены новые месторождения полезных ископаемых, в результате увеличатся объемы добычи и переработки сырьевых ресурсов, возрастет дополнительный выпуск продукции переработки, снизятся потери сырья в результате его эффективного использования, улучшится экологическая обстановка в районах добычи.
Задача 1.2. "Содействие расширению рынков сбыта промышленной продукции республиканских товаропроизводителей".
оля экспорта продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств, (%);
количество российских и региональных выставок, форумов, ярмарок с представлением экспозиций республиканских промышленных товаропроизводителей, (ед.).
К концу 2020 года ожидается повышение качества и конкурентоспособности на промышленную продукцию республиканских товаропроизводителей, возрастет спрос на нее, увеличатся объемы реализации промышленной продукции. Удовлетворение потребностей бюджетных организаций в продукции легкой промышленности.
Задача 1.3. "Содействие развитию системы управления промышленными комплексами".
количество предприятий основных промышленных комплексов, в отношении которых осуществляется мониторинг производственно-хозяйственной деятельности, (ед.);
количество действующих между промышленными предприятиями и органами исполнительной власти Республики Коми соглашений по совместному решению социально-экономических проблем, (ед.);
доля специалистов с высшим специальным профессиональным образованием в промышленности, (%);
доля специалистов со средним и начальным специальным профессиональным образованием в промышленности, (%);
количество публичных мероприятий по информационно-аналитическому обеспечению процессов развития промышленности, (ед.).
К концу 2020 года ожидается стабилизация производственной деятельности в Республике Коми, модернизация и обновление основных фондов промышленных предприятий, развитие инноваций на производственных комплексах региона.
Задача 1.4. "Содействие инновационной и инвестиционной активности в сфере промышленного производства".
количество инвестиционных проектов в сфере промышленности, включенных в Реестр инвестиционных проектов, (ед.);
индекс объема инвестиций в промышленное производство к предыдущему году, (%);
число организаций промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, (ед.);
затраты организаций промышленного производства на технологические инновации, (млн.руб.).
К 2020 году ожидается развитие инновационной и инвестиционной активности в сфере промышленного производства, развитие новых направлений в промышленности республики (создание индустриальных и технологических парков), создание дополнительных рабочих мест как в добывающем, так и в обрабатывающем секторах промышленности, приток инвестиций в основной капитал.
Реализация подпрограммы рассчитана на период с 2013 по 2020 год. Отдельные этапы реализации подпрограммы не предусматриваются.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях представлены в приложении 1 к Программе.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29 июля 2014 г. N 311 в раздел 3 внесены изменения
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Перечень основных мероприятий подпрограммы (с указанием сроков их реализации, объемов финансирования (в разрезе главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Коми) и ожидаемых результатов изложен в приложении 2 к Программе.
Мероприятия подпрограммы направлены на обеспечение решения конкретных задач подпрограммы и достижение конечного результата.
Решение задачи 1.1. "Обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала" предусматривается обеспечить путем реализации следующих основных мероприятий:
1.1.1. Содействие промышленным предприятиям в эффективном использовании запасов углеводородного сырья.
1.1.2. Содействие промышленным предприятиям в эффективном использовании запасов горнорудного сырья.
1.1.3. Содействие промышленным предприятиям в эффективном использовании лесных ресурсов.
Содействие осуществляется путем предоставления субсидий хозяйствующим субъектам на компенсацию части затрат по созданию производств топливных гранул, топливных брикетов и топливной щепы в порядке, определенном Правительством Республики Коми.
Порядок предоставления за счет средств республиканского бюджета Республики Коми субсидий хозяйствующим субъектам на компенсацию части затрат по созданию или расширению производств топливных гранул, топливных брикетов и топливной щепы приведен в приложении N 7 к Программе.
Кроме того, в рамках содействия промышленным предприятиям в эффективном использовании лесных ресурсов предусмотрена разработка технико-экономических обоснований по модернизации систем теплоснабжения населенных пунктов Республики Коми с использованием в качестве топлива древесных отходов, топливных гранул и топливных брикетов.
Решение задачи 1.2. "Содействие расширению рынков сбыта промышленной продукции республиканских товаропроизводителей" предусматривается обеспечить путем реализации следующих основных мероприятий:
1.2.1. Продвижение республиканских промышленных товаропроизводителей на общероссийский и международный уровень.
1.2.2. Координация взаимодействия и развития кооперации между республиканскими промышленными товаропроизводителями и потребителями их продукции внутри республики.
Решение задачи 1.3. "Содействие развитию системы управления промышленными комплексами" предусматривается обеспечить путем реализации следующих основных мероприятий:
1.3.1. Обеспечение планирования и прогнозирования в сфере развития промышленного производства на республиканском уровне.
1.3.2. Развитие системы сотрудничества промышленных предприятий и органов исполнительной власти Республики Коми по совместному решению социально-экономических проблем.
1.3.3. Формирование условий для развития кадрового потенциала промышленного производства.
1.3.4. Информационно-аналитическое обеспечение процесса развития промышленности в республике.
Решение задачи 1.4. "Содействие инновационной и инвестиционной активности в сфере промышленного производства" предусматривается обеспечить путем реализации следующих основных мероприятий:
1.4.1. Содействие реализации инвестиционных проектов в сфере промышленного производства.
1.4.2. Повышение инвестиционной привлекательности развития промышленного производства на территории Республики Коми.
1.4.3. Развитие научно-исследовательской работы по актуальным проблемам промышленного производства на основе сотрудничества науки, промышленных предприятий и органов исполнительной власти Республики Коми по внедрению передовых технологий и инноваций в промышленное производство.
4. Характеристика мер государственного регулирования
Дополнительных мер государственного регулирования в период реализации Программы по предварительной оценке не требуется.
Меры правового регулирования в сфере реализации Подпрограммы представлены в приложении 4 к Программе.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы
Выполнение государственных заданий в ходе реализации подпрограммы не предусматривается.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29 июля 2014 г. N 311 раздел 6 изложен в новой редакции
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Объем финансирования на реализацию подпрограммы на период 2013 - 2016 годов составляет 110 894,5 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств республиканского бюджета Республики Коми 38 994,5 тыс. рублей;
за счет средств юридических лиц 71 900,0 тыс. рублей.
Объем финансирования подпрограммы по годам реализации составит:
за счет средств республиканского бюджета Республики Коми:
2013 год - 11 104,0 тыс. рублей;
2014 год - 24 090,5 тыс. рублей;
2015 год - 1 900,0 тыс. рублей;
2016 год - 1 900,0 тыс. рублей;
за счет средств юридических лиц:
2013 год - 25 900,0 тыс. рублей;
2014 год - 46 000,0 тыс. рублей.
7. Методика оценки эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы производится в соответствии с методикой оценки эффективности реализации Программы, отраженной в разделе 9 Программы.
Постановлением Правительства Республики Коми от 20 декабря 2013 г. N 524 в паспорт внесены изменения
Паспорт
подпрограммы 2 "Развитие производственной и инновационной инфраструктуры промышленного производства"
1. Характеристика сферы развития производственной и инновационной инфраструктуры промышленного производства, описание основных проблем в сфере развития производственной и инновационной инфраструктуры промышленного производства и прогноз ее развития
В современных условиях одной из наиболее успешных форм активизации промышленного развития на региональном уровне является создание элементов производственной и инновационной инфраструктуры. Наиболее распространенными из них являются технологические, индустриальные, а также промышленные площадки.
Актуальность создания и функционирования технологических и индустриальных парков, промышленных площадок в республике, обусловлена необходимостью развития и освоения новых конкурентоспособных, в том числе наукоемких, технологий, создание условий опережающего развития обрабатывающих производств, использования научно-образовательного потенциала и потенциала субъектов промышленного производства для обеспечения динамичного социально-экономического развития республики.
В настоящее время в силу сохранения влияния объективных исторических, географических, инфраструктурных факторов реализация проектов, направленных на развитие инновационной системы, находится на начальной стадии. Опыт реализации аналогичных проектов и программ в наиболее успешных регионах показывает высокую степень их эффективности для развития промышленного производства, создания новых рабочих мест и повышения конкурентоспособности продукции регионов. По состоянию на начало 2012 года на территории Российской Федерации в достаточной степени успешно реализовываются более 27 проектов, по созданию инновационной инфраструктуры промышленного развития, в том числе с участием иностранного капитала.
Создание условий для развития предпринимательства в научно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм, инновационных, инжиниринговых центров и др.), финансовая поддержка высокоэффективных наукоемких проектов, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, содействие малым инновационным предприятиям в реализации научно-технических проектов и внедрении новых технологий, консультационные услуги в области бизнес-планирования, организация научно-практических конференций, выставок и других научно-технических мероприятий, оценка и правовая защита интеллектуальной собственности, информационная деятельность - далеко не полный перечень преимуществ, реализация которых в рамках функционирования инфраструктурных проектов поддержки и развития промышленного производства даст положительный эффект и обеспечит развитие промышленного производства. Помимо перечисленных выше преимуществ, функционирование таких объектов в перспективе может стать специализированной площадкой для расширения сотрудничества с крупнейшими отечественными промышленными компаниями в сфере высоких технологий, в том числе путем создания центров сервисного обслуживания.
Таким образом, реализация долгосрочной экономической политики Правительства Российской Федерации, ориентирующей регионы на инновационное высокотехнологичное развитие регионов, формирование инфраструктурных проектов, направленных на всестороннюю поддержку бизнес - структур (вне зависимости от масштабов их деятельности), является основополагающим фактором развития экономики регионов.
Индустриальные парки - относительно новый формат организации промышленного производства, суть которого заключается в том, что на ограниченной территории располагаются самые различные предприятия и осуществляют хозяйственную деятельность. Своим резидентам индустриальные парки предлагают целый ряд преимуществ, включающих комплексные услуги по строительству, созданию и обслуживанию производства, существенную экономию времени на запуск проекта, обеспеченность инфраструктурой и инженерными сетями, гарантию юридической чистоты сделок, административную поддержку в регионе, налоговые льготы и пр.
По данным Ассоциации индустриальных парков Российской Федерации (далее АИП) в стране сейчас насчитывается более 250 проектов по развитию индустриальных парков, причем наиболее активно развиваются проекты парков, удаленные от центральных регионов, от Москвы и Санкт-Петербурга.
В ряде регионов особые надежды на индустриальные парки возлагают в моногородах. Новые промышленные площадки потенциально могут снять зависимость моногородов от одного крупного предприятия. Так, в проект развития индустриального парка в Алтайском крае включены три моногорода, а в целом по данным АИП подобный опыт планируют применить у себя примерно 300 моногородов.
Указанный подход к поддержке бизнеса в сфере промышленного производства позволяет минимизировать инфраструктурные риски, создает наиболее благоприятные условия для развития бизнеса и позволяет выстраивать комплексную систему привлечения инвестиций.
Существующие в республике механизмы поддержки развития промышленности не позволяют в полной мере обеспечить развитие сектора промышленного производства в соответствии с современными требованиями инновационного развития. Государственная поддержка ориентирована, в основном, на предоставление налоговых льгот и преференций крупным предприятиям и компаниям, поддержку и развитие малого бизнеса в незначительных размерах, путем субсидирования (на начало развития бизнеса, на разработку бизнес-планов, на возмещение процентной ставки по кредитам или лизинговым платежам и пр.) на конкурсной основе.
В настоящее время на территории республики практически полностью отсутствуют объекты инновационной инфраструктуры, а также институты развития, ориентированные на привлечение инвестиционных ресурсов в развитие промышленного производства, предоставление площадей (земельных участков) и оборудования под инновационные проекты и идеи.
Существующие бизнес-инкубаторы ориентированы на поддержку и развитие малого бизнеса в установленных сферах деятельности. Недостаток финансовых ресурсов, размеры государственной поддержки и отсутствие инновационной инфраструктуры развития промышленности в значительной степени ограничивает возможности инвесторов и отрицательно влияет на уровень инвестиционной привлекательности экономики республики. Как следствие основное количество значимых проектов реализуется крупными компаниями в рамках корпоративных инвестиционных программ за счет собственных инвестиционных ресурсов.
Применительно к конкретным условиям обеспечения развития промышленного производства в отдельных видах деятельности экономики Республики Коми целесообразна реализация задач, связанных с созданием технологических и индустриальных парков в сфере лесопромышленного комплекса, горнорудного комплекса, в нефтегазовом секторе.
В частности, на базе крупных стратегических месторождений углеводородного и горнорудного сырья, таких как месторождения россыпного титана (Пижемского (Усть-Цилемский район) и Ярегского нефтетитанового (Ухтинский район), где доля республики составляет около 50% от общероссийских запасов, появляются производства, связанные с переработкой сырьевых ресурсов и производством инновационных высококонкурентных видов продукции. С учетом дальнейшего освоения месторождений возможности для развития на их базе перерабатывающих центров будут увеличиваться, что обеспечит положительные предпосылки по формированию на территории республики объектов инвестиционно-инновационной деятельности, связанных с развитием перерабатывающих производств и выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью.
2. Приоритеты и цели реализуемой в Республике Коми государственной политики в сфере развития производственно-инновационной и инвестиционной инфраструктуры промышленного производства, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Основными приоритетами государственной политики Республики Коми в сфере реализации подпрограммы на период до 2020 года являются:
1) разработка и реализация проектов по созданию и обеспечению эффективного функционирования технологических и индустриальных парков;
2) преимущество в размещении промышленных площадок отдается крупным промышленным центрам республики;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2) повышение инвестиционной и инновационной активности субъектов промышленного производства;
3) диверсификация структуры экономики в пользу обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей.
Цель подпрограммы - формирование и эффективное использование инновационной и производственной инфраструктуры промышленного развития
Достижение цели подпрограммы требует решения следующих задач, результаты которых характеризуются следующими показателями (целевыми индикаторами) подпрограммы:
Задача 2.1. "Формирование производственной и инновационной инфраструктуры промышленного развития".
количество промышленных площадок, доступных для промышленного развития, (ед.);
количество действующих технологических (индустриальных) парков, (ед.).
К 2020 году ожидается создание благоприятных условий для развития новых промышленных объектов и производств в лесопромышленном, горнорудном комплексе, машиностроении, легкой промышленности. На территории республики будет создано не менее:
6 технологических площадок, на которых будут функционировать новые перерабатывающие производства, предусматривающие выпуск конкурентоспособной продукции на базе сырьевых ресурсов республики;
2 технологических или индустриальных парка, обеспечивающих концентрацию смежных промышленных производств, взаимодействующих с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями.
Задача 2.2. "Обеспечение эффективного использования элементов производственной и инновационной инфраструктуры промышленного развития".
количество резидентов в реестре технологических (индустриальных) парков, промышленных площадок, (ед.);
количество созданных рабочих мест с использованием производственной и инновационной инфраструктуры промышленного развития, (ед.).
К 2020 году ожидается увеличение инновационной и инвестиционной активности в сфере промышленного производства, что позволит обеспечить создание более 7000 новых рабочих мест как в добывающем, так и в обрабатывающем секторах промышленности.
Реализация подпрограммы рассчитана на период с 2013 по 2020 год. Отдельные этапы реализации подпрограммы не предусматриваются.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в приложении 1 к Программе.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Перечень основных мероприятий подпрограммы (с указанием сроков их реализации, объемов финансирования (в разрезе главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Коми) и ожидаемых результатов представлен в приложении 2 к Программе.
Перечень основных мероприятий направлен на обеспечение решения конкретных задач подпрограммы и достижение конечного результата.
Решение задачи 2.1. "Формирование производственной и инновационной инфраструктуры промышленного развития" предусматривается обеспечить путем реализации следующих основных мероприятий:
2.1.1. Формирование сети площадок, пригодных для развития промышленного производства.
2.1.2. Реализация проектов по созданию индустриальных, технологических парков.
Решение задачи 1.2. "Обеспечение эффективного использования элементов производственной и инновационной инфраструктуры промышленного развития" предусматривается обеспечить путем реализации следующих основных мероприятий:
2.2.1 Создание системы управления элементами производственной и инновационной инфраструктуры промышленного развития и обеспечение ее функционирования.
2.2.2. Продвижение потенциала использования элементов производственной и инновационной инфраструктуры промышленного развития на общероссийском и международном уровнях.
4. Характеристика мер государственного регулирования
Дополнительных мер государственного регулирования в период реализации Программы по предварительной оценке не требуется.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы представлены в приложении 4 к Программе.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы
Выполнение государственных заданий в ходе реализации подпрограммы не предусматривается.
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Реализация подпрограммы в период 2013-2015 гг. не предполагает выделения средств из республиканского бюджета Республики Коми.
7. Методика оценки эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы производится в соответствии с методикой оценки эффективности реализации Программы отраженной в разделе 9 Программы.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29 июля 2014 г. N 311 в паспорт внесены изменения
Паспорт
подпрограммы 3 "Обеспечение реализации Программы"
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Сферой реализации подпрограммы является осуществление государственной поддержки основных промышленно-производственных комплексов республики и формирование условий динамичного развития предприятий нефте, - газодобывающего (перерабатывающего), горнорудного, лесопромышленного (в том числе лесоперерабатывающего) комплексов, машиностроения и легкой промышленности.
Практика реализации государственных программ указывает на высокую эффективность использования программно-целевых методов повышения эффективности использования средств, выделяемых на развитие отраслей, повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Реализация подпрограммы направлена на обеспечение достижения цели и задач Программы в целом, подпрограмм и основных мероприятий Программы и предусматривает обеспечение управления реализацией Программы.
Реализация Программы требует постоянного совершенствования в организации и управлении на всех уровнях ее выполнения, создания условий для более эффективного применения организационно-экономических рычагов по ее внедрению и будет ежегодно уточняться.
Постановлением Правительства Республики Коми от 15 августа 2013 г. N 309 в раздел 2 настоящей подпрограммы внесены изменения
2. Приоритеты реализуемой в Республике Коми государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Основными приоритетами государственной политики Республики Коми в сфере реализации подпрограммы с учетом положений, определенных в Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, являются:
расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых методов бюджетного планирования;
повышение эффективности расходования средств республиканского бюджета Республики Коми бюджетополучателями.
Цель подпрограммы - обеспечение реализации подпрограмм, основных мероприятий государственной программы Республики Коми "Развитие промышленности" в соответствии с установленными сроками.
Достижение цели подпрограммы требует решения следующих задач, результаты которых характеризуются следующими показателями (целевыми индикаторами) подпрограммы:
Задача 3.1. "Обеспечение реализации Программы на республиканском уровне".
Задача 3.2. "Обеспечение реализации Программы на муниципальном уровне".
Основным показателем подпрограммы является уровень ежегодного достижения показателей (индикаторов) Программы и подпрограмм, (%).
Реализация подпрограммы рассчитана на период с 2013 по 2020 год.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить постоянный мониторинг исполнения, контроль за выполнением задач и достижением предусмотренных Программой показателей (индикаторов), в том числе по включенным в состав Программы подпрограммам.
Будет обеспечен необходимый уровень достижения показателей и индикаторов оценки эффективности реализации Программы.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Перечень основных мероприятий подпрограммы (с указанием сроков их реализации, объемов финансирования (в разрезе главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Коми) и ожидаемых результатов изложен в приложении 2 к Программе.
Перечень основных мероприятий направлен на обеспечение решения конкретных задач подпрограммы и достижение конечного результата Программы.
Решение задачи 3.1. "Обеспечение реализации Программы на республиканском уровне" предусматривается обеспечить путем реализации следующих мероприятий:
Постановлением Правительства Республики Коми от 29 июля 2014 г. N 311 в пункт 1.1.1 внесены изменения
1.1.1. Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми (центральный аппарат).
1.1.2. Организация межведомственного взаимодействия по реализации Программы.
1.1.3. Мониторинг реализации Программы.
Решение задачи 3.2. "Обеспечение реализации Программы на муниципальном уровне" предусматривается обеспечить путем реализации следующих мероприятий:
3.2.1. Организация взаимодействия с органами местного самоуправления по реализации Программы.
3.2.2. Мониторинг реализации взаимодействия с органами местного самоуправления по реализации Программы.
4. Характеристика мер государственного регулирования
Оценка применения мер государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы предусматривается согласно приложению 3 к Программе.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы представлены в приложении 4 к Программе.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы
Выполнение государственных заданий в ходе реализации подпрограммы не предусматривается.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29 июля 2014 г. N 311 раздел 6 изложен в новой редакции
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Объем финансирования на реализацию подпрограммы на период 2013-2016 годов составляет 185 607,7 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств республиканского бюджета Республики Коми 185 607,7 тыс. рублей.
Объем финансирования подпрограммы по годам реализации составит:
2013 год - 45 327,7 тыс. рублей;
2014 год - 46 610,2 тыс. рублей;
2015 год - 46 751,7 тыс. рублей;
2016 год - 46 918,1 тыс. рублей.
7. Методика оценки эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы производится в соответствии с методикой оценки эффективности реализации Программы, отраженной в разделе 9 Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.