Что должны знать резиденты о валютном законодательстве РФ
Валютное законодательство РФ состоит из Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), принятых в соответствии с ним федеральных законов и нормативно-правовых актов по вопросам валютного регулирования. Согласно ч. 1 ст. 5 Закона N 173-ФЗ органами валютного регулирования в РФ являются Центральный банк России и Правительство России.
В соответствии со ст. 1 Закона N 173-ФЗ к участникам внешнеэкономической деятельности относятся:
1) резиденты:
- физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
- постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
- находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
- дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
- РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
2) нерезиденты:
- физические лица, не являющиеся резидентами;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
- аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
- межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
- находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.
Резиденты и нерезиденты при осуществлении валютных операций, открытии счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ должны соблюдать правила и ограничения, установленные действующим валютным законодательством РФ, а также знать, что за нарушения валютного законодательства они могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП), а за нарушения на сумму более 5 млн руб. руководители организаций могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии со ст. 193 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ).
Контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ в соответствии со ст. 22 Закона N 173-ФЗ в пределах своих полномочий осуществляют органы и агенты валютного контроля.
К органам валютного контроля относятся: Центральный банк России и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор), а также их территориальные органы.
К агентам валютного контроля относятся: уполномоченные банки, Внешэкономбанк, таможенные органы, налоговые органы, профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Физические лица - резиденты могут быть привлечены к административной ответственности за следующие нарушения валютного законодательства:
Номер статьи КоАП | Содержание нарушения | Мера ответственности |
Проведение незаконной (запрещенной) валютной операции | Наложение административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера незаконной валютной операции | |
Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами РФ | Наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до полутора тыс. руб. |
Незаконной валютной операцией является проведение расчетов физических лиц - резидентов с нерезидентами на территории РФ в наличной валюте РФ или иностранной валюте при купле-продаже товаров.
Незаконными (запрещенными) валютными операциями являются также получение физическими лицами - резидентами наличной валюты РФ или иностранной валюты в дар от нерезидента или дарение, завещание нерезиденту наличной валюты РФ, получение наличной валюты РФ от нерезидента по праву наследования.
Незаконной валютной операцией является вывоз физическими лицами - резидентами с таможенной территории РФ иностранной валюты или валюты РФ сверх установленных валютным законодательством норм (не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США в соответствии с ч. З ст. 15 Закона N 173-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) счета или изменения реквизитов таких счетов (вкладов). Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457R "Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ"
Юридические лица - резиденты могут быть привлечены к административной ответственности за следующие нарушения валютного законодательства:
Номер статьи КоАП | Содержание нарушения | Мера ответственности |
Проведение незаконной (запрещенной) валютной операции | Наложение административного штрафа в размере от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции | |
Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами РФ | Наложение административного штрафа: - на юридическое лицо в размере от пятидесяти до ста тыс. руб.; - на должностное лицо в размере от пяти до десяти тыс. руб. | |
Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них | Наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках. Если сумма не зачисленных средств более 5 млн руб., то должностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в соответствии со ст. 193 УК РФ. | |
Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги либо за не переданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них | Наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ. Если не возвращен аванс на сумму более 5 млн руб., предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 193 УК РФ | |
Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям | Наложение административного штрафа: - на должностных лиц в размере от четырех до пяти тыс. руб.; - на юридических лиц - от сорока до пятидесяти тыс. руб. |
Незаконными (запрещенными) валютными операциями являются расчеты юридических лиц - резидентов с нерезидентами в наличной валюте РФ и иностранной валюте при купле - продаже товаров, не относящихся к розничной торговле и не связанных с оказанием физическими лицами-нерезидентами на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, предусмотренных в ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ.
Объективную сторону состава административного правонарушения за нарушения установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами РФ, может образовать неуведомление в установленный срок налоговых органов об открытии счета (вклада) или изменении реквизитов счетов в банке, находящимся за пределами территории РФ
Кроме контроля за порядком открытия (закрытия) счета в банке за пределами территории РФ, налоговые органы на основании ч. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ осуществляют контроль за представлением резидентами отчетности по счетам, открытым в банках за пределами территории РФ.
Порядок представления резидентами отчета установлен постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 "Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ (далее - Постановление N 819).
В соответствии с п. 3 и 4 Постановления N 819 юридические лица-резиденты ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляют в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ в 2 экземплярах по форме, указанной в приложении к Постановлению N 819 и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
Важнейшим направлением валютного контроля, осуществляемым налоговыми органами, является контроль за выполнением резидентами обязанности, установленной ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ, по получению от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Исчерпывающий перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ, установлен ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ.
При определении срока поступления выручки от нерезидента необходимо исходить из условий заключенного договора, в соответствии с которым определяется период времени, в течение которого покупатель должен оплатить товар, и дата, с которой исчисляется данный период времени. Начало исчисления срока оплаты товара может не совпадать с датой фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы РФ.
Дополнительные соглашения к договорам, изменяющие сроки получения денежных средств за переданные товары, должны быть приняты до истечения договорных сроков.
Не является нарушением валютного законодательства незачисление на счет резидента комиссионного вознаграждения и банковских расходов в иностранной валюте или валюте РФ при наличии соответствующего условия во внешнеторговом договоре (контракте), а именно, что комиссионные и банковские расходы, связанные с оплатой услуг банков - корреспондентов, несет продавец.
Ч. 6 ст. 15.25 КоАП предусмотрена ответственность за несоблюдение установленного порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, нарушение единых правил оформления паспортов сделок, установленных сроков хранения учетных и отчетных документов и паспортов сделки.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк России. Перечень форм учета и отчетности по валютным операциям установлен Указаниями Центрального банка России от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указания N 1950-У).
Формами учета по валютным операциям для резидентов являются:
- справка о валютных операциях;
- справка о поступлении валюты РФ;
- справка о подтверждающих документах.
Таким образом, дело об административном правонарушении по ч. 6 ст. 15.25 КоАП в отношении резидентов возбуждается в следующих случаях:
- нарушения единых правил оформления паспорта сделки;
- непредставления или представления с нарушением установленного срока и установленного порядка отчета о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ;
- нарушения установленных сроков представления форм учета по валютным операциям, поименованным в Указаниях N 1950-У;
- нарушения установленных сроков хранения учетных и отчетных документов и паспортов сделок.
Кроме того, за непредставление или несвоевременное представление должностному лицу органа или агенту валютного контроля сведений (информации), а равно представление сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде резиденты могут быть привлечены к административной ответственности, установленной ст. 19.7 КоАП.
Л.А. Негодяева,
начальник контрольного отдела
"Налоговый Вестник Оренбургской области", N 5, май 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый Вестник Оренбургской области"
Журнал зарегистрирован Поволжским межрегиональным территориальным управлением Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Регистрационный номер ПИ N 7-0617 от 07.05.2001 г.
Адрес редакции:
ООО "Каталоги Справочники Путеводители",
Лицензия ИД N 03579 от 19.12.2000 г.
460021, г. Оренбург, ул. Восточная, 42/1, секция 2
Тел. (3532) 58-18-42, 707-505
E-mail: ksp@mail.esoo.ru
Председатель общественного редакционного совета Г.В.Кузнецов
Члены общественного редакционного совета:
Г.В.Гармаш / С.А.Киселев / В.В.Семенов / Т.Н.Свиридова /
Т.Н.Кулакова / Н.П.Шевченко
Главный редактор журнала "Налоговый Вестник Оренбургской области" О.Г.Репников
Зам. главного редактора журнала "Налоговый Вестник Оренбургской области" Н.Х.Сафронова
Подписка на издание доступна в полном объеме в любом почтовом отделении, в редакции, через наших агентов или в заочном порядке.
Подписной индекс издания в каталоге "Почта России" - 14860.