Постановление Президиума Ивановского областного Суда
от 8 июля 2005 г. N 48г-58м
Президиум Ивановского областного суда в составе:
председателя президиума Смирнова Ю.В.,
членов президиума: Логинова Л.В., Мозжухиной В.В., Рощиной О.А.,
рассмотрел дело по надзорной жалобе Брюханова С.Б. на решение мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района г. Иванове от 13 января 2005 г. и определение Октябрьского районного суда г. Иванове от 28 февраля 2005 г. по иску Брюханова С.Б. к УВД Ивановской области об обеспечении прав на медицинскую помощь и получение денежной компенсации за санаторно-курортное лечение, переданное на рассмотрение президиума судьей Ивановского областного суда Рощиной О.А.
Заслушав доклад по делу судьи Рощиной О.А., президиум
установил:
Брюханов С.Б. обратился в суд с иском к УВД Ивановской области об обеспечении прав на медицинскую помощь и получение денежной компенсации за санаторно-курортное лечение, мотивируя свои требования тем, что 20.09.2002 г. он был уволен по болезни на пенсию из органов налоговой полиции в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции. После 01.07.2003 г. в связи с упразднением ФСНП РФ, его пенсионное дело было передано в УВД Ивановской области. Обратившись к ответчику в сентябре 2004 г. с просьбой выплатить компенсацию за санаторно-курортное лечение 2003-2004 г. на себя и членов своей семьи, он получил отказ по мотиву того, что у него отсутствует необходимая выслуга в органах внутренних дел. Брюханов С.Б., полагая, что он имеет право на бесплатное медицинское обеспечение, так как его общая выслуга в органах внутренних дел и органах налоговой полиции составляет более 20 лет, что в силу п. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, является основанием для сохранения за ним и членами его семьи права на бесплатное медицинское обеспечение в медицинских учреждениях МВД РФ и после выхода на пенсию, а также на платное санаторно-курортное лечение и получение соответствующей компенсации, просил суд признать за ним указанное право, а также взыскать денежную компенсацию за санаторно-курортное лечение за 2003-2004 г. на него самого и его жену.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района г. Иваново от 13 января 2005 г., оставленным без изменения определением Октябрьского районного суда г. Иваново от 28 февраля 2005 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
Брюханов С.Б. обратился с надзорной жалобой, в которой просит судебные постановления, состоявшиеся по настоящему делу, отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В надзорной жалобе Брюханов С.Б. оспаривает вывод мирового судьи и суда апелляционной инстанции о том, что необходимым условием сохранения за пенсионерами органов налоговой полиции и членами их семей права на бесплатное медицинское обслуживание и получение соответствующей компенсации является наличие выслуги 20 и более лет в одном из органов системы МВД РФ, ФСБ РФ или Минобороны РФ. Брюханов С.Б. полагает, что его служба в органах налоговой полиции - 11 лет 3 месяца и 19 дней и в органах внутренних дел - 10 лет 10 месяцев должна суммироваться, и таким образом он имеет необходимую выслугу 20 и более лет, что свидетельствует о наличии у него права на бесплатное медицинское лечение и платное санаторно-курортное лечение его и членов его семьи и после выхода на пенсию в соответствии с п. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ.
Проверив материалы гражданского дела и доводы надзорной жалобы, президиум находит судебные постановления, состоявшиеся по настоящему делу, подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права по следующим основаниям.
Разрешая настоящее дело по существу, мировой судья и суд апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что в силу п. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденного Постановлением Верховного совета РФ от 20.05.1993 г. N 4991-1, необходимым условием сохранения права на бесплатное медицинское обслуживание и платное санаторно-курортное лечение и выплату соответствующей компенсации пенсионерам органов налоговой полиции и членам их семей является наличие выслуги 20 лет и более исключительно в системе МВД РФ, ФСБ РФ или Минобороны РФ, и с этой связи отсутствуют основания для включения в указанную выслугу периода службы истца в органах налоговой полиции.
Данный вывод представляется неверным, основанным на ограничительном толковании нормы п. 51 Положения о прохождении службы, в органах налоговой полиции РФ, вне системы правовых норм, регламентирующих статус бывших работников органов налоговой полиции в связи с упразднением ФСНП РФ с 01.07.2003 г.
Судом бесспорно установлено, что Брюханов С.Б. имеет выслугу 11 лет 03 месяца 19 дней в органах налоговой полиции и 10 лет 10 месяцев - в органах внутренних дел, то есть в совокупности - более 20 лет.
Суд также установил, что Брюханов С.Б. был уволен из органов налоговой полиции 20.09.2002 г. на пенсию по болезни, с 01.07.2003 г. его пенсионное дело было передано в УВД Ивановской области в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ, признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (далее - ФЗ от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ).
Действительно, в соответствии с п. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ за сотрудниками, уволенными из органов налоговой полиции с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более в системе Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации (в том числе и в льготном исчислении), а также за женами (мужьями) и проживающими совместно с указанными сотрудниками несовершеннолетними детьми сохраняется право на бесплатное медицинское обслуживание в медицинских учреждениях системы Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, а также платное санаторно-курортное лечение в санаториях, организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах указанных министерств. При этом указанным сотрудникам ежегодно выплачивается денежная компенсация в размере средней стоимости путевки, а членам их семей - в размере 25 процентов средней стоимости путевки независимо того, приобретена путевка или нет.
Однако, отсутствие в указанной норме указания о включении в выслугу, дающую право на сохранение бесплатного медицинского обслуживания, срока службы в самих органах налоговой полиции, не может служить основанием для ограничения прав бывших работников органов налоговой полиции, гарантированных им в связи с упразднением ФСНП РФ.
В соответствии со ст. 55 ФЗ от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, и членам их семей выплачиваются пособия и предоставляются льготы, установленные по состоянию на 1 июля 2003 года в соответствии со статьей 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 54 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 54 ФЗ от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ срок службы сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленный в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 г. N 4991-1, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или на государственной службе. Пенсионное обеспечение, медицинское и санаторно-курортное обслуживание сотрудников Федеральных органов налоговой полиции, перешедших на службу в органы внутренних дел, а также работников указанных органов, имеющих право на соответствующее обеспечение и обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членов их семей осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Указанные нормы свидетельствуют о том, что служба в органах налоговой полиции приравнивается законодателем к службе в органах внутренних дел, в том числе при решении вопросов о пенсионном обеспечении бывших сотрудников органов налоговой полиции, а также о льготах и гарантиях, предоставленных им законодательством, действовавшим на момент упразднения УФСНП.
При таких обстоятельствах, вывод мирового судьи и суда апелляционной инстанции об отсутствии у Брюханова С.Б. выслуги, необходимой в силу п. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ для сохранения права на бесплатное медицинское обслуживание и платное санаторно-курортное лечение его и членов его семьи и получение соответствующей компенсации, не может быть признан законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум.
постановил:
Решение мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района г. Иванове от января 2005 г. и определение Октябрьского районного суда г. Иванове от 28 февраля 2005 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председатель президиума
Ивановского областного суда |
В.Л. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Ивановского областного Суда от 8 июля 2005 г. N 48г-58м
Текст постановления предоставлен Ивановским областным Судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника