Временный регламент
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса
(утв. приказом комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области
от 27 сентября 2006 г. N 03/14)
1. Общие положения
1.1. Настоящий временный регламент регулирования тарифов организаций коммунального комплекса (далее - регламент) разработан в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" с изменениями, внесенными федеральными законами от 26.12.2005 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 29.12.2006 N 258 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2005 N 533 "Об утверждении Положения о взаимодействии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса", нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и определяет порядок рассмотрения и принятия решений по вопросам регулирования:
тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях:
если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса;
если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких субъектов Российской Федерации и потребители соответствующего субъекта Российской Федерации потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса;
индексов максимально возможного изменения тарифов ОКК с учетом надбавок к тарифам;
предельных индексов изменения платы граждан за жилое помещение;
предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, (далее - предельные индексы).
1.2. Регламент определяет основные принципы, методы установления (изменения) тарифов ОКК и предельных индексов и порядок их применения.
1.3. В регламенте используются следующие понятия:
регулирующий орган (комитет по государственному регулированию тарифов области) - исполнительный орган государственной власти Тамбовской области, осуществляющий полномочия в области государственного регулирования тарифов, отнесенных действующим законодательством к полномочиям субъекта Российской Федерации;
субъект регулирования - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых для производства товаров (оказания услуг) по водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов;
Правление регулирующего органа - коллегиальный орган, сформированный и функционирующий в соответствии с Положением о регулирующем органе;
экономическая экспертиза обоснованности тарифов ОКК, предельных индексов (далее экспертиза) - анализ экономической обоснованности тарифов ОКК, предельных индексов, который проводится регулирующим органом,
термины, применяемые в настоящем регламенте, соответствуют понятиям, установленным законодательством о регулируемом ценообразовании.
1.4. Регулирование тарифов ОКК и предельных индексов осуществляется путем рассмотрения комитетом по государственному регулированию тарифов области соответствующих дел об установлении тарифов ОКК и предельных индексов.
2. Принципы установления (изменения) тарифов ОКК,
предельных индексов
Основными принципами установления (изменения) тарифов ОКК, предельных индексов являются:
достижение баланса экономических интересов потребителей товаров (услуг) и интересов субъекта регулирования, обеспечивающего доступность этих товаров (услуг) для потребителей, и возмещение экономически обоснованных затрат субъекту регулирования;
установление тарифов ОКК с учетом предельных индексов;
обеспечение прозрачности и доступности информации о тарифах ОКК, предельных индексах и порядке их регулирования;
раздельное ведение субъектом регулирования учета доходов и расходов в отношении регулируемой и иной деятельности;
стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг), применение энергосберегающих технологий, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
3. Методы регулирования тарифов ОКК
3.1. Основными методами регулирования цен, тарифов ОКК, предельных индексов являются:
установление фиксированных тарифов ОКК исходя из сложившихся затрат на производство товаров (услуг) с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности субъекта регулирования и повышения качества производимых товаров, оказываемых услуг;
установление предельных тарифов ОКК, предельных индексов, определяемых на основе сравнительного анализа деятельности субъекта регулирования и аналогичных организаций за последние 3 года;
индексация ранее установленных тарифов ОКК, предельных индексов.
3.2. В процессе регулирования тарифов ОКК, предельных индексов могут использоваться различные сочетания методов регулирования.
4. Порядок представления документов
4.1. Орган местного самоуправления в срок до 01 июня года, предшествующего периоду регулирования, представляет в регулирующий орган:
заявление об установлении предельных индексов, содержащее обоснованные предложения по установлению (изменению) предельных индексов для соответствующего муниципального образования;
пакет документов, который содержит материалы:
производственную программу, включающую:
обоснование обеспечения планового объема и качества оказываемых услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями субъекта регулирования;
план мероприятий по повышению эффективности деятельности, предусматривающий улучшение качества товаров (услуг) и проведение, при необходимости, мероприятий по реконструкции эксплуатируемых систем коммунальной инфраструктуры;
план мероприятий по проведению капитальных ремонтов;
расчет тарифов ОКК по формам, утвержденным регулирующим органом, с подтверждающими документами по экономическому обоснованию тарифов в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в Тамбовской области, утвержденными постановлением администрации области от 22.08.2001 N 785.
4.2. Субъект регулирования самостоятельно (или по требованию регулирующего органа) готовит предложения об установлении (изменении) тарифов ОКК и представляет в регулирующий орган до 01 октября года, предшествующего периоду регулирования, заявление с приложением обосновывающих материалов. Заявление должно содержать:
сведения о субъекте регулирования (реквизиты, наименование, юридический и почтовый адреса, адрес электронной почты, контактные телефоны, факс, фамилию, имя, отчество руководителя, главного бухгалтера, исполнителей);
обоснованные предложения по установлению (изменению) тарифов ОКК.
4.3. Субъект регулирования вместе с заявлением об установлении (изменении) тарифов ОКК представляет в регулирующий орган пакет документов, который содержит следующие материалы:
4.3.1. производственную программу, согласованную в установленном порядке органом местного самоуправления, и включающую:
обоснование обеспечения планового объема и качества оказываемых услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями субъекта регулирования;
план мероприятий по повышению эффективности деятельности, предусматривающий улучшение качества товаров (услуг) и проведение, при необходимости, мероприятий по реконструкции эксплуатируемых систем коммунальной инфраструктуры;
план мероприятий по проведению капитальных ремонтов, согласованный с органом местного самоуправления;
4.3.2. расчет тарифов ОКК по формам, утвержденным регулирующим органом, с подтверждающими документами по экономическому обоснованию тарифов и согласованный с органами местного самоуправления в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в Тамбовской области, утвержденными постановлением администрации области от 22.08.2001 N 785;
4.3.3. сравнительный анализ по статьям затрат и размер балансовой прибыли за предыдущие 3 года;
4.3.4. бухгалтерский баланс (форма N 2) за отчетный период;
По-видимому, в предыдущем подпункте настоящего пункта допущена опечатка. Вместо "(форма N 2)" следует читать "(форма N 1)"
4.3.5. постатейное обоснование затрат, относимых на себестоимость услуг, и их изменения к предыдущим периодам;
4.3.6. обоснование необходимой прибыли по регулируемому виду деятельности;
4.3.7. планы капитальных вложений на регулируемый период и отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие 3 года;
4.3.8. данные о фактической численности основных рабочих и аппарата управления, о среднемесячной заработной плате по субъекту регулирования;
4.3.9. приказ об учетной политике и другие документы в соответствии с перечнем, определенным регулирующим органом.
4.4. Документы представляются на бумажном носителе и в электронном виде.
4.5. Документы, содержащие служебную или коммерческую тайну, должны иметь соответствующий гриф.
4.6. Представляемые документы должны быть подписаны руководителем (или исполняющим обязанности) субъекта регулирования, главным бухгалтером, исполнителем и заверены печатью субъекта регулирования.
5. Порядок и сроки рассмотрения документов
5.1. Заявление субъекта регулирования об установлении (изменении) тарифов ОКК, органа местного самоуправления об установлении (изменении) предельных индексов и представленный пакет документов регистрируются регулирующим органом в день получения с указанием даты и времени получения и направляется руководителю регулирующего органа.
Материалы, поступившие после 15 часов 30 минут, регистрируются следующим днем.
5.2. Для рассмотрения дела об установлении (изменении) тарифов ОКК, предельных индексов руководитель регулирующего органа назначает ответственного из числа специалистов.
5.3. Регулирующий орган в 2-х недельный срок со дня регистрации заявления и пакета документов проводит анализ представленных материалов и направляет субъекту регулирования извещение об открытии дела, в этом случае пакет документов считается принятым к рассмотрению.
В извещении сообщается номер дела, должность, фамилия, имя и отчество ответственного специалиста регулирующего органа.
5.4. Регулирующий орган вправе не принимать к рассмотрению предложения субъекта регулирования, органа местного самоуправления в случае их несоответствия требованиям настоящего регламента и возвратить пакет документов на доработку с письменным указанием оснований возврата.
5.5. Решение об отказе в рассмотрении дел принимается единолично руководителем регулирующего органа.
5.6. В ходе рассмотрения дела регулирующий орган имеет право запрашивать дополнительные документы, обосновав необходимость их предоставления.
Непредставление субъектом регулирования дополнительной информации (или ее части) является основанием для отказа в рассмотрении дела об установлении (изменении) тарифов ОКК, предельных индексов.
5.7. Если по письменному запросу регулирующего органа для обоснования размера тарифов ОКК, предельных индексов субъект регулирования представляет дополнительные документы, срок рассмотрения дела увеличивается на 10 рабочих дней со дня поступления дополнительных документов.
При возникновении объективных причин (в т.ч. изменение законодательства), влияющих на регулирование тарифов, предельных индексов срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц.
5.8. Возврат на доработку заявления и пакета документов к нему не является препятствием для повторного обращения по установлению (изменению) тарифов ОКК, предельных индексов при условии устранения заявителем причин, послуживших основанием для возврата.
5.9. В случае если запрошенные дополнительные документы не представлены в месячный срок, регулирующий орган вправе установить (изменить) тарифы ОКК, предельные индексы на основании имеющихся в его распоряжении документов.
5.10. За представление недостоверной, заведомо ложной информации виновное должностное лицо, юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
5.11. Для субъектов регулирования, которым ранее не устанавливались тарифы ОКК, регулирование осуществляется независимо от сроков подачи документов в соответствии с настоящим регламентом.
5.12. В случае применения регулирующим органом метода индексации, дело об установлении (изменении) тарифов ОКК, предельных индексов по отдельному субъекту регулирования не открывается.
6. Порядок проведения экономической экспертизы обоснованности
тарифов ОКК, предельных индексов
6.1. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении (изменении) тарифов ОКК в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим регламентом.
6.2. Экспертное заключение должно содержать:
6.2.1. краткий анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности субъекта регулирования;
6.2.2. оценку экономической обоснованности фактических затрат, плановых расходов и определение доступности уровня тарифов ОКК для потребителей;
6.2.3. анализ по основным статьям затрат;
6.2.4. анализ состояния основных производственных фондов, включая расчет показателей эффективности их использования;
6.2.5. сравнительный анализ динамики расходов и величины прибыли по отношению к предыдущим периодам регулирования;
6.2.6. анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для функционирования и развития субъекта регулирования по основным направлениям ее распределения, включая средства на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства;
6.2.7. выводы и предложения по результатам экспертизы, в том числе по определению экономически обоснованного уровня тарифов ОКК на регулируемый период.
6.3. При расчете тарифов ОКК и обосновании статей затрат применяются следующие цены (тарифы) на товары (услуги), приобретаемые субъектом регулирования:
6.3.1 регулируемые цены (тарифы);
6.3.2. цены (тарифы), установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведенных субъектом регулирования конкурсов;
6.3.3. прогнозные рыночные цены (тарифы), определяемые на основании прогнозного уровня инфляции на период действия цен (тарифов).
6.4. При отсутствии информации о формировании цен (тарифов) регулирующий орган вправе применить прогнозные индексы-дефляторы по отраслям промышленности.
6.5. В состав затрат, относимых на себестоимость товаров (услуг) не включаются расходы субъекта регулирования, связанные с:
6.5.1. привлечением избыточных ресурсов, таких как оплата процентов по кредитам банков, использованным для финансирования необоснованных расходов;
6.5.2. недоиспользованием или неоптимальным использованием производственных мощностей;
6.5.3. финансированием за счет поступлений от регулируемой деятельности производства товаров (оказания услуг), не относящихся к ней;
6.5.4. иными необоснованными расходами.
6.6. При необходимости, обусловленной отсутствием у штатных работников регулирующего органа технической возможности для выполнения экспертизы, могут привлекаться специализированные организации для проверки обоснованности расчетов тарифов ОКК, предельных индексов.
6.7. Экспертиза регулирующего органа или независимых экспертов приобщается к делу об установлении (изменении) тарифов ОКК, предельных индексов.
6.8. Экспертизы, представленные субъектом регулирования, органом местного самоуправления являются дополнительными документами и направляются в регулирующий орган не позднее 1 октября года, предшествующего периоду регулирования.
7. Порядок регулирования тарифов ОКК, предельных индексов
7.1. Решение об установлении (изменении) тарифов ОКК, предельных индексов (далее - решение) принимается на заседании Правления регулирующего органа. Заседание Правления регулирующего органа проводится в соответствии с Регламентом Правления, утвержденным регулирующим органом.
7.2. Решение регулирующего органа является окончательным и обязательно для применения субъектом регулирования, органами местного самоуправления, потребителями товаров (услуг) и иными заинтересованными лицами.
7.3. Решение регулирующего органа доводится до субъекта регулирования в недельный срок.
7.4. Решение регулирующего органа публикуется в официальном печатном органе администрации Тамбовской области - газете "Тамбовская жизнь" и размещается на Интернет-сайте регулирующего органа.
7.5. Решение регулирующего органа может быть обжаловано в суде в соответствии с действующим законодательством.
7.6. Тарифы ОКК устанавливаются не позднее, чем за месяц до их вступления в силу, предельные индексы - в срок до принятия областного бюджета на очередной финансовый год.
7.7. Тарифы ОКК, предельные индексы устанавливаются на срок не менее одного года в соответствии с действующим законодательством.
7.8. Тарифы ОКК действуют до окончания периода регулирования, за исключением случаев их досрочного пересмотра.
7.9. Тарифы ОКК могут быть пересмотрены ранее указанного срока:
по обращению субъекта регулирования;
по инициативе регулирующего органа;
в других случаях, установленных действующим законодательством.
7.10. Основаниями для досрочного изменения тарифов ОКК являются:
7.10.1. объективное изменение условий деятельности субъекта регулирования, влияющее на стоимость товаров (услуг) этой организации;
7.10.2. нарушение субъектом регулирования утвержденной производственной и (или) инвестиционной программы;
7.10.3. предписание регулирующих органов всех уровней;
7.10.4. существенное изменение объема производимых товаров (оказываемых услуг) по регулируемому виду деятельности в течение квартала;
7.10.5. принятие (изменение) в установленном порядке долгосрочных целевых инвестиционных программ развития, технического перевооружения, которые необходимы для поддержания надежного и безаварийного функционирования предприятий, снижения производственных или иных расходов;
7.10.6. существенное изменение (более 10%) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации#
7.10.7. появление новых субъектов регулирования.
7.10.8. возникновение иных обоснованных причин, повлекших за собой убыточность регулируемого вида деятельности для субъекта регулирования.
7.11. Контроль за соблюдением порядка ценообразования осуществляется регулирующим органом в установленном порядке.
Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением предельных индексов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временный регламент регулирования тарифов организаций коммунального комплекса (утв. приказом комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области от 27 сентября 2006 г. N 03/14)
Текст Регламента опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 10 июля 2007 г. N 256 - 259 (24117 - 24120)