Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к государственной программе
"Охрана окружающей среды
Оренбургской области"
Подпрограмма I
"Регулирование качества окружающей среды и оздоровление экологической обстановки Оренбургской области"
4 июля, 25 декабря 2019 г., 25 августа 2020 г.
Паспорт изменен с 29 августа 2020 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 25 августа 2020 г. N 723-пп
Паспорт подпрограммы I
"Регулирование качества окружающей среды и оздоровление экологической обстановки Оренбургской области"
(далее - подпрограмма)
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Основной вклад в загрязнение окружающей среды Оренбургской области вносят предприятия топливно-энергетического, металлургического, химического, машиностроительного, строительного комплексов, автотранспорт, жилищно-коммунальное и сельское хозяйство.
Валовой выброс загрязняющих веществ по области в 2017 году составил 475,1 тыс. тонн (по сравнению с 2006 годом отмечается снижение загрязнения воздушного бассейна на 46,2 процента).
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, установлена необходимость достижения такого целевого ориентира, как сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения# не менее чем в 5 раз к 2020 году и сокращение количества жителей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях, не менее чем в 4 раза. С 2006 по 2017 годы снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу г. Орска составило в 11 раз, г. Медногорска - 16,6 раза.
На протяжении многих лет город Медногорск являлся одним из наиболее загрязненных городов Оренбургской области. Неблагоприятная экологическая обстановка формируется преимущественно под влиянием выбросов общества с ограниченной ответственностью "Медногорский медно-серный комбинат".
В целом, по спектру и концентрации загрязняющих веществ, степень загрязнения атмосферного воздуха в городе оценивается как "повышенная". Необходимо отметить, что случаев высокого (более 5 ПДК) и экстремально высокого (более 10 ПДК) загрязнения атмосферного воздуха не регистрировалось.
С 2006 по 2017 годы объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города Медногорска был снижен в 16,5 раза и составляет 7,32 тыс. тонн в год (в 2006 году - 120,9 тыс. тонн). При этом эффективность улавливания и очистки в последние годы достигает 95 процентов.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" разработан проект комплексного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе города Медногорска.
В такой обстановке очень высока важность деятельности природоохранных органов. На территории области, где действуют более 6 тыс. предприятий и разрабатываются более 140 месторождений нефти и газа, более 120 месторождений ОПИ, требуется постоянный экологический надзор.
Своевременная и достоверная информация о состоянии окружающей среды является необходимой для эффективного функционирования системы регионального государственного экологического надзора.
В связи с необходимостью выполнения работ и оказания услуг природоохранного назначения, в целях обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Оренбургской области и проведения обследований объектов хозяйственной и иной деятельности в части соблюдения ими природоохранного законодательства по поручению органов исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченных на осуществление государственного экологического надзора, создано ГБУ "Экослужба Оренбургской области", являющееся государственной некоммерческой организацией. В составе ГБУ "Экослужба Оренбургской области" функционируют специализированные лаборатории обеспечения государственного экологического надзора, расположенные в городах Оренбурге, Орске, Бузулуке. Такие лаборатории выполняют количественный химический анализ и измерения показателей состава и свойств объектов окружающей среды, включая отбор проб данных объектов. Результаты, полученные структурными подразделениями ГБУ "Экослужба Оренбургской области", предназначены для обеспечения аналитической информацией органов исполнительбной# власти Оренбургской области.
Инженеры-экологи участвуют в проверках предприятий и организаций различных форм собственности, обследованиях ООПТ, мест размещения отходов, оценивают степень воздействия объектов на состояние окружающей среды, осуществляют формирование банка данных и ведение регионального кадастра отходов Оренбургской области, осуществляют сбор, обработку, обновление и представление в МПР области сведений об ООПТ областного значения для ведения государственного кадастра ООПТ Оренбургской области. При обнаружении допущенных нарушений требований природоохранного законодательства информация о выявленных нарушениях передается ГБУ "Экослужба Оренбургской области" контролирующим природоохранным органам.
На базе ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" создана и успешно функционирует территориальная система наблюдения за состоянием окружающей среды (ТСН). Система представлена 10 стационарными и 4 передвижными постами контроля состояния атмосферного воздуха.
Стационарные посты наблюдения, представленные автоматизированными станциями контроля атмосферного воздуха "СКАТ", расположены с учетом розы ветров в районах, наиболее подверженных влиянию выбросов загрязняющих веществ от промышленных предприятий, и выполняют исследования путем непрерывной регистрации данных с помощью автоматических устройств. Все результаты измерений, получаемые с каждого поста, в режиме реального времени передаются на единый диспетчерский пульт, где осуществляется анализ и обработка данных.
Территориальная система наблюдения за состоянием окружающей среды области интегрирована в единую систему государственного экологического мониторинга.
Для расширения и укрепления материальной базы, повышения качества выполняемых работ необходимы средства на расходные материалы и приобретение оборудования.
В целях предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду МПР области осуществляются отдельные полномочия Российской Федерации в области экологической экспертизы.
Информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, предназначенная для органов исполнительной власти, учреждений, предприятий промышленности и сельского хозяйства Оренбургской области, - это текущие и прогнозные результаты гидрометеорологических наблюдений, и наблюдения за загрязнением окружающей среды. Целью проведения данных работ является информационное обеспечение управленческих решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, успешное функционирование отраслей экономики, обеспечение защиты жизни и здоровья населения, снижение экономического ущерба от опасных гидрометеорологических явлений и загрязнения окружающей природной среды Оренбургской области.
Начиная с 2014 года в воде подземных источников ряда населенных пунктов восточных районов Оренбургской области в ходе мониторинговых исследований стали фиксироваться случаи превышения критериев предварительной оценки качества питьевой воды по показателям радиационной безопасности. Результаты анализа показали превышения удельной суммарной альфа-активности и значительные превышения удельной активности радона-222 в подземных водах.
С расширением исследований на территории восточных районов области выявляются новые населенные пункты с повышенным содержанием радона в воде подземных источников водоснабжения.
Причиной резкого увеличения ПРН в подземных водах области стали, вероятно, тектонические и геологические процессы, происходящие в земной коре. При этом необходимо отметить, что подземные воды являются единственным источником водоснабжения для населения этой части Оренбургской области.
Критическим путем облучения населения за счет радона, содержащегося в питьевой воде, является переход радона в воздух помещений и последующее ингаляционное поступление дочерних продуктов его распада в организм. Поэтому для оценки целесообразности применения и использования установок для аэрации воды в ряде населенных пунктов необходимо оценить уровни содержания радона в воздухе помещений, особенно связанных с использованием воды.
В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года стратегической целью государственной политики в данной сфере является решение социально-экономических задач, обеспечивающих сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии с разделом 11 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года основным приоритетом государственной политики в сфере мониторинга загрязнения окружающей среды является информационная поддержка решения задач по обеспечению экологической безопасности экономики и экологии человека.
Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года определяет целью региональной экологической политики улучшение качества природной среды и условий жизни населения, снижение экологической нагрузки на природные комплексы области, внедрение экономических механизмов рационального природопользования.
Устойчивое развитие Оренбургской области, улучшение качества жизни и здоровья ее населения могут быть обеспечены при условии сохранения природно-территориальных комплексов и создания соответствующего качества окружающей среды. Сохранение и восстановление данных комплексов являются одним из приоритетных направлений деятельности МПР области.
Цель подпрограммы - оздоровление экологической обстановки и обеспечение экологической безопасности на территории Оренбургской области.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
пропаганда экологических знаний;
поддержание эффективного функционирования и совершенствование системы регионального государственного экологического надзора;
проведение государственной экологической экспертизы регионального уровня и повышение ее эффективности;
информационное обеспечение управленческих решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, успешное функционирование отраслей экономики, обеспечение защиты жизни и здоровья населения, снижение экономического ущерба от опасных гидрометеорологических явлений и загрязнения окружающей среды Оренбургской области;
снижение выбросов загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников в атмосферу города Медногорска;
улучшение экологического состояния компонентов городской среды.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить:
проведение экспертных работ по обследованию ООПТ и объектов, негативно воздействующих на окружающую среду;
реализацию мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду;
проведение государственной экологической экспертизы регионального уровня;
получение и обработку информационного материала в виде ежемесячных и годового обзоров состояния загрязнения окружающей среды;
перевод 537 тыс. га земель в сельскохозяйственный оборот, снижение расхода воды на 5,4 млн. куб. метров, переработка попутного нефтяного газа в объеме 12,5 млрд. куб. метров;
снижение выбросов загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников в атмосферу города Медногорска на 0,692 тыс. тонн.
2. Показатели (индикаторы) подпрограммы
Показателями (индикаторами) подпрограммы являются:
1) количество проведенных мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
Значение данного показателя (индикатора) определяется в соответствии с количеством проб компонентов окружающей среды и мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, согласно данным государственного задания ГБУ "Экослужба Оренбургской области";
2) количество городов, в границах которых созданы лесопарковые зеленые пояса.
Значение данного показателя (индикатора) определяется в соответствии с нормативно-правовыми актами о создании лесопарковых зеленых поясов;
3) количество проведенных мероприятий экологической направленности, в том числе публикаций в средствах массовой информации по экологическому просвещению и формированию экологической культуры населения области.
Значение данного показателя (индикатора) определяется на основании отчетов муниципальных образований Оренбургской области и участников мероприятий о проведенных мероприятиях экологической направленности, мониторинга публикаций в СМИ, факта размещения государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды в Оренбургской области" на сайте МПР области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также количеством проведенных иных мероприятий экологической направленности;
4) доля предоставленной специализированной информации в сферах наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в запланированной к предоставлению.
Значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- доля представленной специализированной информации в сферах наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в запланированной к представлению;
- количество представленной специализированной информации в сферах наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (полученные ежемесячные обзоры состояния загрязнения окружающей среды согласно заключенному контракту);
- количество запланированной к представлению специализированной информации в сферах наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (ежемесячные обзоры состояния загрязнения окружающей среды согласно заключенному контракту);
5) доля заключений государственной экологической экспертизы регионального уровня, отмененных в судебном порядке, в общем количестве заключений государственной экологической экспертизы регионального уровня.
Значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- доля заключений государственной экологической экспертизы регионального уровня, отмененных в судебном порядке, в общем количестве заключений государственной экологической экспертизы регионального уровня;
- количество заключений государственной экологической экспертизы регионального уровня, отмененных в судебном порядке;
- общее количество заключений государственной экологической экспертизы регионального уровня, определяемое в соответствии с распоряжениями МПР области об организации и проведении ГЭЭ;
6) снижение совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городе Медногорске за отчетный год.
Значение данного показателя (индикатора) соответствует данным федерального статистического наблюдения (форма N 2-ТП (воздух) (годовая) "Сведения об охране атмосферного воздуха"), которые формируются в первом полугодии года, следующего за отчетным годом;
Раздел 2 дополнен пунктом 6.1 с 5 июля 2019 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 4 июля 2019 г. N 465-пп
6.1) объем потребления природного газа в качестве моторного топлива за отчетный год.
Значение данного показателя (индикатора) определяется в соответствии с комплексным планом мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Медногорске, включенного в национальный проект "Экология" (федеральный проект "Чистый воздух").
Пункт 7 изменен с 31 декабря 2019 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 г. N 988-пп
7) доля внебюджетных средств, фактически направленных промышленными предприятиями области на выполнение природоохранных мероприятий (кроме мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления), в общем объеме запланированных средств.
Значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- доля внебюджетных средств, фактически направленных промышленными предприятиями области на выполнение природоохранных мероприятий (кроме мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления), в общем объеме запланированных средств;
- количество внебюджетных средств, фактически направленных промышленными предприятиями на выполнение природоохранных мероприятий, определяемое в соответствии с ежеквартальными отчетами промышленных предприятий;
- количество запланированных промышленными предприятиями на выполнение природоохранных мероприятий средств, определяемое в соответствии с ежегодными планами промышленных предприятий.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в приложении N 1 к Программе.
3. Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Реализация ведомственных целевых программ в рамках подпрограммы не предусмотрена.
В рамках подпрограммы реализуются следующие основные мероприятия:
Основное мероприятие 1 изменено с 29 августа 2020 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 25 августа 2020 г. N 723-пп
основное мероприятие 1 "Организация мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду". Данное основное мероприятие включает в себя:
финансовое обеспечение выполнения работ природоохранного назначения ГБУ "Экослужба Оренбургской области", которое при выполнении государственных работ, определенных государственным заданием, осуществляет проведение лабораторных исследований проб промышленных выбросов, атмосферного воздуха, природных и сточных вод, почвы в рамках осуществления государственного экологического надзора, проведение иных анализов и измерений, обследований объектов хозяйственной и иной деятельности в части соблюдения ими природоохранного законодательства;
лесоустроительные и кадастровые работы с целью установления границ и создания ЛЗП в границах городов;
мероприятия, направленные на формирование экологической культуры населения (проведение форумов, конференций, совещаний, экспедиций, семинаров, акций, слетов, операций, конкурсов и участие в них), распространение экологических знаний, в том числе посредством взаимодействия со СМИ, размещения природоохранной рекламы, создания фото- и видеоматериалов, печатной продукции;
проведение комплексного радиационного обследования и гигиенической оценки уровня облучения населения. Планируемые работы направлены на комплексное радиационное обследование уровней облучения населения восточных районов Оренбургской области за счет использования питьевой воды подземных источников водоснабжения и гигиеническую оценку уровней облучения населения;
основное мероприятие 2 "Решение задач в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды территориального уровня".
Данное основное мероприятие включает в себя предоставление специализированной информации в сферах наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, осуществляется государственным заказчиком и исполнителями работ в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
основное мероприятие 3 "Проведение государственной экологической экспертизы и обеспечение функционирования ее системы на региональном уровне".
Данное основное мероприятие включает в себя организацию и проведение государственной экологической экспертизы регионального уровня. Финансовое обеспечение основного мероприятия осуществляется за счет средств заказчика документации;
Подраздел изменен с 5 июля 2019 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 4 июля 2019 г. N 465-пп
основное мероприятие 4 "Анализ природоохранных проектов, предполагаемых к реализации промышленными предприятиями".
Данное основное мероприятие включает в себя анализ мероприятий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за счет модернизации технологических процессов, строительства и реконструкции пылегазоулавливающего оборудования промышленными предприятиями области. Мероприятия по строительству и реконструкции объектов водохозяйственной деятельности позволят снизить сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты и на рельеф местности. Рекультивация земель позволит ввести в сельскохозяйственный оборот нарушенные земли.
Подраздел изменен с 5 июля 2019 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 4 июля 2019 г. N 465-пп
Региональный проект "Чистый воздух".
Реализация регионального проекта "Чистый воздух" направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года": кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20 процентов совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах.
Данный региональный проект включает в себя реализацию комплексного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городе Медногорске, включенного в национальный проект "Экология" (федеральный проект "Чистый воздух").
Ключевыми блоками данного регионального проекта являются мероприятия, проводимые промышленными предприятиями (общество с ограниченной ответственностью "Медногорский медно-серный комбинат"), проектирование и строительство автомобильной дороги "Восточный обход города Медногорска в Оренбургской области.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 2 к Программе.
Раздел 4 изменен с 29 августа 2020 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 25 августа 2020 г. N 723-пп
4. Информация о ресурсном обеспечении подпрограммы
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы представлено в приложении N 3 к Программе.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств областного бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию подпрограммы средств федерального бюджета представлены в приложении N 4 к Программе.
При реализации подпрограммы учитываются сведения промышленных предприятий области, осуществляющих за счет собственных средств (внебюджетных средств) выполнение природоохранных мероприятий, способствующих реализации основных мероприятий подпрограммы.
Реализация мероприятий, финансируемых за счет собственных средств (внебюджетных средств), осуществляется непосредственно промышленными предприятиями области.
При необходимости между МПР области и промышленными предприятиями области могут заключаться соглашения о взаимодействии по реализации природоохранных мероприятий, способствующих реализации основных мероприятий подпрограммы.
Нумерация раздела изменена с 29 августа 2020 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 25 августа 2020 г. N 723-пп
5. Информация о значимости подпрограммы для достижения цели Программы
Коэффициент значимости подпрограммы для достижения цели Программы признается равным 0,5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.