Информация о порядке обжалования в вышестоящий налоговый орган решений и действий (бездействия) налоговых инспекций
В соответствии со ст. 137, п. 1 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера и их действия в вышестоящий налоговый орган. Под актами инспекции ненормативного характера понимаются любые документы, подписанные начальником или заместителем начальника инспекции. Жалобы на решения и действия инспекций Тамбовской области рассматриваются Управлением ФНС России по Тамбовской области, находящимся по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 55.
Форма и содержание жалобы
Жалоба подается в письменной форме, адресуется Управлению ФНС России по Тамбовской области. Жалоба должна содержать наименование налогоплательщика (в случае подачи жалобы физическим лицом или индивидуальным предпринимателем - его имя, фамилию и отчество), его место нахождения (место жительства), контактный телефон, указание на решение (иной документ) или действия (бездействие) инспекции, с которыми не согласен налогоплательщик, обоснование позиции заявителя жалобы и личную подпись налогоплательщика или его представителя. Ксерокопии жалоб или жалобы, переданные по факсу, не подлежат рассмотрению.
Документы, прилагаемые к жалобе
В случае подписания жалобы представителем физического лица или индивидуального предпринимателя (в том числе адвокатом), к жалобе должен быть приложен оригинал нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей полномочия представителя (п. 3 ст. 29 НК РФ). В случае подписания жалобы от имени юридического лица не руководителем организации, а иным лицом (в том числе адвокатом), к жалобе должен быть приложен оригинал доверенности с печатью организации и подписью руководителя (п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации). К жалобе должны быть приложены документы, на которые ссылается заявитель жалобы в обоснование своих требований, если такие документы не представлялись налогоплательщиком в инспекцию ранее.
Срок подачи жалобы
Решение инспекции о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, вынесенное по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, может быть обжаловано в апелляционном порядке, то есть путем направления в течение 10 рабочих дней со дня получения решения апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ). На указанное решение, не обжалованное в апелляционном порядке, может быть подана жалоба в течение 1 года с момента вынесения решения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Все другие решения инспекции (в том числе решения о привлечении или об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, выявленное не в ходе налоговой проверки, а в ходе иных мероприятий налогового контроля), требования об уплате налога, пени, штрафа; налоговые уведомления, иные документы, а также действия инспекции могут быть обжалованы в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Куда подлежит направлению жалоба
Апелляционная жалоба на решение о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, вынесенное по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, подлежит направлению в инспекцию, вынесшую решение; при этом жалоба адресуется Управлению ФНС России по Тамбовской области (п. 3 ст. 139 НК РФ). В этом случае инспекция обязана в течение 3 рабочих дней направить такую жалобу со всеми материалами в Управление. Все остальные жалобы на решения или действия (бездействие) инспекций подлежат направлению непосредственно в Управление ФНС России по Тамбовской области по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 55. (п. 1, п. 3 ст. 139 НК РФ). С 01.01.2009 решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).
Срок рассмотрения жалобы
Решение Управления ФНС России по Тамбовской области по жалобе принимается в течение 1 месяца со дня получения жалобы Управлением, указанный срок может быть продлен на 15 рабочих дней. О принятом решении сообщается заявителю жалобы в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения (ст. 140 НК РФ). Вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, не обязан привлекать налогоплательщика к участию в процедуре рассмотрения его жалобы (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.09.2010 N 4292/10).
Особенности обжалования постановлений инспекций по делам об административных правонарушениях
Срок подачи жалобы - десять суток со дня вручения или получения копии постановления (п. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Жалоба направляется в инспекцию, которой вынесено постановление по делу об административном правонарушении и которая обязана в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в Управление ФНС России по Тамбовской области (п. 1 ст. 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях), либо непосредственно в Управление (п. 3 ст. 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела. Копия решения по жалобе в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается заявителю (ст. 30.5, п. 2 ст. 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
При несогласии с актом налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля
Жалобы на акт камеральной или выездной налоговой проверки или акт, составленный по итогам иных мероприятий налогового контроля, не подаются. На указанный акт налогоплательщиком могут быть представлены письменные возражения, направляемые в инспекцию, должностные лица которой составили акт. Возражения на акт налоговой проверки подлежат направлению в течение 15 рабочих дней со дня получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ), а на акт по итогам иных мероприятий налогового контроля - в течение 10 рабочих дней со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
При несогласии с протоколом по делу об административном правонарушении
Жалоба на протокол по делу об административном правонарушении не подается. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (п. 4 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Отдел досудебного аудита
Управления ФНС России по Тамбовской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация о порядке обжалования в вышестоящий налоговый орган решений и действий (бездействия) налоговых инспекций (Отдел досудебного аудита Управления ФНС России по Тамбовской области)
Текст документа предоставлен Управлением ФНС России по Тамбовской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве