Межрайонные инспекции МНС
России Ивановской области
Инспекции МНС России по
городам и районам Ивановской
области
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ивановской области, в связи с введением с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сообщает следующее.
С 1 июля 2002 года на основании статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях" вступает в силу "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее по тексту - Кодекс).
В результате введения в действие Кодекса с 1 июля 2002 г. утрачивают силу:
- Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 27, ст. 909);
- пункт 12 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст. 492);
- последний абзац пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 декабря 1991 года N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 12, ст. 593);
- пункт 4 статьи 91, статья 124 и пункт 3 статьи 126 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824);
- Федеральный закон от 8 июля 1999 года N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3476);
- подпункт 2 пункта 84, пункт 110, подпункт 5 пункта 112 статьи 1 Федерального закона от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3487).
Таким образом, налоговые органы с 1 июля 2002 года будут привлекать к административной ответственности за нарушения налогового законодательства по общим, унифицированным, правилам административного процесса.
Особое внимание следует обратить на переходные положения, предусмотренные статьями 5 и 6 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях" (приложение N 1 к настоящему письму).
Общая часть Кодекса определяет общие положения и основные принципы законодательства об административных правонарушениях, в Особенной части даются составы административных правонарушений с указанием конкретных видов административных наказаний за их совершение. Составляющей частью структуры нового Кодекса являются административно-процессуальные нормы, устанавливающие круг субъектов, имеющих право налагать административные взыскания, процедуру привлечения к административной ответственности и исполнение постановлений о наложении административных взысканий.
Особенность Кодекса состоит и в том, что его нормы устанавливают административную ответственность не только физических, но и юридических лиц. При этом положения Общей части Кодекса равным образом распространяются и на тех, и на других.
В Кодексе также закреплено положение о том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (статья 2.2. Кодекса).
В соответствии с Кодексом должностное лицо подлежит ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4. Кодекса). При этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Статьей 4.5. Кодекса установлено, что постановление по делу об административном правонарушении при нарушении законодательства о налогах и сборах может быть вынесено в пределах одного года со дня совершения административного правонарушения. В течение данного срока при длящемся административном правонарушении начинается со дня обнаружения административного правонарушения, а в случае отказа в возбуждении уголовного дела или при прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения предусмотренный годичный срок начинает исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Также, в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица, срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела в орган, уполномоченный рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Кодексом установлен иной, чем КоАП РСФСР, порядок исчисления административного штрафа, а также определены его минимальный и максимальный размеры (статья 3.5. Кодекса).
В то же время, Кодекс допускает увеличение размера административного штрафа, применяемого к должностным и юридическим лицам, равного соответственно двумстам и пяти тысячам минимального размера оплаты труда за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (статья 3.5. Кодекса).
Кодекс содержит общие правила наложения административных наказаний. В любом случае при назначении наказания физическому лицу учитываются характер нарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. При назначении наказания юридическому лицу учитываются также характер нарушения, его имущественное и финансовое положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
О совершении административного правонарушения составляется протокол (статья 28.2. Кодекса).
Согласно статье 28.3. Кодекса протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Это означает, что должностные лица налоговых органов уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин), частью 3 статьи 14.16, частью 2 статьи 14.17, статьями 14.19, 15.1, 15.2, 15.13, частью 3 статьи 14.25 Кодекса.
Кроме того, должностные лица налоговых органов уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях*, предусмотренных статьей 6.14, частью 1 статьи 14.1, статьями 14.3, 14.6, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1,3 и 4 статьи 14.17, статьей 14.18, частью 4 статьи 14.25, статьями 15.3-15.9, 15.11-15.13, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1, статьей 19.20 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Протоколы, составленные в связи с совершением правонарушений, дела, по которым не уполномочены рассматривать руководители (их заместители) налогового органа, вместе с материалами дела передаются по подведомственности.
В соответствии со статьей 28.5 Кодекса протокол об административном правонарушении составляется, в соответствии с требованиями данной статьи немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. При необходимости проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 Кодекса. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении направляется в орган, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (статья 28.8. Кодекса).
С 1 июля 2002 года, согласно статьям 23.5., 23.50., 23.61 Кодекса, налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях**, предусмотренных статьей 14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин), статьями 15.1, 15.2, частью 3 статьи 14.16, частью 2 статьи 14.17, статьями 14.19, 15.13, частью 3 статьи 14.25 Кодекса. Дела об административных правонарушениях, перечисленных выше, с учетом статьи 22.2. Кодекса уполномочены рассматривать руководители налоговых органов и их заместители в порядке, установленном разделом IV Кодекса.
Так, по общему правилу, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (статья 29.5. Кодекса). Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом налогового органа протокола об административном правонарушении и других материалов дела (статья 29.6. Кодекса).
В соответствии со статьей 29.9. Кодекса по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
- о назначении административного наказания;
- о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Такое постановление выносится в случае наличия хотя
бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса; объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 Кодекса; прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
Требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении установлены статьей 29.10. Кодекса.
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, а его копия вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (статья 29.11. Кодекса).
Постановление о назначении административного наказания обращается к исполнению судом, органом, должностным лицом, вынесших постановление, в течение года со дня вступления его в силу (статьи 30.3, 31.1, 31.3, 31.9 Кодекса).
С учетом вышеизложенного, руководителям межрайонных инспекций МНС России Ивановской области, инспекций МНС России по городам и районам Ивановской области и специалистам, осуществляющим правовую работу, обеспечить правильное и неукоснительное соблюдение требований Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях при производстве по делам об административных правонарушений в пределах своей компетенции, организовать и постоянно проводить техническую учебу для работников инспекций по вопросам применения Кодекса.
Примечание:
* Составы административных правонарушений, при совершении которых должностные лица налоговых органов только составляют протоколы, перечислены в приложении N 2 к настоящему письму.
** Составы административных правонарушений, при совершении которых должностные лица налоговых органов составляют протоколы и налоговый орган рассматривают дела по ним, перечислены в приложении N 2 к настоящему письму.
Заместитель руководителя управления |
В.П.Дмитриева |
Текст приложений N 1 и N 2 не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по Ивановской области от 28 июня 2002 г. N 15-03 "О введении в действие с 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Текст письма официально опубликован не был