Порядок проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Любой налогоплательщик, осуществляет сверку расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Проведение данного мероприятия особенно актуально, когда у плательщика и налогового органа возникают расхождения по суммам начисленных и уплаченных налогов.
В настоящее время порядок проведения сверки регулируется разд. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@. В письме ФНС России от 08.05.2007 N СК-6-25/375@ приведен ряд случаев, когда данное мероприятие налогового контроля проводится в обязательном порядке:
- ежеквартально с крупнейшими плательщиками;
- при процедуре снятия плательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
- при процедуре снятия плательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации;
- в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах (например, при зачете или возврате излишне уплаченного налога).
Кроме того, налогоплательщик может провести сверку расчетов с бюджетом по собственной инициативе по завершении календарного года, являющегося налоговым периодом для многих налогов и сборов. При этом в Налоговом кодексе РФ не установлено ограничение периода, который может быть охвачен сверкой начисленных и уплаченных налогов и сборов. Плательщики, которые регулярно осуществляют сверку расчетов с бюджетом, проводят данное мероприятие за календарный год. Такая регулярность осуществления сверки упрощает проведение этой процедуры и позволяет не накапливать ошибки и расхождения нескольких налоговых периодов.
Основанием для проведения совместной сверки по инициативе налогоплательщика является письменное заявление, составляемое в произвольной форме. Главное - указать существенную информацию, необходимую для проведения сверки расчетов: наименование организации либо Ф.И.О. физического лица (также его ИНН, КПП при наличии), период сверки, список налогов и соответствующие им КБК. Заявление составляется в двух экземплярах, на одном из которых проставляется отметка инспекции о приеме заявления.
На проведение рассматриваемого мероприятия по инициативе налогоплательщика инспектору дается 5 рабочих дней, по завершении которых должностное лицо формирует официальный документ - акт сверки. Общий срок сверки не должен превышать 10 рабочих дней (при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика). Этот период может быть увеличен до 15 рабочих дней, если в результате сверки выявлены расхождения между данными инспекции и плательщика.
Итоговый документ при проведении указанного мероприятия - акт сверки. Форма акта сверки, утвержденная# приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@. В нем два раздела, которые заполняются отдельно по каждому виду налога (сбора).
В разделе 1 указывается сальдо расчетов задолженности по налогам (сборам) с разбивкой на недоимку, переплату, отсроченные (рассроченные) платежи, приостановленные к взысканию платежи, реструктуризированная задолженность. В нем также приводятся суммы, фактически перечисленные налогоплательщиками, но не поступившие в бюджет, и невыясненные платежи. Если все показатели сходятся и в акте не указываются "потерявшиеся" суммы, бухгалтер может подписать его с пометкой "Согласовано без разногласий", после чего сверка расчетов считается завершенной.
Раздел 2 акта заполняется, как правило, тогда, когда выявлены расхождения между данными инспекторов и налогоплательщика. В этом разделе все вышеперечисленные сведения отражаются более развернуто, в четырех столбцах, один из которых заполняется по данным налогового органа, другой - по данным плательщика. Напротив каждого вида задолженности фиксируются расхождения (при наличии таковых) и результаты совместной сверки. В дополнение к этому есть еще одна детализация задолженности по сальдо на начало и конец сверяемого периода и по сумме задолженности, образовавшейся в сверяемом периоде. При наличии расхождений в графе "Отметка налогоплательщика о расхождениях" следует указать сумму в рублях по данным плательщика, подписать акт с отметкой "Согласовано с разногласиями".
В заключительной части акта сверки приводятся выявленные разногласия, объяснения их причин, предложения налогового органа и плательщика. При выявлении разногласий, требующих устранения в судебном порядке, разделе 2 акта сверки расчетов подписывается с формулировкой "Разногласия не устранены" с указанием причины разногласий и предложений по их устранению. На этом можно считать завершенной сверку расчетов с бюджетом, далее для урегулирования расхождений и разногласий осуществляются другие процедуры, предусмотренные налоговым законодательством.
В настоящее время оказывается государственная услуга по информированию налогоплательщиков - физических лиц о суммах задолженности по налогам, текущих начислениях и платежах с использованием интернет-технологий. Уже сегодня плательщики - физические лица с любого удобного места с доступом в Интернет могут оперативно ознакомиться со своими налоговыми обязательствами, автоматически сформировать платежный документ и осуществить платеж удобным для них способом.
Н. Быкасова
Советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.