Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 8 августа 2008 г. N А17-1927/2008
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Кинешемский речной порт"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области
о признании права собственности,
при участии в судебном заседании: от истца - С., по дов. от 05.08.2008, от ответчика - М., по дов. от 26.12.2007 N 19,
установил:
Открытое акционерное общество "Кинешемский речной порт" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области, Департаменту управления имуществом Ивановской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом городского округа Кинешма, Волжскому управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании права собственности на объект недвижимого имущества - кран ПРК-80, заводской N 3, изготовлен 17.06.1986 года предприятием п/я А-3902, г.Углич Ярославской области.
Обращение с иском истец обосновал статьями 12, 217 ГК РФ и мотивировал тем, приобрел право собственности на кран плавучий сборно-разборный ПРК-80 в результате поступления данного судна в уставный капитал акционерного общества в ходе приватизации государственного предприятия Кинешемский речной порт в 1993 году. Однако, при обращении за государственной регистрацией права собственности на кран, Волжское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в письме N 05-10/82 от 12.02.2008 сообщило о невозможности регистрации права, в связи с отсутствием в плане приватизации конкретного указания на передачу данного имущества в уставный капитал вновь образуемого акционерного общества. Действительно, в акте оценки стоимости основных средств речного порта, прилагающегося к плану приватизации, кран ПРК-80 в перечне основных средств непосредственно не указан, однако, сведения о нем отражены в данном акте в позиции 9 "рабочие машины ЦММ", общая балансовая стоимость 179 тыс.руб.
Определением арбитражного суда от 30.06.2008, в связи с отказом истца от иска к Департаменту управления имуществом Ивановской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом городского округа Кинешма, Волжскому управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, производство по делу в отношении этих ответчиков было прекращено.
Ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области в отзыве предъявленный иск не признал, сообщил, что акционерное общество "Кинешемский речной порт" образовано в результате приватизации федерального имущества государственного предприятия Кинешемский речной порт. Акт оценки стоимости основных средств (приложение 1,3,4 к Плану приватизации) не содержит сведений о кране ПРК-80. Указанное обстоятельство дает основание полагать, что данное недвижимое имущество могло остаться в федеральной собственности, в случае, если не было учтено при определении балансовой стоимости основных средств, вошедших в уставный капитал образованного в результате приватизации акционерного общества.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, приведенные в защиту своих прав и интересов в исковом заявлении и отзыве на него, дополнительно пояснили, что ранее ОАО "Кинешемский речной порт" обращалось в арбитражный суд с заявлением об установлении юридического факта принадлежности крана на праве собственности (дело N А17-841/2008), но в связи с установлением судом наличия спора о праве заявление было оставлено без рассмотрения в соответствии со статьями 148 (пункт 3), 221 (часть 4) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением арбитражного суда от 30.06.2008 по ходатайству истца по делу была назначена судебная экспертиза на предмет исследования вопроса о вхождении объекта основных средств крана ПРК-80, заводской N 3, изготовленного в 1986 году, в состав имущества, проинвентаризированного и оцененного по состоянию на 01.07.1992 г. по акту оценки основных средств, являющемуся приложением N 1,3,4 к плану приватизации государственного предприятия "Кинешемский речной порт", утвержденного Комитетом по управлению государственным имуществом администрации Ивановской области 12.02.1993 года. В связи с этим производство по делу было приостановлено до окончания судебной экспертизы Определением от 25.07.2008 производство по делу возобновлено.
Заслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев материалы дела, арбитражный су; приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Из материалов дела следует.
В фактическом владении ОАО "Кинешемский речной порт" находится плавучий сборно-разборный кран ПРК-80, заводской номер 3, изготовленный 17.06.1986 предприятием п/я А-3902, расположенным в г.Углич Ярославской области.
В Государственном судовом реестре отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на заявленное водное судно внутреннего водного плавания, что подтверждается сообщением Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 19.06.2008, N 05-10/439.
Открытое акционерное общество "Кинешемский речной порт" образовано в результате приватизации федерального государственного предприятия Кинешемский речной порт в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" и распоряжением Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 12.01.1993 N 35-р.
Акционерное общество открытого типа "Кинешемский речной порт" зарегистрировано постановлением Главы администрации г.Кинешма от 26.02.1993, N 145. Впоследствии учредительные документы акционерного общества открытого типа были приведены в соответствие с Федеральным Законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", открытое акционерное общество "Кинешемский речной порт" зарегистрировано 20.06.1996 г.
Согласно данным первичного бухгалтерского учета ОАО "Кинешемский речной порт", в частности, инвентаризационной ведомости основных средств по состоянию на 23.11.2007, списку основных средств по подразделению Центральные механические мастерские от 01.01.2008, на балансовом учете истца спорное водное судно значится с 1990 года под инвентарным номером 64.19. Техническая документация на судно (паспорт крана, регистрационный номер II 7ПМ, заводской номер крана 3, изготовленного 17.06.1986 предприятием п/я А-3902, г. Углич Ярославской области, находится в распоряжении общества.
До 2001 года действующие нормативные акты не предусматривали государственную регистрацию прав собственности на речные суда. Такая регистрация стала возможна лишь после введения в действие Федеральным Законом от 07.03.2001 N 24-ФЗ Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Судно в соответствии со статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестр Российской Федерации или судовой книге. Государственной регистрации подлежат праве собственности и другие вещные права на судно.
Перечень имущества, полученного в состав уставного капитала при образовании акционерного общества "Кинешемский речной порт" в результате преобразования государственного предприятия Кинешемский речной порт в ходе мероприятий по приватизации, не составлялся.
Имея намерение обратиться за государственной регистрацией права собственности на кран плавучий, истец обратился к полномочному представителю в Ивановской области собственника бывшего государственного имущества Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области с просьбой подтвердить передачу в уставный капитал акционерного общества водного судна. Однако, последнее отказалось удовлетворить эту просьбу, сославшись на то, что перечень переданного акционерного обществу имущества в момент осуществления мероприятий по приватизации порта не составлялся, а в настоящее время за давностью времени невозможно определить конкретное имущество, так как сведения об уставном капитале в плане приватизации отражены лишь в стоимостном выражении по состоянию на 01.07.1992 г.
Как видно из плана приватизации предприятия, утвержденного Комитетом по управлению государственным имуществом администрации Ивановской области 12.02.1993, зарегистрированного Финансовым управлением администрации Ивановской области 26.03.1993, пакет документов не содержит пообъектного перечня имущества, переданного в состав уставного капитала акционерного общества. В акте оценки основных средств (приложение NN 1,3,4) под номером 9 значится лишь наименование группы основных средств "Рабочие машины ЦММ".
Между тем, в силу части 2 статьи 218, статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности может быть приобретено в порядке, предусмотренном законом о приватизации.
Согласно Положению о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721, подготовка документов по преобразованию госпредприятия в акционерное общество осуществлялась рабочей комиссией, созданной на предприятии в соответствии с разделом 3 Положения.
В соответствии с пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 за N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", величина уставного капитала акционерного общества определялась комиссией на основании данных инвентаризации по состоянию на 1 июля 1992 г. В уставный капитал акционерного общества подлежали включению все основные средства и вложения, запасы и затраты, денежные средства и прочие финансовые активы, находящиеся на балансе, за исключением имущества, запрещенного к приватизации.
Подготовленный рабочей комиссией план приватизации, акт оценки стоимости имущества Кинешемского речной порта и устав АООТ "Кинешемский речной порт" были утверждены приказом Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Ивановской области от 15.02.1993 N 37.
Утвержденный Комитетом план приватизации предприятия (подразделения) является решением о его преобразовании в акционерное общество открытого типа.
С момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия.
Кроме того, в соответствии с п. 4.2 Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества (Приложения N 3 к Указу Президента РФ от 29 января 1992 г. N 66) со дня регистрации акционерного общества государственное предприятие считается преобразованным, а его имущество переданным на баланс акционерного общества. На баланс акционерного общества передается имущество государственного, муниципального предприятия, составляющее уставный капитал акционерного общества.
Из содержания представленной истцом копии инвентаризационной описи основных средств N 73, составленной по состоянию на 01.12.1991, видно, что кран плавучий понт., инвентарный номер 142096, проинвентаризирован под порядковым номером 122, из чего следует, что кран находился на балансовом учете предприятия на момент, предшествующий приватизации.
Определением арбитражного суда от 30.06.2008 по ходатайству истца по делу была назначена судебная экспертиза на предмет исследования вопроса о вхождении объекта основных средств крана ПРК-80, заводской N 3, изготовленного в 1986 году, в состав имущества, проинвентаризированного и оцененного по состоянию на 01.07.1992 г. по акту оценки основных средств, являющемуся приложением N 1,3,4 к плану приватизации государственного предприятия "Кинешемский речной порт", утвержденного Комитетом по управлению государственным имуществом администрации Ивановской области 12.02.1993 года. Проведение экспертизы поручено ООО "Аудиторская фирма "Эксперт".
Согласно экспертному заключению эксперта Ц. от 23.07.2008, кран ПРК-80, заводской N 3, изготовленный в 1986 году, вошел в состав имущества, проинвентаризированного и оцененного по состоянию на 01.07.1992 г. по акту оценки основных средств, являющемуся приложением N 1,3,4 к плану приватизации государственной: предприятия "Кинешемский речной порт", утвержденного Комитетом по управлению государственным имуществом администрации Ивановской области 12.02.1993 года.
Анализ плана приватизации порта, инвентаризационной описи основных средств N 73 составленной по состоянию на 01.12.1991, результатов судебной экспертизы позволяет суду сделать вывод о том, что спорный кран плавучий находился на балансовом учете государственного предприятия на момент преобразования в акционерное общество, а, значит, вошел в уставный капитал АООТ "Кинешемский речной порт", в настоящее время - ОАО "Кинешемский речной порт".
Законность сделки приватизации никем не оспаривалась. План приватизации государственного предприятия Кинешемский речной порт и учредительные документы АО "Кинешемский речной порт" также никем не оспаривались и не признаны недействительными.
Таким образом, АО "Кинешемский речной порт", созданное в результате преобразования государственного предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации в качестве юридического лица стало собственником государственного имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации и переданного ему на баланс. Заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Пунктом 2 статьи 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Одним из оснований государственной регистрации судна и прав на него, предусмотренных статьей 18 данного Кодекса, является вступившее в законную силу решение суда.
В соответствии с частью 4 статьи 110 АПК РФ суд учитывает согласие истца принять на свой счет судебные расходы по делу.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьями 110, 167-168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать право собственности открытого акционерного общества "Кинешемский речной порт" на кран ПРК-80, заводской N 3, изготовленный 17.06.1986 года предприятием п/я А-3902, г.Углич Ярославской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 8 августа 2008 г. N А17-1927/2008
Текст Решения предоставлен Арбитражным Судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника