Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 22 ноября 2007 г. N А17-4148/2007
Арбитражный суд Ивановской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "БАС" о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Иваново от 20.06.2007 года за N 18-26 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде наложения налоговых санкций в сумме 537.417 руб. и максимальном уменьшении суммы налоговых санкций,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сити+" (далее по тексту ООО "Сити+", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по городу Иваново (далее по тексту Инспекция, ИФНС, налоговый орган) от 20.06.2007 года за N 18-26 в части привлечении налогоплательщика к ответственности в виде наложения штрафа:
- по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ: в общей сумме размере 516364 руб.; в том числе, за непредставление налогоплательщиком налоговых деклараций по земельному налогу за 2005 год в сумме 513893 руб.; по транспортному налогу за 2005 год в сумме 2471 руб.;
- по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ: в общей сумме 20843 руб., в том числе, за неуплату земельного налога за 2005 года в сумме 20418 руб.; за неуплату транспортного налога за 2005 года в сумме 412 руб.; за неуплату единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2005 года в сумме 13 руб.,
- по статьям 123, 126 Налогового кодекса РФ: в общей сумме 210 руб., в том числе, за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц за 2005 год, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в размере 10 руб.; за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган документов и иных сведений (сведений по форме 2-НДФЛ за 2004 год в количестве 4 документов) в размере 200 руб. и уменьшении размера налоговых санкций.
В обоснование заявления ООО "Сити+" указало следующее.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности удержания и уплаты налогов по УСН, ЕСН, НДС, НДФЛ, налога на имущество, налога на прибыль, платежи за добычу полезных ископаемых, транспортного налога, водного налога, земельного налога за период с 01.01.2004 года по 31.12.2005 года.
Решением Инспекции N 18-26 от 20.06.2007 года ООО "Сити+" привлечено к налоговой ответственности:
по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговой орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации в виде штрафа в общей сумме 972 340 руб., в том числе: в сумме 26777 руб. - по налогу на прибыль за 2005г., в сумме 398848 руб. - по налогу добавленную стоимость за 3, 4 кварталы 2005г., в сумме 21885 руб. - по налогу на имущество за 2005 год, в сумме 513893 руб. - по земельному налогу за 2005 год, в сумме 5471 руб. - по транспортному налогу за 2005 год, в сумме 6512 руб. - по единому социальному налогу за 2005 г., по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налогов в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в общей сумме 65 977 руб., в том числе: в сумме 4778 руб. -налога на прибыль за 2005г., в сумме 36078 руб. - налога на добавленную стоимость за 3, 4 кварталы 2005г., в сумме 3979 руб. - налога на имущество за 2005г., в сумме 20418 руб. -земельного налога за 2005 год; в сумме 412 руб. - транспортного налога за 2005 год; в сумме 299 руб. - единого социального налога за 2005 год;
по статьей 123 Налогового кодекса РФ за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц за 2005 год, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в размере 10 руб.;
по статье 126 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган документов и иных сведений (сведений по форме 2-НДФЛ за 2004 год в количестве 4 документов) в размере 200 руб. Обществу также предложено уплатить доначисленные налоги в общей сумме 511209 руб., пени в размере 111286 руб. 72 коп.
Не согласившись с решением N 18-26 от 20.06.2007 года, Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании последнего недействительным в части обязания уплатить:
- налог на прибыль в размере 24342 руб., налог на добавленную стоимость в размере 234548 руб., налог на имущество за 2005 год в размере 19895 руб., единый социальный налог в размере 7696 руб.;
- пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в размере 4061 руб., налога на добавленную стоимость в размере 41403 руб. 41 коп., налога на имущество в размере 3303 руб. 43 коп., единого социального налога в размере 312 руб. 08 коп.;
- привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде наложения штрафа за неуплату налога на прибыль за 2005 год в размере 4778 руб., налога на добавленную стоимость за 3, 4 кварталы 2005 год в размере 36078 руб., налога на имущество за 2005 год в размере 3979 руб., единого социального налога за 2005 год в размере 299 руб.;
- привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ в виде наложения штрафа за непредставление декларации по налогу на прибыль за 2005 год в размере 26777 руб., за непредставление декларации по налогу на добавленную стоимость за 3, 4 кварталы 2005 г. в размере 398 848 руб., за непредставление декларации по налогу на имущество за 2005 г. в размере 21 885 руб., за непредставление декларации по единому социальному налогу за 2005 г. в размере 8 466 руб.
Решением арбитражного суда от 25.09.2007 года по делу N А17-2880/2007 указанные требования Общества удовлетворены в полном объеме, решение Инспекции признано незаконным, противоречащим Налоговому кодексу РФ в оспариваемых суммах налогов, пени и налоговых санкций.
С решением налогового органа в части доначисления за период с 01.01.2004 года по 31.12.2005 года налогов в общей сумме 224780 руб. 25 коп., в т.ч. транспортного налога за 2005 год
- 2059 руб., единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2005 год - 67 руб., земельного налога за 2004, 2005 г.г. - 198875 руб., (за 2004 год - 96785,00 руб., за 2005 год - 102090,00 руб.), налога на доходы физических лиц за 2005 год - 52 руб., налога на добавленную стоимость за 2004, 2005 г.г. - 23727 руб. 25 коп.; пени по указанным налогам в общей сумме 62206 руб. 50 коп.; применения налоговых санкций в общей сумме 537417 руб. ООО "Сити+" не возражает, но просит учесть, что у предприятия не было умысла на совершение налогового правонарушения, оно всегда являлось добросовестным налогоплательщиком, налоговое правонарушение совершено им впервые; что проверкой было охвачено два года с 01.01.2004 года по 31.12.2005 года, поэтому размер доначислений оказался слишком большим; что с 30 января 2006 года и по июнь 2007 года Общество было отключено от электроснабжения, это существенно повлияло на размер дохода, получаемого предприятием, одним из основных видов деятельности которого являлась сдача в аренду недвижимого имущества (склада); два зимних периода в течение 2006 и 2007 г.г. это имущество пустовало, в настоящее время оно нуждается в ремонте; что в силу сложного финансового положения для погашения сумм налогов, против которых организация не возражает, вынуждены были привлечь заемные средства в размере 261000 руб.; что сумма штрафа в размере 537417 руб. непосильна для общества, принудительное взыскание всей суммы приведет к полному прекращению деятельности общества.
Определением суда от 06.08.2007 года заявление общества принято к производству суда с назначением предварительного судебного разбирательства.
В предварительном судебном заседании представители заявителя требования поддержали в полном объеме.
Определением суда от 16.10.2007 года назначено судебное заседание первой инстанции.
В настоящем судебном заседании представители заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнили объем требований: просили признать недействительным решение Инспекции ФНС России по городу Иваново от 20.06.2007 года N 18-26 лишь в части привлечения ООО "Сити+" к ответственности в виде наложения штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год в сумме 513893 руб.; по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату земельного налога за 2005 года в сумме 20418 руб., в виду неучета налоговым органом имеющихся у налогоплательщика смягчающих ответственность обстоятельств.
Пояснили, что Общество добровольно погасило санкции по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление расчета по транспортному налогу за 2005 год в сумме 2471 руб.; по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату транспортного налога за 2005 года в сумме 412 руб.; за неуплату единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2005 года в сумме 13 руб.; по статьям 123, 126 Налогового кодекса РФ в общей сумме 210 руб.
В дополнение к обоснованиям требований об уменьшении сумм налоговых санкций за непредставление расчета и неуплату земельного налога пояснили, что в апреле 2005 года полностью изменился состав акционеров общества, руководство, в том числе директор и главный бухгалтер. Новое руководство незамедлительно обратилось в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Иваново с заявлением об оформлении прав на землю. В то же время руководство общества добросовестно полагало, что общество не может являться налогоплательщиком земельного налога, поскольку в силу статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Лица, права которых на земельные участки не оформлены в установленном порядке, не указаны в данной статье. Исходя из этого, общество считало, что для таких лиц не установлена обязанность подавать декларации по земельному налогу.
При этом в указанный период времени (и по настоящее время) существовала практика, что арендная плата за землю начислялась Администрацией г. Иваново не с момента заключения договора, а за весь период землепользования, предшествовавший договору аренды, в который плата за землю не производилась.
Общество не имело умысла, направленного на уклонение от уплаты за землепользование. Это обстоятельство подтверждается тем, что в настоящее время оформлены землеустроительные дела на участки, расположенные под объектами недвижимости, принадлежащими обществу, сами участки поставлены на кадастровый учет, подписан договор аренды. Этому предшествовала большая работа по расформированию ранее существовавшего единого участка. Указанная работа осложнялась тем, что на данном участке располагалось около 20 объектов недвижимости, принадлежащих пятерым собственникам, а так же объекты, права на которые не были установлены. Потребовалось много времени, чтобы урегулировать спорные ситуации между смежными землепользователями.
В настоящее время ООО "Сити+", несмотря на финансовые трудности, осуществляет плату за землю своевременно.
На основании изложенного, в соответствии со статьями 197, 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьями 112, 114 Налогового кодекса РФ представители заявителя просили арбитражный суд признать недействительным решение Инспекции ФНС России по городу Иваново от 20.06.2007 года N 18-26 в части уточненных сумм и максимально уменьшить сумму налоговых санкций.
Представители налогоплательщика представили в материалы дела платежные поручения об уплате налоговых санкций, справку о состоянии расчетов с бюджетом, приказы по кадровым вопросам, переписку и соглашения с партнерами и органами власти по вопросу урегулирования земельных отношений.
Инспекция в отзыве на заявление и в выступлении своего представителя в судебном заседании возражала против заявлений требований, сославшись на то, что при вынесении решения от 20.06.2007 года за N 18-26 обстоятельств, смягчающих ответственность, предусмотренных статьей 112 Налогового кодекса РФ, установлено не было; объяснений (возражений) в установленный срок налогоплательщик не представил. Таким образом, заявитель не воспользовался своим правом, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. У Инспекции не имелось оснований для уменьшения размера налоговых санкций.
Заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся материалы дела, арбитражный суд установил.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Сити+" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности удержания и уплаты налогов по упрощенной системе налогообложения, единому социальному налогу, налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, налога на имущество, налога на прибыль, платежей за добычу полезных ископаемых, транспортного налога, водного налога, земельного налога за период с 01.01.2004 года по 31.12.2005 года.
По итогам проверки составлен акт от 15.05.2007 года N 18-44.
Рассмотрев материалы проверки заместителем начальника Инспекции N 18-26 от 20.06.2007 года вынесено решение о привлечении ООО "Сити+" к налоговой ответственности в виде наложения штрафа:
по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговой орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации в виде штрафа в общей сумме 972 340 руб., в том числе: в сумме 26777 руб. - по налогу на прибыль за 2005г., в сумме 398848 руб. - по налогу добавленную стоимость за 3, 4 кварталы 2005г., в сумме 21885 руб. - по налогу на имущество за 2005 год, в сумме 513893 руб. - по земельному налогу за 2005 год, в сумме 5471 руб. - по транспортному налогу за 2005 год, в сумме 6512 руб. - по единому социальному налогу за 2005 г., по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налогов в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в общей сумме 65 977 руб., в том числе: в сумме 4778 руб. -налога на прибыль за 2005г., в сумме 36078 руб. - налога на добавленную стоимость за 3, 4 кварталы 2005г., в сумме 3979 руб. - налога на имущество за 2005г., в сумме 20418 руб. - земельного налога за 2005 год; в сумме 412 руб. - транспортного налога за 2005 год; в сумме 299 руб. - единого социального налога за 2005 год;
по статьей 123 Налогового кодекса РФ за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц за 2005 год, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в размере 10 руб.;
по статье 126 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган документов и иных сведений (сведений по форме 2-НДФЛ за 2004 год в количестве 4 документов) в размере 200 руб. Требованием ИФНС от 27.08.2007 года за N 1370 Обществу предлагалось в добровольном порядке уплатить суммы неуплаченных налогов в размере 511209 руб., пени в размере 111286 руб. 72 коп.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 25.09.2007 года по делу N А17-2880/2007 по заявлению ООО "Сити+" решение Инспекции признано незаконным, противоречащим Налоговому кодексу РФ, в части доначисления налога на прибыль в размере 24342 руб., налога на добавленную стоимость в размере 234548 руб., налога на имущество за 2005 год в размере 19895 руб., единого социального налога в размере 7696 руб.; пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в размере 4061 руб., налога на добавленную стоимость в размере 41403 руб. 41 коп., налога на имущество в размере 3303 руб. 43 коп., единого социального налога в размере 312 руб. 08 коп.; привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде наложения штрафа за неуплату налога на прибыль за 2005 год в размере 4778 руб., налога на добавленную стоимость за 3, 4 кварталы 2005 год в размере 36078 руб., налога на имущество за 2005 год в размере 3979 руб., единого социального налога за 2005 год в размере 299 руб.; по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде наложения штрафа за непредставление декларации по налогу на прибыль за 2005 год в размере 26777 руб., за непредставление декларации по налогу на добавленную стоимость за 3, 4 кварталы 2005 года в размере 398848 руб., за непредставление декларации по налогу на имущество за 2005 год в размере 21885 руб., за непредставление декларации по единому социальному налогу за 2005 год в размере 8466 руб.
Предложенные к уплате решением налогового органа налоги в общей сумме 224780 руб. 25 коп., в т.ч. транспортный налог в сумме 2059 руб., единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2005 год в сумме 67 руб., земельный налог за 2004 год в сумме 96785 руб., за 2005 год в сумме 102090 руб., налог на доходы физических лиц за 2005 год в сумме 52 руб., налог на добавленную стоимость за 2004, 2005 г.г. в сумме 23727 руб. 25 коп.; пени по указанным налогам в общей сумме 62206 руб. 50 коп., налоговые санкции в общей сумме 3106 руб. (по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление расчета по транспортному налогу - 2471 руб., по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату транспортного налога - 412 руб., за неуплату единого налога - 13 руб., по статьей 123 Налогового кодекса РФ за неперечисление налога на доходы физических лиц - 10 руб., по статьей 126 Налогового кодекса РФ за непредставление документов - 200 руб.) Общество уплатило в добровольном порядке.
В части привлечения ООО "Сити+" к налоговой ответственности в виде наложения штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год в сумме 513893 руб., по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату земельного налога за 2005 года в сумме 20418 руб., ООО "Сити+" в соответствии со статьями 112, 114 Налогового кодекса РФ и 197, 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с самостоятельным заявлением о признании решения Инспекции ФНС России по городу Иваново от 20.06.2007 года за N 18-26 недействительным, в силу неучета налоговым органом обстоятельств, смягчающих ответственность.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к заключению о частичном удовлетворении уточненных требований заявителя исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, пункту 1 статьи 23, ст. 57 Конституции РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги сборы.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 Налогового кодекса РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Законодателем установлен минимальный размер, на который может быть уменьшен размер штрафа (не менее чем в два раза). Однако не установлен максимальный размер, до которого может быть уменьшен размер штрафа.
Статья 112 Налогового кодекса Российской Федерации содержит открытый перечень обстоятельств, смягчающих ответственность. Ими признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций (пункт 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 года N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса.
Суд по своему усмотрению может признать таковым любое обстоятельство, установленное им в ходе судебного разбирательства, так как исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит и суд в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет меру ответственности за конкретное налоговое правонарушение на основании объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые оценивает по своему внутреннему убеждению.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12.05.1998 года N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца 6 статьи 6 и абзаца 2части первой статьи 7 Закона РФ от 18.06.1993 года "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан" указал, что меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
В соответствии с положениями статей 32, 33, 82, 88 Налогового кодекса РФ осуществление налогового контроля должно осуществляться налоговыми органами в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
В частности, в пунктах 2, 3 статьи 100 Налогового кодекса РФ установлено, что в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах. Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В пункте 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, на основании приведенных норм права следует вывод, что в обязанности арбитражного суда и налогового органа, рассматривающих дело, входит установление и оценка, в том числе и обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, в связи с тем, что указанными обстоятельствами, кроме указанных в статье 112 Налогового кодекса РФ, могут быть признаны и иные обстоятельства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что у ООО "Сити+" имели место смягчающие ответственность обстоятельства.
К числу указанных обстоятельств относятся: а) добросовестное заблуждение Общества о необходимости уплаты земельного налога и представления налоговых деклараций по земельному налогу за земельные участки, права на которые не оформлены в установленном законом порядке, а также в силу существовавшей практики начисления в таком случае Администрацией г. Иваново арендной платы за землю; б) смена в апреле 2005 года состава акционеров общества, руководства, в том числе директора и главного бухгалтера; в) проведение непосредственно после проведения выездной налоговой проверки и установления факта неуплаты земельного налога работы по оформлению землеустроительных дел на участки, расположенные под объектами недвижимости, принадлежащие обществу, постановка их на кадастровый учет, подписание договоров аренды; г) отсутствие значительного ущерба у бюджета в результате допущенных налоговых правонарушений - доначисленные налоги, пени и налоговые санкции в общей сумме 227886 руб. 25 коп. (против которых Общество не возражает), внесены в доход бюджета в полном объеме; задолженности по текущим платежам Общество не имеет, плата за землю также осуществляется своевременно; г) Общество является добросовестным налогоплательщиком, ранее к ответственности не привлекалось.
Наличие вышеобозначенных обстоятельств не отрицается налоговым органом. В то же время, в решении от 20.06.2007 года за N 18-26 о привлечении Общества к налоговой ответственности зафиксировано, что обстоятельств, смягчающих или отягчающих налоговую ответственность не установлено (страница 6 указанного решения).
С учетом установленных в судебном заседании смягчающих ответственность обстоятельств, размер санкций в отношении ООО "Сити+" в соответствии с положениями статей 112, 114 Налогового кодекса РФ подлежит уменьшению: по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год с 513.893 руб. до 5.000 руб.; по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату земельного налога за 2005 года с 20.418 руб. до 10.000 руб.
Учитывая, что Инспекция при рассмотрении дела о налоговом правонарушении и при определении меры ответственности для ООО "Сити+" в разрез с положениями пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ при наличии смягчающих ответственность обстоятельств, не уменьшила размер подлежащих взысканию с налогоплательщика налоговых санкций, решение Инспекции ФНС России по городу Иваново от 20.06.2007 года за N 18-26 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения признается судом недействительным в части наложения штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год в сумме 508.893 руб.; по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату земельного налога за 2005 года в сумме 10.418 руб.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по госпошлине подлежат распределению между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных требований: на заявителя - 56 руб., на Инспекцию ФНС России по г. Иваново -1944 руб.; излишне уплаченная заявителем по платежному поручению от 31.07.2007 года N 238 государственная пошлина в сумме 9874 руб. 17 коп. подлежит возврату ООО "Сити".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 1, 3, 21, 23, 31, 32, 82, 89, 101, 106, 108, 112, 114, 119, 122, 137, 138 Налогового кодекса РФ; статьями 110, 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд
решил:
1. Уточненные требования Общества с ограниченной ответственностью "Сити+" о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по городу Иваново от 20.06.2007 года за N 18-26 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год в виде наложения штрафа в сумме 513893 руб.; по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату земельного налога за 2005 года в виде наложения штрафа в сумме 20418 руб. удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Инспекции ФНС России по городу Иваново от 20.06.2007 года за N 18-26 в части привлечения ООО "Сити+" к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год в виде наложения штрафа в сумме 508893 руб.; по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату земельного налога за 2005 года в виде наложения штрафа в сумме 10418 руб.
3. Расходы по оплате государственной пошлины распределить пропорционально между сторонами: на заявителя - 56 руб., на Инспекцию ФНС России по г. Иваново - 1944 руб.
4. Взыскать с Инспекции ФНС России по г. Иваново в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сити+" судебные расходы в сумме 1944 руб.
5. Возвратить ООО "Сити+" излишне уплаченную по платежному поручению от 31.07.2007 года N 238 государственную пошлину в сумме 9874 руб. 17 коп. Выдать справку на возврат госпошлины после вступления решения в законную силу.
6. На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 259 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 АПК РФ). В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 292 АПК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 22 ноября 2007 г. N А17-4148/2007
Текст Решения предоставлен Арбитражным Судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника