Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 21 июня 2004 г. N А47-3384/04АК-29
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 августа 2004 г. N Ф09-2551/2004ГК настоящее решение оставлено без изменения
Открытое акционерное общество "Киембаевский горно-обогатительный комбинат "Оренбургские минералы" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействующим решения "О рассмотрении и утверждении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую ОАО "Оренбургэнерго" прочим потребителям Оренбургской области" N 36.3 от 27.12.2003, принятого Региональной энергетической комиссией Оренбургской области.
В процессе судопроизводства произведена замена Региональной энергетической комиссии Оренбургской области на ее правопреемника Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов и привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, ОАО Э и Э "Оренбургэнерго".
ОАО "Киембаевский горно-обогатительный комбинат "Оренбургские минералы", уточнив заявленные требования, просит признать решение Региональной энергетической комиссии Оренбургской области N 36.3 от 27.12.2003 недействующим в части, затрагивающей экономические интересы заявителя:
пункт 1, пункт 3 решения Региональной энергетической комиссии Оренбургской области N 36.3 от 27.12.2003;
тарифы для потребителей высокого напряжения, графа ВН Приложения к решению Региональной энергетической комиссии Оренбургской области N 36.3 от 27.12.2003.
Региональная энергетическая комиссия Оренбургской области в соответствии с Положением о региональной энергетической комиссии Оренбургской области, утвержденным распоряжением главы администрации Оренбургской области 11 мая 2000 г. N 579-р, является уполномоченным органом, осуществляющим государственное регулирование тарифов на электрическую энергию.
Оспариваемое решение Региональной энергетической комиссии Оренбургской области отвечает признакам нормативного правового акта.
Так, указанное решение принято уполномоченным на то государственным органом, обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные оспариваемым актом.
Решением Региональной комиссии Оренбургской области от 27.12.2003 N 36.3 (п. 1, 3 и приложение) "О рассмотрении утверждении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую ОАО "Оренбургэнерго" прочим потребителям Оренбургской области" установлены и введены в действие с 01.01.2004 новые тарифы на электрическую энергию (мощность) для потребителей.
Текст оспариваемого решения N 36.3 от 27.12.2003 был опубликован в региональном издании - газете "Оренбуржье" N 1-2 от 9 января.
Заявитель просит проверить данное решение на соответствие Федеральному закону от 14.01.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлению Правительства от 22.08.2003 N 516 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" следует читать как "от 14.04.1995"
В обоснование своего требования заявитель ссылается на нарушение прав и законных интересов, так как перекрестное субсидирование, которое сохранено в оспариваемом акте, прямо запрещено федеральными законами, имеющими высшую юридическую силу. При установлении льготных (пониженных тарифов) не должно применяться перекрестное субсидирование, то есть выпадающие доходы не должны возмещаться за счет повышения тарифов другим категориям потребителей.
По мнению заявителя, РЭК приняла на себя полномочия устанавливать предельные уровни тарифов на электрическую энергию, при этом установила лишь верхний предел тарифов, а нижний предел остался скрытым. Поскольку утвержденные РЭК тарифы являются предельными, а других решений РЭК не принимала, заявитель сделал вывод, что экономически обоснованные, фиксированные тарифы для прочих потребителей не установлены. Неопределенность формулировки пункта 3 оспариваемого решения приводит к его неоднозначному пониманию.
Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов просит в удовлетворении требования обществу отказать, ссылаясь на то, что обжалуемый акт соответствует действующему законодательству. РЭК установила не льготные тарифы на электрическую энергию для населения и прочих потребителей Оренбургской области, а в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и распоряжением главы администрации Оренбургской области от 06.10.2003 N 486-р, предельные уровни тарифов в соответствии с действующим законодательством. Считает, что РЭК не превысила своих полномочий.
ОАО энергетики и электрификации "Оренбургэнерго" считает, что РЭК Оренбургской области установила для населения предельно-максимальный тариф 67 копеек, то есть в рамках предельно-максимального уровня тарифа, установленного ФЭК РФ. Тариф для прочих потребителей определен РЭК из расчета среднеотпускного тарифа - 80,7 копейки, при установленном постановлением ФЭК предельном максимальном среднеотпускном тарифе 80,9 копейки, что не нарушает законных требований.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов, которыми затрагиваются права, свободы и интересы неопределенного круга лиц, судом устанавливается, не нарушены ли государственные и общественные интересы, независимо от субъекта обращения в суд и от указания в заявлении на нарушение частного интереса. Решение по такому делу всегда направлено одновременно на защиту и публичного интереса. В этом случае арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта и его отдельных положений на предмет соответствия его федеральному конституционному закону, федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (пункты 4, 5 статьи 194 АПК РФ).
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ). Одним из принципов государственного регулирования тарифов является в силу статьи 4 данного Закона осуществление поставок электроэнергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке.
Согласно статьям 11, 12 названного Закона Федеральная энергетическая комиссия наделена полномочиями по установлению тарифов на электроэнергию (мощность) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электроэнергии (мощности), а Региональные энергетические комиссии - по установлению экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую электроснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, имеющих доступ на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электроэнергии (мощности).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Правительство Российской Федерации 22 августа 2003 г. в постановлении N 516 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию", а именно в пункте 1, уполномочило Федеральную энергетическую комиссию Российской Федерации устанавливать предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, по субъектам Российской Федерации.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 25.08.2003 N 66-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2004 год" установлены и введены в действие с 1 января 2004 г. предельные максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям по субъектам Российской Федерации. Так, для Оренбургской области Приволжского федерального округа установлены предельные максимальные уровни тарифов на электрическую энергию: по населению - предельно-максимальный тариф 67 копеек, по предприятиям, электроэнергия которым поставляется региональными акционерными обществами, - предельный максимальный среднеотпускной тариф - 80,9 копейки и предельно-максимальный тариф - 134 копейки.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам. Региональная энергетическая комиссия Оренбургской области, которая действовала на основании Положения о комиссии, утвержденного распоряжением главы администрации Оренбургской области от 11 мая 2000 г. N 579-р, установила для населения предельно-максимальный тариф 67 копеек, то есть в рамках предельно-максимального уровня тарифа, установленного ФЭК РФ. Тариф для прочих потребителей определен РЭК из расчета среднеотпускного тарифа - 80,7 копейки, при установленном постановлением ФЭК предельном максимальном среднеотпускном тарифе 80,9 копейки.
При принятии оспариваемого решения и установления тарифов Региональная энергетическая комиссия использовала данные отчета о проведении экспертизы расчетов тарифов (платы) за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ОАО "Оренбургэнерго" и оценке финансового состояния в 2003 году, и заключение РЭК по анализу материалов, представленных в качестве обоснования тарифов на электрическую и тепловую энергию, для потребителей области, отпускаемую ОАО "Оренбургэнерго" в 2004 году.
При установлении Региональной энергетической комиссией тарифов на электрическую энергию учитывались макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития области на 2004 год.
Таким образом, Региональная энергетическая комиссия установила не льготные тарифы на электрическую энергию для населения и прочих потребителей Оренбургской области, а в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельные уровни тарифов в соответствии с действующим законодательством.
Суд считает, что орган, принявший оспариваемый акт, представил суду достаточно доказательств, подтверждающих тарифы, которые были установлены по методу установления предельного уровня тарифов с учетом экономической обоснованности.
Довод заявителя о допущенном РЭК перекрестном субсидировании в нарушение требований части 3 статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ судом не принимается, так как заявителем неверно истолкована данная норма.
Данная норма предусматривает как недозволенное установление льготных цен и тарифов для отдельных (индивидуальных) потребителей за счет других конкретных (индивидуальных) потребителей, исключая, таким образом, возможные злоупотребления в корыстных целях со стороны должностных лиц.
"Население" - это не конкретный потребитель, а группа потребителей.
Кроме того, РЭК льготные тарифы для отдельных (индивидуальных) потребителей не устанавливала. Тарифы на электрическую энергию для населения и прочих потребителей не превышают пределов установленных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 25.08.2003 N 66-э/1.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1231 "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведении уровня тарифов на электрическую энергию до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения" содержит график доведения тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения. Согласно графику региональные энергетические комиссии обязаны были до конца первого полугодия 2000 года ликвидировать перекрестное субсидирование и довести уровень тарифов на электрическую энергию для населения не ниже 100 процентов средней по региону стоимости электрической энергии.
В то же время из смысла Федерального закона N 41-ФЗ вытекает, что деятельность РЭК при установлении тарифов на электрическую энергию направлена на достижение баланса экономических интересов потребителей и производителей энергии в регионе.
Предельные уровни тарифов (максимальные и минимальные) устанавливались Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2003 N 516 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию" установление предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, по субъектам Российской Федерации передано Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 25.08.2003 N 66-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2004 год" установлен предельный максимальный тариф для населения, в том числе для Оренбургской области в размере 67 коп./кВт-ч. При этом установленные предельные максимальные уровни тарифов для населения были значительно ниже стоимости электрической энергии. Предельный максимальный тариф на электрическую энергию, поставляемую другим потребителям для Оренбургской области установлен 134 коп./кВт-ч и предельный максимальный среднеотпускной тариф - 80,9 коп./кВт-ч.
Следовательно, принятые на федеральном уровне в более поздний период времени нормативные акты фактически признали невыполнимость постановления Правительства и допустили возможность сохранения перекрестного субсидирования с учетом условий конкретных регионов.
Таким образом, Региональная энергетическая комиссия правомерно в рамках предоставленных полномочий по обеспечению баланса экономических интересов потребителей и производителей, с учетом распоряжения главы администрации Оренбургской области от 06.10.2003 N 486-р "О рассмотрении исходных данных и отдельных показателей проекта бюджетов муниципальных образований на 2004 г.", вынесла решение об установлении тарифа: а) для населения ниже фактической стоимости электрической энергии, но предельный максимальный тариф, установленный ФЭК, - 67 коп./кВт-ч; б) для прочих потребителей из расчета среднеотпускного тарифа - 80,7 коп./кВт-ч, при установленном постановление ФЭК предельном максимальном среднеотпускном тарифе - 80,9 коп./кВт.ч
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Оспариваемое решение принято Региональной энергетической комиссией 27.12.2003 до принятия Закона Оренбургской области "Об областном бюджете на 2004 год", который принят постановлением Законодательного собрания Оренбургской области от 30.12.2003 N 731.
В соответствии с пунктом 3 оспариваемого решения установлено, что тарифы на электрическую энергию (мощность), утвержденные настоящим постановлением, являются предельными (максимальными) для соответствующих групп потребителей при определении договорных тарифов по прямым договорам.
Данная норма не противоречит п. 6 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226.
Довод заявителя судом отклоняется, так как основан на неверном толковании содержания данного пункта. Данный пункт предоставляет право энергоснабжающей организации и потребителям при заключении прямых договоров, то есть с особыми условиями, устанавливать договорный тариф на электрическую энергию (мощность) ниже установленного данным решением тарифа для соответствующих групп потребителей.
Права и законные интересы заявителя данным пунктом не нарушены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167, 169, 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Признать решение Региональной энергетической комиссии Оренбургской области N 36.3 от 27.12.2003 "О рассмотрении и утверждении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую "ОАО "Оренбургэнерго" прочим потребителям Оренбургской области" соответствующим требованиям Федерального закона Российской Федерации от 14.05.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлениям Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии а РФ", от 22.08.2003 N 516 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию".
В удовлетворении заявленного открытым акционерным обществом "Киембаевский горно-обогатительный комбинат "Оренбургские минералы" требования - отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Резолютивная часть решения объявлена 11 июня 2004 г.
Решение изготовлено в полном объеме 21 июня 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21 июня 2004 г. N А47-3384/04АК-29 (извлечение)
Текст решения опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2005 г., N 12
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании