Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Правительства Рязанской области
от 30 октября 2013 г. N 365
Государственная программа
Рязанской области "Развитие водохозяйственного комплекса, лесного хозяйства и улучшение экологической обстановки
10 декабря 2014 г., 24 марта, 29 апреля, 26 августа, 23 декабря 2015 г., 13 апреля, 13 июля, 14, 28 декабря 2016 г., 7 июня, 19 декабря 2017 г., 23 марта, 7 августа, 31 октября, 25, 28 декабря 2018 г., 19 апреля, 26 июня, 6 августа, 22 октября, 24 декабря 2019 г., 28 июля, 29 сентября, 1 декабря 2020 г., 19 января 2021 г.
Паспорт изменен с 20 января 2021 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 19 января 2021 г. N 2
Паспорт
государственной программы Рязанской области
Наименование Программы |
Государственная программа Рязанской области "Развитие водохозяйственного комплекса, лесного хозяйства и улучшение экологической обстановки" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Министерство природопользования Рязанской области |
Разработчик Программы |
Министерство природопользования Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2013 N 752 "О сокращении выбросов парниковых газов"; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы"; постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"; постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 N 2423-р "Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2018 N 1989-р "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года"; Закон Рязанской области от 10.05.2006 N 53-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Рязанской области"; Закон Рязанской области от 14.06.2007 N 68-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Рязанской области в сфере лесных отношений"; Закон Рязанской области от 14.08.2007 N 101-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Рязанской области в сфере водных отношений"; Закон Рязанской области от 12.02.2015 N 1-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Рязанской области в сфере охраны окружающей среды"; постановление Правительства Рязанской области от 09.07.2009 N 184 "О Красной книге Рязанской области"; постановление Правительства Рязанской области от 10.07.2013 N 189 "О государственных программах Рязанской области" |
Исполнители Программы |
Министерство природопользования Рязанской области, министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области; государственные бюджетные учреждения Рязанской области (далее - ГБУ РО), государственные казенные учреждения Рязанской области (далее - ГКУ РО) |
Цель (цели) Программы |
Цели Программы: - обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод; - сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; - улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения; - организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов; - сокращение потерь лесного хозяйства региона от пожаров, вредных организмов и иного негативного воздействия; - обеспечение интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия; - повышение продуктивности и качества лесов на основе их гарантированного воспроизводства, в первую очередь, на территориях, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал; - обеспечение сферы природопользования Рязанской области квалифицированными кадрами; - создание условий для эффективной реализации Программы |
Утратила силу с 8 августа 2019 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 6 августа 2019 г. N 245 Информация об изменениях: | |
Сроки реализации Программы |
2014 - 2024 годы |
Перечень подпрограмм |
Программа состоит из девяти подпрограмм: - подпрограмма 1 "Защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод" (приложение N 1 к Программе); - подпрограмма 2 "Сохранение и восстановление водных объектов" (приложение N 2 к Программе); - подпрограмма 3 "Улучшение экологической обстановки" (приложение N 3 к Программе); - подпрограмма 4 "Развитие системы обращения с отходами" (приложение N 4 к Программе); - подпрограмма 5 "Охрана и защита лесов" (приложение N 5 к Программе); - подпрограмма 6 "Обеспечение использования лесов" (приложение N 6 к Программе); - подпрограмма 7 "Воспроизводство лесов" (приложение N 7 к Программе); - подпрограмма 8 "Кадровое обеспечение в сфере природопользования" (приложение N 8 к Программе); - подпрограмма 9 "Обеспечение реализации государственной программы" (приложение N 9 к Программе) |
Объемы финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 5331198,5979 тыс. руб., (3753941,9 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета, 1577256,6979 тыс. руб. за счет средств областного бюджета), в том числе по годам: 2014 год - 244741,6 тыс. руб. (189111,7 тыс. руб. - федеральный бюджет, 55629,9 тыс. руб. - областной бюджет); 2015 год - 362110,50993 тыс. руб. (284310,4 тыс. руб. - федеральный бюджет, 77800,10993 тыс. руб. - областной бюджет); 2016 год - 359343,78479 тыс. руб. (280237,7 тыс. руб. - федеральный бюджет, 79106,08479 тыс. руб. - областной бюджет); 2017 год - 492132,65828 тыс. руб. (338941,0 тыс. руб. - федеральный бюджет, 153191,65828 тыс. руб. - областной бюджет); 2018 год - 486143,35793 тыс. руб. (294781,6 тыс. руб. - федеральный бюджет, 191361,75793 тыс. руб. - областной бюджет); 2019 год - 572439,12462 тыс. руб. (386846,2 тыс. руб. - федеральный бюджет, 185592,92462 тыс. руб. - областной бюджет); 2020 год - 655765,98006 тыс. руб. (464499,1 тыс. руб. - федеральный бюджет, 191266,88006 тыс. руб. - областной бюджет); 2021 год - 618275,95895 тыс. руб. (449933,8 тыс. руб. - федеральный бюджет, 168342,15895 тыс. руб. - областной бюджет); 2022 год - 565411,62334 тыс. руб. (414048,4 тыс. руб. - федеральный бюджет, 151363,22334 тыс. руб. - областной бюджет); 2023 год - 477202,7 тыс. руб. (315401,7 тыс. руб. - федеральный бюджет, 161801,0 тыс. руб. - областной бюджет); 2024 год - 497631,3 тыс. руб. (335830,3 тыс. руб. - федеральный бюджет, 161801,0 тыс. руб. - областной бюджет) |
Утратила силу с 8 августа 2019 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 6 августа 2019 г. N 245 Информация об изменениях: |
Раздел 1 изменен с 2 декабря 2020 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 1 декабря 2020 г. N 317
1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы
Рязанская область принадлежит к числу обеспеченных водными ресурсами регионов России. На территории области в 895 реках, 2837 озерах, а также в 1230 болотах, в подземных водных объектах сосредоточено более 1810 млн. куб. м годовых запасов пресных вод.
В экономике Рязанской области ежегодно используется порядка 220 млн. куб. м воды. Одной из характерных проблем является недостаточная рациональность использования водных ресурсов. Высоким уровнем водоемкости характеризуется экономика Рязанской области в целом и отдельные отрасли промышленности и сельского хозяйства.
На территории Рязанской области, подверженной негативному воздействию вод, проживает 42216 человек. Проведение мероприятий, направленных на повышение защищенности территорий от негативного воздействия вод, имеет огромную социальную значимость. Паводкоопасными районами являются территории практически всех муниципальных образований Рязанской области.
Остается актуальным вопрос поддержания экологически полноценного состояния рек Рязанской области. Деградация рек региона происходит из-за возрастающей антропогенной нагрузки. Слабый уклон местности определяет медленное течение рек и сильную извилистость их русел, заиление, загрязнение и, как следствие, обмеление, сокращение рыбных ресурсов. В результате многие реки утрачивают свои естественно-природные качества и нуждаются в восстановлении.
В сложившихся в настоящее время экономических условиях практически полностью прекратилось строительство водоподъемных и водорегулирующих плотин на малых реках и проведение водомелиоративных работ на других водных объектах.
Более 110 предприятий и организаций Рязанской области загрязняют поверхностные водоемы сточными водами.
Помимо сточных вод в водоемы Рязанской области сбрасываются ливневые стоки, фактически без всякой очистки.
В результате возрастает концентрация загрязняющих веществ, изменений в состоянии водоемов в сторону улучшения не происходит.
Отрицательное влияние на качество воды оказывают и рассредоточенные источники загрязнения: вынос загрязняющих веществ с пашни, объектов животноводства, складов удобрений и ядохимикатов, несанкционированных свалок и т.п.
Возникает опасность биологического загрязнения рек патогенными вирусами и бактериями, что может привести к эпидемиологическим заболеваниям населения.
Остаются неудовлетворительными состояние и эксплуатация ГТС на территории Рязанской области, что с каждым годом увеличивает опасность возникновения чрезвычайных ситуаций с неблагоприятными последствиями для населения.
В настоящее время на территории Рязанской области насчитывается 161 ГТС, в том числе: находящихся в областной собственности - 3 единицы, муниципальной собственности - 73 единицы, бесхозяйных ГТС - 38 единиц, остальные гидроузлы находятся в частной собственности. В результате обследования установлено, что техническое состояние большей части ГТС не отвечает установленным требованиям. 60 ГТС находятся в предаварийном и аварийном состоянии. Сроки эксплуатации гидроузлов на территории Рязанской области составляют 20 - 40 лет, требуются значительные средства для приведения их в удовлетворительное техническое состояние.
Экологическая обстановка, сложившаяся на территории Рязанской области, в первую очередь определяется характером и масштабами воздействия объектов промышленности, транспорта, сельского и коммунального хозяйства на окружающую среду.
Рязанская область относится к промышленно развитым регионам Российской Федерации, где функционируют предприятия химической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной, радиоэлектронной и энергетической промышленности. Многие десятилетия Рязанская область развивалась как индустриальный регион с мощным комплексом оборонных предприятий, строившихся, как правило, без учета требований экологической безопасности населения.
Рост промышленного производства, отсутствие экономических стимулов для внедрения экологически чистых производств, ресурсоемкое производство приводят к усилению антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Основными экологическими проблемами на территории Рязанской области являются:
- возрастающее негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду;
- недостаточный уровень обеспечения достоверной информацией о состоянии компонентов окружающей среды, а также отсутствие базы данных для установления региональных нормативов качества окружающей среды;
- сокращение видового состава флоры и фауны;
- отсутствие системы мер по поддержке и развитию особо охраняемых природных территорий;
- ежегодное увеличение количества образующихся твердых бытовых и промышленных отходов.
Основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения отходов являются:
- изменившаяся структура потребления, обусловленная увеличением доли различного рода упаковки в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, до этого не свойственных прежней структуре потребления;
- накопленные проблемы предшествующих периодов - имеется значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;
- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;
- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами.
По состоянию на 01.01.2016 в Рязанской области имеется 34 объекта размещения отходов, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), из которых 9 полигонов твердых коммунальных отходов и другие специально оборудованные объекты (отработанные карьеры, золоотвалы, шламонакопители).
По данным Рязаньстата, в 2014 году в Рязанской области было образовано 1468,3 тыс. тонн отходов. Из них около 680 тыс. тонн (45%) - твердые коммунальные отходы (ТКО).
Источниками образования твердых бытовых и промышленных отходов на территории Рязанской области являются организации и промышленные предприятия, население Рязанской области и объекты инфраструктуры.
Слабое развитие индустрии вторичной переработки отходов приводит к тому, что захоронение отходов на полигонах является основным методом утилизации отходов. Отсутствие обустроенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями мест захоронения отходов, подъездных путей к отведенным местам размещения отходов, специализированной техники ведет к опасному загрязнению окружающей среды и создает реальную угрозу здоровью населения.
Таким образом, решение проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления, имеющихся на территории области, является актуальной задачей для Рязанской области.
Данная проблема уже решалась при реализации мероприятий областной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" и долгосрочной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2010 - 2012 годах", в рамках которых разработана проектно-сметная документация на строительство полигонов твердых бытовых отходов в г. Касимове, г. Шацке, р.п. Сараи, построены полигоны твердых бытовых отходов в районе поселка 12 лет Октября Сасовского района, в д. Зеленино Рыбновского района Рязанской области.
В рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на 2013 - 2015 годы" завершено строительство полигонов твердых бытовых отходов в г. Касимове и с. Сушки Спасского муниципального района Рязанской области.
Учитывая затратность природоохранных мероприятий и продолжительные сроки их реализации, необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, необходимо решать обозначенные выше проблемы программно-целевым методом.
Наличие территориальной схемы обращения с отходами в Рязанской области, в том числе с ТКО, повысит вероятность привлечения инвесторов для реализации мероприятий по строительству полигонов ТКО и мусороперерабатывающих предприятий, а также будет способствовать созданию современной комплексной системы обращения с отходами.
Снижение негативного воздействия твердых коммунальных отходов на окружающую среду достигается реализацией регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Рязанская область)", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами".
Одним из важнейших факторов, определяющих экологическую ситуацию в регионе, является состояние атмосферного воздуха, степень его загрязнения.
По данным Рязаньстата, в 2014 году в атмосферный воздух от стационарных источников выброшено 107,862 тыс. тонн загрязняющих веществ.
Наибольший объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществлялся крупными промышленными предприятиями теплоэнергетики, газового и нефтеперерабатывающего комплексов, промышленности строительных материалов, подлежащими федеральному экологическому надзору.
Мониторинг биологического разнообразия, состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира проводится по отдельным заданиям. Отсутствие исчерпывающей информации о состоянии компонентов природной среды из-за слабо развитой сети наблюдений территориальной системы экологического мониторинга приводит к невозможности принятия экологически обоснованных управленческих решений по разработке мероприятий и программ, снижающих негативное влияние на человека и на объекты окружающей среды, и определения степени пригодности последних для различных видов пользования.
Постоянный рост антропогенного воздействия на окружающую среду приводит к нарушению биологического равновесия и, как следствие, к сокращению видового состава флоры и фауны.
Решение указанной проблемы осуществляется путем проведения ежегодного мониторинга биологического разнообразия для ведения базы данных редких видов животных и растений Рязанской области.
Одним из важнейших факторов, определяющих экологическую ситуацию в регионе, является состояние атмосферного воздуха, степень его загрязнения.
Наибольший объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по-прежнему осуществлялся крупными промышленными предприятиями теплоэнергетики, газового и нефтеперерабатывающего комплексов, промышленности строительных материалов.
Для получения информации о состоянии атмосферного воздуха и решения проблем выбросов в г. Рязани и Рязанской области необходимо дальнейшее расширение территориальной системы государственного мониторинга атмосферного воздуха.
В Рязанской области уделяется большое внимание экологическому образованию и воспитанию населения. Совершенствование системы экологического воспитания и образования населения, привлечение общественности к решению экологических проблем достигается повышением охвата жителей Рязанской области экологическим образованием, созданием условий для широкого участия негосударственных экологических организаций и общественности в решении экологических проблем региона.
Для решения задач экологического воспитания и образования в Рязанской области ежегодно проводится не менее 5 экологических акций в рамках Дней защиты от экологической опасности, реализуются областные экологические мероприятия с учащимися, в которых задействовано более 200 образовательных организаций. Ежегодно издается доклад об экологической ситуации в Рязанской области, повышающий информированность жителей региона о состоянии окружающей среды.
Наиболее эффективной формой сохранения природного биоразнообразия, обеспечения благоприятной экологической обстановки на территории Рязанской области является дальнейшее формирование системы особо охраняемых природных территорий областного значения. Примечательно, что около 92% видов редких растений, внесенных в Красную книгу Рязанской области, произрастают и сохраняются на территории особо охраняемых природных территорий областного значения.
Вместе с тем имеющие статус особо охраняемых природных территорий отдельные природные объекты без выведения их территорий из хозяйственного оборота не оказывают существенного влияния на сохранение биоразнообразия, не удовлетворяют спрос населения на объекты природно-заповедного фонда как туристический ресурс.
Отсутствие системы мер по поддержке и развитию особо охраняемых природных территорий приводит к разрушению экосистем, утрате особой природоохранной ценности уникальных природных объектов.
С целью решения проблем разрушения экосистем в Рязанской области необходимо регулярно проводить мероприятия, направленные на развитие особо охраняемых природных территорий областного значения, а также мероприятия по поддержанию установленного режима охраны природных комплексов и объектов рекреационного использования.
Общая площадь территории Рязанской области составляет 3960,5 тыс. га, из них на начало 2013 года покрытая лесом площадь - 940,4 тыс. га. Лесистость области составляла 23,8%. В связи с переводом лесных культур в покрытую лесом площадь и переводом естественно заросших гарей и вырубок, на начало 2016 года покрытая лесом площадь составляла 950,1 тыс. га. Лесистость области составляла 24,0%.
Земли лесного фонда Рязанской области расположены на площади 875,3 тыс. га. Покрытая лесом площадь составляет 735,4 тыс. га.
В распределении площадей лесных насаждений по группам древесных пород мягколиственные насаждения составляют 50%, хвойные - 40,3%, твердолиственные - 9,6%, кустарники - 0,1%. Преобладающими древесными породами являются сосна (38%) и береза (35%). Средний возраст насаждений - 48 лет. Средний бонитет насаждений составляет II класс и выше. Средняя полнота насаждений - 0,7.
В возрастной структуре преобладают средневозрастные насаждения площадью 278,2 тыс. га (37,8%), площадь спелых и перестойных насаждений составляет 148,8 тыс. га (19,2%).
Запас лесных насаждений составляет 133,7 млн. куб. м, из которых 44% - запас хвойных, 45% - мягколиственных и 11% - твердолиственных насаждений. Средний запас на 1 га - 182 куб. м.
В связи с проведением лесоустроительных работ по состоянию на 01.01.2016 произошли следующие изменения.
Земли лесного фонда Рязанской области составили 880,9 тыс. га. Покрытая лесом площадь - 756,8 тыс. га.
Распределение площадей лесных насаждений по группам древесных пород мягколиственные насаждения составляют 55,4%, хвойные - 35,5%, твердолиственные - 9,0%, кустарники - 0,1%. Преобладающими древесными породами являются сосна (34%) и береза (40,5%). Средний возраст насаждений - 50 лет. Средний бонитет насаждений составляет II класс. Средняя полнота насаждений - 0,7.
В возрастной структуре преобладают средневозрастные насаждения площадью 251,7 тыс. га (33,5%), площадь спелых и перестойных насаждений составляет 191,8 тыс. га (25,5%).
Запас лесных насаждений составляет 136,03 млн. куб. м, из которых 43,8% - запас хвойных, 45,6% - мягколиственных и 10,6% - твердолиственных насаждений. Средний запас на 1 га - 180 куб. м.
Одной из особенностей природно-климатических условий Рязанской области является установление высокой пожарной опасности в большинстве районов области на период до семи месяцев. Средний класс природной пожарной опасности - 3,0. Вся территория лесного фонда Рязанской области относится к зоне наземной охраны.
В связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в 2010 году, на обширных территориях лесного фонда прошли пожары различной степени интенсивности. Общая площадь, пройденная лесными пожарами, составила 137 тыс. га, в том числе покрытая лесом площадь - 122,6 тыс. га, в 2011 году возникло 46 пожаров на площади 57,5 га. В 2012 году - 21 пожар на площади 16,7 га.
На территории Рязанской области в целях осуществления мероприятий по предупреждению и тушению лесных пожаров создано специализированное учреждение ГБУ РО, в состав которого входят 19 филиалов (пожарно-химические станции), региональный пункт диспетчерского управления (РПДУ), 9 секционных мачт, необходимых для взаимодействия диспетчерской службы в единой радиосети. Действующая система мониторинга включает 11 пунктов видеонаблюдения и 22 пожарно-наблюдательных вышки. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволила на начало 2016 года организовать систему мониторинга в составе 25 пунктов видеонаблюдения и 20 пожарно-наблюдательных вышек.
В целях эффективной борьбы с возникшими пожарами и предотвращения распространения огня Программой запланировано приобретение противопожарной техники и оборудования за счет средств федерального и областного бюджетов. Оснащение лесопожарной техникой предусмотрено в соответствии с нормативами, установленными приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19 декабря 1997 г. N 167 "Об утверждении Положения о пожарно-химических станциях".
Укомплектованность ГБУ РО по отношению к нормам обеспечения составляет 85%, часть техники и оборудования имеют значительный износ и требуют замены.
В целях предупреждения возникновения лесных пожаров проводятся профилактические противопожарные мероприятия, которые подразделяются на три группы: предупреждение возникновения лесных пожаров, ограничение распространения пожаров, организационно-технические мероприятия, обеспечивающие пожарную устойчивость лесного фонда.
Леса подлежат защите от вредных организмов. Лесозащитные мероприятия представляют собой комплекс лесохозяйственных работ, направленных на профилактику, локализацию и ликвидацию очагов вредителей и болезней леса, систематическое слежение за санитарным состоянием лесов, выявлением возникающих очагов вредителей и болезней леса. По результатам балльной оценки лесопатологической ситуации лесной фонд Рязанской области входит в зону средней лесозащитной угрозы.
На территории Рязанской области основными факторами, вызывающими ослабление и гибель насаждений, являются лесные пожары (76,6%), болезни леса (14,6%), неблагоприятные погодные явления (6,5%). Очагов вредителей и болезней леса на территории лесного фонда Рязанской области в настоящее время не выявлено.
От пожаров 2010 года пострадали 122,6 тыс. га лесных насаждений. В связи с труднодоступностью лесных участков 47,7 тыс. га оставлены под естественное заращивание мягколиственными породами. Площадь разработки "горелых" территорий составляет 74,9 тыс. га.
За период с 2010 по 2012 год лесопатологические обследования на территории лесного фонда проведены на площади 112,5 тыс. га, в том числе на гарях 2010 года - 112,0 тыс. га. Программой предусмотрено выполнение лесопатологических обследований на площади 23,0 тыс. га.
Программные мероприятия включают разработку 32,2 тыс. га горельников, так как на части площадей, поврежденных пожарами, работы по расчистке проведены в 2010 - 2013 годах.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями договоров аренды на арендуемых лесных участках лесохозяйственные мероприятия выполняются арендаторами за счет собственных средств. На выполнение мероприятий по охране и защите лесов планируется привлечение средств из внебюджетных источников в объеме 987622,8 тыс. руб. (таблица N 1).
Таблица N 1
N |
Наименование мероприятия |
Объемы привлекаемых средств, тыс. руб. |
|||||||||||
всего |
в том числе по годам |
||||||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров путем проведения профилактических мероприятий по охране лесов от пожаров (строительство и содержание дорог противопожарного назначения, устройство противопожарных минерализованных полос и уход за ними, проведение контролируемых выжиганий сухих горючих материалов, благоустройство зон отдыха, установка и размещение стендов, знаков, указателей, шлагбаумов) |
184695,8 |
10354,5 |
11803,9 |
14938,3 |
16908,8 |
15986,6 |
19645,1 |
18887,1 |
19042,8 |
19042,9 |
19042,9 |
19042,9 |
2. |
Проведение профилактики возникновения, локализация и ликвидация очагов вредных организмов (осуществление лесопатологических обследований, выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий) |
802927,0 |
20027,4 |
32952,1 |
149185,1 |
106250,9 |
105902,8 |
106744,3 |
82082,8 |
49945,4 |
49945,4 |
49945,4 |
49945,4 |
Итого |
987622,8 |
30381,9 |
44756,0 |
164123,4 |
123159,7 |
121889,4 |
126389,4 |
100969,9 |
68988,2 |
68988,3 |
68988,3 |
68988,3 |
Основным видом использования лесов на территории лесного фонда Рязанской области являются заготовка древесины и осуществление рекреационной деятельности. По долгосрочным договорам используется более 80% лесов, заключено 19 договоров аренды лесных участков для заготовки древесины на общей площади 736,5 тыс. га. В период 2014 - 2015 годов в связи с расторжением договоров аренды лесных насаждений для заготовки древесины произошло снижение процента использования территории земель лесного фонда. По состоянию на 01.01.2016 по долгосрочным договорам используется более 70% лесов, заключено 22 договора аренды лесных участков для заготовки древесины на общей площади 615,3 тыс. га.
В 2011 году допустимый ежегодный объем изъятия древесины (расчетная лесосека) составлял 1479,2 тыс. куб. м. В связи с обширными пожарами, произошедшими в 2010 году, в 2012 году допустимый ежегодный объем изъятия древесины уменьшился до 1356,7 тыс. куб. м. В период с 2016 по 2020 годы допустимый ежегодный объем изъятия древесины (расчетная лесосека) составит 1871,5 тыс. куб. м.
За период с 1997 по 2012 год освоение ежегодной расчетной лесосеки в области составляло по хвойному хозяйству 36 - 38%, а по мягколиственному хозяйству - 16 - 18%. В период с 2016 по 2020 год освоение ежегодной расчетной лесосеки составит 75%.
Необходимым условием для осуществления лесохозяйственной деятельности в процессе освоения лесов является проведение мероприятий по лесоустройству (таксации лесов). По результатам проведения таксации лесов составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам, проектируются мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов. Лесоустроительные работы на землях лесного фонда проведены в 2000 - 2001 годах. За период с 2010 по 2013 год за счет средств арендаторов проведены работы по таксации лесов (часть лесоустроительных работ) на площади 292,98 тыс. га (33,5% от общей площади лесного фонда).
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволила провести работы по таксации лесов за период с 2014 по 2016 год на площади 366,94 тыс. га (42% от общей площади лесного фонда). С 2017 по 2020 год необходимо проведение мероприятий по таксации лесов (лесоустройству) на площади 220,98 тыс. га.
Программой предусмотрено выполнение работ по лесоустройству на площади 587,92 тыс. га (в 2014 году - на площади 205,6 тыс. га, в 2016 году - на площади 161,34 тыс. га, в 2017 году - на площади 37,9 тыс. га, в 2018 году - на площади 46,2 тыс. га, в 2019 году - на площади 68,4 тыс. га, в 2020 году - на площади 68,48 тыс. га).
С целью регистрации права собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда и приведения данных государственного лесного реестра в соответствие сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, осуществляется постановка лесных участков на кадастровый учет. В настоящее время на государственный кадастровый учет поставлено 95% площади лесного фонда. Для осуществления дальнейшей деятельности по кадастровому учету необходимо проведение межевых работ с целью вовлечения в оборот бывших сельских лесов, переведенных в состав земель лесного фонда.
В связи с введением автоматизированной информационной системы "Государственный лесной реестр" (АИС ГЛР) как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется повсеместное внедрение нового программного обеспечения. Для корректной работы АИС ГЛР потребуются финансовые вложения на всех уровнях бюджета с целью закупки соответствующего оборудования и дополнительного обучения специалистов, отвечающих за работу с автоматизированной системой.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями договоров аренды на арендуемых лесных участках лесохозяйственные мероприятия выполняются арендаторами за счет собственных средств. На выполнение мероприятий, направленных на обеспечение использования лесных ресурсов (осуществление отводов и таксации лесосек), планируется привлечение средств внебюджетных источников с 2014 по 2016 год ежегодно в объеме 45,1 млн. руб., в 2017 году 66,7 млн. руб., с 2018 по 2020 год ежегодно в объеме 60,3 млн. руб.
Воспроизводство лесов в Рязанской области обеспечивается за счет проведения активных лесовосстановительных мероприятий, ухода за лесом и создания благоприятных условий для естественного возобновления. Основными задачами лесовосстановления на территории Рязанской области являются своевременное восстановление вырубок, гарей и других не покрытых лесной растительностью земель лесного фонда хозяйственно-ценными древесными породами, повышение продуктивности лесов, улучшение их породного состава, а в комплексе с другими видами мероприятий - сохранение уровня лесистости региона.
На территории лесничеств Рязанской области заложены 16 питомников, склад длительного хранения семян с холодильным оборудованием, комплекс по переработке лесосеменного сырья и очистке семян. Создана постоянная лесосеменная база основных лесообразующих пород (сосна, дуб).
В результате лесных пожаров 2010 года площадь фонда лесовосстановления резко увеличилась. Лесовосстановительные мероприятия на период с 2013 по 2020 год запланированы на площади 44,2 тыс. га, в том числе искусственные - 24,8 тыс. га.
С целью улучшения условий приживаемости и роста культивируемых древесных пород на период с 2014 по 2020 год планируется проведение агротехнических уходов на площади 100,9 тыс. га (в переводе на однократный).
Основным параметром повышения продуктивности лесов и формирования высокопроизводительных, устойчивых лесных насаждений является назначение и выполнение мероприятий по уходу за лесами. Объемы работ по рубкам ухода за лесами на программный период составляют 57,4 тыс. га.
К факторам, снижающим уровень лесистости, относятся гибель лесов от неблагоприятных факторов и сплошные рубки. Мероприятием, повышающим лесистость региона, является перевод лесных культур (проводится на седьмой - девятый год после создания лесных культур) и территорий, естественно заросших древесной растительностью (проводится на третий - пятый год после появления естественного возобновления), в покрытую лесом площадь. В связи с тем, что в настоящее время и в течение следующих 5 лет объем выбытия лесов, связанный с разработкой горельников, сплошными санитарными рубками и рубками спелых и перестойных насаждений, значительно превышает показатели перевода созданных ранее (2004 - 2009 гг.) лесных культур, уровень лесистости региона существенно меняться не будет. Применение программно-целевого метода позволит сохранить лесистость региона на уровне 22,8% (показатель 2013 года). Вследствие проведения лесоустройства перевода больших площадей гарей в покрытые лесом площади в результате естественного заращивания, в настоящее время применение программно-целевого метода позволит сохранить лесистость региона на уровне 24%.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями договоров аренды на арендуемых лесных участках лесохозяйственные мероприятия выполняются арендаторами за счет собственных средств. На выполнение мероприятий по воспроизводству лесов планируется привлечение средств из внебюджетных источников в объеме 2058628,4 тыс. руб. (таблица N 2).
Таблица N 2
N |
Наименование мероприятия |
Объемы привлекаемых средств, тыс. руб. |
|||||||||||
всего |
в том числе по годам |
||||||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Уход за аттестованными объектами лесного семеноводства (уход за лесосеменными плантациями, уход за архивами клонов и маточных плантаций плюсовых насаждений, уход за постоянными лесосеменными участками) |
36097,9 |
7541,0 |
7377,0 |
7406,0 |
7781,0 |
5992,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2. |
Осуществление лесовосстановления (обработка почвы под лесные культуры, искусственное и естественное лесовосстановление, проведение агротехнического ухода, дополнение лесных культур) |
340182,6 |
69547,4 |
67631,0 |
61790,0 |
85907,2 |
55307,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3. |
Увеличение площади лесовосстановления |
435138,1* |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
77559,3* |
84562,9* |
68516,4* |
68166,5* |
68166,5* |
68166,5* |
4. |
Количество выращенного посадочного материала |
11730,0* |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1955,0* |
1955,0* |
1955,0* |
1955,0* |
1955,0* |
1955,0* |
5. |
Формирование запаса лесных семян для лесовосстановления |
3719,0* |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2259,0* |
292,0* |
292,0* |
292,0* |
292,0* |
292,0* |
6. |
Уход за лесами (осветления, прочистки, прореживания, проходные рубки) |
1231760,8 |
57072,3 |
46071,0 |
134897,5 |
142902,8 |
128203,9 |
131 417,3 |
118239,2 |
118239,2 |
118239,2 |
118239,2 |
118239,2 |
Итого |
2058628,4 |
134160,7 |
121079,0 |
204093,5 |
236591,0 |
189503,8 |
213190,6 |
205049,1 |
189002,6 |
188652,7 |
188652,7 |
188652,7 |
______________________________
* Финансирование мероприятий осуществляется в рамках регионального проекта "Сохранение лесов в Рязанской области", направленного на достижение результатов реализации федерального проекта "Сохранение лесов".
Система образования в лесной отрасли должна обеспечивать подготовку кадров, способных эффективно осуществлять как административные государственные функции, так и функции по управлению бизнес-структурами в лесном секторе, а также обеспечивать подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов.
В лесном хозяйстве в целом, и в Рязанской области в частности, фиксируется низкий уровень заработной платы, что является основной причиной оттока рабочей силы из сферы лесного хозяйства. Кроме того, современной системой образования не охвачены (или охвачены незначительно) секторы по специальной подготовке специалистов экономико-правовой сферы именно для лесного хозяйства, программа подготовки которых учитывала бы тонкости и нюансы работы данных специалистов (юристы и экономисты) в лесной сфере. Одним из способов решения данной проблемы могут стать кратковременные курсы повышения квалификации юристов и экономистов общего профиля в специализированных образовательных организациях лесного профиля.
Общая численность специалистов, работающих в органах государственной власти Рязанской области и государственных учреждениях Рязанской области в сфере лесных отношений, составляет 728 человек, в том числе со специальным (лесным) образованием - 510 человек. В настоящее время ежегодно повышают квалификацию не менее 12 человек. Программой предусмотрено повышение квалификации не менее 179 человек за счет средств федерального и областного бюджетов.
Программой предусмотрены ежемесячные денежные выплаты обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на условиях договора о целевом обучении, заключенного с органом государственной власти Рязанской области, государственным учреждением Рязанской области.
Достижение основных целей развития лесного хозяйства, представленных в Программе, неразрывно связано с обеспечением устойчивого управления лесами.
В целях организации эффективного использования лесов будут осуществляться:
- обеспечение актуализации лесного плана Рязанской области, лесохозяйственных регламентов;
- ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах Рязанской области, на основе автоматизированной системы с необходимой подготовкой квалифицированных специалистов;
- формирование лесных участков в целях проведения аукционов на передачу лесных участков в пользование;
- заключение договоров купли-продажи лесных насаждений;
- заключение договоров купли-продажи лесных насаждений с гражданами для собственных нужд.
В рамках осуществления переданных полномочий по федеральному государственному лесному надзору и федеральному государственному пожарному надзору в лесах будут проводиться патрулирование лесов, проверки исполнения лесного законодательства, привлечение виновных лиц к административной ответственности, составление административных протоколов, наложение административных штрафов.
Мероприятия по развитию водохозяйственного комплекса, лесного хозяйства и улучшению экологической обстановки в Рязанской области целесообразно осуществлять в рамках Программы с использованием программно-целевого метода, поскольку мероприятия по эффективному использованию природных ресурсов:
- входят в число приоритетов для формирования государственных программ;
- относятся к вопросам регионального и федерального уровней по причине нахождения большинства водных объектов и всех крупнейших ГТС в федеральной и региональной собственности;
- носят межотраслевой и межведомственный характер;
- не могут быть решены за один год и требуют значительных объемов бюджетного финансирования;
- носят комплексный характер, касаются повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов Рязанской области в отраслях, использующих природные ресурсы.
Без использования программного метода реализации мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в регионе, разрешение проблемных ситуаций будет невозможно, в результате чего произойдет:
- усиление потенциальной опасности загрязнения почвенного покрова, близлежащих водных объектов, подземных водоносных горизонтов токсичными веществами, накопленными в результате прошлой хозяйственной деятельности;
- снижение степени информированности о состоянии окружающей природной среды, отсутствие учета данных мониторинга окружающей среды и экологических требований при выдаче разрешительной градостроительной документации, документов на природопользование;
- дальнейшее сокращение биоразнообразия, разрушение биологических систем и комплексов;
- снижение эффективности управления особо охраняемыми природными территориями и инвестиционной привлекательности данных территорий.
Программа предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием и охраной водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов, охрану водных объектов, предупреждение негативного воздействия вод и обеспечение безопасности ГТС. Реализация Программы будет способствовать развитию лесного комплекса, улучшению экологической обстановки в Рязанской области и обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Источником финансового обеспечения Программы являются средства федерального и областного бюджетов.
2. Цели и задачи реализации Программы
Утратил силу с 8 августа 2019 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 6 августа 2019 г. N 245
3. Сроки и этапы реализации Программы
Утратил силу с 8 августа 2019 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 6 августа 2019 г. N 245
Раздел 4 изменен с 20 января 2021 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 19 января 2021 г. N 2
4. Ресурсное обеспечение Программы
Главные распорядители, объемы и источники финансирования приведены в таблице:
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению.
5. Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы
Исполнители Программы представляют заказчику Программы ежеквартально в срок до 5 апреля, 5 июля, 1 октября, 5 февраля информацию об исполнении Программы за отчетный период по форме согласно приложению к постановлению Правительства Рязанской области от 01.09.2006 N 220 "О предоставлении квартальной и годовой информации об исполнении государственных программ Рязанской области и ведомственных целевых программ".
Заказчик Программы направляет в министерство промышленности и экономического развития Рязанской области информацию об исполнении и эффективности реализации Программы в соответствии с пунктами 5.2 и 5.4 Положения о государственных программах Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 10.07.2013 N 189.
Раздел 6 изменен с 2 декабря 2020 г. - Постановление Правительства Рязанской области от 1 декабря 2020 г. N 317
6. Ожидаемый конечный результат реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Реализация Программы позволит к концу 2024 года достичь следующих результатов:
- обследование 15 ГТС, образующих поверхностные водные объекты, с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности;
- разработка 14 комплектов проектной документации по капитальному ремонту и реконструкции ГТС;
- увеличение количества ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, до 7 единиц;
- постановка на кадастровый учет 3 единиц берегоукрепительных сооружений и ГТС, находящихся на территории Рязанской области, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался;
- разработка 1 комплекта предпроектной и проектной документации по строительству ГТС, берегоукреплению водных объектов и строительству объектов инженерной защиты территорий от затопления при наводнениях;
- введение в эксплуатацию 1 объекта инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений;
- увеличение количества населенных пунктов на территории Рязанской области, защищенных от негативного воздействия вод, не менее чем на 12 единиц;
- проведение мониторинга состояния дна, берегов, изменения морфометрических особенностей водоохранных зон на 22 водных объектах;
- определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Рязанской области, протяженностью 5712,09 км;
- постановка на кадастровый учет не менее 5 участков водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Рязанской области;
- восстановление экологического состояния не менее 1 водного объекта;
- обеспечение не менее 6 обследований водных объектов;
- разработка 8 комплектов проектной документации на мероприятия по ликвидации засорения и загрязнения (расчистке) водных объектов;
- ликвидация засорения и загрязнения (расчистка) 2 водных объектов;
- проведение мероприятий по расчистке участков русел рек протяженностью 3,1 км;
- количество населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов - 0,0024 млн. человек;
- ежегодное определение не менее 6 точек отбора проб на территории Рязанской области;
- поддержание бесперебойного функционирования территориальной системы государственного экологического мониторинга;
- наличие аттестата аккредитации экологической лаборатории;
- расширение перечня определяемых веществ, загрязняющих атмосферный воздух, до 13 наименований;
- обеспечение проведения не менее 1 инвентаризации объема выбросов парниковых газов на территории Рязанской области;
- ежегодное проведение не менее 5 экологических акций в рамках Дней защиты от экологической опасности;
- привлечение не менее 4 организаций, участвующих в экологическом воспитании и образовании населения;
- увеличение доли обследуемых территорий Рязанской области в целях придания им статуса особо охраняемых природных территорий (изменения категории, режима охраны, границ особо охраняемых природных территорий) до 95% от общей площади проектируемых особо охраняемых природных территорий;
- доведение до 100% внесения сведений об особо охраняемых природных территориях в государственный кадастр недвижимости;
- увеличение обеспеченности особо охраняемых природных территорий информационными знаками о режиме и границах до 100%;
- ежегодное проведение не менее 1 мониторинга объектов животного мира в пределах Рязанской области, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов);
- ежегодная разработка не менее 1 рыбоводно-биологического обоснования;
- отсутствие заключений государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, отмененных в судебном порядке;
- включение в Единый государственный реестр недвижимости границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани;
- снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет ликвидации накопленного вреда;
- обеспечение функционирования электронной модели территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на 100%;
- обеспечение населенных пунктов Рязанской области местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов;
- к концу 2024 года введение в промышленную эксплуатацию мощностей по утилизации отходов и фракций после обработки 36% ТКО в общем объеме образованных ТКО;
- к концу 2024 года введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке 78% ТКО в общем объеме образованных ТКО;
- обеспечение деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с ТКО 90% населения;
- оснащение ГБУ РО лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров - 100%;
- оснащенность пожарным оборудованием, инструментом и средствами индивидуальной защиты пожарных на 100%;
- улучшение противопожарного состояния лесов на всей территории лесного фонда - 931,1 тыс. га, в том числе:
- строительство 28 км дорог противопожарного назначения;
- создание 11 тыс. км противопожарных минерализованных полос;
- уход за противопожарными минерализованными полосами протяженностью 92,6 тыс. км;
- проведение лесопатологического обследования на 29,6 тыс. га лесных площадей;
- улучшение санитарного состояния лесов на площади 46,7 тыс. га;
- проведение лесоустроительных работ на площади 931,1 тыс. га;
- обеспечение ежегодного освоения расчетной лесосеки до 75%;
- восстановление лесных насаждений на площади 27,3 тыс. га, в том числе путем создания лесных культур на площади 17,4 тыс. га;
- проведение агротехнических уходов на площади 71 тыс. га (в переводе на однократный);
- оснащение ГБУ РО специализированной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению - 100%;
- сохранение лесистости региона на уровне не ниже 24,4%;
- формирование запаса лесных семян для лесовосстановления на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений - 0,08 тонн;
- проведение ухода за лесами на площади 50,1 тыс. га;
- проведение ухода за объектами лесного семеноводства на площади 841,9 га;
- ежегодное выполнение государственного задания не менее 95%;
- увеличение площади лесовосстановления, повышение качества и эффективности работ по лесовосстановлению на лесных участках, непереданных в аренду, на 0,25 тыс. га;
- оснащение ГБУ РО специализированной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению на 100%;
- повышение квалификации не менее чем у 95 специалистов лесного хозяйства;
- повышение квалификации не менее чем у 229 специалистов в сфере природопользования;
- достижение ежегодного выполнения целевых индикаторов Программы не менее 95%.
Важнейшими показателями социально-экономической эффективности реализации Программы будут являться:
- гарантированное обеспечение водными ресурсами свыше одного миллиона человек, проживающих в Рязанской области;
- создание надежных водоресурсных условий для развития промышленности, энергетики, внутреннего водного транспорта и сельского хозяйства;
- повышение защищенности населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, и снижение ущерба от опасных гидрологических явлений;
- улучшение экологической обстановки в Рязанской области и обеспечение эффективного воспроизводства природных ресурсов;
- создание условий, обеспечивающих права граждан на благоприятную окружающую среду, повышение качества жизни на основе дополнительных эффектов, связанных с улучшением экологической обстановки в регионе;
- эффективное управление лесным сектором экономики региона и увеличение валового регионального продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;
- благоприятная окружающая среда для граждан и сохранение биосферной роли лесов;
- рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие лесных территорий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.