Приказ Министерства здравоохранения Оренбургской области
от 11 июня 2008 г. N 1044
"Об утверждении Рекомендаций"
Распоряжением Министерства здравоохранения Оренбургской области от 6 июля 2016 г. N 1604 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии со ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.
В то же время согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В целях оказания практической помощи руководителям учреждений здравоохранения Оренбургской области приказываю:
1. Утвердить согласованные с профсоюзом работников здравоохранения Оренбургской области Рекомендации по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью, санитарной одеждой, санитарной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в учреждениях здравоохранения Оренбургской области (приложение).
2. Руководителям управлений здравоохранения городов, главным врачам областных, центральных городских и районных больниц, руководителям медицинских образовательных учреждений при проведении работы по обеспечению работающих средствами индивидуальной защиты руководствоваться указанными Рекомендациями.
3. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Аверьянова В.Н.
Министр |
Н.Н.Комаров |
Рекомендации
по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью,
санитарной одеждой, санитарной обувью и другими средствами
индивидуальной защиты в учреждениях здравоохранения
Оренбургской области
Настоящие Рекомендации разработаны на основании "Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 декабря 1998 г. N 51 (с изменениями и дополнениями, принятыми постановлениями Минтруда России от 29.10.1999 г. N 39, от 03.02.2004 г. N 7); "Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды", утвержденных приказом Минфина России от 26.12.2002 г. N 135Н; "Положения об организации специализированных пунктов выдачи, хранения и эксплуатации спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты в учреждениях, предприятиях и организациях здравоохранения" (приложение N 6 к приказу Минздрава СССР от 29.01.1988 г. N 65 "О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви" (с изменениями от 16 сентября 1988 г. N 713); "Рекомендаций по организации работы Комиссии предприятия, учреждения, организации по контролю качества средств индивидуальной защиты работающих на производстве", утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 13.05.85 г. N 1445-МК; Постановления Правительства Российской Федерации от 7.04.2008 г. N 248 "О внесении изменений в Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации"; Постановления Министерстве# здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4.07.2003 г N 45 "Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих средств, порядка и условий их выдачи".
1. Общие положения
1.1. В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам должны выдаваться за счет работодателя по установленным действующим нормам сертифицированные средства индивидуальной защиты.
К средствам индивидуальной защиты относятся специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты лица, средства защиты органов слуха, средства защиты глаз, предохранительные приспособления и т.п.).
На рабочих местах, где на работника воздействуют биологические факторы (микроорганизмы-продуценты; патогенные микроорганизмы-возбудители инфекционных заболеваний и др.), где осуществляется производство и торговля пищевыми продуктами, а также для обеспечения санитарно-гигиенических мероприятий производственного процесса выдается санитарная одежда, санитарная обувь и санитарные принадлежности (медицинские халаты и фартуки хлопчатобумажные, хирургические костюмы, обувь профилактическая, тапочки, бахилы, колпак или косынка хлопчатобумажные и др.).
Средства коллективного пользования - это дежурная специальная одежда, специальная обувь и другие средства, которые должны выдаваться работнику только на время выполнения им соответствующих работ. Они могут быть закреплены за несколькими работниками или за определенными рабочими местами и передаются от одной смены другой (в необходимых случаях при передаче спецодежды, спецобуви от одного работника другому производится их дезинфекция). В этих случаях средства индивидуальной защиты выдаются под ответственность руководителю подразделения или другим лицам, уполномоченным работодателем.
1.2. Порядок обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, санитарной одеждой и санитарной обувью и другими средствами индивидуальной защиты регулируется "Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты"*, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 декабря 1998 г. N 51 (с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Минтруда России от 29.10.1999 г. N 39, от 03.02.2004 г. N 7).
1.3. Действие указанных Правил распространяется на работников всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, профессии и должности которых предусмотрены в "Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты"**, утверждаемыми соответствующими постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
_________________________________________
* В дальнейшем - Правила.
** В дальнейшем - Типовые отраслевые нормы.
В учреждениях здравоохранения применяются: "Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций и учебных заведений, производств бактерийных и биологических препаратов, материалов, учебных наглядных пособий по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок", утвержденные постановлением Минтруда России от 29.12.1997 г. N 68 (приложение N 11 к постановлению Минтруда России в редакции от 17.12.2001 г. N 85);
"Типовые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики", утвержденные постановлением Минтруда России от 30.12.1997 г. N 69 (в редакции постановления Минтруда от 17.12.2001 г. N 85); "Нормы бесплатной выдачи теплой спецодежды и теплой спецобуви по климатическим поясам, единые для всех отраслей экономики...", утвержденные постановлением Минтруда России от 31.12.1997 г. N 70 (в редакции постановления Минтруда от 17.12.2001 г. N 85); "Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики", утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 г. N 297.
В зависимости от вида выполняемых работ в учреждениях здравоохранения могут использоваться и другие приложения, включенные в Типовые отраслевые нормы, например: приложения NN 2, 3, 9, 10 к постановлению Минтруда России от 29 декабря 1997 г. N 68 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" (с изменениями от 17 декабря 2001 г.); приложения NN 3, 12, 13 к постановлению Минтруда России от 25 декабря 1997 г. N 66 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" (с изменениями от 17 декабря 2001 г., 2 марта 2004 г., 26 июля 2006 г.); приложения NN 1, 7, 8, 10 к постановлению Минтруда России от 16 декабря 1997 г. N 63 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" (с изменениями от 17 декабря 2001 г., 26 апреля 2004 г.).
Нормы обеспечения санитарно-гигиенической одеждой, санитарной обувью и санитарными принадлежностями регламентируются приложением N 2 к приказу Минздрава СССР от 29.01.1988 г. N 65 (с изменениями от 16 сентября 1998 г.) "О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви".
Специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, санитарно-гигиеническая одежда, санитарная обувь и санитарные принадлежности* являются собственностью учреждения, организации, предприятия** и выдаются работникам бесплатно на время выполнения работы.
______________________________________
* В дальнейшем - СИЗ.
** В дальнейшем - учреждение.
Нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ, предусмотренных в Типовых отраслевых нормах, являются минимальными. В соответствии со ст. 221 Трудового Кодекса РФ работодатель имеет право, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения, устанавливать нормы бесплатной выдачи СРВ, улучшающие по сравнению с Типовыми отраслевыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, загрязнения и особых температурных условий.
В тех случаях, когда такие средства индивидуальной защиты, как: предохранительный пояс, диэлектрические галоши и перчатки, диэлектрический резиновый коврик, защитные очки и щитки, респиратор, защитный шлем, подшлемник, накомарник, каска, наплечники, налокотники, самоспасатели, антифоны, заглушки, шумозащитные шлемы, светофильтры, виброзащитные рукавицы и другие не указаны в Типовых отраслевых нормах, они могут быть выданы работникам на основании аттестации рабочих мест или требований действующих правил по охране труда для работников данной профессии или определенных видов работ со сроком носки - до износа или как дежурные.
Целесообразно вопросы выдачи СИЗ сверх Типовых отраслевых норм рассматривать при заключении коллективного договора.
1.4. На основании вышеперечисленных государственных нормативных требований в учреждении должны быть разработаны и введены в действие:
- локальный правовой акт, определяющий порядок обеспечения, хранения и использования СИЗ с учетом характера и особенностей производственного процесса в учреждении (ЛПУ, аптечного предприятия и т.д.);
- перечень бесплатно выдаваемой спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам учреждения.
В учреждениях, где работникам выдается санитарно-гигиеническая одежда, санитарная обувь и санитарные принадлежности, разрабатывается отдельный перечень, или оба вида выдаваемых защитных средств объединяются в один общий перечень (рекомендуемая форма перечня приведена в приложении N 2 к настоящим Рекомендациям).
Указанный перечень (перечни) оформляется в качестве приложения к коллективному договору учреждения или как самостоятельный документ.
1.5. В соответствии с п. 5 Правил работодатель в отдельных случаях в соответствии с особенностями производства может по согласованию с государственным инспектором труда по Оренбургской области и соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом учреждения заменить один вид СИЗ, предусмотренных Типовыми отраслевыми нормами, другим, обеспечивающим полную защиту от опасных и вредных производственных факторов. Например, комбинезон хлопчатобумажный может быть заменен костюмом х/б или халатом и наоборот, ботинки (полусапоги) кожаные - сапогами резиновыми и наоборот, фартук прорезиненный - фартуком из полимерных материалов и наоборот, рукавицы - перчатками и наоборот и т.д.
1.6. В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им средствах индивидуальной защиты.
При проведении вводного инструктажа специалисты по охране труда знакомят работника с локальными правовыми актами учреждения об обеспечении работников СИЗ.
2. Оформление заявок на получение средств индивидуальной защиты
2.1. Для организации работы по обеспечению и учету СИЗ, выдаваемых работникам учреждений, работодатель издает локальный правовой акт (приказ, распоряжение и т.п.), в котором определяет порядок оформления заявок на получение СИЗ, порядок их получения, хранения и выдачи работникам, с указанием лиц, ответственных за эту работу.
2.2. Обеспечение работников учреждений СИЗ должно осуществляться на основе заявок, ежегодно составляемых руководителями структурных подразделений.
В заявках должны быть оговорены требования к ассортименту СИЗ по моделям, ростам, расцветке, родовому признаку, назначению. За это несет ответственность руководитель подразделения.
Руководители подразделений подают заявки лицам, назначенным распоряжением руководителя ответственными за оформление сводных заявок. Например, в стационарных лечебных учреждениях заявки могут подаваться:
- на спецодежду, спецобувь, санитарную одежду, санитарную обувь - главной медсестре;
- на медицинские перчатки - руководителю больничной аптеки;
- на технические средства индивидуальной защиты (очки, щитки, респираторы, рукавицы, хозяйственные перчатки, каски и др.) - руководителю соответствующей хозяйственно-технической службы.
2.3. На основании заявок из подразделений составляются сводные заявки на СИЗ, далее сведения поступают в отдел закупок и торгов - для приобретения заказанных СИЗ.
2.4. Отделения получают СИЗ согласно поданным заявкам по мере закупок.
2.5. Очередность обеспечения и контроль полноты выполнения заявок осуществляет должностное лицо по распоряжению руководителя учреждения (главная медсестра и др.).
2.6. Наличие у работников СИЗ и контроль правильного их применения осуществляют государственные органы надзора и контроля, технические инспекторы труда Профсоюза, специалисты службы охраны труда, руководители структурных подразделений, члены комиссии по охране труда учреждения и уполномоченные (доверенные лица) по охране труда подразделения.
Проверка наличия СИЗ проводится путем анализа "Личных карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты", форма которой должна соответствовать приведенной в приложении к Правилам.
Карточка имеет лицевую и обратную стороны. На лицевой стороне должны содержаться сведения о работнике, в т.ч. его пол и размеры одежды, обуви и т.д., а также перечень, количество и срок носки средств защиты, полагающихся ему по нормам. Обратная сторона карточки содержит сведения о выданных и возвращенных после использования средствах защиты.
Каждый работник информируется (в том числе через инструкцию по охране труда) о том, что СИЗ, хотя и выдаются работнику в личное пользование, не становятся его собственностью, а являются собственностью учреждения.
3. Приемка средств индивидуальной защиты
3.1. Приемка каждой партии СИЗ производится комиссией учреждения по контролю качества поступающих СИЗ. Состав указанной комиссии после согласования с соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом учреждения утверждается работодателем.
3.2. Средства индивидуальной защиты, в том числе иностранного производства, должны быть сертифицированы (ст. 215 ТК РФ).
Их сертификация осуществляется в порядке, установленном постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 34 "Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты" (далее - Правила проведения сертификации). При приобретении СИЗ, работодатель обязан проверить наличие знака соответствия и ознакомиться с сопроводительной документацией, подтверждающей, что данная продукция сертифицирована.
Согласно п. 6 Правил проведения сертификации приобретение и выдача работникам СИЗ, не имеющих сертификата соответствия, не допускается.
3.3. Поступившие в учреждения СИЗ должны подвергаться выборочному (не менее 10% изделий от каждой поступившей партии) контролю на соответствие основных характеристик изделий показателям, установленным для них стандартами, техническими условиями и другой нормативно-технической документацией.
3.4. Основной задачей Комиссии является предупреждение поступления СИЗ, не имеющих сертификата соответствия, не соответствующих заявке по ассортименту, моделям, размерам и ростам, цветовой гамме, родовому признаку, стандартам, техническим условиям и др. требованиям нормативно-технической документации, а также оценка бывших в употреблении СИЗ.
3.5. В случае несоответствия СИЗ требованиям нормативно-технической документации Комиссия составляет на них акт о фактическом количестве и качестве полученных изделий и готовит предложения о предъявлении в установленном порядке рекламаций поставщику, для замены забракованных СИЗ на пригодные к эксплуатации.
3.6. При выдаче подобранной специальной и санитарной одежды на подборт или подворотник халата, куртки, а также на подкладку пояса брюк несмываемой краской наносится клеймо учреждения.
4. Выдача и пользование средствами индивидуальной защиты
4.1. Выдаваемые работникам СИЗ должны соответствовать их полу, росту и размерам, характеру и условиям выполняемой работы и обеспечивать безопасность труда. В соответствии со статьей 215 Трудового кодекса Российской Федерации СИЗ, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификат.
4.2. Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей СИЗ работникам в установленные сроки и их дальнейшую сохранность.
4.3. Работодатель должен возложить ответственность за сохранность СИЗ на конкретных работников учреждения, при условии заключения с ними отдельного договора о полной или частичной материальной ответственности.
Например, в ЛПУ можно возложить ответственность:
- за СИЗ, находящиеся в отделении - на сестру-хозяйку;
- за СИЗ, сданные в ремонт - на швею, работника пункта приемки по ремонту обуви;
- за СИЗ, сданные в стирку - на работника пункта приемки белья.
В случае отсутствия в штате указанных должностей ответственность за сохранность СИЗ возлагается приказом (распоряжением) на других работников.
4.4. В каждом структурном подразделении выдача работникам и сдача ими СИЗ должны записываться в "Личную карточку учета СИЗ" установленного Правилами образца (приложение N 1 к настоящим Рекомендациям) под роспись работника.
Запись о выдаче СИЗ вносится в "Личную карточку учета СИЗ" лицом, на которого эти обязанности возложены (сестрой-хозяйкой подразделения и др.) с обязательным заполнением всех граф "Личной карточки учета СИЗ".
4.5. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. При этом в сроки носки теплой специальной одежды и теплой специальной обуви включается и время ее хранения в теплое время года.
4.6. По окончании работы работники не должны выносить СИЗ за пределы учреждения.
4.7. Для хранения выданных работникам СИЗ в структурных подразделениях должны быть предусмотрены специально оборудованные гардеробные с двухсекционными шкафами для отдельного хранения рабочей и домашней одежды. Ответственность за организацию хранения СИЗ в подразделении лежит на его руководителе.
4.8. Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах теплые спецодежда и спецобувь (куртки на утепляющей прокладке, валенки, рукавицы на меховой подкладке и др.) должны выдаваться работникам с наступлением холодного времени года, а с наступлением теплого времени года должны быть сданы работодателю для организованного хранения до следующего сезона. Время пользования теплыми спецодеждой и спецобувью устанавливается работодателем совместно с соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом с учетом местных климатических условий.
4.9. С наступлением теплого времени работодатель должен обеспечить организованное хранение теплой спецодежды и спецобуви. За организацию хранения сданной теплой спецодежды и спецобуви до следующего сезона отвечает работник учреждения, назначенный приказом, распоряжением или другим локальным правовым актом работодателя.
4.10. Теплая спецодежда и спецобувь после эксплуатации перед сдачей на хранение должна быть очищена от загрязнений и пыли, просушена и отремонтирована в установленном порядке (мелкий ремонт осуществляет швея). При необходимости она должна быть подвергнута дезинфекции.
4.11. Руководители структурных подразделений не должны допускать к работе работника без СИЗ, предусмотренных в соответствующих Типовых отраслевых нормах и в действующих правилах по охране труда для работников данной профессии или определенных видов работ, а также если СИЗ неисправны, не отремонтированы или загрязнены.
4.12. В свою очередь работники, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых отраслевых нормах, обязаны применять выданные СИЗ, бережно относиться к выданным в их пользование СИЗ, своевременно ставить в известность руководителя структурного подразделения о необходимости их стирки, сушки, ремонта, дезинфекции и т.п.
4.13. Работники несут дисциплинарную или материальную ответственность перед работодателем в случаях неприменения, неправильного использования, умышленной порчи или утери выданных им СИЗ.
Если работник не допущен к работе по причине неприменения им СИЗ, то в соответствии со статьей 192 Трудового Кодекса РФ это рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и служит основанием для применения к нему мер дисциплинарной ответственности.
4.14. Работодатель обязан заменить или отремонтировать СИЗ, пришедшие в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника.
В случае пропажи или порчи СИЗ в установленных местах их хранения по не зависящим от работников причинам работодатель обязан выдать им другие исправные СИЗ.
4.15. Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах дежурные СИЗ коллективного пользования должны выдаваться работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предусмотрены. Они могут быть закреплены за определенными рабочими местами и передаваться от одной смены к другой. В этих случаях СИЗ выдаются под ответственность лиц, определенных приказом (распоряжением) работодателя.
Например:
плащи из ткани "дрилл-саржа" с капюшоном - для врачей, среднего и младшего медицинского персонала при выездах и выходах на участки и линии;
перчатки диэлектрические - при работе в электроустановках, в физиотерапевтических и рентген кабинетах и др.;
фартуки, перчатки и др. средства индивидуальной защиты из просвинцованной резины - в кабинетах рентгеновских и др.
4.16. Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах СИЗ для работников должны выдаваться указанным работникам и в том случае, если они по занимаемой должности или профессии являются старшими и выполняют непосредственно те работы, которые дают право на получение этих СИЗ (заведующие отделениями, старшие врачи, старшие фельдшеры (медсестры, лаборанты), старший инженер, старший мастер и др.).
4.17. Работникам, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в том числе и в комплексных бригадах, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии должны дополнительно выдаваться и другие СИЗ, предусмотренные Типовыми отраслевыми нормами для совмещаемой профессии.
4.18. В соответствии с п. 21 Правил при выдаче работникам средств индивидуальной защиты, требующих специальных навыков применения, таких, как респираторы, противогазы и т.п., руководитель структурного подразделения (работ) должен регулярно проводить инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки их исправности, а также тренировку по их применению.
4.19. Ученикам любых форм обучения, учащимся общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования на время прохождения производственной практики (производственного обучения), мастерам производственного обучения, а также работникам, временно выполняющим работу по профессиям и должностям, предусмотренным Типовыми отраслевыми нормами, на время выполнения этой работы СИЗ выдаются в общеустановленном порядке.
4.20. Бригадирам, мастерам, выполняющим обязанности бригадиров; помощникам и подручным рабочих, профессии которых предусмотрены в соответствующих Типовых отраслевых нормах, выдаются те же средства индивидуальной защиты, что и рабочим соответствующих профессий.
4.21. СИЗ считаются собственностью учреждения и подлежат обязательному возврату:
- при увольнении;
- при переходе на другую работу внутри учреждения, при выполнении которой СИЗ не предусмотрены;
- по окончании срока носки.
5. Хранение и уход за средствами индивидуальной защиты
5.1. Работодатель обязан организовать надлежащее хранение и уход за средствами индивидуальной защиты. В каждом учреждении приказом (распоряжением) работодателя назначаются лица, ответственные за хранение и уход за СИЗ.
5.2. СИЗ должны храниться в сухих, отапливаемых, чистых помещениях, изолированно от каких-либо посторонних предметов и материалов.
5.3. СИЗ должны быть рассортированы по видам, размерам, ростам, защитным свойствам, родовому различию.
5.4. Предохранительные пояса должны храниться в подвешенном состоянии или быть разложенными на стеллаже.
5.5. Специальная одежда из прорезиненных тканей и резиновая обувь должны храниться в затемненных помещениях при температуре от +5 град. С до +20 град. С с относительной влажностью 50 - 70% на расстоянии не менее 1 м от отопительной системы.
5.6. Специальную и санитарную одежду из хлопчатобумажных, брезентовых тканей хранят в помещениях, хорошо защищенных от проникновения влаги и пыли. Наиболее благоприятна относительная влажность воздуха - 50 - 60%. Окна красят белой краской или применяют плотные шторы.
5.7. Меховые изделия и валяная обувь могут храниться как в отапливаемых, так и в неотапливаемых сухих помещениях. Укладывать эти изделия на хранение необходимо в сухом состоянии, без признаков загрязнения и поражения молью.
5.8. Стеллажи рекомендуется завешивать занавесками или закрывать покрывалом из хлопчатобумажной ткани, предварительно обработанной огнестойкими пропитками.
5.9. Стирка спецодежды и санитарной одежды производится в прачечной учреждения или силами сторонней организации, согласно графику, утвержденному работодателем.
5.10. При наличии в штате учреждения швеи ремонт спецодежды и санитарной одежды производится согласно графику, утвержденному работодателем.
5.11. Химчистка, ремонт спецодежды и санитарной одежды (при необходимости) организуется хозяйственной службой учреждения, как правило, в сторонних организациях.
5.12. Теплозащитную (ватную, меховую), водозащитную (плащи, костюмы) спецодежду рекомендуется чистить путем химической чистки.
5.13. Спецодежду из брезентовой ткани стирают в мыльно-содовых растворах.
5.14. Каждую пару обуви необходимо регулярно очищать от загрязнений, просушивать и поддерживать нормальное содержание жира в коже. Температура сушки не более +45 град. С.
5.15. Резиновую обувь необходимо своевременно очищать от грязи и просушивать. Температура сушки не более + 50 град. С.
5.16. Валяную обувь очищают от пыли и грязи и просушивают при температуре не выше +80 град. С.
5.17. Сырая спецодежда и спецобувь (например, в пищеблоке) должна быть высушена до начала следующей смены. Для этой цели должно быть обустроено сушильное помещение из расчета 0,2 кв. м на каждого работающего.
6. Испытание средств индивидуальной защиты
6.1. Средства индивидуальной защиты в случаях, предусмотренных правилами безопасности труда, должны проходить испытание и проверку исправности в соответствии с установленными сроками (респираторы, противогазы, перчатки диэлектрические, самоспасатели, предохранительные пояса, каски, средства радиационной защиты и др.), а также своевременную замену фильтров, стекол и средств индивидуальной защиты с понизившимися защитными свойствами. После проверки исправности на средствах индивидуальной защиты должна быть сделана отметка (клеймо, штамп) о сроках последующего испытания.
Ответственность за своевременное проведение испытаний средств индивидуальной защиты несут руководители подразделений, в которых данные средства индивидуальной защиты применяются.
6.2. За организацию непосредственного проведения испытаний средств индивидуальной защиты отвечают, как правило, соответствующие специалисты учреждения.
Например:
- организацию испытаний средств индивидуальной защиты от поражения электротоком (диэлектрические боты, галоши, перчатки, электромонтажный инструмент и др.) производит главный энергетик или лицо, назначенное приказом ответственным за электрохозяйство учреждения, в соответствии с требованиями правил о применении и испытании средств защиты, используемых в электроустановках (Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденная приказом Минэнерго России от 30.06.2003 г. N 261);
- организацию испытаний индивидуальных средств радиационной защиты (просвинцованные перчатки защитные, фартуки защитные, накидки защитные и др.) производит лицо, назначенное ответственным за радиационную безопасность учреждения;
- организацию испытаний предохранительных поясов производит лицо, назначенное ответственным за проведение работ на высоте. Предохранительные пояса испытываются в соответствии с ГОСТ 12.4.89-80.
7. Ответственность за обеспечение работников
средствами индивидуальной защиты
7.1. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации ответственность за своевременное и в полном объеме приобретение и выдачу работникам за счет собственных средств сертифицированных СИЗ, за организацию контроля и правильностью их применения работниками несет работодатель в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
7.2. В соответствии со ст. 220 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с Трудовым Кодексом РФ.
Если работа без применения средств защиты (не выданных работнику работодателем) представляет опасность для жизни и здоровья работника, то его отказ от выполнения работ в этом случае не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.
7.3. Трудовые споры по вопросам выдачи и использования средств индивидуальной защиты рассматриваются в установленном законодательством порядке.
Приложение
к Правилам обеспечения работников
специальной одеждой, специальной
обувью и другими средствами
индивидуальной защиты, утвержденным
постановлением Минтруда РФ
от 18 декабря 1998 г. N 51
Лицевая сторона личной карточки
Личная карточка N
учета выдачи средств индивидуальной защиты
Фамилия Пол
Имя Отчество Рост
Табельный номер ______________________ Размер:
Структурное подразделение одежды
Профессия (должность) обуви
Дата поступления на работу головного убора
Дата изменения профессии (должности) противогаза
или перевода в другое структурное респиратора
подразделение ____________________________________________ рукавиц
перчаток _________________________
Предусмотрено по Типовым отраслевым нормам
Наименование средств индивидуальной защиты |
Пункт Типовых отраслевых норм |
Единица измерения |
Количество на год |
Руководитель структурного
подразделения
Оборотная сторона личной карточки
Наименова- ние средств индивидуа- льной защиты |
ГОСТ, ОСТ, ТУ, сертификат соответст- вия |
Выдано | Возвращено | |||||||||
Дата | Ко-во | % изно- са |
Стои- мость, руб. |
Расписка в получении |
Дата | Кол- во |
% изно- са |
Стои- мость, руб. |
Расписка сдавшего |
Расписка в приеме |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
"Согласовано" "Утверждаю"
____________________ ______________________
____________________ ______________________
Перечень
профессий и должностей работников ______________________
________________________________________________________,
(наименование учреждения)
имеющих право на бесплатное получение специальной и санитарно-гигиенической одежды,
специальной и санитарной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ)
и санитарных принадлежностей
N п/п |
Наименование профессии, должности |
Наименование специальной и санитарной одежды, специальной и санитарной обуви и других средств индивидуальной защиты |
Норма выдачи на год (единицы, комплекты) |
Основание (пункт Типовых отраслевых норм, Правил, приказов, постановлений) |
Типовые нормы
бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды
повышенной видимости работникам всех отраслей экономики
Утверждены приказом Минздравсоцразвития России
от 20.04.06 N 297
(Извлечение)
N п/п |
Профессия или должность |
Наименование сигнальной одежды |
Класс защиты |
Норма выдачи на год (единицы, комплекты) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
19. Организации здравоохранения и социальной защиты населения, медицинские и учебные заведения, производства бактериальных и биологических препаратов, материалов, учебных наглядных пособий, по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок |
||||
I. Санитарно-профилактические учреждения | ||||
Противочумные учреждения | ||||
603. | Водитель автомобиля, занятый на грузовой и специализированной машине; кучер |
Жилет сигнальный зимой Дополнительно: Жилет сигнальный |
2 2 |
1 1 |
II. Производство учебно-наглядных пособий | ||||
604. | возчик | Жилет сигнальный зимой Дополнительно: Жилет сигнальный |
2 2 |
1 1 |
III. Общие профессии | ||||
605. | Водитель автомобиля |
Жилет сигнальный | 2 | 1 |
Примечания:
1. Жилет сигнальный выдается дополнительно к специальной одежде, предусмотренной действующими типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
2. Жилет сигнальный, отмеченный звездочкой (*) 2 класса защиты, выдается вместо жилета сигнального, предусмотренного действующими типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
3. Костюм сигнальный выдается вместо специальной одежды, предусмотренной действующими типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
4. В тех случаях, когда специальная сигнальная одежда (костюм сигнальный, жилет сигнальный) не указаны в настоящих Нормах, они могут быть выданы работодателем работникам на основании аттестации рабочих мест и оценки рисков и по согласованию с соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом в зависимости от характера выполняемых работ со сроком носки - "До износа" или как дежурные.
5. При усилении опасности возникновения несчастного случая, связанного с наездом транспортного средства на работающего в условиях недостаточной видимости, жилеты сигнальные могут заменяться на костюмы сигнальные 3 класса защиты или костюмы сигнальные на утепляющей прокладке 3 класса защиты.
6. Для работающих во взрыво- и пожароопасных условиях и условиях пониженной видимости вместо сигнальных костюмов можно применять хлопчатобумажные костюмы с огнестойкой световозвращающей лентой. Площадь ленты должна соответствовать 3 классу защиты сигнальной специальной одежды повышенной видимости.
7. Работникам при работе в районах, где наблюдается массовый лет кровососущих насекомых, а также в районах, зараженных энцефалитным клещом, вместо комбинезона с сигнальными элементами и костюма с сигнальными элементами может выдаваться костюм для защиты от кровососущих насекомых или костюм противоэнцефалитный с сигнальными элементами площадью световозвращающего материала не менее 0,10 кв. м.
8. Сроки носки сигнальной теплой специальной одежды устанавливаются в годах в зависимости от климатических поясов, предусмотренных Постановлением Минтруда России от 31 декабря 1997 г. N 70:
Наименование сигнальной теплой специальной одежды |
климатические пояса | ||||
I | II | III | IV | особый | |
Костюм сигнальный на утепляющей прокладке |
3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1,5 |
9. Специальная сигнальная одежда повышенной видимости должна производиться в соответствии с ГОСТ Р 12.4.219-99 "Одежда специальная сигнальная повышенной видимости", гармонизированным с Европейским стандартом EN 471-94.
Специальная сигнальная одежда повышенной видимости, изготовленная из флуоресцентных материалов, должна обеспечивать хорошую видимость человека в дневное время, а изготовленная из световозвращающих материалов, расположенных определенным способом, должна предусматривать обеспечение хорошей видимости человека в темное время суток.
Флуоресцентный материал, пропитанный специальными красками и пигментами, преобразует невидимые ультрафиолетовые лучи в видимый свет. Фоновый материал, изготовленный из флуоресцентного материала желтого, оранжевого и красного цвета, обеспечивает высокую видимость в дневное время. Световозвращающий материал является ретрорефлектором и обладает светоотражательными свойствами. Комбинированный материал обладает свойствами световозвращающего и фонового материала одновременно.
10. В соответствии с ГОСТ Р 12.4.219-99 устанавливаются три основных цвета (желтый, оранжевый, красный) фоновых материалов для изготовления специальной сигнальной одежды, каждый из которых обеспечивает оптимальную видимость при дневном освещении на фоне практически любого городского или сельского ландшафта. Окончательный выбор цвета осуществляет работодатель, который должен учитывать превалирующий окружающий фон, при котором должна выполняться защита, и выбрать цвета, дающие наибольший контраст.
11. В соответствии с ГОСТ Р 12.4.219-99 устанавливаются три класса защиты специальной сигнальной одежды в зависимости от площади установленных на ней сигнальных элементов. Минимальные площади сигнальных элементов из фоновых и световозвращающих материалов должны быть не менее нижеуказанных значений.
При этом специальная сигнальная одежда должна одновременно содержать элементы необходимой площади, изготовленные из фонового и световозвращающего материала, или содержать элементы необходимой площади, изготовленные из комбинированного материала: класс 1 (низшая степень защиты) - фоновый материал - 0,14 кв. м, световозвращающий материал - 0,10 кв. м или комбинированный материал - 0,20 кв. м; класс 2 (средняя степень защиты) - фоновый материал 0,50 кв. м, световозвращающий материал - 0,13 кв. м; класс 3 (высшая степень защиты) - фоновый материал - 0,80 кв. м, световозвращающий материал - 0,2 кв. м.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения Оренбургской области от 11 июня 2008 г. N 1044 "Об утверждении Рекомендаций"
Текст приказа официально опубликован не был
Распоряжением Министерства здравоохранения Оренбургской области от 6 июля 2016 г. N 1604 настоящий приказ признан утратившим силу