Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 14 февраля 2014 г. N 95-п
Стратегия
инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 года
Введение
Оренбургская область - одна из крупнейших областей, входящих в состав Приволжского федерального округа Российской Федерации, с территорией 124 тыс. кв. километров (29 место в Российской Федерации), населением - более 2 млн. человек.
Оренбургская область расположена на рубеже Европы и Азии, граничит с Республикой Татарстан, Республикой Башкортостан и Челябинской областью на севере, с Республикой Казахстан - на востоке и юге, Саратовской областью - на юго-западе, Самарской областью - на западе.
Оренбургская область обладает разветвленной транспортной системой, область связана транспортными магистралями с городами: Самарой, Уфой, Челябинском, Уральском, Актюбинском и другими.
Оренбургская область активно развивает международные внешнеэкономические и гуманитарные связи с государствами дальнего и ближнего зарубежья. Более чем с 60 странами мира установлены деловые и торговые контакты.
В области активно формируется и модернизируется инфраструктура для ведения внешнеэкономической деятельности: современные средства телекоммуникации и связь, транспортные артерии, сервисные службы. Создаются условия для привлечения иностранных инвестиций.
I. Анализ инвестиционного климата Оренбургской области и факторы влияния на него
1. Основные тренды развития мировой и российской экономики
Глобальные тренды развития российской экономики определены в соответствии со сценарными условиями долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, разработанных# Министерством экономического развития Российской Федерации в апреле 2012 года. Все они окажут влияние на экономику Оренбургской области в долгосрочной перспективе, выбранную модель и приоритеты развития в рамках стратегии инвестиционного развития Оренбургской области (далее - стратегия).
Основные макроэкономические тенденции и их влияние на экономику Оренбургской области
N |
Наименование тенденции |
Влияние на экономику Оренбургской области |
1 |
2 |
3 |
1. |
Адаптация к изменению динамики мировой экономики и спроса на углеводороды |
по прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации, средняя мировая цена на нефть в 2016 - 2020 годах составит 115 долларов США за баррель. Рост мирового спроса на углеводороды предполагается за счет быстрорастущих экономик Азиатско-Тихоокеанского региона. Это как стимулирует увеличение объемов добычи углеводородов, вовлечение новых месторождений на территории области, так и ускоряет исчерпание ресурсов в стратегической перспективе, учитывая, что большинство месторождений находятся на стадии падающей добычи. Кроме того, значителен риск снижения ценности углеводородного сырья с точки зрения обеспечения энергетической безопасности в мире в целом |
2. |
Исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста |
формирование новой технологической базы у основных игроков мирового рынка, преимущественно в сферах медицины и биотехнологии, информационно-коммуникационных технологий, идет более высокими темпами, чем в Российской Федерации. В Оренбургской области разработок по этим направлениям практически нет. Важнейшие задачи для области - технологическая модернизация бюджетоформирующих отраслей, "взращивание" и точечная поддержка инновационных проектов в приоритетных отраслях, развитие малого бизнеса |
3. |
Усиление зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата |
поддержание устойчивого платежного баланса в Российской Федерации предусматривает рост несырьевого экспорта. По стране в целом он должен увеличиться к 2030 году почти в 15 раз. В структуре экспорта Оренбургской области 53 процента занимает продукция топливно-энергетического и металлургического комплексов. Одной из ключевых задач инвестиционного развития области должно стать привлечение инвестиций в развитие переработки и усиление других экспортных отраслей |
4. |
Необходимость преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт) |
Оренбургская область самодостаточна в генерации электроэнергии. Основными задачами являются развитие энергоинфраструктуры под потребности инвесторов и снижение энергоемкости продукции. Для улучшения инвестиционного климата области необходимо завершение строительства международного транспортного коридора "Европа - Западный Китай" для реализации геостратегического преимущества области |
5. |
Сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров |
усиление кадровой проблемы предъявляет требования к технологической модернизации, направленной на повышение производительности труда в ключевых отраслях области. Это означает, что стратегической задачей является активизация внутреннего инвестиционного процесса в области, стимулирование инвестиций в эффективность уже существующего бизнеса. Также требуется реализация комплекса мер для остановки оттока населения, особенно в молодом возрасте, повышения компетенций выпускников высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений |
6. |
Усиление конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках, сокращение внешнего спроса |
прогноз товарных рынков по основным продуктам производства области достаточно консервативен. В этих условиях важно концентрироваться на привлечении инвестиций, способствующих повышению производительности труда и уровня заработной платы, в частности, в развитие премиального сегмента продукции и услуг в профильных отраслях, в первую очередь в агропромышленном комплексе |
2. Оценка инвестиционной привлекательности Оренбургской области. Конкурентные преимущества области
1. Уникальное геополитическое положение области на границе Урала и Поволжья, Российской Федерации и Республики Казахстан
Оренбургская область традиционно связывает крупнейшие рынки сбыта Европы и Азии, находится в центре быстрорастущих региональных экономик, входящих в состав Приволжского федерального округа (далее - ПФО), Уральского федерального округа, стран Средней Азии. В радиусе 1,5 тыс. километров проживает около 40 млн. человек. В рамках укрепления российско-казахстанских отношений и межгосударственных отношений в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Оренбургская область в большей степени чем другие может использовать ее положительные эффекты. Транзитный потенциал создает предпосылки для обслуживания транзитных грузопотоков из Республики Казахстан и экономически развитых регионов, вливающихся в международные транспортные коридоры Транссиб и Север - Юг, в перспективе - Европа - Западный Китай, организации на их основе мультимодальных комплексов и центров создания добавленной стоимости.
2. Значительный человеческий капитал
На территории области проживает более 2 млн. человек. Доля населения в возрасте моложе трудоспособного выше, чем в среднем по России и ПФО (18,3 процента и 16,8 процента соответственно), область входит в тройку лучших субъектов Российской Федерации по сдаче выпускниками единого государственного экзамена. В Оренбуржье идет процесс модернизации институтов образования для обеспечения индивидуальных траекторий развития жителей области. Основная задача - решить проблему оттока молодежи путем создания комфортной среды для проживания, стимулирования жилищного строительства, создания рабочих мест, востребованных творческой и инициативной молодежью. Область многонациональна (более 120 национальностей), накоплен исторический опыт толерантности сосуществования разных культурно-религиозных групп населения.
3. Существенный природно-ресурсный потенциал
Оренбургская область обладает значительными запасами углеводородов, руд черных и цветных металлов, калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов. В недрах области разведаны более 2500 месторождений 75 видов полезных ископаемых. По объемам запасов и их добыче область входит в ведущую группу регионов России. Природные условия области подходят для выращивания твердых сортов пшеницы, развития животноводства, производства продукции сельского хозяйства, в том числе ориентированной на рынки других регионов России и экспорт.
4. Потенциал для производства промышленной продукции высоких переделов
На долю области в общероссийском производстве приходится около 69 процентов производства молотой соли, почти 45 процентов выпуска сталеплавильного оборудования и литейных машин, более 45 процентов выпуска кузнечно-прессовых машин, свыше 4 процентов нефтедобычи и производства чугуна, около 3,5 процента производства стали, более 3 процентов производства готового проката черных металлов и добычи природного газа. Наличие предприятий металлургической, газо- и нефтехимической промышленности, машиностроительного комплекса создает возможность организации производства новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью.
5. Развитая транспортная инфраструктура
Оренбургская область по протяженности дорог занимает 4 место в ПФО и 7 в Российской Федерации. По плотности автомобильных дорог Оренбургская область входит в первую пятерку областей ПФО. Плотность автодорог общего пользования в целом составляет 113 км на 1 тыс. кв. километров (в ПФО - 114,2 тыс. километров на 1 тыс. кв. километров, в Российской Федерации - 37 тыс. километров на 1 тыс. кв. километров).
Снятие таможенных постов на Российско-Казахстанской границе способствовало увеличению количества транзитного транспорта. Сформировалось два параллельных потока: через г. Оренбург в Республику Башкортостан и Республику Татарстан и второй - из г. Актюбинска в г. Орск и далее в города Урала.
В области расположены два международных аэропорта - в г. Оренбурге и г. Орске, имеются авиасообщения с регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья. Запущена программа межрегиональных и внутрирегиональных авиаперевозок самолетами малой вместимости. Регулярные рейсы осуществляются из города Оренбурга в населенные пункты области (г. Орск, г. Бугуруслан, п. Светлый, п. Адамовка, п. Кваркено), в города России и Республику Казахстан (г. Казань, г. Пермь, г. Уфа, г. Екатеринбург, г. Нижний Новгород, г. Саратов, г. Актюбинск).
Протяженность железных дорог составляет 1650 километров. Область имеет железнодорожное сообщение со всеми соседними областями и республиками.
3. Оценка инвестиционного климата Оренбургской области
Оренбургская область является одним из динамично развивающихся регионов Российской Федерации, благоприятным для инвестирования и развития бизнеса.
За период 2000 - 2012 годов динамика инвестиций в основной капитал в область была положительной.
Рисунок 1. Динамика инвестиций в основной капитал (2000 год - 100%)
Объем инвестиций в основной капитал в Оренбургской области увеличился с 2000 года почти в 3 раза. Большая часть инвестиционных проектов сосредоточена в нефтяном и газовом комплексе, металлургическом производстве, сельскохозяйственном производстве и переработке, что в настоящее время определяет направления и структуру инвестиций.
Рисунок 2. Отраслевая структура инвестиций в основной капитал
В 2013 году Оренбургская область подтвердила свой рейтинг, присвоенный международным рейтинговым агентством Fitch Ratings, долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВ", краткосрочный рейтинг в иностранной валюте "В" и национальный долгосрочный рейтинг "АА-(rus)", прогноз "Позитивный".
По объему прямых иностранных инвестиций Оренбургская область занимает 2 место в ПФО. С 2000 года объем иностранных инвестиций увеличился более чем в 6,8 раза, в том числе прямых иностранных инвестиций - в 11 раз.
В области успешно работают крупные иностранные компании "Бозал Интернэшнл Менеджмент" (Бельгия), "КазРосГаз" (Республика Казахстан), "Дойтче Виломикс" (Германия), "Глобал Петро Кемикал" (Канада), "Джон Дир" (США) и другие. На территории области действуют почти 500 предприятий с участием иностранных инвестиций. В уставных фондах этих предприятий участвует капитал зарубежных компаний 51 страны мира.
Оренбургская область включена в систему мирохозяйственных связей. Установлены внешнеторговые контакты с 96 странами мира. Во внешней торговле Оренбургской области важнейшее место занимают страны Таможенного союза, на долю которых по итогам 2012 года приходится почти 40 процентов регионального внешнеторгового оборота и более 72 процентов объема торговли со странами Содружества Независимых Государств.
Поддержка инвестиционной деятельности осуществляется в соответствии с Законом Оренбургской области от 5 октября 2009 года N 3119/712-IV-ОЗ "Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений", которым предусматриваются меры государственной поддержки, а также другими нормативно-правовыми актами.
В Оренбургской области применяются различные меры поддержки инвестиционной деятельности.
Рисунок 3. Финансовые меры поддержки инвестиционной деятельности
Государственная поддержка основывается на приоритетности видов экономической деятельности, определяемых в соответствии со стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года.
Помимо налоговых мер и государственных гарантий инвесторам на территории Оренбургской области оказывается содействие при обращении в федеральные органы государственной власти, органы местного самоуправления Оренбургской области и организации по вопросам, связанным с инвестиционной деятельностью, с подбором площадей и земельных участков в соответствии с параметрами проекта.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 23 января 2012 года N 35-п "О порядке формирования реестра приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области, по которым предоставляются меры государственной поддержки" утвержден порядок формирования реестра приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области, по которым предоставляются меры государственной поддержки (далее - реестр).
В соответствии с вышеуказанным постановлением претендентами на включение в реестр могут быть юридические лица, реализующие и (или) имеющие намерение реализовать инвестиционные проекты по приоритетным направлениям инвестиционной деятельности, определяемым на основе стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, государственных программ, планов действий по приоритетным направлениям развития Оренбургской области.
В области действуют уполномоченные организации (институты) по поддержке и развитию инвестиционной деятельности.
Рисунок 4. Уполномоченные организации (институты) по поддержке и развитию инвестиционной деятельности
Кроме финансовых мер в Оренбургской области осуществляется следующая организационно-административная поддержка инвестиционной деятельности:
1. Государственно-частное партнерство
В Оренбургской области создана институциональная среда для развития государственно-частного партнерства. Принят Закон Оренбургской области от 24 августа 2012 года N 1041/308-V-ОЗ "Об участии Оренбургской области в государственно-частном партнерстве" и подготовлены нормативные правовые акты, которые позволяют в полной мере запустить механизм государственно-частного партнерства и решать с его помощью важные социальные задачи.
Законодательной базой регламентировано развитие институциональной среды развития государственно-частного партнерства при реализации социальных инвестиционных проектов и программ в Оренбургской области.
В настоящее время в различных сферах (здравоохранение, спорт, коммунальное хозяйство) осуществляется подготовка проектов государственно-частного партнерства с использованием различных экономико-правовых моделей. Социальная сфера является как приоритетным направлением применения механизма государственно-частного партнерства в связи с недостатком бюджетных средств, так и не обладает высокой привлекательностью для частных инвесторов.
2. Стандарт
В Оренбургской области внедрен стандарт деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Оренбургской области, разработанный и утвержденный решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" в 2012 году. С 2014 года планируется внедрение муниципального стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Оренбургской области.
3. Общественный совет при Губернаторе Оренбургской области по улучшению инвестиционного климата (далее - совет)
Деятельность совета направлена на развитие приоритетных направлений инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области. Председателем совета является Губернатор Оренбургской области. Заседания совета проводятся публично и открыто, в том числе с участием инвесторов, не являющихся его членами.
Основные задачи совета - повышение эффективности работы по привлечению инвестиционных ресурсов в экономику области, создание благоприятного инвестиционного климата, индустриальных, технологических и туристско-рекреационных парков, а также развитие инвестиционной и инновационной деятельности, устранение административных, экономических и организационных препятствий и формирование целостной системы инфраструктуры, поддержки и развития инвестиционной и инновационной деятельности.
Действенным инструментом информационной и методической поддержки инвестиционной деятельности является двуязычный (русский, английский) инвестиционный портал Оренбургской области в сети интернет www.orbinvest.ru, где представлена информация для инвесторов в разрезе территорий.
4. SWOT-анализ инвестиционной привлекательности Оренбургской области
SWOT-анализ инвестиционной привлекательности проводился на основе нескольких факторов, которые важны для инвесторов при выборе территории. Факторы, используемые при данном анализе, определены Российским союзом промышленников и предпринимателей, компанией KPMG в рамках исследования "Оценка инвестиционного климата российских регионов глазами иностранных инвесторов" в 2013 году.
Факторы оценки инвестиционного климата разделяются на две группы: "жесткие" и "мягкие". "Жесткие" факторы - факторы, которые требуют от органов государственной власти Оренбургской области задействовать серьезные ресурсы (включая продолжительное время и помощь извне) либо не могут быть изменены (географическое положение, природные ресурсы, физическая инфраструктура, качество и доступность трудовых ресурсов и другие).
"Мягкие" факторы - факторы, состояние которых органы государственной власти Оренбургской области способны контролировать и менять к лучшему в короткий период времени.
SWOT-анализ инвестиционного климата Оренбургской области представлен в таблице 1.
Таблица 1
SWOT-анализ
инвестиционного климата Оренбургской области
|
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
3 |
Жесткие факторы | ||
Географическое положение |
приграничное положение области с Республикой Казахстан - одним из динамично развивающихся государств Содружества Независимых Государств, членом Единого таможенного союза, в перспективе - Единого экономического пространства; транзитное положение между Европейской частью Российской Федерации и странами Средней Азии и Китаем |
широтная протяженность области вдоль государственной границы; необорудованность государственной границы |
Природные ресурсы |
область обладает значительными ресурсами углеводородов, руд черных и цветных металлов, калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов, редкоземельными металлами; наличие земельных ресурсов |
наличие территорий с неблагоприятной экологической обстановкой; существенные ограничения по водным ресурсам |
Рынок труда |
экономически активное население области составляет более 1,1 млн. человек; сложившиеся традиции подготовки кадров в отдельных отраслях экономики, прежде всего в нефтяной и газовой промышленности, сельском хозяйстве |
уровень квалификации работников на рынке труда не всегда соответствует потребностям инвесторов; высокая дифференциация уровня заработной платы по отраслям; отток молодежи и высококвалифицированных кадров в другие регионы Российской Федерации; недостаток квалифицированных кадров в сфере реализации инвестиционных проектов и продвижения инноваций |
Объем внутреннего рынка |
область связывает крупнейшие рынки сбыта Европы и Азии, находится в центре быстрорастущих региональных экономик, входящих в состав ПФО, Уральского федерального округа и стран Средней Азии; в радиусе 1,5 тыс. километров проживает около 40 млн. человек |
объем внутреннего рынка ниже, чем в соседних регионах; все соседние региональные столицы - города-миллионники, с большим уровнем доходов населения |
Транспортная и энергетическая инфраструктура |
высокая обеспеченность и доступность энергетических ресурсов; развитая сеть автомобильных и железных дорог, обеспечивающая транспортную доступность городов и сельских населенных пунктов; плотность автомобильных дорог с твердым покрытием 123,5 на 1 тыс. километров (в ПФО - 114,2, Российская Федерация - 31,8); действуют внутрирегиональные и межрегиональные авиаперевозки в регионы Поволжья и Урала |
отсутствие дорожной системы международного уровня для реализации транзитного потенциала области; отсутствие логистической инфраструктуры |
Мягкие факторы | ||
Заинтересованность органов государственной власти Оренбургской области в привлечении инвестиций |
высокая степень заинтересованности на уровне органов государственной власти Оренбургской области. Закрепление необходимости инвестиционного "рывка" в инвестиционном послании Губернатора Оренбургской области "Стратегия прорыва. Программа действий до 2015 года" |
отсутствие синхронности между органами исполнительной власти области и предпринимателями (инвесторами) |
Успешный опыт реализации инвестиционных проектов, в том числе с прямыми иностранными инвестициями |
за последние 10 лет (2003 - 2012 года) инвестиции в основной капитал в Оренбургской области увеличились почти в 3 раза, иностранные инвестиции - в 6,8 раз, в том числе прямые иностранные инвестиции - в 11,1 раза |
наличие "проблемных" инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранных инвесторов |
Развитие социальной, гостиничной инфраструктуры |
развитая социальная и гостиничная инфраструктура в г. Оренбурге; участие органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области в развитии социальной инфраструктуры исходя из потребностей инвестора |
дисбаланс развития социальной и гостиничной инфраструктуры в муниципальных образованиях Оренбургской области |
Качество инвестиционного предложения |
работа системы индивидуального сопровождения инвестиционных проектов; наличие инвестиционных площадок в муниципальных образованиях области |
предпроектное состояние инвестиционной культуры |
Законодательное обеспечение инвестиционного процесса |
утверждение полной нормативно-правовой базы в рамках законодательства Российской Федерации о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности, включая государственно-частное партнерство |
ряд стандартных мер поддержки не имеет широкого применения |
Бюджетные возможности финансовой поддержки инвестиционной деятельности |
международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в 2013 году подтвердило рейтинг кредитоспособности области: долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВ", краткосрочный рейтинг в иностранной валюте "В" и национальный долгосрочный рейтинг "АА-(rus)". Прогноз по рейтингам - "Позитивный" |
существующая система межбюджетных отношений препятствует расширению финансовой поддержки инвестиционной деятельности за счет региональных средств |
|
Возможности |
Угрозы |
Жесткие факторы | ||
Географическое положение |
реализация географического и геополитического потенциала области при поддержке федеральных органов власти |
угроза благоприятной перспективы развития приграничного сотрудничества в случае осложнения отношений Российской Федерации со странами Средней и Центральной Азии; рост нелегальной миграции из стран Средней Азии |
Природные ресурсы |
вовлечение неиспользуемых природных ресурсов в оборот; достраивание цепочек добавленной стоимости |
деградация сельскохозяйственных угодий при их нерациональном использовании; снижение рентабельности добычи минерально-сырьевых ресурсов в связи с грядущим ухудшением горно-геологических условий на эксплуатируемых месторождениях |
Рынок труда |
наличие в области исторических и географических предпосылок, а также опыта для формирования центра межкультурной коммуникации; возможность применения в области наиболее актуальных социальных практик, используемых в различных культурах для достижения поставленных стратегических целей и задач |
старение населения; усиление разрыва между системой подготовки кадров, потребностями перспективных работодателей, развитием мирового рынка труда и компетенций; высокая привлекательность городов-миллионников и соседних российских агломераций для учебы и работы талантливой молодежи |
Объем внутреннего рынка |
отсутствие конкуренции в высоких стандартах качества и архаичность локального рынка создают дополнительные возможности развития бизнеса |
негативные последствия вступления во Всемирную торговую организацию для предприятий, работающих на внутренний рынок |
Транспортная и энергетическая инфраструктура |
повышение инвестиционной привлекательности области и создание (в связи со строительством международного транспортного коридора "Европа-Западный Китай") сегментов, привлекательных для инвесторов; потенциальное преимущество в развитии крупного транзитного центра грузопотока за счет уникального географического расположения |
уход из области транзитных транспортных потоков |
Мягкие факторы | ||
Заинтересованность органов государственной власти Оренбургской области в привлечении инвестиций |
- |
смена политического руководства области и его приоритетов |
Развитие социальной, гостиничной инфраструктуры |
новые требования к качеству среды проживания |
существенное снижение качества предоставляемых социальных услуг в сельской местности |
Успешный опыт реализации инвестиционных проектов, в том числе с прямыми иностранными инвестициями |
возможность стать площадкой для реализации инвестиционных проектов с участием институтов развития стран Единого экономического пространства |
снижение деловой активности со стороны иностранных инвесторов вследствие мирового финансового кризиса |
Качество инвестиционного предложения |
формирование юридически и инфраструктурно подготовленных площадок для размещения объектов инвесторов: индустриальные парки, центры коллективного пользования |
недостаточно высокий уровень приоритетности привлечения инвестиций со стороны органов федеральной государственной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области |
Законодательное обеспечение инвестиционного процесса |
возможность принятия федерального закона о государственно-частном партнерстве позволит гарантировать инвесторам возвратность вложенных средств в периоде, превышающем горизонты бюджетирования (3 года), что создаст предпосылки для роста инвестиций в проекты развития публичной инфраструктуры |
изменение федерального налогового законодательства не в интересах Оренбургской области, бизнеса |
Бюджетные возможности финансовой поддержки инвестиционной деятельности |
децентрализация бюджетной системы, продекларированная Правительством Российской Федерации, позволит большую часть налогов оставлять в области, что усилит финансовые возможности поддержки реализации инвестиционных проектов |
увеличение необеспеченных бюджетных расходов области; рост государственного и муниципального долга |
II. Стратегические ориентиры инвестиционного развития Оренбургской области
1. Цели и задачи стратегии инвестиционного развития Оренбургской области
Стратегия инвестиционного развития Оренбургской области (далее - стратегия) разработана в соответствии с Стратегией развития Приволжского федерального округа до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 165-р, и Стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп.
Главной целью стратегии является улучшение инвестиционного климата, обеспечивающее приток инвестиций на территорию области, достижение устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни населения.
Для достижения главной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
минимизация административных барьеров и инфраструктурных ограничений барьеров для осуществления инвестиционных проектов;
формирование инвестиционной культуры и организация инвестиционного процесса в Оренбургской области;
развитие кадрового потенциала, предполагающее формирование механизмов профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по направлениям, соответствующим потребностям инвесторов;
развитие гибкой системы государственной поддержки инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам инвестиционной политики Оренбургской области, в том числе за счет развития механизмов государственно-частного партнерства;
позиционирование Оренбургской области как инвестиционно-привлекательного региона на инвестиционной карте Российской Федерации и формирование положительного инвестиционного имиджа Оренбургской области.
Показатели эффективности стратегии разработаны с учетом федеральных задач (Указы Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", от 10 сентября 2012 года N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности") и распределены в соответствии с задачами стратегии.
Целевые индикаторы реализации стратегии приведены в таблице 2.
Таблица 2
Целевые индикаторы реализации стратегии
N |
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Целевое значение |
Ответственный исполнитель |
|||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Задача 1. Минимизация административных барьеров и инфраструктурных ограничений барьеров для осуществления инвестиционных проектов | |||||||||||
1. |
Оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности в Оренбургской области |
баллов |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
7,0 |
7,5 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - МЭРППиТ) |
2. |
Предельное количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения |
единиц |
40,0 |
30,0 |
15,0 |
13,0 |
12,0 |
11,0 |
11,0 |
11,0 |
министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - минстрой) |
3. |
Предельный срок прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения |
дней |
350 |
280 |
130 |
90 |
75 |
56 |
56 |
56 |
минстрой |
4. |
Доля муниципальных образований Оренбургской области с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования в общем количестве муниципальных образований Оренбургской области |
процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
минстрой |
5. |
Прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования областного или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям транспортно-эксплуатационных показателей |
процентов к 2011 году |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
минстрой, МЭРППиТ |
6. |
Коэффициент обновления основных фондов |
процентов |
10,7 |
11,8 |
12,9 |
14,2 |
15,6 |
17,2 |
17,0 |
17,0 |
МЭРППиТ |
7. |
Предельное количество этапов (процедур), необходимых для технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства |
единиц |
8 |
6 |
6 |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
МЭРППиТ |
8. |
Предельный срок подключения потребителей (до 150 кВт) с даты поступления заявки на технологическое присоединение до даты подписания акта о технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства |
дней |
276 |
167 |
45 |
43 |
41 |
40 |
40 |
40 |
МЭРППиТ |
Задача 2. Формирование инвестиционной культуры и организация инвестиционного процесса в Оренбургской области | |||||||||||
9. |
Количество реализованных основных положений стандарта деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Оренбургской области |
единиц |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
МЭРППиТ, министерство труда и занятости населения Оренбургской области, департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов |
10. |
Оценка предпринимательским сообществом эффективности реализации внедренных составляющих стандарта деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Оренбургской области |
баллов |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
7,0 |
7,5 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
МЭРППиТ, департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов |
Задача 3. Развитие кадрового потенциала и механизмов профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по направлениям, соответствующим потребностям инвесторов | |||||||||||
11. |
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций |
процентов |
17,2 |
19,1 |
21,1 |
23,0 |
25,0 |
26,9 |
27,0 |
27,0 |
МЭРППиТ |
12. |
Общая численность безработных |
процентов к экономически активному населению |
5,4 |
5,4 |
5,4 |
5,4 |
5,4 |
5,4 |
5,4 |
5,4 |
министерство труда и занятости населения Оренбургской области |
13. |
Темп прироста среднемесячной заработной платы |
процентов к предыдущему году с учетом индекса потребительских цен |
4,3 |
6,2 |
8,1 |
8,2 |
8,7 |
8,3 |
8,3 |
8,3 |
МЭРППиТ |
Задача 4. Развитие гибкой системы государственной поддержки инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам инвестиционной политики Оренбургской области, в том числе за счет развития механизмов государственно-частного партнерства | |||||||||||
14. |
Прирост инвестиций в основной капитал |
процентов к предыдущему периоду |
2,9 |
3,1 |
3,2 |
3,4 |
3,6 |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
МЭРППиТ |
15. |
Прирост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями |
процентов к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
МЭРППиТ |
16. |
Оценка предпринимательским сообществом эффективности реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства |
баллов |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
7,0 |
7,5 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
МЭРППиТ |
17. |
Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Оренбургской области |
процентов к предыдущему году |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
МЭРППиТ |
18. |
Обучение предпринимателей и специалистов органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области, деятельность которых непосредственно связана с привлечением инвестиций |
человек |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
МЭРППиТ |
Задача 5. Позиционирование Оренбургской области как инвестиционно-привлекательного региона на инвестиционной карте Российской Федерации и формирование положительного инвестиционного имиджа Оренбургской области | |||||||||||
19. |
Издание брошюры "Инвестиционный паспорт Оренбургской области" |
ежегодно |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
МЭРППиТ |
20. |
Проведение ежегодного экономического форума "Оренбуржье" |
ежегодно |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
МЭРППиТ |
2. Отраслевые приоритеты инвестиционного развития Оренбургской области
Результат реализации стратегии во многом определяется правильностью определения стратегических приоритетов и направлений инвестиционного развития Оренбургской области.
Реализация целей и задач стратегии должны осуществляться в соответствии с отраслевыми приоритетами инвестиционной политики.
Основными традиционными отраслями экономики Оренбургской области являются: нефте- и газодобыча, цветная и черная металлургия, машиностроение, химическое производство, агропромышленный комплекс, строительная индустрия, туризм. В настоящее время формируются новые постиндустриальные сегменты экономики - биотехнологии, энергосберегающие технологии, новые материалы.
Значительная часть предприятий нуждается в смене стратегии или тактики их развития, что определяет приоритеты инвестиционной деятельности внутри базовых отраслей.
Основными приоритетами для инвестирования являются:
1. В нефтегазохимическом комплексе:
формирование инновационного газохимического кластера;
реализация проектов производства соединений на основе серы и расширения сфер их промышленного использования, в том числе строительство и ремонт автомобильных дорог с использованием сероасфальта (серобетона), производство продукции из сероорганических соединений;
внедрение современных методов разработки малых нефтяных месторождений;
реализация комплексных программ и проектов воспроизводства ресурсов углеводородного сырья;
обеспечение экологической безопасности добычи, переработки и транспортировки нефти и газа.
2. В металлургическом комплексе:
модернизация и техническое перевооружение предприятий;
создание новых видов продукции с повышенной добавленной стоимостью;
вовлечение в переработку техногенного сырья и отходов;
реализация проектов по внедрению ресурсосберегающих технологий и повышению энергоэффективности.
3. В машиностроительном комплексе:
реализация инвестиционных проектов, обеспечивающих ресурсосбережение и снижение материалоемкости, оптимизацию технологических процессов;
организация и развитие производства сельхозтехники, импортозамещающего оборудования;
реализация проектов подготовки кадров для предприятий машиностроения, создание инжинирингового центра;
производство энергосберегающего оборудования для промышленности, агропромышленного и коммунального комплексов.
4. В строительном комплексе:
обновление основных фондов, структурная перестройка материально-технической базы строительного комплекса с целью обеспечения потребности рынка в современной, конкурентоспособной продукции;
строительство и реконструкция мощностей домостроения для производства комплектных быстровозводимых мало- и многоэтажных домов, эффективных железобетонных изделий и конструкций;
развитие мощностей по выпуску быстровозводимых модульных зданий с учетом климатических особенностей и производственного потенциала области;
совершенствование, техническое перевооружение и ускоренное развитие карьерной базы местных строительных материалов;
снижение ресурсных, энергетических и трудовых затрат на единицу продукции, повышение экологической безопасности существующих и новых производств;
реконструкция существующих и строительство новых мощностей по производству строительных материалов (цемента, высококачественного керамического и силикатного кирпича, гипсовых смесей, изделий из пенобетона и поризованной керамики, эффективных теплоизоляционных и кровельных материалов, надежных оконных и дверных заполнений, трубной продукции из полиэтилена и полипропилена, энергоэффективных теплопроводов в пенополиуретановой изоляции и другого).
5. В агропромышленном комплексе:
переработка продукции растениеводства (масличных культур, пшеницы, кукурузы и другого);
развитие мясного скотоводства и строительство откормочных площадок;
строительство сети логистических распределительных центров переработки сельхозпродукции;
создание овощеводческих хозяйств (в том числе тепличных), использующих современные системы ведения хозяйства (капельное орошение), развитие бахчевых хозяйств на юге области;
создание современной овощеконсервной промышленности, работающей как на местном, так и на привозном сырье;
разработка и производство новых диетических, специализированных, обогащенных витаминами, минеральными веществами и микроэлементами экологически чистых продуктов питания в высоком ценовом сегменте. Привлечение инвестиций в уже существующие производства либо строительство новых предприятий;
реализация проектов модернизации отрасли, повышение энергоэффективности, расширение использования газомоторного топлива.
6. В туристическом комплексе:
создание новых туристских комплексов на базе Соль-Илецких озер, Кувандыкской горнолыжной школы, Ириклинского водохранилища и другого;
модернизация и развитие сети средств размещения;
строительство и реконструкция инфраструктуры, инвестирование в благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство туристических территорий.
7. В инновационном сегменте экономики:
биотехнологии, применяемые в агропромышленном комплексе, медицине, фармацевтике;
энергосберегающие технологии, внедрение альтернативных источников энергии;
производство новых конструктивных материалов.
Бюджетные средства на развитие этих приоритетов будут направлены на создание индустриальных, промышленных парков, субсидирование создания и развития малых инновационных предприятий, подготовку инвестплощадок, стимулирование роста спроса на инновации.
Формирование кластеров
На территории Оренбургской области сложились предпосылки для формирования следующих кластеров (ранжированы по убыванию "готовности" отраслей к формированию кластера):
агропромышленный кластер, включающий производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку, производство экологически чистых продуктов питания, организацию дистрибуции и сбыта, разработку комплексных агрономических решений для сухостепных территорий, производство сельскохозяйственной техники, производство тары и упаковки, поставки минеральных удобрений, оборудования для пищевой промышленности и ингредиентов для продуктов питания и другого. Локализация - г. Оренбург, Соль-Илецкий район, муниципальные образования Оренбургской области с сельскохозяйственной специализацией и обладающие сравнительными преимуществами в производстве продуктов питания;
нефтегазохимический кластер на базе Оренбургского газового комплекса, в рамках которого определены основные направления реализации кластерной инициативы:
утилизация попутного нефтяного газа с целью расширения сырьевой базы Оренбургского комплекса и снижения экологической нагрузки в области;
увеличение объемов производства этана и широкой фракции легких углеводородов для предприятий газохимии;
производство диметилдисульфида, модифицированной серы и других продуктов на основе серы для использования их в дорожном и жилищном строительстве и другое.
Развитие данного кластера связано с созданием промышленных систем для нефте- и газодобывающей отрасли (проектирование и производство оборудования, создание необходимого программного обеспечения, поставщики комплектующих, перевозчики негабаритных грузов и другого). Локализация - г. Орск, г. Оренбург, г. Бузулук;
кластер черной и цветной металлургии - производство металлов, оборудования для черной и цветной металлургии, огнеупоров, переработка отходов металлургического производства и лома черных (цветных) металлов, подготовка кадров для отрасли. Локализация - г. Орск, г. Новотроицк, г. Гай;
производство энергосберегающего оборудования, в том числе для нужд области (производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов, производство оборудования для жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы области). Локализация - г. Медногорск, г. Оренбург;
туристско-рекреационный кластер "Соленые озера". Цель - превратить территорию моногорода Соль-Илецка в межрегиональную здравницу, сравнимую по своим лечебным свойствам и сервисному обслуживанию с курортами Мертвого моря.
К 2020 году должна быть сформирована конкурентоспособная туристско-рекреационная система, обеспечивающая высокий уровень обслуживания туристов в круглогодичном режиме функционирования.
Создание данного кластера позволит диверсифицировать экономику монотерритории, активизировать процессы развития малого и среднего бизнеса.
Общий объем финансирования туристско-рекреационного кластера "Соленые озера" на 2013 - 2018 годы, составит 6 067 млн. рублей
В результате планируется:
перевести курорт на круглогодичный режим работы;
увеличить номерной фонд на 4 200 мест площадью около 40 тыс. кв. метров;
создать дополнительно 1 220 рабочих мест в сфере индустрии туризма;
увеличить долю организованных туристов в общем потоке с 5 процентов (в 2012 году) до 30 процентов (к 2018 году);
обеспечить объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет более 540 млн. рублей;
биофармацевтический кластер (от разработки лекарственных форм до производства и сбыта медикаментов). Локализация - г. Оренбург.
Для формирования кластеров в Оренбургской области будет использован комплекс универсальных механизмов:
конкурсное субсидирование кластерных инициатив; льготы по региональным налогам;
соинвестирование строительства необходимой инженерной инфраструктуры;
создание индустриальных и промышленных парков, в которых стандартизированные производственные помещения сочетаются с офисами производственных компаний, а также фирм, оказывающих услуги бизнесу (от консалтинга до клининга).
3. Реализация стратегии
3.1. Механизм реализации стратегии
Комплексный механизм поддержки инвестиционной деятельности в Оренбургской области будет включать как уже применяемые так и новые инструменты государственной поддержки инвестиционной деятельности (рисунок 5).
Общим принципом формирования и реализации инвестиционной политики Правительства Оренбургской области и органов местного самоуправления является равенство приоритета инвесторов вне зависимости от вида бизнеса (микропредприятия, малый, средний, крупный бизнес) и источника средств (российский или иностранный инвестор). Для каждой группы будут сформированы адекватные механизмы стимулирования работы в Оренбургской области.
Рисунок 5. Механизмы и инструменты реализации стратегии
3.2. План мероприятий, направленных на достижение цели стратегии
Достижение цели стратегии будет осуществляться за счет реализации ее мероприятий, государственных программ Оренбургской области, а также комплекса дополнительных мер, направленных на улучшение инвестиционного климата Оренбургской области.
План мероприятий, направленный на достижение цели стратегии и решение поставленных задач, представляет собой совокупность обеспеченных финансовыми и организационными ресурсами, скоординированных по задачам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на решение конкретных проблем в сфере инвестиционной деятельности (приложение к настоящей Стратегии).
Важнейшим результатом осуществления мероприятий плана станет улучшение инвестиционного климата в Оренбургской области, что в долгосрочной перспективе обеспечит рост объема инвестиций в основной капитал.
3.3. Система управления реализацией стратегии
Управление реализацией стратегии осуществляет министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - министерство), которое формирует и согласовывает с Правительством Оренбургской области:
приоритетные направления развития на среднесрочный период до трех лет;
инструменты поддержки инвестиционной деятельности;
объемы финансирования мероприятий, направленных на реализацию стратегии;
координирует работу исполнителей мероприятий стратегии;
организует мониторинг реализации стратегии, на его основе готовит ежегодное послание Губернатора Оренбургской области "Инвестиционный климат и инвестиционная политика Оренбургской области";
координирует процедуру ежегодной актуализации стратегии и реализацию "дорожной карты".
Реализация мероприятий стратегии будет осуществляться министерством с использованием полномочий, закрепленных за ним в соответствии с законодательством Оренбургской области, и во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, другими органами исполнительной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, объединениями и союзами предпринимателей, хозяйствующими субъектами.
В целях реализации мероприятий стратегии министерство осуществляет взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, организациями и субъектами предпринимательства.
Ежегодно министерство представляет в Правительство Оренбургской области не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, доклад о ходе реализации стратегии.
С 2014 года предусматривается размещение сведений о реализации стратегии на инвестиционном портале www.orbinvest.ru в сети Интернет.
В целях осуществления мониторинга реализации стратегии и своевременного формирования достоверной отчетности о ее реализации министерством планируется осуществлять взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области и организациями, реализующими инвестиционные проекты на территории Оренбургской области, с целью уточнения следующей информации по каждому инвестиционному проекту:
объем инвестиций;
количество создаваемых рабочих мест;
стадия реализации проекта;
дата начала строительства;
дата окончания строительства;
дата выхода на проектную мощность.
Предприниматели (инвесторы), общественные объединения и научное сообщество, жители области, участвующие в инвестиционных процессах, при осуществлении своей деятельности вправе руководствоваться положениями стратегии, осуществлять контроль за ходом ее реализации и принимать активное участие в корректировке мероприятий стратегии.
Формами участия в реализации стратегии являются:
бизнес-объединения;
общественные советы при органах исполнительной власти, органах местного самоуправления Оренбургской области;
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Оренбургской области.
На основе постоянного мониторинга реализации стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений. По данным мониторинга реализации стратегии формулируются предложения, направленные на устранение возникших проблем и несоответствий в реализации стратегии, а также (в случае необходимости) предложения по корректировке мероприятий и показателей, внесению изменений в стратегию.
В стратегию могут вноситься изменения не реже одного раза в год. Подготовку изменений и дополнений в стратегию осуществляет министерство.
Механизмом общественного контроля за ходом реализации стратегии является ежегодное послание Губернатора Оренбургской области Законодательному Собранию Оренбургской области. В послании будут отражаться результаты реализации стратегии, определяться основные направления и приоритеты инвестиционной политики области, ключевые меры, необходимые для повышения инвестиционного потенциала и условий ведения бизнеса в области.
График точек планового контроля исполнения мероприятий стратегии
N |
Наименование мероприятия |
Периодичность |
Ответственный исполнитель |
Контроль |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Формирование отчета о выполнении плана мероприятий ("дорожной карты") реализации Стратегии |
один раз в 6 месяцев, не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным каждого года |
министерство, открытое акционерное общество "Корпорация развития Оренбургской области", органы исполнительной власти Оренбургской области |
экспертная группа по реализации стандарта агентства стратегических инициатив |
2. |
Подготовка изменений в стратегию |
ежегодно, не позднее 1 декабря |
министерство, органы исполнительной власти Оренбургской области |
общественный совет по улучшению инвестиционного климата в Оренбургской области, экспертная группа по реализации стандарта агентства стратегических инициатив |
3. |
Формирование ежегодного послания Губернатора "Инвестиционный климат и инвестиционная политика Оренбургской области", содержащего приоритеты работы власти на следующий год на основе анализа реализации стратегии |
ежегодно, не позднее 1 декабря |
министерство, органы исполнительной власти Оренбургской области |
экспертная группа по реализации стандарта агентства стратегических инициатив |
4. |
Обеспечение приоритетного финансирования мероприятий реализации стратегии, включенных в государственные программы Оренбургской области, при утверждении государственных программ Оренбургской области |
ежегодно до 1 мая |
министерство, министерство финансов Оренбургской области |
экспертная группа по реализации стандарта агентства стратегических инициатив |
5. |
Открытая публикация (в сети Интернет) отчетов органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области по выполнению мероприятий стратегии в части их компетенции |
ежегодно до 1 апреля |
органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области |
министерство |
<< Назад |
Приложение. >> План мероприятий реализации стратегии |
|
Содержание Постановление Правительства Оренбургской области от 14 февраля 2014 г. N 95-п "Об утверждении стратегии инвестиционного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.