В соответствии с постановлением президиума Оренбургского областного суда, Совета Судей области и коллегии управления Судебного департамента при Верховном Суде в Оренбургской области "Об итогах работы районных (городских) судов и мировых судей области в первом полугодии 2010 года и задачах на второе полугодие 2010 года" от 30.07.2010 года Оренбургским областным судом проведен анализ причин нарушения сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях федеральными и мировыми судьями Оренбургской области, за первое полугодие 2010 года.
Цель обобщения - анализ причин нарушения сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Согласно статистическим данным в 1 полугодии 2010 года судьями Оренбургской области рассмотрено 36 130 дел об административных правонарушениях.
Судьями федеральных судов рассмотрено 2 011 дел, их них с нарушением сроков рассмотрено 11 дел, что составляет 0,5 %.
Мировыми судьями рассмотрено 34 119 дел об административных правонарушениях, из них с нарушением сроков рассмотрено 181 дело, что составляет 0,8 %.
Пленум Верховного Суда РФ N 52 от 27.12.2007 года (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 N 13) "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" отметил, что несоблюдение сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
С учетом требований данной нормы, а также положений подпункта "с" пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях должны рассматриваться без неоправданной задержки, в строгом соответствии с правилами судопроизводства, важной составляющей которых являются сроки рассмотрения дел.
На протяжении нескольких последних лет Оренбургским областным судом уделяется особое внимание соблюдению сроков рассмотрения дел. Проводятся обобщения судебной практики, берутся объяснительные с судей, рассмотревших дела с нарушением сроков; утверждаются планы мероприятий по улучшению сроков рассмотрения дел; судьи приглашаются на заседание Президиума Оренбургского областного суда и заседания комиссии по срокам рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях. Указанные меры способствуют сокращению количества дел, рассмотренных с нарушением срока их рассмотрения.
Динамика рассмотрения судьями дел об административных правонарушениях с нарушением сроков выглядит следующим образом:
1 полугодие 2008 года: федеральные судьи - 1,2%, мировые - 1,9%;
1 полугодие 2009 года: федеральные судьи - 0,9%, мировые - 0,8%;
1 полугодие 2010 года: федеральные судьи - 0,5%, мировые - 0,8%.
Следует отметить, что в первом полугодии 2010 года мировыми судьями области нарушены сокращенные сроки рассмотрения дел - по 115 делам (63,5%), и только по 66 делам (36,5%) - общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении.
Обобщение показало, что причиной нарушения сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях послужили ходатайства и заявления лиц, привлекаемых к административной ответственности, об отложении судебных заседаний в связи с нахождением на лечении, в том числе стационарном, необходимости участия в деле защитника и истребования дополнительных доказательств.
Данные ходатайства судьями удовлетворялись в целях соблюдения прав и охраняемых законом интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Практически во всех случаях факты нахождения лица на стационарном лечении подтверждаются справкой медицинского учреждения.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, в отношении Шарипова Р.И. поступило на судебный участок Асекеевского района 22 декабря 2009 года, назначено к рассмотрению на 29 декабря 2009 года.
28 декабря 2009 года от Шарипова Р.И. поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с его болезнью и нахождением на стационарном лечении в МУЗ "Асекеевская ЦРБ".
Согласно справок, выданных МУЗ "Асекеевская ЦРБ", Шарипов Р.И. находился на стационарном лечении в хирургическом отделении с 28.12.2009 года по 31.12.2009 года, с 11.01.2010 года и с 01.02.2010 года с диагнозом: острый парапроктит, проведено оперативное лечение. Согласно ответу на запрос суда от 05.02.2010 года, Шарипов Р.И. принимать участие в судебном заседании не мог.
25 февраля 2010 года дело рассмотрено, производство по делу прекращено в связи с тем, что Шарипов Р.И. не мог явиться в судебное заседание по причине болезни, а срок давности привлечения его к административной ответственности истек 22 февраля 2010 года.
В 60 случаях судебные заседания откладывались в связи с удовлетворением ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности о необходимости участия в деле защитника и истребования дополнительных доказательств, вызова в суд свидетелей.
Дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ поступило мировому судье судебного участка N 8 Ленинского района г. Орска Оренбургской области 25.02.2010 года. Определением суда судебное заседание назначено на 05.03.2010 года. В судебном заседании Дунаев С.С. заявил ходатайства о нуждаемости в услугах защитника и вызове свидетелей, в связи с чем, рассмотрение дела было отложено на 10.03.2010 года.
10.03.2010 года Дунаев С.С. в судебное заседание не явился, суду представил заявление с просьбой об отложении судебного заседания, в связи с нахождением на стационарном лечении, в связи с чем, дело слушанием было отложено на 02.04.2010 года. Судом направлен запрос в ГБ N 1.
12.04.2010 года срок рассмотрения дела продлен на 1 месяц.
02.04.2010 года в связи с неявкой Дунаева С.С. и отсутствием доказательств надлежащего его извещения, дело слушанием отложено на 12.04.2010 года.
12.04.2010 года Дунаев С.С. в судебное заседание не явился, суду представил заявление с просьбой об отложении судебного заседания, в связи с нахождением на стационарном лечении, предоставил справку, в связи с чем, дело слушанием было отложено на 20.04.2010 года. В ГБ N 1 направлен запрос.
21.04.2010 года. судом вынесено постановление о прекращении производства по административному делу за истечением срока привлечения Дунаева С.С. к административной ответственности.
Срок рассмотрения административного дела нарушен на 9 дней.
Длительность рассмотрения дела связана с вызовом защитника, свидетелей, неявкой лица, привлекаемого к административной ответственности, нахождением Дунаева С.С. на стационарном лечении в ГБ N 1.
Почти 300 раз судебные заседания откладывались по причине неявки в судебное заседание лиц, привлекаемых к административной ответственности либо свидетелей по делу.
До внесения изменений в КоАП РФ в ст. 29.6 КоАП РФ для рассмотрения дел об административных правонарушениях установлены короткие сроки их рассмотрения. Общий срок рассмотрения дела об административных правонарушениях составлял 15 дней со дня получения судьей протокола об административном правонарушении (ч. 1). Только с 04 мая 2010 года применяется 2-месячный срок для рассмотрения судьей дел об административных правонарушениях.
В связи с чем, некоторые мировые судьи ошибочно в статистическую отчетность включают дела об административных правонарушениях, рассмотренные в пределах 2-месячного срока, в категорию дел с нарушенным сроком их рассмотрения (Александровский, Гайский, Красногвардейский районы, Ленинский и Октябрьский районы г. Орска).
Кроме того, Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены и сокращенные сроки рассмотрения.
Так, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок.
Дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение, рассматриваются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть продлено мотивированным определением судьи на срок не более чем на один месяц. Как указано в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2007 года N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" общий период, на который осуществляется продление срока рассмотрения дела, с учетом продления, не может составлять более одного месяца и пятнадцати дней со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Решение о продлении срока рассмотрения дела может быть принято в случае получения ходатайств от участников производства по делу либо по инициативе судьи, органа, должностного лица, уполномоченного рассматривать дело, в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.
Определение о продлении срока рассмотрения дела должно быть мотивированным. Сокращенные сроки рассмотрения дела продлению не подлежат.
В течение этого срока должна быть осуществлена подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, выяснены необходимые вопросы, непосредственно связанные с рассмотрением дела. При подготовке к рассмотрению дела могут быть приняты различные решения процессуального характера, выносимые в форме определений, либо вынесено постановление о прекращении производства по делу.
Не всегда судьи при рассмотрении дел об административных правонарушениях выносят определения о продлении указанного срока, что является нарушением действующих норм КоАП РФ и влечет рассмотрение дела с нарушением сроков их рассмотрения.
По делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ИП Щепеткова В.В. судья Оренбургского районного суда Новикова Л.Н. не вынесла определения о продлении срока рассмотрения.
Такие же нарушения допущены мировыми судьями Абдулинского, Александровского, Асекеевского районов Оренбургской области, Дзержинского района г. Оренбурга.
Кроме того, несмотря на то, что согласно ст. 29.6 ч. 2 КоАП РФ предусмотрено продление срока рассмотрения дела (возможно неоднократное продление срока рассмотрения), но не более чем на один месяц, по одному делу судьей Оренбургского районного суда Ивановой Т.Ю. данный срок продлевался неоднократно и каждый раз на 1 месяц.
Административный материал по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ в отношении Цапина В.А. поступил в суд 28.01.2010 года. Определением судьи Ивановой Т.Ю. от 29.01.10 года судебное заседание назначено на 09.02.2010 года.
В связи с неявкой свидетелей (сотрудников ГИБДД) судебные заседания откладывались на 12.02.2010 года, 17.02.10 года срок рассмотрения дела продлен на 1 месяц.
25.02.10 года отказано в удовлетворении ходатайства о назначении автотехнической экспертизы, судебное заседание отложено на 04.03.10 года.
04.03.10 года и 15.03.2010 года рассмотрение дела вновь отложено в связи с неявкой свидетелей. 12.03.2010 года срок рассмотрения продлен до 12.04.10 года.
26.03.2010 года заседание отложено в связи с неявкой адвоката.
02.04.2010 года вынесено определение о назначении автотехнической экспертизы, срок рассмотрения продлен на 1 месяц до 04.05.2010 года.
04.05.2010 года срок рассмотрения продлен до 04.06.2010 года.
12.05.2010 года вынесено постановление.
Фактический срок рассмотрения дела с учетом продления срока рассмотрения дела составил 3 месяца 12 дней.
В то же время по ряду дел длительность рассмотрения дел мировыми судьями не связана с объективными причинами, а является недостатком в организации производства по делу.
Так, по причине ненадлежащей подготовки дела к рассмотрению произошло нарушение сроков рассмотрения дела мировым судьей судебного участка Александровского района Оренбургской области.
Дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ было назначено к слушанию с учетом 15-дневного срока рассмотрения для ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ. Мировой судья судебного участка Александровского района, не изучив материалы дела, допустил нарушение сокращенного срока рассмотрения дела об административном правонарушении.
Определение о назначении судебного заседания судьей Оренбургского районного суда Ивановой Т.Ю. вынесено заведомо с нарушением пятнадцатидневного срока рассмотрения дела, предусмотренного ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ.
Административный материал по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении Шмакова С.Н. поступил в суд 25.12.2009 года. Определением судьи от 25.12.2009 года назначено судебное заседание только на 15 января 2010 года.
Можно говорить об уважительности причин отложения дела в связи с неизвещением лица, которое не проживает по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении, только по делам, присутствие лица по которым является обязательным.
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица, привлекаемого к административной ответственности, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении N 5 от 24.03.2005 года (п. 6) разъяснил, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за 1 квартал 2007 года (вопрос N 3) разъяснил, что вручение судебной повестки о времени и месте судебного заседания может быть произведено и сотрудником ГИБДД. Факт вручения повестки удостоверяется подписью лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушения, на корешке повестки, который возвращается в суд.
Неоднократное отложение дела об административном правонарушении, по которому лицо извещено, но не является в судебное заседание, нельзя признать обоснованным.
В ходе изучения административных дел было установлено, что мировым судьей Дзержинского района дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ в отношении Лещенко С.И. рассмотрено с нарушением срока, предусмотренного ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ, при этом какие-либо сведения, указывающие на невозможность рассмотрения данного дела в установленный законом срок, в материалах отсутствуют.
При составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ Лещенко С.И. был надлежащим образом извещен сотрудниками ГИБДД о явке к мировому судьей на 29.12.2009 года. В назначенное время он в суд явился, однако мировой судья назначил рассмотрение дела на 11.01.2009 года. Постановлением от 11.01.2010 года Лещенко С. И. назначено наказание в виде административного ареста сроком на 10 суток.
Мировым судьей судебного участка N 1 Центрального района г. Оренбурга неоднократно откладывалось рассмотрение дела по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ в отношении Алябьева Е.В.
Дело поступило 29.03.2010 года, судебное заседание назначено на 30.03.2010 года. 30.03.2010 г. судебное заседание отложено на 13.04.2010 года в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств.
В последствии в связи с неявкой Алябьева Е.В. судебные заседания откладывались: на 19.04.2010 года, на 21.05.2010 года, на 27.05.2010 года, и рассмотрено 27.05.2010 года, вынесено постановление о назначении наказания.
На судебный участок N 7 Ленинского района г. Орска Оренбургской области дело в отношении Александрова В.В. по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ поступило в суд 02.04.2010 года. В связи с неявкой Александрова В.В. отложено на 23.04.2010 года. По его ходатайству рассмотрение дела отложено по причине его нахождения на лечении, а после того, как он был доставлен в суд приставами по ОУПДС, заявил ходатайство о вызове в суд понятых и сотрудника ГИБДД. В назначенное время свидетель не явился, мировой судья вновь отложил рассмотрение дела, оформив свидетелю привод.
19.05.2010 года дело было рассмотрено, Александрову В.В. назначено наказания в виде 1 года 6 месяцев лишения права управления транспортными средствами.
Не по всем делам должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, вручают повестки о явке лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебное заседание. Указанное является причиной длительного рассмотрения дела, поскольку известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу, порой не представляется возможным.
Для того, чтобы обеспечить явку указанных лиц в судебное заседание мировым судьям приходится проводить целый ряд мероприятий по розыску лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, возлагая на себя не свойственную для них (не предусмотренную нормами КоАП РФ) функцию по розыску лиц, в отношении которых ведется производство по делу.
Извещения осуществляются через сотрудников ГИБДД, лично по телефону, либо через судебных приставов. Проверяется их место жительства как через ОУФМС Оренбургской области, так и через базу данных, имеющуюся в ГИБДД. Мировыми судьями Центрального и Ленинского районов г. Оренбурга направляются ориентировки в ГИБДД о задержании транспортных средств, ведется работа с участковыми уполномоченными милиции, где проживают лица, совершившие правонарушения.
Однако в большинстве случаев лиц, в отношении которых ведется производство об административном правонарушении, дома не оказывалось либо родственники утверждали, что указанное лицо по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении, не проживает, работает вахтовым методом и т.д. Заказные письма возвращались в суд в связи с истечением срока хранения.
Проблемой судов в настоящее время является недоставление лиц, привлекаемых к административной ответственности, по статьям КоАП РФ, которыми предусмотрено рассмотрение материалов в тот же день.
По этой причине по всем делам указанной категории, по которым дела были рассмотрены с нарушением сроков, должностными лицами, направившими протоколы о привлечении к административной ответственности, лица, привлекаемые к административной ответственности, к мировым судьям не доставлялись, в отношении них меры административного задержания не применялись.
Мировыми судьями г. Оренбурга направлялись письма в адрес начальника ПДПС ГИБДД при УВД Оренбургской области, начальника РОВД Оренбургской области об оказании содействия в доставлении лиц, привлекаемых к административной ответственности, в отношении которых может быть применено наказание в виде административного ареста.
Именно невозможность доставления для участия в административном разбирательстве таких лиц в большинстве случаев приводила к нарушению сроков рассмотрения дел, а нередко и к прекращению производства по делу в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Положительным моментом следует отметить, что вопрос доставки лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за совершение которого влечет административный арест, разрешен в Сорочинском, Ташлинском, Тоцком, Пономаревском и др. районах Оренбургской области.
Мировым судьей судебного участка N 7 Ленинского района г. Орска вынесено два частных письма в адрес начальника ЛОВД ст. Оренбург. По одному из них поступило сообщение о принятии соответствующих мер к сотрудникам ЛОВД на ст. Оренбург, допустившим нарушения по делу.
По каждому случаю недоставки в судебное заседание мировые судьи Тоцкого района принимает меры реагирования в отношении должностных лиц по фактам нарушений, допущенных при направлении дела в суд, и недоставлении лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Таким образом, одним из факторов, которые позволят снизить нарушенный срок рассмотрения по делам указанной категории, будут являться обеспечительные меры производства по делу (ст. ст. 27.1, 27.2, 27.3 КоАП РФ - доставление, административное задержание, задержание транспортного средства, привод).
Меры обеспечения производства по делу, это закрепленные административно-правовыми нормами средства принудительного воздействия, цель применения которых заключается в прекращении противоправного деяния, устранении связанных с ним вредных последствий, а также в создании оптимальных условий для последующего привлечения виновных лиц к административной ответственности. Данные функции возложены и на должностных лиц, обязанных составлять протокол об административном правонарушении. Однако изучение дел показало, что данные обеспечительные меры должностные лица, по указанным выше делам, не применяли.
Анализ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях свидетельствует об имеющихся резервах их улучшения. Представляется, что улучшению сроков рассмотрения дел может способствовать надлежащая и своевременная подготовка дел к слушанию, что исключит отложение дел, в связи с необходимостью истребования дополнительных доказательств.
Выводы:
1. Судьями подготовка дел об административных правонарушениях проводится не всегда своевременно и не всегда достаточно качественно.
2. Судьями осуществляется неоправданное отложение дел об административных правонарушениях на длительные сроки.
3. Проводится недостаточная профилактическая работа по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц соответствующих органов, направляющих административные материалы в суды и на судебные участки.
Предложения:
1. Осуществлять постоянное проведение совещаний совместно с должностными лицами соответствующих органов, направляющих административные материалы в суды и на судебные участки, по вопросам надлежащего оформления протоколов и своевременного их направления в суды и на судебные участки.
2. По итогам обобщений, проводимых судами, рассылать информацию, касающуюся должностных лиц соответствующих органов, направляющих административные материалы в суды и на судебные участки: в органы прокуратуры, руководителям ГИБДД области, противопожарной службы, службы судебных приставов, налоговой службы и других органов, для устранения нарушений при составлении процессуальных документов на досудебной стадии производства по делам об административных правонарушениях.
3. Принимать все необходимые меры к надлежащей и своевременной подготовке дел об административных правонарушениях к рассмотрению, в особенности дел с сокращенными сроками их рассмотрения.
4. Рекомендовать судьям направлять частные письма в адрес правоохранительных и иных органов и организаций, которые допускают нарушение действующего административного законодательства при подготовке и своевременности направления административных материалов в суды и на судебные участки.
Заместитель председателя |
Ю.В. Мишин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка Оренбургского областного суда по результатам обобщения судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях с нарушенным сроком, за первое полугодие 2010 года
Текст справки размещен на сайте Оренбургского областного суда http:\\www.oblsud.orb.sudrf.ru
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника