Экспертное заключение
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области
от 20 апреля 2011 г. N 312
на приказ управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области от 21.03.2011 N 15 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира и охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира и охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения"
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 N 147, провело правовую экспертизу приказа управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области от 21.03.2011 N 15 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира и охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за .исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира и охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения".
Поводом для проведения правовой экспертизы послужило принятие приказа управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области от 21.03.2011 N 15 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира и охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира и охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения".
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Приказа являются правоотношения, направленные на определение сроков и последовательности действий по выдаче разрешений на содержание и разведение объектов животного мира и охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира и охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, что в соответствии с подпунктами "в", "д" и "к" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принятие данного Постановления относится к компетенции администрации Тамбовской области.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Указанная область общественных отношений регулируется федеральными законами от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2010 N 406-ФЗ), от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции от 28.12.2010 N 420-ФЗ), от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2010 N 398-ФЗ), от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в редакции от 02.10.2009 N 779), приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.12.2010 N 561 "Об утверждении порядка выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, отказа в их выдаче или их аннулирования, формы такого разрешения, а также порядка ведения государственного реестра разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания".
По результатам проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта установлено, что Приказ в части не соответствует действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу. Государственная услуга - деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ).
Согласно абзацу 8 статьи 6 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий по выдаче разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по выдаче разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (кроме охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
В соответствии с пунктом 4.1 части 5 статьи 33 Федерального закона N 209-ФЗ руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации до утверждения федеральными органами исполнительной власти административных регламентов в сфере переданных полномочий Российской Федерации вправе утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, в связи с чем, управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области, приняв Административный регламент по предоставлению государственной услуги в части выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (кроме охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания превысило установленную законом компетенцию.
Помимо этого, пунктом 22 статьи 32 Федерального закона N 209-ФЗ утверждение формы разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, а также порядка подачи заявления на получение указанного разрешения, порядка принятия решения о выдаче указанного разрешения, об отказе в его выдаче или о его аннулировании отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Пунктом 3 части 4 статьи 33 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе обязательные для исполнения административные регламенты, методические указания и инструктивные материалы.
Во исполнение вышеуказанных полномочий принят приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.12.2010 N 561 "Об утверждении порядка выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, отказа в их выдаче или их аннулирования, формы такого разрешения, а также порядка ведения государственного реестра разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания" (далее - Приказ N 561), которым установлены требования к содержанию заявления о получении разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, порядку его подачи, перечню документов, представляемых одновременно с ним, порядку принятия решений о выдаче такого разрешения или об отказе в его выдаче, порядку аннулирования указанного разрешения.
Исходя из вышеизложенного, нормы Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира и охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира и охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения", утвержденного экспертируемым Приказом (далее - Административный регламент), в части, касающейся выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (далее - разрешения) должны соответствовать Приказу N 561.
Пунктом 8 приложения к Приказу N 561 установлены требования для получения разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полу вольных условиях и искусственно созданной среде обитания и бланк разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, в тоже время приложениями к Административному регламенту установлены бланк заявления на получение разрешения на содержание и разведение объектов животного мира, в полу вольных условиях и искусственно созданной среде обитания и разрешение на содержание и разведение объектов животного мира, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Кроме того, нормы Административного регламента, касающиеся выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания противоречат федеральному законодательству в части установления перечня оснований для отказа в предоставлении государственной услуги (пункт 2.8 Административного регламента), который противоречит пункту 11 Приказа N 561, определения сроков выдачи разрешений (подпункт 3.2.7 Административного регламента), противоречат пункту 12 Приказа N 561, определения сроков уведомления о принятом решении (абзац 2 подпункта 3.2.7 Административного регламента), которые противоречат пункту 13 Приказа N 561, определения сроков рассмотрения заявлений (подпункт 3.2.8 Административного регламента противоречат пункту 10 Приказа N 561 и части 5 статьи 49 Федерального закона N 209-ФЗ, определения сроков внесения записи в реестр разрешений (подпункт 3.7.3 Административного регламента) противоречат пунктам 13, 19 Приказа N 561, установления оснований для аннулирования разрешения (пункт 3.6 Административного регламента) не соответствуют пункту 16 Приказа N 561 и т.д.
Форма Приказа соответствует правилам и приемам юридической техники. Однако в тексте содержатся отдельные нарушения правил и приемов юридической техники:
1) Отсутствует единство в отношении наименования Административного регламента и государственной услуги. Используются наименования "Выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира и охотничьих ресурсов в полу вольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира и охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения" и "Выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде, обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира и охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения".
2) В тексте Административного регламента отсутствует единство терминологии в отношении заявления на получение разрешения, используются такие понятия как "заявление", "заявка", "запрос".
3) Абзац 3 пункта 2.9 Административного регламента содержит ссылку на статью 333.3 Налогового кодекса, однако, размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий установлены статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
4) Согласно пункту 2.2 Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области, однако, в абзаце'4 пункта 2.12 Административного регламента используется термин "комитет".
Исполняющий обязанности |
А.В. Турецких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области от 20 апреля 2011 г. N 312 на приказ управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области от 21.03.2011 N 15 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира и охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира и охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно..."
Текст заключения официально опубликован не был