В соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", постановлением главы Сампурского района от 31.12.2008 N 1058 "О порядке разработки и реализации целевых программ муниципального образования Сампурский район", в целях создания развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, для увеличения объемов производства и реализации продукции, повышения его эффективности, учета занятости и доходов сельского населения, постановляю:
1. Утвердить районную целевую программу "Создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Сампурском районе на 2009 - 2010 годы" согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Трудовая слава".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации района В.К. Клинцова.
Глава района |
А.В. Дубовицкий |
Районная целевая программа
"Создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Сампурском районе на 2009 - 2010 годы"
(утв. постановлением администрации Сампурского района Тамбовской области
от 9 апреля 2009 г. N 223)
Оглавление
2. Обоснование необходимости разработки программы
3. Цели и задачи реализации программы
4. Система программных мероприятий
5. Механизм реализации программы
6. Ресурсное обеспечение программы
7. Индикаторы оценки эффективности программы
8. Ожидаемые результаты программы и показатели эффективности
9. Организация управления и контроль за реализацией программы
1. Паспорт
районной целевой программы "Создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Сампурском районе на 2009 - 2010 годы"
Наименование программы |
Районная целевая программа "Создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Сампурском районе на 2009 - 2010 годы" |
Наименование документов, регламентирующих разработку программы |
1. Федеральный Закон от 08.12.1995 N 1995# N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". 2. Федеральный Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 3. Постановление администрации Сампурского района от 26.06.2006 N 218 "О рабочей комиссии по подготовке программ создания и развития сельских потребительских кооперативов, развития системы сельской кредитной кооперации в Сампурском районе" 4. Постановление главы Сампурского района от 31.12. 2008 N 1058 "О порядке разработки и реализации целевых программ муниципального образования Сампурский район" |
Заказчики работ по выполнению программы |
Отдел сельского хозяйства администрации Сампурского района |
Разработчики и ответственные исполнители программ |
Комиссия, утвержденная постановлением администрации района от 26.06.2006 N 218 "О рабочей комиссии по подготовке программ создания и развития сельских потребительских кооперативов, развития системы сельской кредитной кооперации в Сампурском районе", отдел сельского хозяйства администрации Сампурского района |
Основные цели программы |
создание и развитие в Сампурском районе сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее СПоК) для увеличения объемов производства и реализации продукции, повышения его эффективности, учета занятости и доходов сельского населения путем доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, переработки продукции и услугам; - привлечение государственных и иных источников финансовых ресурсов для стимулирования экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости и увеличению его доходов; - развитие малых форм хозяйствования и личных подворий в агропромышленном секторе экономики района |
Основные задачи программы |
- обеспечение государственной поддержки развития СПоК, малых форм хозяйствования; - создание условий стабильного развития СПоК по различным направлениям их деятельности, облегчающим малым формам хозяйствования производственную деятельность; - развитие информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования; - распространение опыта работы СПоК; - повышение квалификации и подготовка кадров; - повышение эффективности деятельности муниципальных органов власти по созданию и организации деятельности СПоК - активнее использовать возможности районного потребительского общества по закупке и реализации - сельскохозяйственной продукции; - определить порядок сбыта животноводческой продукции; - определить порядок сбыта животноводческой продукции |
Контингент охвата программой |
- Крестьянские (фермерские) хозяйства - Личные подсобные хозяйства - Предприниматели без образования юридического лица - Юридические лица |
Период и этапы реализации |
2009 - 2010 годы Этапы: 1-формирование органов управления, контроля и реализации программы, инициативной группы по созданию СПоК; 2-создание и организация деятельности СПоК на муниципальном уровне различного профиля деятельности, обучение персонала; 3-распространение программы на муниципальные образования и населенные пункты, не охваченные кооперацией, подбор специалистов для управления и организации деятельности СПоК, учреждение новых и совершенствование работы ранее созданных кооперативов |
Индикаторы оценки эффективности программы |
- объем оборотных средств; - объем услуг к уровню прошлого года; - объем кредитов в динамике; - количество пайщиков и заявок на услуги; - производство сельскохозяйственной продукции к уровню 2009 года; - объем реализации продукции |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования программы, всего 5 млн. 159тыс. руб.: - дополнительный офис п. Сатинка Тамбовского Регионального филиала открытого акционерного общества "Россельхозбанк" - 4200 тыс. руб.; - средства СПоК - 220 тыс. руб.; - субсидии процентной процентной ставки по кредиту из федерального бюджета - 599 тыс. руб.; - субсидии процентной ставки по кредиту из областного бюджета-140 тыс. руб. 2009 год - 2447 тыс. руб., в том числе: - дополнительный офис п. Сатинка Тамбовского Регионального филиала открытого акционерного общества "Россельхозбанк" - 2000 тыс. руб.; - средства СПоК - 100 тыс. руб.; - субсидии процентной ставки по кредиту из федерального бюджета - 280 тыс. руб.; - субсидии процентной ставки по кредиту из областного бюджета - 67тыс. руб. 2010 год - 2712 тыс. руб., в том числе: - дополнительный офис п. Сатинка Тамбовского Регионального филиала открытого акционерного общества "Россельхозбанк" - 2200 тыс. руб.; - средства СПоК - 120 тыс. руб.; - субсидии процентной ставки по кредиту из федерального бюджета - 319 тыс. руб.; - субсидии процентной ставки по кредиту из областного бюджета - 73 тыс. руб. |
Организация управления и контроль за реализацией программы |
Отдел сельского хозяйства администрации Сампурского района |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Расширение сферы деятельности СПоК. Увеличение численности членов СПоК. Увеличение суммарного объема паевого фонда СПоК. Рост занятости и уровня доходов, повышение экономической активности сельского населения. Прирост объема сельскохозяйственного производства. |
2. Обоснование необходимости разработки программы.
В условиях сложившейся макроэкономической обстановки в стране в целом, диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и услуги, поставляемые селу, возрастание импорта продовольствия, несовершенства в налоговой и кредитной-финансовой политике государственных органов всех уровней, высоким уровнем безработицы на селе и низкой заработной платой возрастает роль сельскохозяйственных потребительских кооперативов и потребительской кооперации на основе экономического сотрудничества сельскохозяйственных товаропроизводителей и личных подсобных хозяйств между собой, а также с другими организациями агропромышленного комплекса. Процессы кооперации необходимы для развития малых форм хозяйствования.
Агропромышленный комплекс является важным фактором стабильности социально-экономического положения района, внутренним потенциалом ее качественного роста.
На долю агропромышленного комплекса приходится свыше 80% валового внутреннего продукта. Агропромышленный комплекс района включает 18 сельскохозяйственных предприятий, в том числе 1 птицефабрику, 82 крестьянских (фермерских) хозяйств, 2 предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья (открытое акционерное общество "Сампурский молочный завод", закрытое акционерное общество "Сампурский крупяной завод") и 2 мини цеха по производству хлебобулочных и мясо-колбасных изделий.
Экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей остается крайне сложным. Меры экономической поддержки, осуществляемые Правительством Российской Федерации, администрацией области и администрацией района, уменьшают отрицательное воздействие неблагоприятных условий на развитие сельскохозяйственного производства, но пока их недостаточно.
Из-за неэквивалентного межотраслевого обмена производимой продукцией сельскохозяйственные организации испытывают хронический недостаток средств, идет процесс износа материально-технической базы, снижения плодородия почв. Заработная плата работников сельскохозяйственного производства остается наиболее низкой по сравнению с другими отраслями экономики района.
Проблема малой доступности государственных средств поддержки по такому направлению, как льготное кредитование, долгое время являлась сдерживающим фактором для развития малых форм хозяйствования на селе (фермеров), а также личных подсобных хозяйств населения, имеющих мелкотоварный характер производства.
Вместе с тем, в существующих социально-экономических и демографических условиях роль этих сфер жизнедеятельности сельского населения трудно переоценить. В структуре валовой сельскохозяйственной продукции, производимой в районе значительную долю занимают личные подсобные хозяйства граждан и крестьянские фермерские хозяйства.
В Сампурском районе доля личных подворий в товарной продукции сельского хозяйства района занимает более 37 процентов.
В районе имеется более 6,4 тыс. личных подворий, из которых 4,3 тыс. подворий занимаются животноводством, что является основным источником дохода для большинства населения района. В личном подворье производится более 68 процентов мяса, молока - более 51 процента, овощей и картофеля - 100 процентов. Л# в стоимости потребленных продуктов питания населения района этот сектор занимает 30 процентов.
В крупном и среднем сельскохозяйственном производстве занят один человек из 4, остальные в качестве источника доходов и средств к существованию имеют личные подсобные хозяйства.
До последнего времени в развитии этих форм хозяйствования имели место серьезные проблемы, заключающиеся в отсутствии доступа к рынкам снабжения, и сбыта, услугам по переработке продукции, обработке земельных участков. Со стороны различных организаций, предприятий и предпринимателей крайне мало оказывалось потребительских услуг малым формам хозяйствования, особенно по закупке у них излишков сельхозпродукции, обеспечению материально-техническими ресурсам, .проведению агротехнических и зооветеринарных мероприятий. Такое положение приводит к сокращению объемов производства, поголовья скота, снижению эффективности производства, уменьшению занятости и доходов сельского населения.
При отставании уровня доходов сельских жителей от городского населения более, чем в 2 раза, совершенно очевидно, что экономическое и социальное благополучие сельских территорий во многом основывается и в дальнейшем будет происходить на основе развития личных подворий.
Наряду с крупными и средними формами хозяйствования, не последнюю роль в производственно-экономической организации устойчивого развития сельских территорий, занимает мелкотоварное производство и вовлечение населения в кооперативные формы хозяйствования, начиная от кредитных форм кооперации и далее к торгово-закупочным, сбытовым и, наконец, к производственным формам кооперирования сельского населения.
В этой связи идея национального проекта "Развитие АПК" по развитию кооперации на селе является очень жизнеспособной и объективно отвечающей интересам и традициям российской деревни.
Важнейшим страховым механизмом для оживления мелкотоварного аграрного производства является повышение доступности кредитных ресурсов для населения через субсидирование процентных ставок, как через систему банков, так и через кредитный кооператив.
3. Цели и задачи реализации программы.
Оспенными целями программы являются:
- увеличение объемов производства и реализации продукции, повышение ее эффективности, уровня занятости и доходов сельского населения нулем обеспечения доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, переработке продукции и услугам за счет создания СПоК;
- повышение роли СПоК в обслуживании малых форм хозяйствования, создание сети СПоК различного назначения и за счет этого - улучшение использования ресурсного потенциала малых форм хозяйствования, увеличение производства продукции и повышение ее эффективности.
Задачами программы являются:
- обеспечение государственной поддержки развития СПоК, малых форм хозяйствования;
- развитие СПоК но различным направлениям их деятельности, облегчающим малым формам хозяйствования производственную деятельность;
- развитие информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования;
- распространение опыта работы СПоК;
- повышение эффективности деятельности муниципальных органов власти и местного самоуправления по созданию и организации деятельности СПоК.
Срок реализации программы: 2006 - 2010 годы.
Этапы: на 1 этапе происходит формирование органов управления, контроля и реализации программы, подготовка различной документации для реализации программы, формирование инициативных групп по организации СПоК различного профиля, подбор и обучение специалистов для организации и управления СПоК;
на 2 этапе ведутся работы по созданию и организации деятельности областного СПоК и кооперативов различного профиля в муниципальных образованиях, совершенствованию деятельности ранее учрежденных СПоК, обучению персонала, информационно-консультационному обслуживанию, совершенствованию законодательной и другой нормативной базы;
на 3 этапе происходит распространение программы на муниципальные образования и населенные пункты, не охваченные кооперацией, подбор специалистов для управления и организации деятельности СПоК, учреждение новых и совершенствование работы ранее созданных кооперативов.
4. Система программных мероприятий.
В Программу включен перечень мероприятий, охватывающих основные направления государственной поддержки создания и развития СПоК, формирование условий для привлечения кредитных ресурсов малым формам хозяйствования и СПоК.
4.1. Содействие созданию и развитию СПоК в районе.
Цель мероприятий этого раздела программы - содействию и развитию деятельности СПоК, формирование системы финансовой поддержки малых форм хозяйствования и СПоК за счет бюджетных средств, привлечения паевых взносов членов кооператива, а также заемных средств.
Государственная система финансово-кредитной поддержки будет направлена на расширение их доступа к рынку кредитных ресурсов и займов. Средства будут направлены на создание гарантийного фонда по кредитам банковских и лизинговых организаций, формирование целевого фонда финансовой поддержки впервые образованных СПоК. Субсидирование кредитных ставок по привлекаемым кредитам и займам.
4.2. Содействие развитию двухуровневой системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Программа развития СПоК предусматривает формирование в области двухуровневой системы:
кооперативы, созданные в муниципальном образовании и сельских поселениях (Кооперативы 1 уровня) и областной потребительский кооператив (Кооператив 2 уровня).Мероприятиями данного раздела предусматривается отработка механизмов взаимодействия между кооперативами различных уровней. Создаваемая система СПоК будет действовать во взаимосвязи с государственными учреждениями и организациям, организациями потребительской кооперации, органами фермерского самоуправления.
4.3. Организация подготовки и повышения квалификации кадров для СПоК.
Цель мероприятий - содействие подготовке кадров на основе бюджетных и собственных средств в целях устойчивой и эффективной работы СПоК, повышению квалификации специалистов кооперативов.
Предполагается проведение семинаров, организация учебы в Тамбовском институте переподготовки агробизнеса. Планируется изучение опыта работы действующих в области СПоК, а также деятельность кооперативов соседних регионов.
4.4. Использование государственного и муниципального имущества для развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Цель мероприятий - содействие доступу сельских жителей к неиспользуемым основным фондам, прежде всего помещения и оборудования для развития производственной деятельности существующих и вновь создаваемых СПоК. Планируется проведение такого имущества, которое может быть передано СПоК, выработки единых подходов в вопросах порядка установления арендной платы, продажи, передачи в пользование. Особое внимание будет уделено реализации заявок малых форм хозяйствования, СПоК, желающих организовать или расширить производство, на передачу и сдачу в аренду неиспользуемых ликвидируемых предприятий и организаций, незавершенных объектов производственного назначения.
Планируется разработать экономические схемы взаимодействия кооперативов малых форм хозяйствования и сельхозпредприятий по откорму крупного рогатого скота, свиней, реализации продукции, материально-техническом обеспечении и т. д.
Мероприятиями данного раздела предусмотрено участие на конкурсной основе СПоК в выполнении государственных и муниципальных заказов, разработке порядка проведения конкурсов по размещению заказов и его нормативно-правовое обеспечение.
5. Механизм реализации программы.
Программа реализуется в соответствии с Федеральным Законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральным Законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации, законом Тамбовской области об областном бюджете на очередной финансовый год, постановлениями областной Думы и администрации области, решением районного Совета народных депутатов о районном бюджете на очередной финансовый год, постановлениями главы района, иными нормативными правовыми актами.
Цели, задачи и основные мероприятия программы определены в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации, Тамбовской области и Сампурского района на среднесрочный период, основными направлениями национального проекта "Развитие АПК".
Развитие СПоК намеченное программой, осуществляет отдел сельского хозяйства администрации района при участии управления сельского хозяйства области, управления экономической политики области и финансового управления области, областного СПоК, предприятии и организаций потребительской кооперации, информационно-консультативной службы агропромышленного комплекса области, органов (фермерского самоуправления и других заинтересованных структур. Основные функции СПоК муниципального уровня (кооператив 1 уровня):
- привлечение пайщиков в систему СПоК;
- оказание различных услуг членам кооперативов и малым формам хозяйствования;
- защита и реализация экономических и социальных интересов малых форм хозяйствования за счет их собственных средств и привлеченных кредитов и займов;
Программой предусмотрено увеличение объема финансирования пайщиков за счет привлечения в установленном порядке кредитных ресурсов банков и займов кредитных потребительских кооперативов под государственные гарантии области.
Предоставление государственной поддержки за счет средств областного бюджета будет осуществляться в соответствии с законом Тамбовской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам и займам, а также для реализации инвестиционных проектов, будет проводиться в соответствии с действующим законодательством.
6. Ресурсное обеспечение программы.
Общий объем финансирования программы, составляющий 5 млн. 159 тыс. рублей, обеспечивается за счет источников средств, указанных в таблице.
Объемы, источники финансирования программы и привлечение заемных средств
(тыс. руб.) | |||||||
Показатели (тыс. руб.) |
Итого |
2009 г. |
2010 г. |
|
|
|
% к итогу |
Финансовые средства на Программу,всего |
5159 |
2447 |
2712 |
|
|
|
100 |
Собственные средства кооператива |
220 |
100 |
120 |
|
|
|
6,9 |
Средства федерального бюджета |
599 |
280 |
319 |
|
|
|
9,5 |
из них средств ана субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам и займам |
599 |
280 |
319 |
|
|
|
9,5 |
Средства из областного бюджета |
140 |
67 |
73 |
|
|
|
0,5 |
из них средства на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам и займам |
140 |
67 |
73 |
|
|
|
0,5 |
Привлечение заемных средств |
4200 |
2000 |
2200 |
|
|
|
82,9 |
в том числе кредитов коммерческих банков |
4200 |
2000 |
2200 |
|
|
|
82,9 |
7. Индикаторы оценки эффективности программы
Индикаторами оценки эффективности программы являются:
- объем оборотных средств;
- объем услуг к уровню прошлого года;
- объем кредитов в динамике;
- количество пайщиков и заявок на услуги;
- производство сельскохозяйственной продукции к уровню 2009 года;
- число работников, в кооперативах;
- объем реализации продукции.
8. Ожидаемые результаты программы и показатели эффективности.
Эффективность функционирования СПоК достигается за счет:
- создания и развития СПоК в районе, создания и развития двухуровневой системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- финансовой поддержки развития СПоК;
- повышения квалификации и подготовки кадров для СПоК;
- формирования резервного фонда;
- обеспечения 100-процентного возврата заемных средств.
За счет улучшения финансового обеспечения малых форм хозяйствования намечается увеличить объем производимой сельскохозяйственной продукции на 3-3,5 % в год.
9. Организация управления и контроль за реализацией программы.
Комплексное управление программой осуществляет в соответствии с действующим законодательством заказчик программы - отдел сельского хозяйства администрации Сампурского района, который уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы и состав исполнителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Сампурского района Тамбовской области от 9 апреля 2009 г. N 223 "О районной целевой программе "Создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Сампурском районе на 2009 - 2010 годы"
Текст постановления размещен на сайте администрации Тамбовской области в Intеrnеt (http://www.tambov.gov.ru)