Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 25 декабря 2007 г. N А17-4965/2007
Арбитражный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р.
рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда дело
по иску Специализированной службы по вопросам похоронного дела ООО "Приют" к Военному комиссариату Ивановской области, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании затрат на изготовление и установку памятников участникам и инвалидам Великой Отечественной Войны в сумме 115 966 рублей,
при участии:
от истца: К. (доверенность от 08.10.2007, паспорт *** выдан ОВД г. Кохма Ивановской области 06.10.2003),
от ответчика (Военкомат): М. (доверенность от 10.01.2007 N 5),
от ответчика (Минобороны): М. (доверенность от 07.11.2007 N 331а),
установил:
Специализированная служба по вопросам похоронного дела общество с ограниченной ответственностью "Приют" (далее - ООО "Приют") обратилось в арбитражный суд с иском к Военному комиссариату Ивановской области (далее -Военкомат) о взыскании затрат на изготовление и установку надгробных памятников участникам Великой отечественной войны в сумме 130 966 рублей. В обоснование заявленных требований истец указал, что в 2006-2007 годах по заказам родственников умерших участников Великой Отечественной войны им выполнены работы по изготовлению и установке 10 надгробных памятников. Общая сумма понесенных при этом ООО "Приют" расходов составила 130 966 рублей, которые по действующему законодательству подлежат оплате (возмещению) военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации. Однако Военкомат отказывается в добровольном порядке оплатить понесенные ООО "Приют" расходы, ссылаясь на указания Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Определением арбитражного суда от 03.09.2007 исковое заявление принято к производству суда.
Определением арбитражного суда от 08.10.2007 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее -МО РФ).
В предварительном судебном заседании истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просил взыскать 115 966 рублей, пояснив, что расходы на изготовление одного памятника на сумму 15 000 рублей должны возмещаться за счет средств, выделяемых органам ФСБ, поскольку умерший гражданин проходил службу в органах НКВД.
В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования, пояснив, что 115 966 рублей составляют стоимость выполненных ООО "Приют" работ по изготовлению и установке надгробных 9 памятников участникам Великой отечественной войны. Указанные работы произведены по заявлению родственников умерших на основании договора. Все необходимые документы, подтверждающие факт оказания услуг и понесенные при этом расходы были представлены в Военкомат для оплаты (возмещения), но возвращены им без оплаты. Отказ в возмещении расходов является неправомерным, так как это противоречит Федеральному закону "О погребении и похоронном деле" и нарушает права истца и родственников умерших, взявших на себя обязанность по захоронению.
Ответчики иск не признали полностью по мотивам, изложенным в письменных отзывах на исковое заявление.
В судебном заседании представитель ответчиков пояснил, что истец в силу требований ст.6 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" не является исполнителем волеизъявления умершего. Из условий договоров, заключенных истцом (Исполнителем) с родственниками умерших (Заказчиками), следует, что Заказчик доверяет Исполнителю получение от его имени возмещения расходов, связанных с изготовлением, доставкой и установкой надгробных памятников. В тоже время родственники умерших, заключившие с истцом договоры, не оплатили выполненные истцом работы по изготовлению и установке надгробных памятников и в Военкомат за возмещением не обращались. В соответствии с приказами, указаниями и директивами Министра обороны РФ, Генерального Штаба вооруженных сил РФ и Главного финансово-экономического управления Минобороны решение о возмещении родственнику или лицу, взявшему на себя обязанность и оплатившему изготовление и установку надгробного памятника, принималось Главным финансово-экономическим управлением МО РФ, а не Военкоматом. Указанными актами Военкомату запрещено принимать к оплате документы и производить оплату по изготовлению и установке надгробных памятников организациям, с которыми Минобороны РФ не заключены соответствующие договоры. В тоже время указанием Министра обороны РФ от 07.10.2007 года признаны утратившими силу совместные указания Генерального Штаба вооруженных сил РФ и Главного финансово-экономического управления Минобороны от 24.06.2005 N 315/11/2987 и N 180/4/4-523 и от 02.02.2007 N 315/11/687 и N 180/4/4-129. Таким образом, с октября 2007 года решение о выплате принимается военными комиссарами субъектов федерации.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, что ООО "Приют" является специализированной службой по вопросам похоронного дела, основной деятельностью которой является осуществление погребения умерших (погибших), изготовление и установка надгробных памятников, создание и содержание общественных кладбищ, воинских мемориалов и участков захоронения умерших (погибших) защитников Отечества.
В 2006-2007 годах ООО "Приют" за счет средств федерального бюджета произвело захоронение 9 умерших граждан из числа ветеранов и инвалидов в Великой Отечественной войны. При этом оплата понесенных ООО "Приют" расходов произведена Военкоматом бесспорно. В этот же период ООО "Приют" по заказам (заявлениям) родственников умерших граждан также изготовило 9 надгробных памятников. Изготовление и установка надгробных памятников производились истцом на основании договоров, заключаемых с родственниками умерших (Заказчиками), взявшими на себя обязанность по оформлению заказа на изготовление памятника умершему, имеющему право на льготы. По условиям договоров ООО "Приют" (Исполнитель) обязалось изготовить, доставить и установить надгробные памятники умершим (п. 1.1 договоров), а родственники умерших (Заказчики) в порядке оплаты услуг доверяли Исполнителю получение от его имени денежных средств от Минобороны РФ для возмещения расходов, связанных с изготовлением, доставкой, установкой надгробного памятника (п. 2.6 договоров).
В мае - июне 2007 года ООО "Приют" в установленном порядке представило к оплате в Военкомат документы на 9 изготовленных надгробных памятника (список заказ, заявления граждан на изготовление и установку надгробных памятников, договоры, квитанции формы БО-13(01), свидетельства о смерти, справки о захоронениях, удостоверения, свидетельства о праве на льготы) общей стоимостью 115 966 рублей. Указанные документы 30.08.2007 года были возвращены истцу Военкоматом без оплаты, ссылаясь на указания Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ N 315/11/2986 и Главного финансово-экономического управления экономики и финансов Минобороны РФ N 180/4/4-523 от 24.06.2005 года, согласно которым Военкомат возмещает расходы только организации, с которой Минобороны РФ заключен договор на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных памятников.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения ООО "Приют" с иском к Военкомату, МО РФ о возмещении расходов на изготовление и установку памятников.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона "О ветеранах", ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 5 ст. 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" увековечение памяти погибших при защите Отечества является обязанностью государства. Погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетов волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробия возмещаются за счет средств Минобороны РФ, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, либо супруг, близкие родственники, иными родственники, законные представители умершего, а также иные лица, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 N 721) установлены нормы расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим. При этом на Минобороны РФ возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечивания памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников. Министерству финансов Российской Федерации поручено предусматривать ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год ассигнования федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, на расходы, связанные с реализацией данного Постановления.
Во исполнение указанного выше Постановления Приказом Минобороны РФ от 05.11.2000 N 500 (в редакции приказа от 22.12.2002 N 490) утверждена Инструкция о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников (далее - Инструкция). В обязанность военных комиссариатов субъектов РФ вменено обеспечение своевременного оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников, а Генеральному штабу Вооруженных Сил РФ поручено установить порядок ведения оперативного учета погибших (умерших) военнослужащих и представления документов для оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников в организацию, с которой Министерством обороны РФ заключен договор на оказание таких услуг
Согласно п. 41 Инструкции оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти граждан, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей Инструкции, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение. Для производства оплаты заявителям в военный комиссариат должны быть представлены следующие документы:
заявление на имя военного комиссара;
счета или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника,
- свидетельство о смерти,
- удостоверение участника войны либо удостоверение инвалида, свидетельство о праве на льготы и т.п..
До конца 2004 года оплата расходов, понесенных специализированными организациями (в том числе и ООО "Приют") на изготовление и установку надгробных памятников, производилась Военкоматом на основании представляемых этими организациями документов, предусмотренных п. 41 Инструкции.
Директивой Генерального штаба ВС РФ N 314\8\1500 от 12.06.2002 было предписано, что все заказы на изготовление и установку надгробных памятников должны осуществляться через закрытое акционерное общество "Военно-мемориальная компания" (далее - ЗАО "ВМК") и его структурные подразделения, с которым 03.06.2002 года по результатам конкурса заключен договор на осуществление указанной деятельности.
Указаниями Генерального штаба ВС РФ N 315\11\420 от 27.01.2003 утвержден Порядок ведения оперативного учета погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, участников войны, ветеранов военной службы и боевых действий и представления документов для оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников (далее - Порядок). Пунктом 3 Порядка на военные комиссариаты муниципальных образований возложен оперативный учет погибших (умерших) участников, инвалидов войны и ветеранов военной службы и представление сведений и соответствующих документов в военкоматы субъектов Российской Федерации. Военкоматы субъектов Российской Федерации на основании полученных сведений и документов составляют обобщенный список-заказ на погибших (умерших) граждан, которым изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники за счет средств Минобороны РФ и представляют его в организацию, осуществляющую работы в соответствии с заключенным с Минобороны РФ договором на изготовление и установку надгробных памятников. По получению от указанной выше организации согласованного списка-заказа и квитанции по форме "БО-13(01) военкомат производит оплату услуг через учреждения Сбербанка России.
Директивой Главного финансово-экономического управления Минобороны РФ от 10.07.2003 N 180\4\4-1066 предусмотрено, что право на заключение от имени Минобороны РФ договоров с организациями на оказание услуг по изготовлению и установке памятников предоставлено начальнику Генерального штаба. Решение о возмещении родственнику либо лицу, взявшему на себя обязанности по увековечиванию памяти погибшего (умершего) и оплатившему стоимость изготовления надгробного памятника (в пределах установленных норм), принимается военным комиссаром субъекта Российской Федерации.
Совместным Указанием Главного финансово-экономического управления МО РФ и Генерального штаба ВС РФ от 24.06.2005 N 180/4/4-523 и 315/11/2987, признанным указанием Министра обороны РФ от 07.10.2007 года утратившим силу, было предусмотрено, что с 01.07.2005 года решение о возмещении родственнику либо лицу, взявшему на себя обязанности по увековечиванию памяти и оплатившему стоимость изготовления надгробного памятника (в пределах установленных норм), принимается Главным финансово-экономическим управлением МО РФ на основании списка-заказа, оформленного Военкоматом.
Директивой Министра Обороны РФ NД-52 от 29.07.2006 года о совершенствовании работы по ритуально-похоронному обеспечению и увековечению памяти погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, участников войны, ветеранов военной службы и боевых действий запрещено принимать к оплате документы и производить оплату услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациям, с которыми Минобороны РФ не заключены соответствующие договоры.
Проанализировав в совокупности вышеперечисленные акты, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
Согласно Федеральному закону "О погребении и похоронном деле", обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Минобороны РФ. Данная обязанность является государственной гарантией лицам, взявшим на себя увековечивание памяти умерших, и носит компенсационный характер. При этом из смысла закона следует, что правом на возмещение расходов на изготовление и установку надгробных памятников обладают любые, как физические, так и юридические лица (специализированные организации), взявшие на себя обязанность по захоронению и понесшие указанные расходы.
В данном случае захоронение, изготовление и установка надгробных памятников 9 умершим (погибшим) ветеранам произведены ООО "Приют" за счет собственных сил и средств.
Позиция ответчиков относительно того, что право на оплату расходов по изготовлению и установке памятников имеют лишь физические лица, выступающие заказчиками услуг и оплатившие указанные услуги, не соответствует положениям и целям Федерального закона "О погребении и похоронном деле", а также противоречит сложившимся взаимоотношениям Минобороны РФ с ЗАО "ВМК".
Так по итогам проведенного открытого конкурса на размещение заказов на изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим Минобороны РФ 03.06.2002 года заключило с ЗАО "ВМК" договор на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, участникам войны, ветеранам военной службы и боевых действий, по условиям которого Минобороны (Заказчик) поручает ЗАО "ВМК" (Исполнителю) за плату по заказам изготовление и установку надгробных памятников. Оплата указанных услуг производится Заказчиком по предъявленным счетам за счет средств федерального бюджета.
В тоже время из объяснений представителя ответчиков и материалов дела следует, что фактически изготовление и установка надгробных памятников производится ЗАО "ВМК" (Исполнителем) также на основании договоров, заключаемых последним с конкретными физическими лицами (Заказчиками), а Минобороны РФ лишь оплачивает данному Обществу расходы по изготовлению и установке памятников. Таким образом, ЗАО "ВМК", также как и ООО "Приют" является организацией, выступающей в качестве исполнителя, а не заказчика услуг.
Указанный выше договор и действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, были предметом рассмотрения комиссии Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (в настоящее время - Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, далее - Комиссия). Решением Комиссии от 18.11.2003 Минобороны РФ и ЗАО "ВМК" признаны нарушившими ст. 8 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Минобороны РФ в частности предписано не допускать отказов в оплате расходов на изготовление и установку памятников, выполненных не ЗАО "ВМК", ее обособленными подразделениями или дочерними предприятиями (пункт 2.2.1 решения Комиссии).
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.08.2005 по делу N КА-А40-56404\03-94-574 решение Комиссии в части пунктов 2.2.1 и 2.2.2 (о прекращении создания благоприятствующих условий деятельности для ЗАО "ВМК" и ее дочерних предприятий в сфере оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим, путем издания акта о запрете) признано законным. При этом суд пришел к выводу, что возмещение расходов по изготовлению и установке памятников должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых Минобороны РФ, лицам, полагающим увековечить память умерших посредством изготовления и установки надгробия, при условии документального подтверждения расходов. Отказ в оплате расходов на изготовление и установку надгробий в случаях, когда работы (услуги) выполнены не ЗАО "ВМК" нарушает ст.8 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В соответствии со ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на территории Российской Федерации.
Однако до настоящего времени решение от Комиссии от 18.11.2003 Минобороны РФ не исполнено надлежащим образом, что подтверждается Директивой Министра Обороны РФ NД-52 от 29.07.2006 года.
С учетом указанных выше обстоятельств, ссылки ответчиков на исполнение ими нормативных правовых актов Минобороны РФ и Генерального штаба ВС РФ, регулирующих порядок оплаты услуг по изготовлению и установке надгробных памятников, а также на отсутствие договорных отношений с истцом и наличие договора с ЗАО "ВМК" нельзя признать обоснованными.
Кроме того, директива Генерального штаба ВС РФ N 314\8\1500 от 12.06.2002, указания Генштаба ВС РФ N 315\11\420 от 27.01.2003 и директива Главного финансово-экономического управления Минобороны РФ от 10.07.2003 N 180\4\4-1066, совместное Указание Главного финансово-экономического управления МО РФ и Генерального штаба ВС РФ от 24.06.2005 N 180/4/4-523 и 315/11/2987, Директива Министра Обороны РФ NД-52 от 29.07.2006 года не подлежат применению в качестве нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, так как они не зарегистрированы и не опубликованы в установленном порядке.
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2 под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Согласно пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Так факт изготовления и установки 9 надгробных памятников истцом за счет собственных средств и сил, а также соответствие этих памятников качественным параметрам и нормам расхода, предусмотренным Постановлением Правительства РФ N 721 от 01.10.2002, ответчиками не оспаривается.
Истец в установленном порядке представил ответчику (Военкомату) необходимые документы, предусмотренные п.41 Инструкции и позволяющие принять решение об оплате понесенных расходов.
Из материалов дела видно, что ООО "Приют" при оказании услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не получало денежных средств от заказчиков, которые в свою очередь также не получали компенсации за счет средств федерального бюджета.
Расходы истца по изготовлению и установке надгробных памятников составили на день рассмотрения настоящего дела 115 966 рублей и подлежат компенсации ответчиками за счет средств федерального бюджета.
Следует также отметить, что отказ Минобороны и Военкоматов в возмещении специализированным организациям (за исключением ЗАО "ВМК") средств, затраченных на изготовление и установку надгробных памятников, не только нарушают требования действующего законодательства, цели и задачи Федерального закона "О погребении и похоронном деле", но и нарушают права и интересы специализированных организаций и физических лиц, взявших на себя обязанность по захоронению умерших. Отказ специализированным организациям в возмещении понесенных ими расходов приведет к массовому обращению последних с исками о взыскании денежных средств к физическим лицам, которым данные услуги оказаны, а тех, в свою очередь в Военкоматы за получением компенсации.
В соответствии с п. 1 ст. 333.40 Налогового Кодекса РФ излишне уплаченная истцом в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 300 рублей (платежное поручение N 201 от 22.08.2007) подлежит возврату. В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 819 рублей 32 копеек относятся на ответчиков.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Иск Специализированной службы по вопросам похоронного дела ООО "Приют" к Военному комиссариату Ивановской области, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании затрат на изготовление и установку памятников участникам и инвалидам Великой Отечественной войны в сумме 115 966 рублей, - удовлетворить.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации, Военного комиссариата Ивановской области солидарно в пользу Специализированной службы по вопросам похоронного дела ООО "Приют" 115 966 рублей.
Взыскание производить за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации и Военному комиссариату Ивановской области для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти участников и инвалидов Великой Отечественной войны.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации, Военного комиссариата Ивановской области солидарно в пользу Специализированной службы по вопросам похоронного дела ООО "Приют" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 819 рублей 32 копеек.
Возвратить Специализированной службы по вопросам похоронного дела ООО "Приют" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 300 рублей (платежное поручение от 22.08.2007 года N 201).
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд Российской Федерации, также в течении двух месяцев со дня его вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа Российской Федерации путем подачи жалоб через арбитражный суд Ивановской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 25 декабря 2007 г. N А17-4965/2007
Текст постановления предоставлен Арбитражным Судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника