Порядок налогообложения субсидий на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест
Во многих регионах РФ местные власти приняли программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, предусматривающие выделение субсидий, за счет средств регионального бюджета на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, а так же на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
А что такое субсидия? В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) указанное понятие отсутствует, поэтому, руководствуясь пунктом 1 статьи 11 НК РФ, обратимся к иным правовым актам, а именно к Бюджетному кодексу РФ.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии предоставляются организациям и индивидуальным предпринимателям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии выдаются из федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов.
Случаи и порядок предоставления субсидий устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.
Центр занятости населения (далее - ЦЗН) заключает с безработным, состоящим на учете, договор о предоставлении финансовой помощи на организацию самозанятости сроком на 1 год. Далее начинающий предприниматель в налоговой инспекции регистрирует юридическое лицо (ООО) как единственный учредитель или регистрируется как индивидуальный предприниматель (ИП).
На основании копий учредительных документов или свидетельства о регистрации ЦЗН перечисляет субсидию на расчетный счет ООО или лицевой счет ИП.
Согласно правилам предоставления субсидий, утвержденных постановлениями N 1089 и N 1011 субсидию предприниматель может тратить только на развитие бизнеса. Целевое использование денег контролируется ЦЗН. В договоре, заключенном с ЦЗН, определен срок по истечении которого предприниматель должен представить в ЦЗН отчет о целевом использовании денег. Если выяснится, что деньги потрачены не по назначению, центр занятости потребует их вернуть.
Порядок налогообложения полученных субсидии напрямую зависит от целей, на которые они были выданы.
Налогоплательщиками, применяющими общепринятую систему налогообложения согласно п. 3 ст. 223 НК РФ суммы выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.
В случае нарушения условий получения выплат такие суммы в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов данного налогового периода.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и единый сельскохозяйственный налог согласно п. 1 ст. 346.17 и пп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ также учитывают суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан, в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.
Порядок признания доходов в отношении выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан, определенный Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ, применяется как индивидуальными предпринимателями, выбравшими в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", так и налогоплательщиками, выбравшими объект налогообложения "доходы", при условии ведения ими учета сумм выплат (средств).
И теми и другими налогоплательщиками учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (далее - Книга), форма и порядок заполнения которых утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.
При этом налогоплательщики, применяющие УСН, в графе 4 раздела 1 Книги отражают суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 раздела 1 Книги - соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.
Данный порядок учета сумм полученной субсидии распространяется и на налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы", в том числе и в случае, если полученные ими в 2011 году средства полностью израсходованы в данном налоговом периоде.
При этом следует иметь в виду, что порядок признания расходов налогоплательщиками УСН установлен соответствующими нормами глав 26.1 и 26.2 НК РФ. Учитывая указанные положения НК РФ, доходы в виде выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан отражаются в доходах и, соответственно, в расходах на дату признания расходов в вышеизложенном порядке.
При этом, согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ у налогоплательщиков, применяющих УСН, датой получения доходов (в том числе доходов от реализации товаров) признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) иным способом (кассовый метод). Таким образом, доходы, полученные от реализации товаров, в том числе приобретенных за счет средств полученных на содействие самозанятости, в полной сумме включаются в состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
В отношении уплаты минимального налога сообщаем следующее.
В соответствии с п. 6 ст. 346.18 НК РФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
Учитывая, что суммы указанных выплат на содействие самозанятости безработных граждан и средств финансовой поддержки в виде субсидий отражаются в составе внереализационных доходов, то данные доходы подпадают под налогообложение минимальным налогом в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
У граждан, открывшим собственное дело и осуществляющим виды предпринимательской деятельности, переведенные на уплату ЕНВД, суммы выплат, полученные на содействие самозанятости, не признаются доходом, полученным от осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому указанные суммы у индивидуальных предпринимателей подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Таким образом, если "вмененщик" получил субсидию на самозанятость, то ему необходимо, помимо декларации по ЕНВД, подать также декларацию по НДФЛ, в которой фактически произведенные в налоговом периоде суммы расходов, а также соответствующие им суммы доходов отражаются в п.п. 2.1 "Сумма дохода" и 2.2 "Сумма фактически произведенных расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета" разд. 2 "Показатели, используемые для расчета налоговой базы и суммы налога" листа В.
Отдел налогообложения физических лиц
Управления ФНС России по Тамбовской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок налогообложения субсидий на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест (Отдел налогообложения физических лиц Управления ФНС России по Тамбовской области)
Текст документа предоставлен Управлением ФНС России по Тамбовской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве