Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к государственной программе
"Охрана окружающей среды
Оренбургской области"
Подпрограмма IV
"Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Оренбургской области"
Паспорт подпрограммы IV
"Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Оренбургской области"
(далее - подпрограмма)
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
МПР области |
Участники подпрограммы |
- |
минстрой области |
Цель подпрограммы |
- |
развитие системы обращения с отходами производства и потребления |
Задачи подпрограммы |
- |
создание эффективной системы обращения с отходами производства и потребления; проектирование, строительство, реконструкция и рекультивация объектов обращения с отходами; реализация мер по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов |
Приоритетные проекты (программы), региональные проекты, реализуемые в рамках подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Показатели (индикаторы) подпрограммы |
- |
количество введенных в эксплуатацию объектов инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами (очередей строительства); доля обработанных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов; количество выявленных мест несанкционированного размещения отходов; доля внебюджетных средств, фактически направленных промышленными предприятиями области на выполнение природоохранных мероприятий в сфере обращения с отходами, в общем объеме запланированных средств |
Срок и этапы реализации подпрограммы |
- |
2019 - 2024 годы |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
расходы из областного бюджета на реализацию подпрограммы не предусмотрены |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
проектирование, строительство, реконструкция и рекультивация объектов обращения с отходами, в том числе с ТКО; совершенствование нормативно-правовой базы Оренбургской области в сфере обращения с отходами; повышение информированности населения области в сфере обращения с отходами; создание условий для привлечения частных инвесторов на условиях частно-государственного партнерства; выявление, обследование и учет мест несанкционированного размещения отходов; ведение регионального кадастра отходов Оренбургской области; создание и эффективное функционирование системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок; обезвреживание и утилизация промышленных отходов; улучшение экологической обстановки в Оренбургской области вследствие снижения негативного воздействия на окружающую среду объектов хозяйственной и иной деятельности |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
В Оренбургской области проблема обращения с отходами производства и потребления остается актуальной.
К началу 2018 года на территории области накоплены 1286,176 млн. тонн отходов. Большая часть образованных и накопленных отходов представлена отходами V класса опасности, представляющих собой отходы при добыче полезных ископаемых. В значительной степени объемы образования и накопления отходов в области связаны с осуществлением производственной деятельности крупных промышленных предприятий различных отраслей хозяйственной деятельности, в частности - с добычей полезных ископаемых.
По данным статистической отчетности 2-ТП (отходы), в 2017 году образовались 60,555 млн. тонн отходов производства и потребления, что на 7,4 процента меньше по сравнению с 2016 годом.
Из общего количества образовавшихся в 2017 году отходов производства и потребления утилизирован и обезврежен всего 21 процент.
На собственных объектах размещения отходов в 2017 году размещены 47,33439 млн. тонн отходов.
По состоянию на 1 января 2018 года, в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) внесены 52 объекта, расположенные в Оренбургской области, в том числе 11 полигонов ТКО в городах Оренбурге, Орске, Бузулуке, Медногорске, Бугуруслане, Гайском городском округе, Соль-Илецком городском округе, Ясненском городском округе, поселках Новосергиевка, Курманаевка, Новоорск.
Проблема обращения с ТКО остро стоит во всех муниципальных образованиях Оренбургской области.
Отсутствие эффективной системы управления отходами, в частности системы сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, ведет к их накоплению, вследствие чего отравляются и загрязняются огромные площади плодородной земли, обезображивается ландшафт, разрушается среда обитания живых существ, в том числе человека. Чрезвычайно разнородные по составу отходы, находясь в контакте с окружающей средой, претерпевают сложные химические и биохимические изменения, в результате которых происходит выделение более токсичных веществ, чем исходные компоненты отходов, а геологические условия и рельеф местности обусловливают распространение этих ядов на прилегающие территории.
В Оренбургской области в 2017 году сформировано концептуальное решение по созданию необходимой инфраструктуры для безопасного обращения с ТКО.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 26 сентября 2016 года N 682-п утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Оренбургской области (далее - территориальная схема), в рамках которой предусматриваются создание в области инфраструктуры обращения с ТКО, в том числе мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов, а также проведение рекультивации либо ликвидации несанкционированных свалок.
Территория области разделена на 9 кластеров, в которых действуют 11 полигонов ТКО, включенных в ГРОРО. Для извлечения вторичных ресурсов из отходов на каждом полигоне будет организован сортировочный комплекс.
В территориальной схеме предусматривается строительство 2 крупных мусороперерабатывающих комплексов, состоящих из автоматической сортировочной линии для отделения органики от минеральной части ТКО, завода по выработке из органической части ТКО вторичного топлива RDF, укрупненного полигона ТКО, соответствующего всем санитарным нормам и правилам, для размещения минеральной части ТКО (не пригодной для выработки вторичных строительных материалов) и "хвостов" после сортировки.
Неорганический остаток планируется использовать как вторичный строительный материал для отсыпки дорог, площадок и рекультивации свалок, а вторичное топливо - в производственном цикле получения цемента и для выработки электроэнергии.
Кроме того, территориальная схема предусматривает проведение рекультивации 28 несанкционированных свалок в муниципальных районах области, а также ликвидацию 686 поселковых свалок.
В рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по переходу на новую систему обращения с ТКО на территории Оренбургской области приняты нормативные правовые акты Оренбургской области:
указ Губернатора Оренбургской области от 19 сентября 2016 года N 522-ук "Об осуществлении органами исполнительной власти Оренбургской области полномочий в области обращения с отходами";
распоряжение Губернатора Оренбургской области от 2 октября 2017 года N 295-р "О рабочей группе по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области";
постановление Правительства Оренбургской области от 11 декабря 2017 года N 863-п "Об утверждении положения о заключении соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами об организации деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами";
постановление Правительства Оренбургской области от 22 февраля 2018 года N 97-п "Об утверждении положения о порядке накопления и сбора твердых коммунальных отходов на территории Оренбургской области";
приказ министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области от 12 мая 2017 года N 63-пр "Об утверждении Положения о комиссии по проведению конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области".
В рамках формирования комплексной системы обращения с ТКО постановлением Правительства Оренбургской области от 2 июля 2018 N 405-п утверждена региональная программа "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Оренбургской области" (далее - региональная программа). Согласно положениям региональной программы планируется реализация мероприятий по:
формированию нормативной правовой и информационно-технической базы в сфере обращения с отходами;
организации инфраструктуры по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, в том числе ТКО;
реализации мер по выявлению и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе объектов несанкционированного размещения отходов;
обеспечению доступа к информации в области обращения с отходами;
организации экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с ТКО.
Финансирование региональной программы планируется осуществлять из внебюджетных источников (средств регионального оператора по обращению с отходами).
В соответствии с региональной программой и территориальной схемой сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Оренбургской области обеспечиваются региональным оператором по обращению с ТКО.
Регулирование деятельности региональных операторов по обращению с ТКО осуществляет минстрой области.
Реализация основных мероприятий подпрограммы позволит максимально снизить негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду, уменьшить объемы накопленных промышленных отходов, а также предотвратить дальнейшее загрязнение компонентов окружающей среды и вредное воздействие отходов на здоровье населения.
На территории Оренбургской области приоритеты государственной политики в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, определены:
Федеральными законами от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, которые предусматривают использование следующих механизмов:
предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объемов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;
внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;
обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов;
государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 326;
Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 года N 84-р;
комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Минприроды России от 14 августа 2013 года N 298;
стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп, в которой определены основные приоритетные направления в области обращения с отходами, в том числе с ТКО:
восстановление захламленных территорий, ликвидация свалок;
строительство комплексных мусороперерабатывающих заводов, полигонов, отвечающих требованиям природоохранного законодательства;
рекультивация нарушенных земель;
развитие экологического образования.
Целью подпрограммы является развитие системы обращения с отходами производства и потребления.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
создание эффективной системы обращения с отходами производства и потребления;
строительство (обустройство), ввод в эксплуатацию специализированных объектов (полигонов) для размещения отходов в населенных пунктах области;
обезвреживание и утилизация опасных отходов, максимальное вовлечение нетоксичных отходов производства и потребления в хозяйственный оборот;
организация и ведение мониторинга за воздействием объектов размещения отходов на окружающую среду;
реализация мер по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов.
2. Показатели (индикаторы) подпрограммы
Показателями (индикаторами) подпрограммы являются:
1) количество введенных в эксплуатацию объектов инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами (очередей строительства).
Значение данного показателя (индикатора) определяется в соответствии с ежеквартальными отчетами участников региональной программы "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Оренбургской области";
2) доля обработанных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов.
Значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- доля обработанных ТКО в общем количестве образованных ТКО;
- количество обработанных ТКО, определяемое в соответствии с данными федерального статистического наблюдения (форма N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", сбор и обработка данных по которой осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования);
- общее количество образованных ТКО, определяемое в соответствии с данными федерального статистического наблюдения (форма N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", сбор и обработка данных по которой осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования);
3) количество выявленных мест несанкционированного размещения отходов.
Значение данного показателя (индикатора) определяется в соответствии с ежеквартальными отчетами государственного экологического надзора, а также ГБУ "Экослужба Оренбургской области";
4) доля внебюджетных средств, фактически направленных промышленными предприятиями области на выполнение природоохранных мероприятий в сфере обращения с отходами, в общем объеме запланированных средств.
Значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- доля внебюджетных средств, фактически направленных промышленными предприятиями области на выполнение природоохранных мероприятий в сфере обращения с отходами в общем объеме запланированных средств;
- количество внебюджетных средств, фактически направленных промышленными предприятиями области на выполнение природоохранных мероприятий в сфере обращения с отходами, определяемое в соответствии с ежеквартальными отчетами промышленных предприятий области;
- количество запланированных промышленными предприятиями области на выполнение природоохранных мероприятий средств, определяемое в соответствии с ежегодными планами промышленных предприятий области.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в приложении N 1 к Программе.
3. Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Реализация ведомственных целевых программ в рамках подпрограммы не предусмотрена.
В рамках подпрограммы реализуются следующие основные мероприятия:
основное мероприятие 1 "Организация инфраструктуры обращения с ТКО".
Данное основное мероприятие включает в себя комплекс мероприятий региональной программы;
основное мероприятие 2 "Проекты в сфере обращения с отходами, предполагаемые к реализации промышленными предприятиями".
Данное основное мероприятие включает в себя мероприятия по обезвреживанию и утилизации промышленных отходов, которые осуществляются за счет собственных средств предприятий;
основное мероприятие 3 "Совершенствование системы государственного регулирования вопросов обращения с отходами".
Данное основное мероприятие включает в себя:
корректировку территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО;
разработку и принятие законодательных актов Оренбургской области, регулирующих вопросы обращения с отходами;
организацию информирования населения о мероприятиях Оренбургской области в сфере обращения с отходами, повышение экологической культуры населения;
основное мероприятие 4 "Организация и ведение мониторинга воздействия объектов размещения отходов производства и потребления на окружающую среду".
Данное основное мероприятие включает в себя выявление, обследование и учет мест несанкционированного размещения отходов (вновь образованных, стихийных), принятие мер к их ликвидации, ведение регионального кадастра отходов Оренбургской области, создание и эффективное функционирование системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 2 к Программе.
4. Информация о ресурсном обеспечении подпрограммы
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы представлено в приложении N 3 к Программе.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств областного бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию подпрограммы средств федерального бюджета представлены в приложении N 4 к Программе.
Финансирование основного мероприятия 1, включающее в себя комплекс мероприятий региональной программы, планируется осуществлять за счет внебюджетных источников.
Финансирование основного мероприятия 2 "Проекты в сфере обращения с отходами, предполагаемые к реализации промышленными предприятиями" планируется осуществлять за счет собственных средств предприятий (внебюджетных средств). Сроки проведения мероприятий, включенных в состав данного основного мероприятия, и планируемые объемы внебюджетных средств, привлекаемых на реализацию таких мероприятий, указаны на основании сведений, представленных промышленными предприятиями области.
К учету приняты предприятия и организации, осуществляющие на территории Оренбургской области природоохранные мероприятия в части обращения с отходами производства и потребления в соответствии с планами, предоставляемыми в МПР области в соответствии со статьей 18 Закона Оренбургской области от 29 августа 2005 года N 2531/452-III-ОЗ "Об охране окружающей среды".
Реализация мероприятий, финансируемых за счет внебюджетных средств (собственных средств предприятий), осуществляется непосредственно предприятиями. При необходимости между МПР области и предприятием заключается соглашение о взаимодействии по реализации мероприятий подпрограммы. Информация о выполнении мероприятий подпрограммы представляется в МПР области по форме и в сроки, устанавливаемые МПР области.
В качестве дополнительных источников финансирования могут быть привлечены средства российских и международных кредитно-финансовых организаций и фондов, индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за счет внебюджетных средств составит 6 559 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2019 год - 738 000,0 тыс. рублей;
2020 год - 1 041 000,0 тыс. рублей;
2021 год - 980 000,0 тыс. рублей;
2022 год - 1 020 000,0 тыс. рублей;
2023 год - 1 100 000,0 тыс. рублей;
2024 год - 1 680 000,0 тыс. рублей.
5. Информация о значимости подпрограммы для достижения цели Программы
Коэффициент значимости подпрограммы для достижения цели Программы признается равным 0,15.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.