Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 2 июля 2009 г. N 379-А
"Об утверждении окружной целевой программы "Дети Ямала"
на 2008 - 2010 годы"
В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 апреля 2009 года N 22-ЗАО "О признании утратившими силу некоторых законов Ямало-Ненецкого автономного округа", в целях обеспечения эффективного исполнения мероприятий окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2008 - 2010 годы" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную целевую программу "Дети Ямала" на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа).
2. Рекомендовать главам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе (главам местных администраций муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе) содействовать эффективной реализации мероприятий Программы и достижению оптимальных значений показателей и индикаторов Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа Шевченко С.И.
Вице-губернатор Ямало-Ненецкого |
В.Н. Казарин |
Окружная целевая программа "Дети Ямала" на 2008 - 2010 годы"
(утв. постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 2 июля 2009 г. N 379-А)
Паспорт программы
Наименование окружная целевая программа "Дети Ямала" на 2008 - 2010
Программы годы" (далее - Программа)
Основание для Конвенция ООН о правах ребёнка;
разработки Конституция Российской Федерации;
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об
основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об
основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации";
Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об
основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних";
Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996
года N 712 "Об основных направлениях государственной
семейной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007
года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Послание Президента Российской Федерации Федеральному
собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года и
от 10 мая 2006 года;
постановление Правительства Российской Федерации от 21
марта 2007 года N 172 "О федеральной целевой программе
"Дети России" на 2007 - 2010 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 10
мая 2007 года N 280 "О федеральной целевой программе
"Предупреждение и борьба с социально значимыми
заболеваниями (2007 - 2011 годы)";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 24
сентября 2001 года N 1270-р "О Концепции
демографического развития Российской Федерации на
период до 2015 года";
Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного
округа;
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября
2006 года N 79-ЗАО "О семейной политике, социальной
поддержке, защите прав и законных интересов семьи,
материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком
автономном округе";
постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного
округа от 24 января 2006 года N 1-А "О порядке
разработки, утверждения и реализации окружных целевых
программ";
распоряжение Администрации Ямало-Ненецкого автономного
округа от 2 августа 2007 года N 284-РА "О разработке
окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2008 - 2010
годы"
Государственный департамент по труду и социальной защите населения
заказчик - Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент
координатор по труду и социальной защите населения, автономный
Программы округ)
Госзаказчик департамент здравоохранения автономного округа (далее -
департамент здравоохранения);
департамент образования автономного округа (далее -
департамент образования)
департамент культуры автономного округа (далее -
департамент культуры);
департамент строительства автономного округа (далее -
департамент строительства);
агентство по физической культуре и спорту автономного
округа (далее - агентство по физической культуре и
спорту)
Ответственные департамент по молодёжной политике автономного округа
за выполнение (далее - департамент по молодёжной политике);
мероприятий комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
автономного округа (далее - комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав);
органы местного самоуправления автономного округа
(далее - органы местного самоуправления)
Разработчики департамент по труду и социальной защите населения;
Программы департамент здравоохранения
Цели и задачи цель: создание благоприятных условий для комплексного
Программы развития и жизнедеятельности детей автономного округа,
укрепление института семьи, повышение статуса
материнства, отцовства и детства.
Задачи:
содействие созданию условий для обеспечения безопасного
материнства и рождения здоровых детей, охраны здоровья
детей;
содействие оздоровлению детского населения;
сокращение масштабов семейного и детского
неблагополучия, социального сиротства;
обеспечение доступности социальной реабилитации и
адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации
Сроки и этапы 2008 - 2010 годы
реализации
Важнейшие показатель материнской смертности;
целевые показатель младенческой смертности;
индикаторы и показатель перинатальной смертности;
показатели по удельный вес детей, охваченных мероприятиями Программы,
этапам направленными на сохранение и улучшение здоровья;
реализации удельный вес детей, находящихся в социально опасном
Программы положении;
удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию
в специализированных учреждениях для несовершеннолетних
от общего числа безнадзорных и беспризорных детей
Основные согласно Конституции Российской Федерации материнство и
направления детство, семья находятся под защитой государства. В
реализации соответствии со статьёй 72 Конституции Российской
мероприятий Федерации защита семьи, материнства и детства относятся
к вопросам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации.
В автономном округе правовые основы реализации основных
направлений государственной семейной, демографической
политики установлены Законом автономного округа от 29
ноября 2006 года N 79-ЗАО "О семейной политике,
социальной поддержке, защите прав и законных интересов
семьи, материнства, отцовства и детства в
Ямало-Ненецком автономном округе", закрепляющим за
исполнительными и законодательными органами
государственной власти автономного округа право
разрабатывать и осуществлять окружные и иные программы
по улучшению положения семьи, женщин и детей.
Данная Программа включает в себя две подпрограммы,
направленные на решение конкретных задач:
1. Окружная целевая подпрограмма "Здоровое поколение"
на 2008 - 2010 годы" (приложение N 1 к Программе).
2. Окружная целевая подпрограмма "Дети и семья" на 2008
- 2010 годы" (приложение N 2 к Программе).
Для выполнения поставленных задач Программой
предусмотрены следующие мероприятия:
1. Формирование и совершенствование эффективной системы
сбережения и улучшения здоровья детей автономного
округа.
2. Организация отдыха, оздоровления и
санаторно-курортного лечения детей.
3. Профилактика семейного и детского неблагополучия,
создание благоприятных условий для всестороннего
развития и воспитания детей.
4. Укрепление статуса семьи, материнства, отцовства и
детства в обществе.
5. Совершенствование процесса социализации детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Строительство учреждений социального обслуживания
семьи и детей
Объёмы и общий объём финансирования Программы на три года
источники составляет 81 493,0 тыс. рублей (в ценах на 2008 год).
финансирования Окружной бюджет - 81 493,0 тыс. рублей, в том числе по
годам:
2008 год - 28 985,0 тыс. рублей;
2009 год - 20 503,0 тыс. рублей;
2010 год - 32 005,0 тыс. рублей
Ожидаемые реализация Программы обеспечит:
конечные формирование основ эффективной системы сбережения и
результаты улучшения здоровья детей, в том числе через внедрение
реализации и межведомственных технологий ранней профилактики
показатели нарушений здоровья детей;
социально-эко- улучшение показателей здоровья детей;
номической стабилизация показателя материнской смертности;
эффективности стабилизация показателя младенческой смертности;
снижение перинатальной смертности;
расширение охвата детей различными формами отдыха и
оздоровления;
содействие укреплению статуса семьи, материнства,
отцовства и детства в обществе;
формирование эффективной системы профилактики
безнадзорности несовершеннолетних, семейного и детского
неблагополучия, в том числе через внедрение
межведомственных технологий ранней профилактики
семейного и детского неблагополучия;
сокращение масштабов детского неблагополучия,
социального сиротства, безнадзорности
несовершеннолетних;
содействие решению проблемы дальнейшего семейного
жизнеустройства детей - сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В автономном округе на начало 2007 года численность детей в возрасте до 18 лет составила свыше 134 тыс. человек. Около 20 тыс. детей находятся в трудной жизненной ситуации, то есть свыше 14% от всего детского населения Ямала.
В число наиболее уязвимых категорий детей входят дети из малоимущих семей, дети из неполных и многодетных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, страдающие хроническими заболеваниями, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении. Указанные группы детей автономного округа в первую очередь нуждаются в дополнительной поддержке со стороны государства, в социальной адаптации и реабилитации.
Благополучие детей, проживающих в автономном округе, - предмет постоянной заботы органов власти автономного округа. В целях защиты прав и интересов детей в регионе принят ряд нормативных правовых актов, способствующих улучшению положения несовершеннолетних. На протяжении нескольких лет в автономном округе реализуется окружная целевая программа "Дети Ямала", направленная на социальную поддержку детства.
Действующая окружная целевая программа, направленная на улучшение положения детей автономного округа, предусматривает координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения проблем детей.
Комплексный подход к решению вопросов социальной защиты детей позволил достичь определённых положительных результатов, главными из которых являются:
снижение числа семей, находящихся в социально опасном положении (в 2005 году на учёте в органах социальной защиты населения состояло 712 семей, находящихся в социально опасном положении, в них проживало 1 282 ребёнка, в 2006 году численность таких семей снизилась на 11% и составила 632 семьи, численность детей в них - 1000 человек);
увеличение числа несовершеннолетних, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, возвращённых в родные семьи (в 2005 году в семью возвращено 340 детей, что составило 63% от общей численности детей, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях, в 2006 году - 495 детей или 79% от общей численности детей, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях);
увеличение численности граждан из семей, находящихся в социально опасном положении и имеющих в своём составе детей, получивших социальную помощь в учреждениях социального обслуживания (в 2005 году социальную помощь получило 14 679 человек, в 2006 году - 16 200 человек);
дальнейшее развитие таких форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как патронатная семья, семейная воспитательная группа (в 2006 году в автономном округе функционировало 13 семейных воспитательных групп, в которых воспитывался 21 ребёнок, и 7 семей патронатных воспитателей, в которых находились на воспитании 10 детей - воспитанников детских домов);
увеличение количества приёмных семей (по состоянию на начало 2004 года в автономном округе было 7 приёмных семей, в которых воспитывалось 30 детей, в 2005 году их число увеличилось до 10 семей, в которых проживало 42 ребёнка, в 2006 году 12 приёмных семей имели на воспитании 47 детей, на начало 2007 года таких семей стало 17 и в них - 56 детей);
сдерживание процесса роста общей заболеваемости подростков (в 2004 году уровень заболеваемости составлял 2 563,6 случаев на 1000 детского населения автономного округа, в 2006 году - 2 442,3 случаев на 1000 детского населения).
Кроме того, благодаря действию окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2005 - 2007 годы" удалось обеспечить системную планомерную работу по повышению квалификации специалистов, осуществляющих коррекционно-реабилитационную работу с несовершеннолетними и их семьями. В 2005 - 2006 годах за счёт средств окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2005 - 2007 годы" проведено 5 семинаров, посвящённых вопросам организации социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, реализации в автономном округе основных направлений семейной и детской политики. В семинарах приняли участие свыше 350 специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних из всех муниципальных образований автономного округа. Сорок один специалист, организующий социально-психолого-педагогическую работу с несовершеннолетними, прошёл обучение на курсах повышения квалификации.
Окружная целевая программа "Дети Ямала" на 2005 - 2007 годы" позволила также улучшить материально-техническую базу всех учреждений социального обслуживания семьи и детей. Они планомерно оснащались медицинским и физкультурно-оздоровительным, развивающим, специализированным реабилитационным и бытовым оборудованием, компьютерной и бытовой техникой для обеспечения качественной организации реабилитационно-коррекционной работы с несовершеннолетними и их семьями.
В автономном округе особое внимание уделяется укреплению института семьи как наиболее эффективной формы гармоничной жизнедеятельности личности. Традиционным стало проведение за счёт средств окружной целевой программы "Дети Ямала" фестиваля-конкурса "Семья Ямала", целью которого является повышение престижа семьи с социально положительным потенциалом как важнейшего базового института общества, создание условий для успешной реализации семьёй её общественных функций, повышение статуса отцовства и материнства в обществе. Отцы и матери, достойно выполняющие свой долг, отмечаются грамотами и благодарностями Губернатора автономного округа. Следует отметить возросший уровень работы социозащитных учреждений по пропаганде позитивного опыта воспитания детей, организации мероприятий, направленных на повышение статуса семьи, отцовства и материнства, формирование основ здорового образа жизни семьи.
Несмотря на достигнутые позитивные результаты, остаются проблемы в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют особого внимания и решения.
Одной из наиболее острых проблем детства является проблема социального сиротства. В автономном округе, так же, как и в целом по России, наблюдается тенденция роста числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Так, если в 2004 году на учёте органов опеки и попечительства состояло 2095 человек, оставшихся без родительского попечения, то в последующие годы их численность постоянно увеличивалась. В 2005 году рост составил 1,1%, в 2006 году - 1,3%.
Проблемной остается и сфера отношений, характеризующих состояние института семьи. Современная семья переживает глубокий кризис. Кризис семьи - это не просто кризис её материальных возможностей, это кризис системы ценностей.
Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей зачастую приводит последних к асоциальному образу жизни, ранней криминализации. Статистика показывает рост преступности несовершеннолетних, по итогам 2006 года уровень подростковой преступности в автономном округе увеличился на 4,7%. В 2006 году несовершеннолетними либо при их участии совершено на 37 преступлений больше чем за 2005 год.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении этого негативного социального явления преждевременно.
Несмотря на некоторую стабилизацию показателей, характеризующих состояние здоровья детей, в этой сфере также достаточно проблем. По данным результатов диспансеризации 2004 - 2006 годов в автономном округе среди детей в возрасте от 10 до 14 лет в среднем диагностируется по 2 - 3 хронических заболевания у одного подростка, в возрасте от 15 до 18 лет - 4 - 5 заболеваний.
Одной из важнейших характеристик состояния здоровья детского населения и качества жизни социума в целом являются показатели младенческой смертности, а также перинатальных и неонатальных потерь. Суровые климатические условия являются первопричиной недостаточного уровня здоровья среди беременных женщин. И, как следствие, продолжает увеличиваться число родов с различными осложнениями. Частота нормальных родов за последние 3 года не имеет тенденции к снижению, вместе с тем их удельный вес от общего числа родов незначителен и составляет лишь 34,1%.
Уровень материнской смертности в автономном округе снизился с 86,5 случаев на 100 тыс. живорождений в 1999 году до 14,1 случаев в 2004 году. Но в 2005 году вновь отмечалось увеличение уровня материнской смертности до 69,5 случаев на 100 тыс. живорождённых.
В концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года к числу приоритетов демографического развития отнесены вопросы:
укрепление здоровья детей и подростков за счёт совершенствования мероприятий, направленных на борьбу с курением, алкоголизмом, наркоманией, развитие физической культуры и спорта, организацию досуга детей;
улучшение репродуктивного здоровья населения;
формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью;
повышение воспитательного потенциала семьи;
разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот.
Данные направления деятельности учтены при формировании Программы. Таким образом, актуальность Программы, её цели и задачи определены исходя из наличия нерешённых в рамках предыдущей окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2005 - 2007 годы" проблем детства, необходимости обеспечения реализации Конвенции ООН по правам ребёнка, других международных правовых актов, положений федеральных законов и нормативных правовых актов автономного округа.
Отличие Программы от окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2005 - 2007 годы" состоит в:
ориентированности как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику возможных проблем детства, организацию ранней превентивной работы в сфере профилактики семейного и детского неблагополучия;
активизации межведомственного взаимодействия в решении вопросов охраны здоровья детей;
усилении блока мер, направленных на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
направленности цели и задач, а также мероприятий Программы на достижение конкретных результатов, оцениваемых основными целевыми индикаторами и показателями Программы.
Исходя из выбранных приоритетов решения вопросов по защите прав и интересов детей, Программа структурирована в две подпрограммы - "Здоровое поколение" и "Дети и семья".
II. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей автономного округа, укрепление института семьи, повышение статуса материнства, отцовства и детства.
Для достижения поставленной цели в рамках Программы выделены следующие тактические задачи:
содействие созданию условий для обеспечения безопасного материнства и рождения здоровых детей, охраны здоровья детей;
содействие оздоровлению детского населения;
сокращение масштабов семейного и детского неблагополучия, социального сиротства;
обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Программа носит долгосрочный характер. Срок реализации Программы - 2008 - 2010 годы.
Ежегодно в Программе предусматривается решение аналогичных задач, поэтому не предусмотрены этапы реализации Программы. По итогам года планируется осуществление анализа эффективности проведения мероприятий Программы, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определения промежуточных результатов Программы.
Система показателей и индикаторов, позволяющая оценить эффективность реализации Программы, увязанная с решаемыми тактическими задачами, приведена в таблице 1.
Таблица 1
Система показателей и индикаторов эффективности реализации
Программы, увязанных с решаемыми тактическими задачами
Тактические задачи Показатели Весо- Базо- Значение
вое вое показателя
значе- значе-
ние ние 2008 2009 2010
пока- пока-
зателя зателя
I. Окружная целевая подпрограмма "Здоровое поколение" на 2008 - 2010
годы"
Задача 1.1. 1.1.1. Показатель 0,05 30,5 18,0 18,0 18,0
Содействие созданию материнской смертности
условий для на 1 (на 100 тыс.
обеспечения живорождений)
безопасного
материнства и 1.1.2. Показатель 0,05 11,5 11,0 11,0 11,0
рождения здоровых младенческой
детей, охраны смертности (промилле
здоровья детей на 1000 родившихся
живыми)
1.1.3. Показатель 0,05 9,7 9,6 9,0 9,0
перинатальной
смертности (промилле
на 1000 родившихся
живыми и мертвыми)
Задача 1.2. 1.2.1 Удельный вес 0,25 3,0 5,0 5,5 5,6
Содействие детей, охваченных
оздоровлению мероприятиями
детского населения Программы,
направленными на
сохранение и улучшение
здоровья (% от общего
числа детского
населения автономного
округа)
II. Окружная целевая подпрограмма "Дети и семья" на 2008 - 2010 годы"
Задача 2.1. 2.1.1. Удельный вес 0,35 3,3 3,2 2,5 2,3
Сокращение детей, находящихся в
масштабов семейного социально опасном
и детского положении (% от
неблагополучия, численности детского
социального населения автономного
сиротства округа)
Задача 2.2. 2.2.1. Удельный вес 0,25 63,0 65,0 67,0 67,0
Обеспечение детей, получивших
доступности социальную
социальной реабилитацию в
реабилитации и специализированных
адаптации детей, учреждениях для
оказавшихся в несовершеннолетних (%
трудной жизненной от общего числа
ситуации безнадзорных и
беспризорных детей)
III. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы разработаны в соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации в развитие федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы", в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"; Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года, распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р "О Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года".
Для решения поставленных задач по соответствующим направлениям Программа включает в себя следующие подпрограммы:
1. Окружная целевая подпрограмма "Здоровое поколение" на 2008 - 2010 годы" (приложение N 1 к настоящей Программе).
2. Окружная целевая подпрограмма "Дети и семья" 2008 - 2010 годы" (приложение N 2 к настоящей Программе).
Для выполнения поставленных задач Программой предусмотрены следующие направления мероприятий:
1. Формирование и совершенствование эффективной системы сбережения и улучшения здоровья детей автономного округа.
2. Организация отдыха, оздоровления и санаторно-курортного лечения детей.
3. Профилактика семейного и детского неблагополучия, создание благоприятных условий для всестороннего развития и воспитания детей.
4. Укрепление статуса семьи, материнства, отцовства и детства в обществе.
5. Совершенствование процесса социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Строительство учреждений социального обслуживания семьи и детей.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Программа финансируется за счёт средств окружного бюджета. Потребность в финансовых ресурсах составляет 81 493,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2008 год - 28 985,0 тыс. рублей;
2009 год - 20 503,0 тыс. рублей;
2010 год - 32 005,0 тыс. рублей.
Объём финансирования Программы определялся исходя из плановых затрат на проведение мероприятий.
Распределение планируемых расходов по срокам в разрезе окружных целевых подпрограмм приводится в таблице 2.
Таблица 2
Сроки и объёмы финансирования окружной целевой программы "Дети Ямала"
на 2008 - 2010 годы"
NN Бюджетные программы Объём В том числе по годам
п/п (подпрограммы) финанси-
рования, 2008 2009 2010
всего на
2008 -
2010
годы
(тыс.
рублей)
Всего по Программе, 81 493,0 28 985,0 20 503,0 32 005,0
в том числе
I. Окружная целевая подпрограмма 56 737,0 19 800,0 18 677,0 18 260,0
"Здоровое поколение"
II. Окружная целевая подпрограмма 24 756,0 9 185,0 1 826,0 13 745,0
"Дети и семья"
V. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность данной Программы определяется социальным эффектом, выражающимся в улучшении социально-экономического положения детей. В таблице 1 приведены контрольные прогнозные показатели (индикаторы), которые в количественном выражении могут характеризовать качественные изменения положения детей благодаря действию Программы. Методика оценки эффективности Программы представлена в приложении N 3 к Программе.
Выполнение Программы позволит в течение 2008 - 2010 годов решить ряд первоочередных задач, направленных на сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей, а также на создание условий для гармоничного развития детей в автономном округе, профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия, укрепление института семьи, повышение статуса материнства, отцовства и детства.
Конечными результатами реализации Программы являются:
стабилизация показателя материнской смертности на уровне 18,0 на 100 тыс. живорождений;
стабилизация показателя младенческой смертности на уровне 11,0 промилле на 1000 родившихся живыми;
увеличение удельного веса детей, охваченных мероприятиями Программы, направленными на сохранение и улучшение здоровья до 5,6% от общего числа детского населения автономного округа;
снижение удельного веса детей, находящихся в социально опасном положении до 2,3% от численности детского населения автономного округа;
увеличение удельного веса детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних до 67% от общего числа безнадзорных и беспризорных детей.
VI. Условия предоставления и методика расчёта межбюджетных субсидий
Межбюджетные субсидии за счёт средств окружного бюджета выделяются бюджетам городских округов и муниципальных районов автономного округа (далее - муниципальные образования) в пределах средств, предусмотренных Программой для обеспечения софинансирования выполнения мероприятий, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения, при соблюдении муниципальными образованиями следующих условий:
наличие муниципальных целевых программ, аналогичных Программе (далее - аналогичные муниципальные целевые программы), и представление обязательств муниципального образования по их финансированию;
наличие необходимой нормативно-правовой базы для реализации мероприятий аналогичных муниципальных целевых программ;
соблюдение органами местного самоуправления муниципальных образований бюджетного законодательства Российской Федерации (в том числе требований статей 92.1 и 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации по соблюдению предельного размера дефицита местного бюджета и объёма муниципального долга) и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Распределение средств окружного бюджета, передаваемых в бюджеты муниципальных образований в форме межбюджетных субсидий на реализацию Программы, осуществляется на конкурсной основе и при наличии потребности муниципального образования в дополнительном финансировании для достижения ожидаемых конечных результатов в соответствии с показателями и индикаторами Программы.
Отбор муниципальных образований для осуществления конкурсного распределения средств окружного бюджета, передаваемых в бюджеты муниципальных образований в форме межбюджетных субсидий на реализацию Программы, осуществляется комиссией по отбору муниципальных образований для участия в Программе (далее - Комиссия). Порядок образования и организации работы Комиссии утверждается приказом государственного заказчика-координатора Программы.
Муниципальные образования для участия в реализации мероприятий Программы представляют в Комиссию заявку на участие в реализации Программы (далее - заявка). В заявке указываются:
наименования аналогичных муниципальных целевых программ;
перечень мероприятий аналогичных муниципальных целевых программ, подлежащих софинансированию, и объём средств, предусмотренных в местном бюджете на их финансирование.
Перечень документов, прилагаемых к заявке, утверждается приказом государственного заказчика-координатора Программы.
Отбор заявок осуществляется Комиссией на основаниях их оценки по следующим критериям:
специфичность - соответствие мероприятий целям и задачам Программы;
эффективность - способность мероприятий содействовать улучшению положения детей и способствовать достижению показателей и индикаторов Программы;
реалистичность бюджета, обоснованность необходимости запрашиваемых средств;
целевое и эффективное использование средств окружного бюджета за предыдущий период реализации мероприятий Программы;
наличие софинансирования из бюджета муниципального образования не менее 5% от общего финансирования проекта.
Передача межбюджетных субсидий на реализацию мероприятий Программы осуществляется на условиях и в соответствии с механизмом, установленным постановлением Администрации автономного округа.
Общий объём межбюджетных субсидий, необходимых i-му муниципальному образованию на реализацию мероприятий Программы, определяется по следующей формуле:
, где
- общий объём межбюджетных субсидий i-му муниципальному образованию на реализацию мероприятий Программы на соответствующий год;
- объём межбюджетных субсидий i-му муниципальному образованию на реализацию мероприятия Программы по организации оздоровления детей в оздоровительных, творческих, экологических, археологических, этнографических, оборонно-спортивных и палаточных лагерях на территории i-го муниципального образования;
- объём межбюджетных субсидий i-му муниципальному образованию на реализацию мероприятия Программы по оплате обучения на курсах по приобретению профессий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в i-м муниципальном образовании.
Объём межбюджетных субсидий на реализацию мероприятия Программы по организации оздоровления детей в оздоровительных, творческих, экологических, археологических, этнографических, оборонно-спортивных и палаточных лагерях на территории автономного округа i-му муниципальному образованию определяется по следующей формуле:
, где
- объём финансовой потребности i-го муниципального образования на реализацию мероприятия по организации оздоровления детей в оздоровительных, творческих, экологических, археологических, этнографических, оборонно-спортивных и палаточных лагерях на территории автономного округа включает в себя расходы на приобретение оборудования, мягкого инвентаря, продуктов питания, оплату расходов по договорам гражданско-правового характера, на оплату коммунальных услуг, услуг связи, транспортных услуг и другие расходы, исходя из общей численности детей, подлежащих оздоровлению в оздоровительных, творческих, экологических, археологических, этнографических, оборонно-спортивных и палаточных лагерях на территории автономного округа;
- коэффициент обеспеченности финансовой потребности муниципальных образований.
, где
- материальные затраты в расчёте на одного ребёнка, необходимые на реализацию мероприятия Программы по организации оздоровления детей в оздоровительных, творческих, экологических, археологических, этнографических, оборонно-спортивных и палаточных лагерях на территории i-го муниципального образования;
- численность детей, подлежащих оздоровлению в оздоровительных, творческих, экологических, археологических, этнографических, оборонно-спортивных и палаточных лагерях на территории i-го муниципального образования.
Материальные затраты, необходимые на реализацию мероприятия Программы по организации оздоровления детей в оздоровительных, творческих, экологических, археологических, этнографических, оборонно-спортивных и палаточных лагерях на территории i-го муниципального образования включают в себя расходы на приобретение оборудования, мягкого инвентаря, продуктов питания, оплату расходов по договорам гражданско-правового характера, на оплату коммунальных услуг, услуг связи, транспортных услуг и другие расходы.
, где
- общий объём финансовых средств, предусмотренных законом об окружном бюджете на соответствующий год на реализацию Программы в части реализации мероприятия по организации оздоровления детей в оздоровительных, творческих, экологических, археологических, этнографических, оборонно-спортивных и палаточных лагерях на территории автономного округа, включает в себя расходы на приобретение оборудования, мягкого инвентаря, продуктов питания, оплату расходов по договорам гражданско-правового характера, на оплату коммунальных услуг, услуг связи, транспортных услуг и другие расходы, исходя из общей численности детей, подлежащих оздоровлению в оздоровительных, творческих, экологических, археологических, этнографических, оборонно-спортивных и палаточных лагерях на территории автономного округа и возможностей окружного бюджета;
- общий объём финансовой потребности муниципальных образований на реализацию мероприятия по организации оздоровления детей в оздоровительных, творческих, экологических, археологических, этнографических, оборонно-спортивных и палаточных лагерях на территории автономного округа, включает в себя расходы на приобретение оборудования, мягкого инвентаря, продуктов питания, оплату расходов по договорам гражданско-правового характера, на оплату коммунальных услуг, услуг связи, транспортных услуг и другие расходы, исходя из общей численности детей, подлежащих оздоровлению в оздоровительных, творческих, экологических, археологических, этнографических, оборонно-спортивных и палаточных лагерях на территории автономного округа.
, где
в - количество муниципальных образований.
Объём межбюджетных субсидий на реализацию мероприятия Программы по оплате обучения на курсах по приобретению профессий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определяется по следующей формуле:
, где
- объём финансовой потребности i-го муниципального образования на реализацию мероприятия по оплате обучения на курсах по приобретению профессий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
- коэффициент обеспеченности финансовой потребности муниципальных образований.
, где
- стоимость обучения одного ребёнка на курсах по приобретению профессий i-го муниципального образования;
- численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории i-го муниципального образования, нуждающихся в обучении на курсах по приобретению профессий;
, где
- общий объём финансовых средств, предусмотренных законом об окружном бюджете на соответствующий год на реализацию Программы в части реализации мероприятия по оплате обучения на курсах по приобретению профессий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
- общий объём финансовой потребности муниципальных образований на реализацию мероприятия по оплате обучения на курсах по приобретению профессий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
в - количество муниципальных образований.
В случае изменения объёмов финансирования Программы, предусмотренных бюджетной заявкой на очередной финансовый год, проводится корректировка объёмов межбюджетных субсидий муниципальным образованиям на реализацию мероприятий Программы пропорционально первоначальному распределению.
Приложение N 1
к окружной целевой программе
"Дети Ямала"
на 2008 - 2010 годы"
Окружная целевая подпрограмма "Здоровое поколение" на 2008 - 2010 годы"
Паспорт подпрограммы
Наименование окружная целевая подпрограмма "Здоровое поколение" на
подпрограммы 2008 - 2010 годы" (далее - подпрограмма)
Основание для Конституция Российской Федерации;
разработки Семейный кодекс Российской Федерации;
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об
основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996
года N 712 "Об основных направлениях государственной
семейной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007
года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Послание Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года и
от 10 мая 2006 года;
постановление Правительства Российской Федерации от 21
марта 2007 года N 172 "О федеральной целевой программе
"Дети России" на 2007 - 2010 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 10
мая 2007 года N 280 "О федеральной целевой программе
"Предупреждение и борьба с социально значимыми
заболеваниями (2007 - 2011 годы)";
Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного
округа;
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября
2006 года N 79-ЗАО "О семейной политике, социальной
поддержке, защите прав и законных интересов семьи,
материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком
автономном округе";
распоряжение Администрации Ямало-Ненецкого автономного
округа от 2 августа 2007 года N 284-РА "О разработке
окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2008 - 2010
годы"
Госзаказчик департамент по труду и социальной защите населения;
департамент здравоохранения;
департамент образования
Ответственные за департамент по молодёжной политике;
выполнение органы местного самоуправления
мероприятий
Разработчики департамент по труду и социальной защите населения;
подпрограммы департамент здравоохранения
Цели и задачи цель:
подпрограммы сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей
и подростков, привитие навыков здорового образа жизни.
Задачи:
содействие созданию условий для обеспечения
безопасного материнства и рождения здоровых детей,
охраны здоровья детей;
содействие оздоровлению детского населения.
Сроки и этапы 2008 - 2010 годы
реализации
Важнейшие показатель материнской смертности;
целевые показатель младенческой смертности;
индикаторы и показатель перинатальной смертности;
показатели по удельный вес детей, охваченных мероприятиями
этапам Программы, направленными на сохранение и улучшение
реализации здоровья
подпрограммы
Основные данная подпрограмма включает в себя два раздела
направления мероприятий, направленных на решение конкретных задач:
реализации Раздел 1. Формирование и совершенствование эффективной
мероприятий системы сбережения и улучшения здоровья детей
автономного округа.
Раздел 2. Организация отдыха, оздоровления и
санаторно-курортного лечения детей
Объёмы и общий объём финансирования подпрограммы на три года
источники составляет 56 737,0 тыс. рублей (в ценах на 2008 год).
финансирования Окружной бюджет - 56 737,0 тыс. рублей, в том числе по
годам:
2008 год - 19 800,0 тыс. рублей;
2009 год - 18 677,0 тыс. рублей;
2010 год - 18 260,0 тыс. рублей
Ожидаемые реализация подпрограммы обеспечит:
конечные формирование основ эффективной системы сбережения и
результаты улучшения здоровья детей, в том числе через внедрение
реализации и межведомственных технологий ранней профилактики
показатели нарушений здоровья детей;
социально-эконо- улучшение показателей здоровья детей;
мической стабилизацию показателя материнской смертности;
эффективности стабилизацию показателя младенческой смертности;
снижение перинатальной смертности;
расширение охвата детей различными формами отдыха и
оздоровления
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
На протяжении последних лет многие показатели, отражающие состояние здоровья женщин и детей в автономном округе, стабилизировались. Снизился уровень заболеваемости щитовидной железы у беременных с 7,6% до 4,4%. Уровень материнской смертности в автономном округе за последние 3 года стабилизирован и составляет 14,1 на 100 000 живорождённых (в Российской Федерации - 31,9). Отмечено снижение заболеваемости новорождённых на 1000 родившихся в показателе с 465,3 до 400,6. Показатель младенческой смертности снизился с 14 промилле до 12 промилле. Наметилась тенденция к стабилизации показателя перинатальной смертности. Снижение указанных потерь в автономном округе во многом связано с внедрением современных технологий диагностики и лечения новорождённых (искусственная вентиляция легких, мониторинг витальных функций, введение суфктантов, интенсивный уход). Этого удалось достичь благодаря программно-целевому решению проблемы, структурной перестройке службы материнства и детства, её техническому переоснащению.
Вместе с тем имеет место ряд проблем, обусловленных, прежде всего, суровыми климатическими условиями проживания.
Продолжает увеличиваться число родов с различными осложнениями, которые являются следствием общего состояния здоровья женщин.
Неблагоприятные тенденции отмечаются и в состоянии здоровья новорождённых детей. Каждый третий рождённый ребёнок имеет отклонения в состоянии здоровья, отмечается высокий процент рождения недоношенных и незрелых детей с синдромом респираторных нарушений, выхаживание которых обходится в 250 - 300 раз дороже, чем доношенных новорождённых. В структуре причин ранней неонатальной смертности в автономном округе на первом месте стоят респираторные нарушения. Особую тревогу вызывает прогрессирующий рост внутриутробной задержки развития плода, который за последние 10 лет вырос более чем в 4 раза. Быстрыми темпами растёт заболеваемость детей первого года жизни.
Так, доля здоровых детей по данным Всероссийской диспансеризации в автономном округе составила не более 12%. Отмечается рост заболеваемости среди детей с врождённой патологией, в том числе заболеваний обмена веществ.
Особую озабоченность вызывает рост врожденных и хромосомных заболеваний. Установлено, что более 40% спонтанных абортов и около 7% мертворождений обусловлены хромосомными аберрациями. Популяционная частота хромосомных аберраций у новорождённых с врожденными пороками развития достигает 40%. Лечение большинства таких пациентов пока малоэффективно, а прогноз неблагоприятен. Поэтому в современных условиях интенсивно развиваются методы дородовой диагностики хромосомных аберраций, а их использование в практическом здравоохранении позволит предупредить рождение детей с тяжёлой патологией. Проблема заболеваний, обусловленных дефицитом йода в окружающей среде, сохраняет свою актуальность. Йоддефицитные состояния влияют на уровень интеллекта, репродуктивную функцию, состояние соматического здоровья населения. Автономный округ считается очагом зобной эндемии.
Для реализации в автономном округе государственной политики в области охраны здоровья женщин и детей и кардинального оздоровления детского населения необходим комплекс мероприятий по внедрению передовых технологий, что позволит на новом уровне решать проблемы профилактики и лечения акушерских кровотечений, поздних токсикозов беременности, сепсиса, невынашивания беременности и других осложнений, являющихся причинами материнской и перинатальной заболеваемости и смертности.
С целью снижения уровня заболеваемости детского населения особое внимание необходимо обратить на профилактические мероприятия: оздоровление, санаторно-курортное лечение детей, пропаганду здорового образа жизни.
II. Основные цели и задачи подпрограммы
Основной целью подпрограммы является: сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, привитие навыков здорового образа жизни.
Подпрограммные мероприятия должны быть направлены на решение следующих задач:
содействие созданию условий для обеспечения безопасного материнства и рождения здоровых детей, охраны здоровья детей;
содействие оздоровлению детского населения.
Подпрограмма носит долгосрочный характер. Срок реализации подпрограммы - 2008 - 2010 годы.
Ежегодно в подпрограмме предусматривается решение аналогичных задач, поэтому не предусмотрены этапы реализации подпрограммы. По итогам года планируется осуществление анализа эффективности проведения мероприятий подпрограммы, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определения промежуточных результатов подпрограммы.
Система показателей и индикаторов, позволяющая оценить эффективность реализации подпрограммы, увязанная с решаемыми тактическими задачами, приведена в таблице 1.
Таблица 1
Система показателей и индикаторов эффективности реализации
подпрограммы, увязанных с решаемыми тактическими задачами
Тактические задачи Показатели Весо- Базо- Значение
вое вое показателя
значе- зна-
ние чение 2008 2009 2010
пока- пока-
зателя зате-
ля
Задача 1.1. 1.1.1. Показатель 0,1 30,5 18,0 18,0 18,0
Содействие созданию материнской смертности
условий для на 1 (на 100 тыс.
обеспечения живорождений)
безопасного
материнства и 1.1.2. Показатель 0,2 11,5 11,0 11,0 11,0
рождения здоровых младенческой
детей, охраны смертности (промилле
здоровья детей на 1000 родившихся
живыми)
1.1.3. Показатель 0,2 9,7 9,6 9,0 9,0
перинатальной
смертности (промилле
на 1000 родившихся
живыми и мёртвыми)
Задача 1.2. 1.2.1 Удельный вес 0,5 3,0 5,0 5,5 5,6
Содействие детей, охваченных
оздоровлению мероприятиями
детского населения Программы,
направленными на
сохранение и улучшение
здоровья (% от общего
числа детского
населения автономного
округа)
III. Перечень подпрограммных меропритяий
Подпрограмма предусматривает реализацию мероприятий по формированию и совершенствованию эффективной системы сбережения и улучшения здоровья детей автономного округа и по организации отдыха, оздоровления и санаторно-курортного лечения детей.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Подпрограмма финансируется за счёт средств окружного бюджета. Потребность в финансовых ресурсах составляет 56 737,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2008 год - 19 800,0 тыс. рублей;
2009 год - 18 677,0 тыс. рублей;
2010 год - 18 260,0 тыс. рублей.
Объём финансирования подпрограммы определялся исходя из плановых затрат на проведение мероприятий.
Распределение планируемых расходов по мероприятиям и срокам в разрезе окружной целевой подпрограммы приводится в таблице 2.
Таблица 2
Сроки и объёмы финансирования окружной целевой подпрограммы
"Здоровое поколение" на 2008 - 2010 годы"
N Мероприятия Ответственные Объём В том числе по годам
п/п за выполнение финан-
мероприятий сиро- 2008 2009 2010
вания,
всего
на
2008 -
2010
годы
(тыс.
рублей
)
1. Формирование и совершенствование эффективной системы сбережения и
улучшения здоровья детей автономного округа
1.1. Содействие созданию и департамент 450 200 0 250
организации образования
деятельности: департамент
отделений здравоохране-
восстановительного ния
лечения на базе департамент по
учреждений труду и
здравоохранения; социальной
центров и объединений защите
"содействия здоровью" населения
на базе
общеобразовательных
школ, ДОУ, учреждений
социального
обслуживания семьи и
детей. Внедрение в
практику работы
общеобразовательных
школ специальных
медицинских групп.
Организация подготовки
специалистов для
работы в специальных
медицинских группах
1.2. Создание и обеспечение департамент по 2 900 1 350 0 1 550
эффективной труду и
эксплуатации сети социальной
кабинетов БОС. защите
Приобретение кабинетов населения
БОС для учреждений департамент
здравоохранения, здравоохране-
общеобразовательных ния
школ, ДОУ, учреждений департамент
социального образования
обслуживания семьи и
детей с целью
обеспечения коррекции
у детей: нарушений
речи; нарушений
опорно-двигательного
аппарата; нарушений
психоэмоционального
состояния. Обеспечение
обучения специалистов
для работы в кабинетах
БОС
1.3. Приобретение департамент 600 0 0 600
офтальмологических здравоохране-
тренажеров, ния
аппаратно-программных
комплексов, программ,
учебных пособий для
проведения комплексной
коррекции и
профилактики у детей
нарушений зрения
1.4. Организация проведения департамент по 660 200 60 400
окружной акции "За труду и
здоровый образ жизни - социальной
"Неболейка". защите
1. Проведение населения
мероприятий окружной департамент
акции "За здоровый здравоохране-
образ жизни - ния
"Неболейка". департамент
2. Развитие образования
волонтерского движения департамент по
по широкой молодёжной
популяризации политике
здорового образа жизни
семей, детей и
молодежи
Ямало-Ненецкого
автономного округа.
3. Обеспечение
разработки социальной
рекламы,
пропагандирующей
здоровый образ жизни.
4. Проведение окружной
конференции "Здоровье
подрастающего
поколения Ямала" (2010
г.)
1.5. Укрепление департамент 31 337 11 250 11 927 8 160
материально-техничес- здравоохране-
кой базы учреждений ния
акушерско-гинекологи-
ческой и
педиатрической служб
лечебно-профилактичес-
ких учреждений,
включая их оснащение
современной
лечебно-диагностичес-
кой аппаратурой,
медикаментозное
обеспечение
Итого 35 947 13 000 11 987 10 960
2. Организация отдыха, оздоровления и санаторно-курортного лечения
детей
2.1. Организация отдыха, департамент по 19 919 6 500 6 419 7 000
оздоровления и труду и
санаторно-курортного социальной
лечения детей, защите
нуждающихся в особой населения
поддержке государства
(детей из многодетных,
неполных, малоимущих
семей, воспитанников
социозащитных
учреждений, детей,
находящихся на опеке
(попечении), детей,
состоящих на "Д" учёте
в учреждениях
здравоохранения, и
других льготных
категорий)
2.2. Организация департамент по 871 300 271 300
оздоровления детей в труду и
оздоровительных, социальной
творческих, защите
экологических, населения
археологических,
этнографических,
оборонно-спортивных и
палаточных лагерях на
территории автономного
округа
Итого 20 790 6 800 6 690 7 300
Всего по подпрограмме: 56 737 19 800 18 677 18 260
V. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы
Выполнение подпрограммы позволит в течение 2008 - 2010 годов решить ряд первоочередных задач, направленных на сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей.
Конечными результатами реализации подпрограммы являются:
стабилизация показателя материнской смертности на уровне 18,0 100 тыс. живорождений;
стабилизация показателя младенческой смертности на уровне 11,0 промилле на 1000 родившихся живыми;
увеличение удельного веса детей, охваченных мероприятиями Программы, направленными на сохранение и улучшение здоровья до 5,6% от общего числа детского населения автономного округа.
Приложение N 2
к окружной целевой программе
"Дети Ямала"
на 2008 - 2010 годы"
Окружная целевая подпрограмма "Дети и семья" на 2008 - 2010 годы"
Паспорт подпрограммы
Наименование окружная целевая подпрограмма "Дети и семья" на 2008
подпрограммы - 2010 годы" (далее - подпрограмма)
Основание для Конвенция ООН о правах ребёнка;
разработки Конституция Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ
"Об основах социального обслуживания населения в
Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об
основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации";
Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об
основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних";
Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996
года N 712 "Об основных направлениях государственной
семейной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 9 октября
2007 года "Об утверждении Концепции демографической
политики Российской Федерации на период до 2025
года";
постановление Правительства Российской Федерации от
21 марта 2007 года N 172 "О федеральной целевой
программе "Дети России" на 2007-2010 годы";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 24
сентября 2001 года N 1270-р "О Концепции
демографического развития Российской Федерации на
период до 2015 года";
Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного
округа;
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября
2006 года N 79-ЗАО "О семейной политике, социальной
поддержке, защите прав и законных интересов семьи,
материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком
автономном округе";
распоряжение Администрации Ямало-Ненецкого
автономного округа от 2 августа 2007 года N 284-РА "О
разработке окружной целевой программы "Дети Ямала" на
2008 - 2010 годы"
Госзаказчик департамент по труду и социальной защите населения;
департамент образования;
департамент культуры;
департамент строительства;
агентство по физической культуре и спорту
Ответственные за комиссия по делам несовершеннолетних и защите их
выполнение прав, органы местного самоуправления
мероприятий
Разработчики департамент по труду и социальной защите населения
подпрограммы
Цели и задачи цели: защита и улучшение положения детей, в том числе
подпрограммы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
профилактика социального сиротства и семейного
неблагополучия, укрепление института семьи, повышение
статуса материнства, отцовства и детства.
Задачи:
сокращение масштабов семейного и детского
неблагополучия, социального сиротства;
обеспечение доступности социальной реабилитации и
адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации
Сроки и этапы 2008 - 2010 годы
реализации
Важнейшие целевые удельный вес детей, находящихся в социально опасном
индикаторы и положении;
показатели по удельный вес детей, получивших социальную
этапам реализации реабилитацию в специализированных учреждениях для
подпрограммы несовершеннолетних от общего числа безнадзорных и
беспризорных детей
Основные данная подпрограмма включает в себя четыре раздела
направления мероприятий, направленных на решение конкретных
реализации задач:
мероприятий Раздел 1. Профилактика семейного и детского
неблагополучия, создание благоприятных условий для
всестороннего развития и воспитания детей.
Раздел 2. Укрепление статуса семьи, материнства,
отцовства и детства в обществе.
Раздел 3. Совершенствование процесса социализации
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей.
Раздел 4. Строительство учреждений социального
обслуживания семьи и детей
Объёмы и бщий# объём финансирования подпрограммы на три года
источники составляет 24 756,0 тыс. рублей (в ценах на 2008
финансирования год). Окружной бюджет - 24 756,0 тыс. рублей, в том
числе по годам:
2008 год - 9 185,0 тыс. рублей;
2009 год - 1 826,0 тыс. рублей;
2010 год - 13 745,0 тыс. рублей
Ожидаемые реализация подпрограммы обеспечит:
конечные содействие укреплению статуса семьи, материнства,
результаты отцовства и детства в обществе;
реализации и формирование эффективной системы профилактики
показатели безнадзорности несовершеннолетних, семейного и
социально-эконо- детского неблагополучия, в том числе через внедрение
мической межведомственных технологий ранней профилактики
эффективности семейного неблагополучия;
сокращение масштабов детского неблагополучия,
социального сиротства, безнадзорности
несовершеннолетних;
содействие решению проблемы дальнейшего семейного
жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
В автономном округе проводится активная социальная политика, направленная на защиту интересов семьи как социального института, имеющего первостепенное значение для полноценного развития ребёнка. В регионе действует ряд нормативных правовых актов, устанавливающих различные социальные гарантии семьям с детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся в социально опасном положении, а также детям-инвалидам.
Приоритеты, обозначенные в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) нашли свое отражение в окружной целевой программе "Дети Ямала" на 2005 - 2007 годы". Данная программа позволила обеспечить достаточно высокий уровень межведомственной координации, при реализации мер по проведению профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия.
Семейное неблагополучие является одной из главных причин детской безнадзорности, а также социального сиротства.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа безнадзорных детей. Этому во многом способствовало расширение сети и укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, что, безусловно, привело к увеличению объёма и повышению качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
в учреждениях социального обслуживания несовершеннолетних, помимо отделений временного пребывания, создаются отделения дневного пребывания, предназначенные, прежде всего, для социально-реабилитационной работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;
увеличилось число семей с детьми, находящимися в социально опасном положении, получившими социальную помощь в учреждениях социального обслуживания (в 2005 году различные виды социальных услуг получило 14 679 человек, в 2006 году - 16 200 человек);
увеличилось число несовершеннолетних, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, возвращенных в родные семьи (в 2005 году возвращено 340 детей, что составило 63% от общей численности детей, прошедших реабилитацию в учреждениях, в 2006 году - 495 детей, то есть 79% от общей численности детей, прошедших реабилитацию в учреждениях).
Вместе с тем, о полном устранении проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних говорить еще рано, поэтому мероприятия подпрограммы направлены на качественное совершенствование системы профилактики безнадзорности и приоритетное развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми.
Детские годы, проведённые вне семьи, накладывают свой отпечаток на становление личности ребёнка, формирование его характера, поэтому большое и серьезное внимание в автономном округе уделяется развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Комплекс мер по решению данной проблемы, активное межведомственное взаимодействие начали давать свои позитивные результаты.
Окружная целевая программа "Дети Ямала" на 2005 - 2007 годы" позволила оказать содействие дальнейшему развитию таких форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как патронатная семья, семейная воспитательная группа. В 2006 году в автономном округе в системе органов социальной защиты населения функционировало 13 семейных воспитательных групп, в которых воспитывался 21 ребёнок, в системе органов образования организовано 7 семей патронатных воспитателей, в которых находились на воспитании 10 детей - воспитанников детских домов.
Активизировалась работа по развитию новых форм семейного устройства. Наметилась тенденция к увеличению количества приёмных семей: если по состоянию на начало 2004 года в округе создано 7 приёмных семей, в которых воспитывалось 30 детей, в 2005 году - 10 семей, имеющих на воспитании 42 ребёнка, в 2006 году - 12 семей, взявших на воспитание 47 детей, то на начало 2007 года таких семей стало 17 и семейный очаг обрели 56 детей.
Опыт применения программно-целевого метода учтен при разработке подпрограммы. Наиболее эффективные мероприятия, направленные на защиту прав и интересов детей, сохранены и усовершенствованы.
Кроме того, в подпрограмме предусмотрен блок мер, направленных на укрепление института семьи, материнства, отцовства и детства. Подпрограмма расширит возможности пропаганды семейных ценностей.
II. Основные цели и задачи подпрограммы
Основными целями подпрограммы являются защита и улучшение положения детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия укрепление института семьи, повышение статуса материнства, отцовства и детства.
Подпрограммные мероприятия должны быть направлены на решение следующих тактических задач:
сокращение масштабов семейного и детского неблагополучия, социального сиротства;
обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Подпрограмма носит долгосрочный характер. Срок реализации подпрограммы - 2008 - 2010 годы.
Ежегодно в подпрограмме предусматривается решение аналогичных задач, поэтому не предусмотрены этапы реализации подпрограммы. По итогам года планируется осуществление анализа эффективности проведения мероприятий подпрограммы, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определения промежуточных результатов подпрограммы.
Система показателей и индикаторов, позволяющая оценить эффективность реализации подпрограммы, увязанная с решаемыми тактическими задачами, приведена в таблице 1.
Таблица 1
Система показателей и индикаторов эффективности реализации подпрограммы,
увязанных с решаемыми тактическими задачами
Тактические задачи Показатели Весо- Базо- Значение
вое вое показателя
значе- значе-
ние ние 2008 2009 2010
пока- пока-
зателя зателя
Задача 2.1. 2.1.1. Удельный вес 0,6 3,3 3,2 2,5 2,3
Сокращение детей, находящихся в
масштабов семейного социально опасном
и детского положении (% от
неблагополучия, численности детского
социального населения автономного
сиротства округа)
Задача 2.2. 2.2.1. Удельный вес 0,4 63,0 65,0 67,0 67,0
Обеспечение детей, получивших
доступности социальную
социальной реабилитацию в
реабилитации и специализированных
адаптации детей, учреждениях для
оказавшихся в несовершеннолетних (%
трудной жизненной от общего числа
ситуации безнадзорных и
беспризорных детей)
III. Перечень подпрограммных мероприятий
Подпрограмма предусматривает реализацию мероприятий, структурированных по следующим разделам.
1. Профилактика семейного и детского неблагополучия, создание благоприятных условий для всестороннего развития и воспитания детей.
2. Укрепление статуса семьи, материнства, отцовства и детства в обществе.
3. Совершенствование процесса социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Строительство учреждений социального обслуживания семьи и детей.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Подпрограмма финансируется за счёт средств окружного бюджета. Потребность в финансовых ресурсах составляет 24 756,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2008 год - 9 185,0 тыс. рублей;
2009 год - 1 826,0 тыс. рублей;
2010 год - 13 745,0 тыс. рублей.
Объём финансирования подпрограммы определялся исходя из плановых затрат на проведение мероприятий.
Распределение планируемых расходов по мероприятиям и срокам в разрезе окружной целевой подпрограммы приводится в таблице 2.
Таблица 2
Сроки и объёмы финансирования окружной целевой подпрограммы
"Дети и семья" на 2008 - 2010 годы"
N Мероприятия Ответственные Объём В том числе по
п/п за выполнение финан- годам
мероприятий сирова-
ния, 2008 2009 2010
всего
на 2008
- 2010
годы
(тыс.
рублей)
1. Профилактика семейного и детского неблагополучия, создание
благоприятных условий для всестороннего развития и воспитания детей
1.1. Развитие эффективной департамент по 5 371 1 560 811 3 000
сети учреждений труду и
социального обслуживания социальной
семьи и детей. защите
Обеспечение учреждений населения
необходимым
оборудованием, мебелью,
инвентарем, средствами
осуществления социальной
медико-психолого-педаго-
гической адаптации и
реабилитации
несовершеннолетних и их
семей.
Ресурсная поддержка
деятельности учреждений,
осуществляющих работу по
профилактике
безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних
1.2. Подготовка и издание, департамент по 560 200 60 300
приобретение труду и
информационных, социальной
научно-методических, защите
методических материалов, населения
методических
рекомендаций, учебных
пособий, памяток, брошюр
по вопросам реализации
семейной и детской
политики автономного
округа, популяризации
здорового образа жизни
семьи и детей,
профилактики семейного и
детского неблагополучия,
организации
коррекционно-реабилита-
ционной работы с семьей
и детьми. Обобщение и
освещение опыта
воспитания детей и
проблем семьи в
средствах массовой
информации
1.3. Организация и проведение департамент по 250 0 0 250
окружных, межрайонных труду и
обучающих семинаров, социальной
семинаров-тренингов, защите
направленных на населения,
предупреждение семейного комиссия по
и детского делам
неблагополучия, несовершенно-
безнадзорности летних и
несовершеннолетних, защите их прав
различных форм семейного
насилия. Внедрение
эффективных форм работы
с детьми и семьями,
оказавшимися в трудной
жизненной ситуации, в
том числе развитие
системы ювенальной
юстиции в автономном
округе
Итого 6 181 1 760 871 3 550
2. Укрепление статуса семьи, материнства, отцовства и детства в
обществе
2.1. Организация и проведение департамент по 2 620 1 385 260 975
культурных мероприятий, труду и
окружных фестивалей, социальной
конкурсов, приуроченных защите
к Международному дню населения
семьи, Международному
дню защиты детей, Дню
матери.
Проведение окружных
конференций, семинаров,
совещаний по вопросам
реализации основных
направлений семейной и
детской политики
автономного округа
2.2. Организация и проведение департамент по 210 210 0 0
совместных акций с труду и
общественными социальной
организациями ("Забота", защите
"Нет сиротству" и др.) населения
2.3. Поддержка проекта департамент 827 300 257 270
"Искусство Ямала - культуры
детям"
Итого 3 657 1 895 517 1 245
3. Совершенствование процесса социализации детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей
3.1. Оплата обучения на департамент по 571 150 181 240
курсах по приобретению труду и
профессий детям-сиротам, социальной
детям, оставшимся без защите
попечения родителей населения,
департамент
образования
3.2. Проведение окружного агентство по 517 0 257 260
смотра-конкурса на физической
лучшую постановку культуре и
физкультурно-оздоровите- спорту,
льной и департамент
спортивно-массовой образования
работы среди детских
домов и школ-интернатов
автономного округа
3.3. Участие во Всероссийской агентство по 380 180 0 200
спартакиаде физической
воспитанников детских культуре и
домов и школ-интернатов спорту,
"Малые игры доброй воли" департамент
образования
3.4. Организация выпуска департамент 450 200 0 250
социальной рекламы, образования
выпуска буклетов по
вопросам устройства
детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
родителей на воспитание
в семьи. Издание брошюр,
информационных,
методических материалов
и учебных пособий для
усыновителей, опекунов и
приёмных родителей.
Проведение окружного
семинара-совещания
"Нормативно-правовое
обеспечение деятельности
по охране прав детей"
Итого 1 918 530 438 950
4. Строительство учреждений социального обслуживания семьи и детей
4.1. Реконструкция ГУП департамент 13 000 5 000 0 8 000
"Ямало-Ненецкий окружной строительства
реабилитационный центр
для детей с
ограниченными
возможностями и детей,
состоящих на
диспансерном учёте
"Большой Тараскуль", г.
Тюмень
Итого 13 000 5 000 0 8 000
Всего по подпрограмме: 24 756 9 185 1 826 13 745
V. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы
Выполнение подпрограммы позволит в течение 2008 - 2010 годов решить ряд первоочередных задач, направленных на создание условий для гармоничного развития детей в автономном округе, профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия, укрепление института семьи, повышение статуса материнства, отцовства и детства.
Конечными результатами реализации подпрограммы являются:
снижение удельного веса детей, находящихся в социально опасном положении до 2,3% от численности детского населения автономного округа;
увеличение удельного веса детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних до 67% от общего числа безнадзорных и беспризорных детей.
Приложение N 3
к окружной целевой программе
"Дети Ямала"
на 2008 - 2010 годы"
Методика
оценки эффективности окружной целевой программы "Дети Ямала"
на 2008 - 2010 годы"
Оценка эффективности Программы будет ежегодно производиться на основе использования системы целевых индикаторов (таблица 1), которая обеспечит мониторинг динамики изменений в сфере социальной политики за оцениваемый период с целью уточнения задач и мероприятий Программы.
Для оценки эффективности Программы используются 6 целевых индикаторов, увязанных со следующими тактическими задачами:
содействие созданию условий для обеспечения безопасного материнства и рождения здоровых детей, охраны здоровья детей;
содействие оздоровлению детского населения;
сокращение масштабов семейного и детского неблагополучия, социального сиротства;
обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Оценка эффективности Программы будет производиться путём сравнения текущих значений целевых индикаторов с установленными Программой значениями на 2008 - 2010 годы.
1.1.1. Показатель материнской смертности
(на 100 тыс. живорождений)
1. Исходные данные.
При расчёте значения целевого индикатора применяются данные (на конец отчётного периода) о числе живорождений, о числе случаев материнской смертности.
Источник данных - информация департамента здравоохранения.
2. Алгоритм расчёта значения целевого индикатора.
Значение целевого индикатора рассчитывается путём соотношения числа случаев материнской смертности на 100 тыс. живорождений.
3. Значение целевого индикатора.
К концу 2008 года значение показателя материнской смертности должно составить 18 случаев на 100 тысяч живорождений и стабилизироваться до конца 2010 года.
1.1.2. Показатель младенческой смертности
(промилле на 1000 родившихся живыми)
1. Исходные данные.
При расчёте значения целевого индикатора применяются данные (на конец отчётного периода) о числе случаев живорождений, о числе случаев младенческой смертности.
Источник данных - информация департамента здравоохранения.
2. Алгоритм расчёта значения целевого индикатора.
Значение целевого индикатора рассчитывается в промилле как соотношение числа случаев младенческой смертности на 1000 родившихся живыми.
3. Значение целевого индикатора.
К концу 2008 года значение показателя младенческой смертности должно составить 11,0% и стабилизироваться к концу 2010 года на уровне 11,0%.
1.1.3. Показатель перинатальной смертности
(промилле на 1000 родившихся живыми и мертвыми)
1. Исходные данные.
При расчёте значения целевого индикатора применяются данные (на конец отчётного периода) о числе рождений (живыми и мертвыми), о числе случаев перинатальной смертности.
Источник данных - информация департамента здравоохранения.
2. Алгоритм расчёта значения целевого индикатора.
Значение целевого индикатора рассчитывается в промилле как соотношение числа случаев перинатальной смертности на 1000 родившихся живыми и мертвыми.
3. Значение целевого индикатора.
К концу 2008 года показатель перинатальной смертности должен составить 9,6%, к концу 2009 года - 9%, и стабилизироваться до 2010 года.
1.2.1. Удельный вес детей, охваченных мероприятиями Программы,
направленными на сохранение и улучшение здоровья,
(% от общего числа детского населения автономного округа)
1. Исходные данные.
При расчёте значения целевого индикатора применяются данные (на конец отчётного периода) о числе детей, охваченных мероприятиями Программы, направленными на сохранение и улучшение здоровья, о численности детского населения автономного округа.
Источник данных - информация департамента по труду и социальной защите населения, статистические данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по автономному округу (Ямалстат).
2. Алгоритм расчёта значения целевого индикатора.
Значение целевого индикатора рассчитывается в процентах как отношение числа детей, охваченных мероприятиями Программы, направленными на сохранение и улучшение здоровья, к численности детского населения автономного округа.
3. Значение целевого индикатора.
К концу 2008 года удельный вес детей, охваченных мероприятиями Программы, направленными на сохранение и улучшение здоровья, должен составить 5,0%, к концу 2009 года - 5,5%, к концу 2010 года - 5,6%.
2.1.1. Удельный вес детей, находящихся в социально опасном положении
(% от численности детского населения автономного округа)
1. Исходные данные.
При расчёте значения целевого индикатора применяются данные (на конец отчётного периода) о численности детского населения автономного округа, о численности детей, находящихся в социально опасном положении.
Источник данных - информация комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, статистические данные территориального орана Федеральной службы государственной статистики по автономному округу (Ямалстат).
2. Алгоритм расчёта значения целевого индикатора.
Значение целевого индикатора рассчитывается в процентах как отношение численности детей, находящихся в социально опасном положении, к численности детского населения автономного округа.
3. Значение целевого индикатора.
К концу 2008 года удельный вес детей, находящихся в социально опасном положении, должен составить 3,2%, к концу 2009 года - 2,5%, к концу 2010 года - 2,3%.
2.2.1. Удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию
в специализированных учреждениях для несовершеннолетних
(% от общего числа безнадзорных и беспризорных детей)
1. Исходные данные.
При расчёте значения целевого индикатора удельного веса детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, применяются данные (на конец отчётного периода) об общей численности безнадзорных и беспризорных детей в автономном округе, о численности детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в течение отчётного года.
Источник данных - отчёты органов социальной защиты населения муниципальных образований в автономном округе, информация комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. Алгоритм расчёта значения целевого индикатора.
Значение целевого индикатора рассчитывается в процентах как отношение общего числа детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, к общему числу безнадзорных и беспризорных детей.
3. Значение целевого индикатора.
К концу 2008 года удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних в течение отчётного года, от общего числа безнадзорных и беспризорных детей должен составить 65%, к концу 2009 года - 67%, к концу 2010 года - 67%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 июля 2009 г. N 379-А "Об утверждении окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2008 - 2010 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 9 июля 2009 г., спецвыпуск N 75
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2010 г. N 572-П
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 июня 2010 г. N 17-П
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2009 г. N 749-А