Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 14 мая 2009 г. N 247-А
"Об утверждении окружной целевой программы "Организация профилактики
и лечения онкологических заболеваний в лечебно-профилактических
учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа
на период 2009 - 2011 годов"
В целях повышения эффективности реализации государственной политики в области здравоохранения, в соответствии с постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2006 года N 1-А "О порядке разработки, утверждения и реализации окружных целевых программ" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную целевую программу "Организация профилактики и лечения онкологических заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2009 - 2011 годов" (далее - Программа).
2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) обеспечить финансирование Программы за счет средств, предусмотренных в окружном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Мещерина А.Л.
Губернатор Ямало-Ненецкого |
Ю.В. Неелов |
Окружная целевая программа
"Организация профилактики и лечения онкологических заболеваний
в лечебно-профилактических учреждениях Ямало-Ненецкого
автономного округа на период 2009 - 2011 годов"
(утв. постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
от 14 мая 2009 г. N 247-А )
Паспорт программы
Наименование Программы | окружная целевая программа "Организация профилактики и лечения онкологических заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2009 - 2011 годов" (далее - Программа) |
Основание для разработки |
основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1; постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)"; распоряжение Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2008 года N 599-РА "О разработке окружной целевой программы "Организация профилактики и лечения онкологических заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2009 - 2011 годов" |
Госзаказчик | департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа |
Ответственные за выполнение мероприятий |
департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа |
Разработчик Программы | департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели и задачи Программы | цель Программы - повышение продолжительности, улучшение качества жизни больных с онкологическими заболеваниями и снижение смертности больных с онкологическими заболеваниями; задачи: - проведение мероприятий по раннему выявлению онкологических заболеваний, для проведения своевременного лечения; - совершенствование методов лечения и медицинской реабилитации; - обеспечение современного уровня лекарственного лечения больных с онкологическими заболеваниями дорогостоящими химиотерапевтическими препаратами |
Сроки и этапы реализации | 2009 - 2011 годы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы |
1. Доля больных, проживших пять лет и более с момента установления диагноза злокачественного новообразования, в числе больных злокачественными новообразованиями, состоявших на конец отчетного года (пятилетняя выживаемость). 2. Доля умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году (одногодичная летальность). 3. Смертность от злокачественных новообразований |
Основные направления реализации мероприятий |
1. Разработка и реализация комплекса мер по повышению эффективности и качества онкопрофосмотров и раннему выявлению онкологических заболеваний. 2. Активизация работы по повышению уровня онконастороженности населения и привлечению работающих граждан в учреждения здравоохранения для прохождения диспансеризации. 3. Обеспечение больных с онкологическими заболеваниями химиотерапевтическими препаратами на стационарном и амбулаторном этапах лечения |
Объемы и источники финансирования |
общий объем финансирования Программы на 2009 - 2011 годы (в ценах 2008 года) - 264 125,0 тыс. рублей; окружной бюджет - 264 125,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2009 год - 64 125,0 тыс. рублей, 2010 год - 100 000,0 тыс. рублей, 2011 год - 100 000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности |
В результате реализации мероприятий Программы ожидается: - улучшение качества оказания специализированной медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями; - обеспечение социальных гарантий оказания адекватной бесплатной медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями как на стационарном, так и на амбулаторно-поликлиническом этапах; - увеличение пятилетней выживаемости на 2 процента; - снижение смертности от онкологических заболеваний на 2 процента; - увеличение на 3 процента выявления онкозаболеваний при профосмотрах; - увеличение количества больных, выявленных на I и II стадиях заболевания, на 4 процента; - увеличение числа больных с онкологическими заболеваниями, возвратившихся к труду, на 4 процента |
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Основой для выделения и решения проблемы профилактики и лечения онкологических заболеваний в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) являются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также нормы определяемые Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
В соответствии с положениями посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года и от 10 мая 2006 года приоритетами политики в сфере здравоохранения являются:
- снижение заболеваемости населения социально значимыми заболеваниями;
- совершенствование и внедрение методов профилактики и ранней диагностики социально значимых заболеваний;
- повышение эффективности лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях.
Одним из социально значимых заболеваний являются злокачественные образования.
Злокачественные новообразования остаются одной из сложнейших социальных и медицинских проблем в Российской Федерации. Прогнозируется увеличение как заболеваемости злокачественными заболеваниями, так и смертности от них. По всей стране наблюдается неуклонное увеличение числа больных с впервые установленным диагнозом злокачественного новообразования.
В настоящее время в автономном округе ежегодно заболевает одной из форм злокачественных опухолей более 900 человек и умирает почти 500 человек. Число потерянных лет жизни в результате этого заболевания составляет в среднем 18,5 лет. Пик заболеваемости приходится на больных в возрасте от 30 до 50 лет.
Рост онкозаболеваемости с высоким уровнем инвалидизации и смертности населения автономного округа, наносимый в связи с этим социально-экономический ущерб требуют своевременной адаптации возможностей системы здравоохранения. С этих позиций оказание специализированной онкологической помощи населению, мониторинг заболеваемости и смертности, диспансеризация обширных контингентов больных с опухолевыми заболеваниями, полноценная профилактическая работа и лечение должны рассматриваться как мероприятия государственного масштаба, решение которых возможно только при поддержке Администрации автономного округа.
Решение указанных проблем предусматривается на основе программного метода, то есть систематизированного изложения основных целей, задач, направлений деятельности по снижению инвалидности и смертности от онкологических заболеваний, повышению продолжительности и улучшению качества жизни больных с онкологическими заболеваниями в автономном округе.
Целесообразность использования программно-целевого метода при решении проблем, связанных с онкологической заболеваемостью в автономном округе, подтверждается как увеличением роста злокачественных новообразований, так и смертности от них.
Необходимость комплексного решения проблемы обусловлено рядом объективных причин, одной из которых является сложность и многообразие методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при онкологических заболеваниях, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям.
Учитывая социальную значимость противораковой борьбы, решить задачи, стоящие перед ней, возможно только при государственной поддержке. Все вышеизложенное определяет необходимость разработки настоящей Программы.
С развитием новых современных методов лечения злокачественных заболеваний (лучевая терапия, химиотерапия) возросло количество больных, состоящих на учете, причем не столько за счет увеличения заболеваемости, сколько за счет увеличения продолжительности жизни больных и снижения одногодичной летальности. На сегодняшний день лечение и своевременная диагностика больных с онкологическими заболеваниями требует привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
Онкологическая заболеваемость в автономном округе остается стабильно высокая и прогнозируется ее дальнейший рост.
Реализация мероприятий Программы создаст реальные предпосылки для снижения количества осложнений и смертности от онкологических заболеваний.
Раздел II. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является повышение продолжительности, улучшение качества жизни больных с онкологическими заболеваниями и снижение смертности больных с онкологическими заболеваниями.
Для достижения цели в рамках Программы выделены следующие тактические задачи:
1. Проведение мероприятий по раннему выявлению онкологических заболеваний, для проведения своевременного лечения.
2. Совершенствование методов лечения и медицинской реабилитации.
3. Обеспечение современного уровня лекарственного лечения больных с онкологическими заболеваниями дорогостоящими химиотерапевтическими препаратами.
В рамках реализации указанных задач предусматривается обеспечение лечебно-профилактических учреждений автономного округа современными химиотерапевтическими лекарственными препаратами для лечения больных с онкологическими заболеваниями. Это в свою очередь позволит обеспечить больных с онкологическими заболеваниями своевременной и высококвалифицированной медицинской помощью.
Обеспечение качества является важным структурным элементом здравоохранения, который определяет эффективность деятельности учреждений по оказанию медицинской помощи.
На практике понятие качества можно определить как достигнутое в сравнении с желаемым. При этом качество следует рассматривать как степень достижения цели. Медицинские услуги являются качественными только тогда, когда они эффективны, существенны, адекватны и рациональны, то есть экономичны.
Программа реализуется в 2009 - 2011 годах по всем основным направлениям без разделения на этапы.
Перечень целевых индикаторов и показателей, позволяющих оценить эффективность реализации Программы, увязанных с решаемыми тактическими задачами, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Перечень
целевых индикаторов и показателей окружной целевой программы
"Организация профилактики и лечения онкологических заболеваний
в лечебно-профилактических учреждениях Ямало-Ненецкого
автономного округа на период 2009 - 2011 годов"
Показатели | Единица измерения |
Весовой показа- тель |
Базовые значения (2007 год) |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1. Доля больных, проживших пять лет и более с момента установления диагноза злокачественного новообразования, в числе больных злокачественными новообразованиями, состоявших на конец отчетного года (пятилетняя выживаемость) |
% | 0,4 | 46,8 | 46,8 | 46,9 | 47,0 |
2. Доля умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году (одногодичная летальность) |
% | 0,4 | 18,7 | 18,7 | 18,6 | 18,5 |
3. Смертность от злокачественных новообразований |
на 100 тысяч населения |
0,2 | 63,3 | 63,3 | 63,2 | 63,1 |
Методика расчета
целевых индикаторов и показателей окружной целевой программы "Организация
профилактики и лечения онкологических заболеваний
в лечебно-профилактических учреждениях Ямало-Ненецкого
автономного округа на период 2009 - 2011 годов"
Таблица 1.1
Наименование показателя:
Доля больных, проживших пять лет и более с момента установления диагноза
злокачественного новообразования, в числе больных злокачественными
новообразованиями, состоявших на учете на конец отчетного года
(пятилетняя выживаемость)
Единица измерения |
% | |||
Определение показателя |
доля больных, проживших пять лет и более с момента установления диагноза злокачественного новообразования, в числе больных злокачественными новообразованиями, состоявших на конец отчетного года (пятилетняя выживаемость) |
|||
Алгоритм формирования показателя |
Ч1/ Ч2 *100 | |||
Наименования и определения базовых показателей |
Буквенное обозначе- ние в формуле расчета |
Орган исполнительной власти (организация) - источник информации |
Метод сбора информаци- и, индекс формы отчетности |
Объект и единица наблюдения |
Число больных, проживших пять лет и более с момента установления диагноза злокачественного новообразования |
Ч 1 |
отделение медицинской статистики государствен- ного учреждения здравоохране- ния "Салехардская окружная клиническая больница" |
1 |
лечебно-профилак- тические учреждения Формы N 7, 35 |
Число больных с злокачественными новообразования- ми, состоящих на учете на конец отчетного года |
Ч 2 |
отделение медицинской статистики государствен- ного учреждения здравоохране- ния "Салехардская окружная клиническая больница" |
1 |
лечебно-профилак- тические учреждения Формы N 7, 35 |
Таблица 1.2
Наименование показателя:
Доля умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента
установления диагноза в числе больных, впервые взятых на учет
в предыдущем году (одногодичная летальность)
Единица измерения |
% | |||
Определение показателя |
доля умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году (одногодичная летальность) |
|||
Алгоритм формирования показателя |
U/ Y *100 | |||
Наименования и определения базовых показателей |
Буквенное обозначе- ние в формуле расчета |
Орган исполнительной власти (организация) - источник информации |
Метод сбора информации, индекс формы отчетности |
Объект и единица наблюдения |
Число больных, впервые взятых на учет в предыдущем году |
Y |
отделение медицинской статистики государствен- ного учреждения здравоохране- ния "Салехардская окружная клиническая больница" |
1 |
лечебно-профила- ктические учреждения Формы N 7, 35 |
Число умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза |
U | отделение медицинской статистики государствен- ного учреждения здравоохране- ния "Салехардская окружная клиническая больница" |
1 |
лечебно-профила- ктические учреждения Формы N 7, 35 |
Таблица 1.3
Наименование показателя:
Смертность от злокачественных новообразований
Единица измерения |
на 100 тысяч населения | |||
Определение показателя |
смертность от злокачественных новообразований | |||
Алгоритм формирования показателя |
Q /Н * 100 000 | |||
Наименования и определения базовых показателей |
Буквенное обозначе- ние в формуле расчета |
Орган исполнительной власти (организация) - источник информации |
Метод сбора информации, индекс формы отчетности |
Объект и единица наблюдения |
Число умерших от злокачественных образований (мужчин, женщин) |
Q |
отделение медицинской статистики государствен- ного учреждения здравоохране- ния "Салехардская окружная клиническая больница" |
1 |
лечебно-профила- ктические учреждения Формы N 7, 35 |
Среднегодовая численность населения |
Н |
отделение медицинской статистики государствен- ного учреждения здравоохране- ния "Салехардская окружная клиническая больница" |
1 |
лечебно-профила- ктические учреждения Формы N 7, 35 |
Раздел III. Перечень программных мероприятий
В соответствии с целью и задачами Программа предусматривает направления, в рамках которых определены конкретные мероприятия для ее реализации, сроки и объемы финансирования которых приведены в таблице 2.
Для реализации поставленных задач в Программе предусмотрены мероприятия по повышению эффективности и качества онкопрофосмотров и раннему выявлению онкологических заболеваний, активизации работы по повышению уровня онконастороженности населения и привлечению работающих граждан в учреждения здравоохранения для прохождения диспансеризации, обеспечению больных с онкологическими заболеваниями химиотерапевтическими препаратами на стационарном и амбулаторном этапах лечения.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в течение трех лет, с 2009 по 2011 годы, по основным направлениям без разделения на этапы.
Распределение расходов по целям и задачам Программы планируется между окружными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями автономного округа.
Предметом правового регулирования является совокупность правоотношений, возникающих в процессе реализации Программы.
Правовой основой реализации Программы является федеральное законодательство, законодательство автономного округа и иные нормативные правовые акты автономного округа.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 разработка, утверждение и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 280 утверждена федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)", одной из подпрограмм которой является подпрограмма "Онкология".
Таблица 2
Мероприятия по реализации Программы
Мероприятие | Сроки выполнения |
Объем финансирования на реализацию мероприятия (тыс. руб.) |
|||
всего | 2009 год |
2010 год |
2011 год |
||
Окружная целевая программа "Организация профилактики и лечения онкологических заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2009 - 2011 годов" (пункт 3 части 1 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1) |
|||||
Цель: повышение продолжительности, улучшение качества жизни больных с онкологическими заболеваниями и снижение смертности больных с онкологическими заболеваниями |
|||||
1. Разработка и реализация комплекса мер по повышению эффективности и качества онкопрофосмотров и раннему выявлению онкологических заболеваний (проведение профилактических осмотров с использованием онкомаркеров, цитодиагностики и т.д.) |
2009 - 2011 гг. |
за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности лечебно-профилактических учреждений |
|||
2. Активизация работы по повышению уровня онконастороженности населения и привлечению работающих граждан в учреждения здравоохранения для прохождения диспансеризации (диспансеризация определенных категорий населения; профилактическая работа с населением (беседы, лекции, СМИ) |
2009 - 2011 гг. |
за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности лечебно-профилактических учреждений |
|||
3. Обеспечение больных с онкологическими заболеваниями химиотерапевтическими препаратами на стационарном и амбулаторном этапах лечения |
2009 - 2011 гг. |
264125 | 64125 | 100000 | 100000 |
Итого | 264125 | 64125 | 100000 | 100000 |
Раздел IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источником финансирования мероприятий Программы являются средства окружного бюджета.
Общий объем финансирования Программы на 2009 - 2011 годы (в ценах 2008 года) - 264 125,0 тыс. рублей.
Окружной бюджет - 264 125,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2009 год - 64 125,0 тыс. рублей;
2010 год -100 000,0 тыс. рублей;
2011 год -100 000,0 тыс. рублей.
В основе планируемых расходов предусматривается текущий уровень финансирования в соответствии с действующей бюджетной классификацией.
Средства предусматриваются законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке.
Правовой основой механизма реализации Программы является федеральное законодательство: указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также законодательство автономного округа и иные нормативные правовые акты автономного округа.
Использование механизма реализации Программы базируется на сочетании региональных, муниципальных и отраслевых интересов при осуществлении государственной политики с учетом возрастающей роли субъектов Российской Федерации в решении проблем социально-экономического развития.
Финансирование мероприятий Программы из окружного бюджета осуществляется целевым назначением через субъект бюджетного планирования, установленный настоящей Программой.
Распределение инвестиций по годам уточняется при составлении бюджетных заявок на очередной финансовый год и плановый период с учетом хода выполнения мероприятий Программы. При необходимости субъект бюджетного планирования вносит предложения о корректировке сроков реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
Объемы финансирования Программы ежегодно корректируются, исходя из возможностей окружного бюджета, результатов проводимого мониторинга и оценки эффективности реализации Программы.
В зависимости от изменения задач на разных стадиях исполнения мероприятия Программы могут быть заменены другими, более полно отвечающими задачам конкретного периода в порядке, установленном нормативными правовыми актами автономного округа для принятия окружных целевых программ.
Раздел V. Оценка социально-экономической и бюджетной
эффективности Программы
Оценка эффективности расходования бюджетных средств определяется показателями социально-экономической эффективности реализации Программы:
- улучшение качества оказания специализированной медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями;
- обеспечение социальных гарантий оказания адекватной бесплатной медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями как на стационарном, так и на амбулаторно-поликлиническом этапах;
- увеличение пятилетней выживаемости на 2 процента;
- снижение смертности от онкологических заболеваний на 2 процента;
- увеличение на 3 процента выявления онкозаболеваний при профосмотрах;
- увеличение количества больных, выявленных на I и II стадиях заболевания, на 4 процента;
- увеличение числа больных с онкологическими заболеваниями, возвратившихся к труду, на 4 процента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2009 г. N 247-А "Об утверждении окружной целевой программы "Организация профилактики и лечения онкологических заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2009 - 2011 годов"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 21 мая 2009 г., спецвыпуск N 54/1
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 декабря 2010 г. N 506-П
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 января 2010 г. N 38-А
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 ноября 2009 г. N 656-А