Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 3 октября 2005 г. N А47-9434/2005АК-32
(извлечение)
Открытое акционерное общество "АТК "Оренбургавтотранс" (далее ОАО "АТК "Оренбургавтотранс", налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга (далее ИФНС РФ по Ленинскому району г. Оренбурга, налоговый орган, Инспекция, заявитель) о признании недействительным решения ИФНС РФ по Ленинскому району г. Оренбурга от 11.07.2005 г. N 08-33/29208.
При рассмотрении спора судом установлено следующее:
Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по транспортному налогу за 1 квартал 2005 г., представленной заявителем в Инспекцию 20.04.2005 г.
По результатам проверки налоговым органом составлена докладная записка и вынесено решение N 08-33/29208 от 11.07.2005 г. об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным выше решением ОАО "АТК "Оренбургавтотранс" доначислен транспортный налог в размере 157620 руб. и начислена пеня за несвоевременную уплату налога в размере 5219 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого решения явилось неправильное исчисление налогоплательщиком транспортного налога за счет неверного применения ставки налога.
Заявитель просит суд признать оспариваемое решение недействительным, считая, что у налогового органа отсутствуют законные основания для взыскания с налогоплательщика недоимки и пени за просрочку авансовых платежей по транспортному налогу. По мнению заявителя, Налоговым кодексом РФ субъектам Российской Федерации не предоставлено право устанавливать отчетные периоды и сроки уплаты транспортного налога по итогам отчетных периодов.
Налоговый орган требования заявителя не признает, считая, что вынесенное им решения является законным и обоснованным, так как, по мнению ответчика, Налоговым кодексом РФ законодательным (представительным) органам субъектов РФ предоставлено право определять порядок и сроки уплаты транспортного налога, а положениями Закона Оренбургской области от 16.11.2002 г. N 322/66-III-ОЗ "О транспортном налоге" (с изменениями и дополнениями) установлены отчетные периоды, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи по транспортному налогу, в связи с чем просит суд в удовлетворении требований заявителю отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя и возражения ответчика, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с пунктом "и" статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 3 ст. 75 Конституции РФ
Из положений частей 2, 5 ст. 76 Конституции РФ следует, что по предметам совместного ведения Российской федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Налоговым кодексом РФ разграничиваются полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Пунктом 4 части 1 статьи 12 Налогового кодекса РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 3 ст. 14 НК РФ
В силу п. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу.
Указанные выше положения ст. 12 Налогового кодекса РФ содержатся и в статье 356 главы 28 "Транспортный налог" названного Кодекса.
Из анализа норм указанных выше статей Конституции РФ и федерального законодательства следует, что законодатель субъекта Российской Федерации при установлении и введении в действие своим законом транспортного налога, как одного из видов регионального налога, определяя в пределах предоставленных ему полномочий элементы налогообложения, в том числе порядок и сроки уплаты, обязан учитывать нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Налогового кодекса РФ сумма налога подлежит уплате за налоговый период и исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно ст. 54 Налогового кодекса, установившей общие положения исчисления налоговой базы, налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода.
В силу п. 1 ст. 55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
При этом следует отметить, что субъекты Российской Федерации вправе определить сроки уплаты авансовых платежей по региональному налогу и соответствующие сроки представления налогоплательщиками расчетов по авансовым платежам по налогу в случае, когда такое право прямо предусмотрено Кодексом.
В соответствии со ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом для транспортного налога признан календарный год. При этом, в отличие от положений гл. 30 "Налог на имущество организаций" (ст.ст. 379, 382, 383, 386), гл. 31 "Земельный налог" (ст.ст. 393, 396, 397, 398) Налогового кодекса РФ глава 28 "Транспортный налог" не предусматривает отчетных периодов, порядка исчисления и сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, а также сроков представления расчетов по авансовым платежам по налогу.
Из анализа данных норм федерального законодательства следует, что поскольку налоговая база определяется по окончании налогового периода, который по транспортному налогу составляет календарный год, сумма данного вида налога может быть исчислена только по его истечении, а, следовательно, окончательно уплачена в году, следующем за истекшим налоговым периодам, в порядке и сроки, установленные законом Российской Федерации.
Кодексом не предоставлено права субъектам Российской Федерации определять отчетные периоды и сроки уплаты транспортного налога по итогу отчетных периодов. При этом установление такого элемента налогообложения, как порядок исчисления налога (авансового платежа по налогу), относится к исключительной компетенции Российской Федерации (данное разъяснение содержится также в Письме Министерства Финансов РФ от 13.05.2005 г. N 03-06-04-04/23).
Кроме того, в соответствии со статьей 8 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 г. N 322/66-III-ОЗ "О транспортном налоге" (с изменениями и дополнениями) налогоплательщики, являющиеся организациями, суммы налога исчисляют самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению на последнюю дату отчетного периода.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей за отчетный период.
Суммы налога, уплачиваемые в течение налогового периода (за квартал, первое полугодие, 9 месяцев), считаются авансовыми платежами. По окончании налогового периода (года) производится перерасчет суммы исчисленного налога с учетом коэффициента, установленного п. 3 ст. 7 настоящего Закона.
Таким образом, из положений указанной нормы Закона не следует, что налогоплательщик обязан уплачивать транспортный налог полностью в 1 квартале налогового периода. Авансовым платеж не является исчисленным налогом и уплачивается по итогам отчетного периода. Он является частью предполагаемого, а не исчисленного налога.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ, пеня начисляется в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению со сроками, установленными законодательством о налогах и сборах.
Как следует из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" (п. 20), при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 Кодекса РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53, 54 Кодекса.
При таких обстоятельствах, оснований для доначисления налогоплательщику транспортного налога за 1 квартал 2005 г. в размере 157620 руб., а также пени в размере 5219 руб. у налогового органа не имелось.
Согласно ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности оспариваемого решения возлагается на орган, который принял акт.
Правомерность доначисления налогоплательщику транспортного налога за 1 квартал 2005 г. и пени Инспекцией не доказана.
Исходя из вышеизложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на налоговый орган в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, взысканию не подлежат в силу ст.333.37 Налогового кодекса РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Требования Открытого акционерного общества "АТК "Оренбургавтотранс" удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Ленинскому району г. Оренбурга от 11.07.2005 г. N 08-33/29208 в части доначисления налогоплательщику транспортного налога за 1 квартал 2005 г. в размере 157620 руб. и начисления пени в размере 5219 руб.
3. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
4. Меры по обеспечению заявления отменить.
5. Госпошлину в размере 3000 руб. возвратить заявителю из федерального бюджета, выдав справку после вступления решения в законную силу.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции Оренбургской области в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 3 октября 2005 г. N А47-9434/2005АК-32 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании