Резолютивная часть решения оглашена 2 июля 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 5 июля 2013 года
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Абанкин А.А.,
в присутствии представителя:
Администрации Первомайского района Тамбовской области <_>,
в отсутствие представителей:
ООО СО "ТМН", администрации Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области,
рассмотрев жалобу ООО СО "ТМН" (далее - Заявитель) на действия администрации Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области (далее и ранее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0164300018313000058 и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку,
установила:
Администрация Первомайского района Тамбовской области (ранее и далее - Уполномоченный орган) 05.06.2013 опубликовала на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164300018313000058 о проведении открытого аукциона в электронной форме на Выполнение работ по капитальному строительству объекта: "Водоснабжение с. Хоботец - Васильевское Первомайского района Тамбовской области" протяженностью 6142,0 м. (далее - Аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта - 13 586 058,00 рублей.
Заказчик - администрация Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области.
ООО СО "ТМН", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о размещении заказов, обратилось с жалобой в антимонопольный орган. В качестве довода жалобы Заявитель указал, что требования к материалам, используемым при выполнении работ, размещены заказчиком в виде графического файла: представляет собой отсканированный текст без возможности поиска по нему и копирования его фрагментов.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы Аукциона, а также проведя в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказа внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 статьи 16 Закона о размещении заказов официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
В соответствии с частями 6 и 8 ст. 16 Закона о размещении заказов информация о размещении заказа, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно ч. 7 ст. 16 Закона о размещении заказов порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средством обеспечения пользования сайтом (далее - Положение).
В соответствии с п. 3 Положения информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Из приведенных выше норм и Закона о размещении заказов следует, что информация об аукционе должна быть размещена на официальном сайте и быть доступна без каких либо ограничений, связанных с ее ознакомлением, то есть, как в визуальном, так и фактическом восприятии ее содержания.
Пунктом 3 Требований к технологическим и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470 установлено, что информация в виде текста должна размещаться на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста.
Размещенная заказчиком на официальном сайте информация об аукционе и, в частности, техническая часть этой документации содержит ограничения для ознакомления и работы с текстом, так как отсутствует возможность печати и копирования отдельных фрагментов текста.
Данное обстоятельство может привести к ограничению количества участников размещения заказа, поскольку создает трудности при заполнении заявки на участие в аукционе.
Таким образом, вышеизложенные положения документации об аукционе создают препятствия для участия в торгах, ограничивают количество участников размещения заказа.
2. Пунктом 9 Информационного паспорта аукциона установлено требование к участникам размещения заказа. Так, в соответствии с пунктом 1 необходимо: "Наличие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией. Наименование видов работ, на которые требуется наличие свидетельства: п. 16. Устройство наружных сетей водопровода, п. 16.1. Укладка трубопроводов водопроводных".
В соответствии с ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается в т.ч. следующее обязательное требование к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Как видно из документации об аукционе, в т.ч. сводного сметного расчета стоимости строительства, предметом договора является строительство водопровода, т.е. объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень N 624).
Данный перечень в разделе III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" включает виды работ:
- п. 16 Устройство наружных сетей водопровода;
- п. 16.1. Укладка трубопроводов водопроводных.
Следовательно, наличие допуска к работам по организации строительства является в данном аукционе обязательным требованием к его участникам.
Строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (п. 13 ст. 1 ГрК РФ).
С учетом изложенного, создание объекта капитального строительства не может не оказать влияние на безопасность такого объекта. Лицу, являющемуся генподрядчиком по такому строительству, необходимо иметь допуск на организацию строительства соответствующего объекта.
Заказчик в свою очередь при проведении торгов на строительство объекта капитального строительства обязан включить в документацию об аукционе требование к участникам размещения заказа о наличии у них выданного СРО свидетельства о допуске к работам по организации строительства, что в данном случае выполнено не было.
Таким образом, Заказчик нарушил требования п. 1 ч. 3, п. 1 ч. 4, ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта:
- требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что в документации об аукционе допущено нарушение Закона о размещении заказов в части отсутствия определенности и однозначности в указании требований к применяемым материалам (товарам), что может привести к неправильному заполнению заявок на участие в аукционе и последующему их отклонению от участия в аукционе.
В нарушение вышеприведенных норм законодательства о размещении заказов в документации об аукционе нет четкого описания того, какие значения показателей должны представляться исключительно в виде конкретных значений, а в каких случаях Заказчик допускает возможность представления диапазонных значений, а также какие показатели являются неизменяемыми, т.е. они должны полностью соответствовать Техническому заданию.
По смыслу вышеприведенных норм, инструкция по заполнению заявки должна носить не формальный характер, а действительно разъяснять порядок подачи заявок на участие в конкретном аукционе и заполнения требуемых сведений, а также предупреждать возможные неясности документации об аукционе для участников размещения заказа.
В инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе необходимо включать четкое описание того, каким образом следует заполнять (не заполнять) заявку по каждой из позиций требований к применяемому товару, материалам (технического задания, спецификации и др. документации об аукционе).
Соответственно, техническое задание с требованиями к закупаемым товарам или применяемым при выполнении работ и оказании услуг должно быть написано с учетом правил, приведенных в инструкции по заполнению заявки.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что проанализированные выше положения документации об аукционе требуют изменений, в связи с чем принято решение о выдаче заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об аукционе, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 17, 57, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО СО "ТМН" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п. 1 ч. 3, п. 1 ч. 4, ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов и п. 3 Положения.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу и оператору ЭТП предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов
4. Передать материалы лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое Комиссией по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика, в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано заинтересованными лицами в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены комиссии |
Н.Н. Колодина К.И. Мурзин В.В. Иванов А.А. Абанкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 5 июля 2013 г. по делам N РЗ-165/13 о нарушении законодательства о размещении заказов
Текст решения официально опубликован не был