Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 23 июня 2004 г. N А47-11951/2003АК-22
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 сентября 2004 г. N Ф09-3886/04АК настоящее решение оставлено без изменения
Муниципальное унитарное предприятие "Акбулакский рынок", Оренбургская область, п.Акбулак, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 10 по Оренбургской области, г.Соль-Илецк, о признании недействительным решения налогового органа N 8048 от 10.11.2003 г.
Ответчик требования заявителя не признает по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
Рассмотрев спор по существу, суд установил следующее.
Межрайонной ИМНС России N 10 по Оренбургской области проведена выездная налоговая проверка по вопросам законодательства о налогах и сборах налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налогов (сборов) и других обязательных платежей за период с 01.01.2001 г. по 18.09.2003 г.
Проверкой установлена неуплата налога на добавленную стоимость в сумме 79366 рублей (за май, июнь, 3 квартал, 4 квартал 2001 г. в общей сумме - 52396 рублей; за 1 квартал 2002 г. апрель 2002 г. в общей сумме - 7770 рублей) в связи неправомерными действиями налогоплательщика (по мнению налогового органа, предприятие утратило право на освобождение исполнения обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость за период с 01.05.2001 г. по 30.04.2002 г.).
По результатам проверки составлен акт от 22.10.2007 г. (налоговым органом допущена опечатка следовало указать 2003 г.) и вынесено решение от 10.11.2003 г. N 8048, которым предприятие привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 15873 рублей и предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 79366 рублей и пени в сумме 34824 рублей.
Заявитель оспаривает данное решение указывая, что выводы налогового органа, не соответствуют действительности и нарушают его права и законные интересы.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 145 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.
Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные заявление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
В течение 10 дней, считая со дня со дня представления документов, указанных в пунктах 3 и 4 вышеназванной статьи, налоговые органы производят их проверку и выносят решение.
МУП "Акбулакский рынок" состояло ранее на учете в Инспекции МНС России по Акбулакскому району Оренбургской области, которая в процессе реорганизации налоговых органов Оренбургской области присоединена с передачей всех полномочий к Инспекции МНС России по Соль-Илецкому району Оренбургской области и образовано новое юридическое лицо - Межрайонная Инспекция МНС России N 10 по Оренбургской области (место нахождение в г.Соль-Илецке). В настоящее время предприятие состоит на налоговом учете в Межрайонной Инспекции МНС России N 10 по Оренбургской области.
Инспекцией МНС России по Акбулакскому району Оренбургской области на основании действующего законодательства принято решение от 28.05.2001 г. N 910 по освобождению от исполнения обязанностей налогоплательщика - МУП "Рынок поссовета" (прежнее наименование заявителя), связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость на период с 01.05.2001 г. по 30.04.2002 г.
Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика при выполнении им условий, перечисленных в пункта 1-3 статьи 145 Налогового кодекса РФ производится на срок, равный двенадцати последовательных календарных месяцам. По истечении указанного срока организации и индивидуальные предприниматели, которые были освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в налоговые органы письменное заявление и документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала одного миллиона рублей.
Довод налогового органа об утрате права на освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика МУП "Акбулакский рынок" по уплате налога на добавленную стоимость, является несостоятельным.
В период реорганизации налоговых органов заявитель в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса РФ представил в Инспекцию МНС России по Акбулакскому району заявление и документы подтверждающие право на освобождение исполнения обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость и не взял подтверждающий документ о сдачи их в инспекцию. Налоговым органом не представлены доказательства обратного.
Материалами дела подтверждается, что у МУП "Акбулакский рынок" за три предшествующих последовательных календарных месяца размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысил в совокупности один миллион рублей. Данный факт налоговым органом не оспаривается.
Заявитель правомерно полагал, что имеет право на освобождение от исполнения обязанности по налогу на добавленную стоимость, так как им представлены в налоговый орган заявление и документы, подтверждающие его право, и считал, что названные документы находятся в налоговом органе, об обратном заявитель узнал только по окончанию проверки.
В соответствии со ст. 106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние налогоплательщика.
Как подтверждается материалами дела, налогоплательщик не имел умысла уклоняться от исполнения обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость, так как на основании действующего законодательства имел право на освобождение исполнение обязанности, что не опровергается налоговым органом.
В действиях налогоплательщика отсутствует вина в утере налоговым органом в момент его реорганизации представленных предприятием заявления и документов документы, подтверждающих, что сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала одного миллиона рублей.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял решение. Совокупность рассматриваемых обстоятельств, указывает на добросовестность действий заявителя, относительно его намерения по соблюдению требований действующего налогового законодательства.
МУП "Акбулакский рынок" не утратило право на освобождении обязанности по уплате налога на добавленную стоимость и у инспекции отсутствовали основания для доначисления налога на добавленную стоимость, пени и наложении штрафных санкций.
На основании изложенного решение Межрайонной ИМНС России N 10 по Оренбургской области от 10.11.2003 г. N 8048 следует признать недействительным, требования заявителя удовлетворить.
Расходы по уплате государственной пошлины следует возложить на ответчика на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, однако взыскание не производить в силу п.3 ст.5 Закона РФ "О государственной пошлине".
Расходы по госпошлине 1000 рублей следует возвратить заявителю из федерального бюджета РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд решил:
1. Требования Муниципального унитарного предприятия "Акбулакский рынок" удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 10 по Оренбургской области N 8048 от 10.11.2003 г., как несоответствующие ст.145 Налогового кодекса РФ.
2. Обязать Межрайонную инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам N 10 по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
3. Государственную пошлину в сумме 1000 рублей возвратить заявителю, выдав справку, после вступления решения в законную силу.
4. Меры по обеспечению заявления отменить с момента вступления решения в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23 июня 2004 г. N А47-11951/2003АК-22 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании