Новый стандарт обслуживания налогоплательщиков
Федеральная налоговая служба приказом от 14.08.2008 N ММ-3-4/362@ обновила Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков.
Впервые этот документ был разработан и утвержден в сентябре 2005 года, а в апреле 2007 года в Едином стандарте был скорректирован перечень услуг, предоставляемых налогоплательщикам.
Следует отметить, что Федеральная налоговая служба - одна из первых государственных организаций, которая систематизировала и регламентировала действия по оказанию услуг налогоплательщикам, содержащиеся в различных нормативно-правовых и ведомственных актах.
Главной задачей Единого стандарта является совершенствование работы налоговых органов на местах. При этом на первый план выносится задача по предоставлению сервисных услуг и нормальных условий обслуживания налогоплательщиков.
Этот документ не содержит в себе никаких новых норм, и по своей сути является сводной памяткой для налоговиков и плательщиков, в которой обобщены положения действующих законодательных актов. В Едином стандарте прописаны конкретные сроки совершения всех процедур, возникающих во взаимоотношениях с плательщиками.
Цель Единого стандарта - помочь налогоплательщикам ориентироваться в тех операциях, которые будут совершать налоговики по заявлениям плательщиков. Им не нужно самостоятельно искать информацию в Налоговом кодексе РФ и подзаконных правовых актах, чтобы узнать соответствующие требования к форме предоставляемых документов и срокам оказания услуг. По каждому действию в Стандарте указаны основания совершения, время предоставления услуги, итоговый документ, который в результате выдается плательщику и т.д. Причем, правила Единого стандарта обязательны для исполнения всеми территориальными органами Федеральной налоговой службы, осуществляющими взаимодействие с гражданами и организациями.
Стандарт содержит пять разделов:
- оказание услуг по регистрации и учету налогоплательщиков;
- оказание услуг по приему, регистрации налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и других документов, по предоставлению информации налогоплательщикам (выдача справок, ответов на запросы и др.);
- информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
- оказание услуг по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса;
- оказание услуг по информированию налогоплательщиков.
Пользоваться стандартом довольно просто. Сначала следует выбрать нужную услугу или процедуру - они перечислены во второй колонке таблицы. В третьей колонке по соответствующей строке обозначен срок, который отведен на выполнение этого действия. В четвертой графе указаны формы документации, установленные для обмена между плательщиками и налоговиками. А в пятом столбце даны ссылки на законодательные акты, которыми установлены эти нормативы. Так, госрегистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также выдача документов, подтверждающих регистрацию, должна проводиться не более чем за пять рабочих дней со дня подачи документов в регистрирующий орган.
Постановка на учет и снятие с учета физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, а также иностранных организаций, как говорится в Едином стандарте, должна проводиться в течение пяти суток.
А вот, например, внесение отметки об ИНН в паспорт российского гражданина должно происходить немедленно - в присутствии налогоплательщика.
Рассмотрение письменных заявлений граждан и документов, подтверждающих их право на получение налогового вычета у работодателя, налоговики обязаны осуществлять в течение 30 календарных дней со дня подачи письменного заявления.
За месяц до наступления срока того или иного налогового платежа (например, по транспортному, земельному налогу или налогу на имущество с физических лиц), налоговики обязаны направить плательщику уведомление о его уплате.
Также Единый стандарт регулирует оказание информационных услуг налогоплательщикам. Согласно документу, информирование по письменному запросу физического или юридического лица должно производиться в течение 30 дней со дня регистрации запроса. В этот же срок налоговики должны рассмотреть обращения граждан и организаций.
Индивидуальное информирование (в том числе по телефону) плательщиков должно осуществляться в их присутствии или непосредственно при получении телефонного запроса.
Также в этом документе установлено время нахождения налогоплательщиков в инспекции. Время ожидания в очереди при предоставлении услуги налоговым органом посетителю должно составлять не более 30 минут, при пиковых нагрузках - не более 1 часа.
Безусловно, утверждение и постоянное обновление Единого стандарта поможет налоговикам улучшить качество работы, а налогоплательщикам - в полной мере узнать о своих правах при обращении в инспекции.
Более подробно ознакомиться с Единым стандартом можно в налоговых инспекциях, а также на официальном сайте Управления ФНС России по Тамбовской области в сети Интернет по адресу: www.r68.nalog.ru
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ
Управления ФНС России по Тамбовской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Новый стандарт обслуживания налогоплательщиков (Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ Управления ФНС России по Тамбовской области)
Текст документа предоставлен Управлением ФНС России по Тамбовской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве