Информация Прокуратуры Ивановской области от 1 сентября 2010 г.
Прокуратурой Фрунзенского района г. Иваново поддержано государственное обвинение в отношении жительницы областного центра, 1987 г.р., которая совершила грабеж сотового телефона у своей знакомой, а также в причинении своему знакомому мужчине тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть.
Приговором суда она признана виновной в совершении преступлений предусмотренных ч. 4 ст. 111 УК РФ и п. г ч. 2 ст. 161 УКРФ и ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет в исправительной колонии общего режима.
Прокуратурой Родниковского района поддержано государственное обвинение в отношении местного жителя, попытавшего похитить бутылку коньяка из магазина.
12 июля 2010 г. Родниковском районным судом рассмотрено уголовное дело по обвинению жителя г. Родники Баженова Михаила, 1981 г.р., в совершении покушения на грабеж, то есть открытого хищения чужого имущества, с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья.
Обстоятельства дела таковы: 09 июля 2009 г. примерно в 17 ч. Баженов, находясь в магазине "Магнит-Парский" г. Родники, в торговом зале данного магазина с целью хищения чужого имущества взял с витрины бутылку коньяка "Московский" стоимостью 401 руб. 90 коп., положил ее во внутренний карман своей куртки и пошел к выходу из магазина мимо кассы, не желая оплачивать товар. Около выхода был остановлен продавцом, которая попросила показать, что находится у него во внутреннем кармане куртки, при этом женщина взяла Баженова за рукав куртки, не давая таким образом покинуть помещение магазина. Однако, игнорируя требования продавца, он продолжил свои действия и чтобы высвободиться он нанес ей удар рукой по руке и она отпустила рукав куртки. После этого Баженов с похищенной бутылкой коньяка быстрым шагом из магазина вышел и пытался скрыться, но возле соседнего дома был задержан сотрудниками милиции.
Вина подсудимого Баженова в совершении инкриминируемого ему преступления (ст. 30 ч. З, 161 ч. 2 п. "г" УК РФ) полностью доказана.
Суд согласился с мнением государственного обвинителя и с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, а также личности подсудимого, ранее неоднократно привлекавшегося к уголовной ответственности и отрицательно характеризующегося по месту отбывания уголовного наказания, справедливым наказанием для подсудимого обоснованно посчитал реальное лишение свободы.
Приговором суда Баженов признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 30 ч. 3, 161 ч.2 п. "г" УК РФ и осужден по совокупности преступлений к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В настоящее время приговор не вступил в законную силу.
Прокуратурой Пучежского района проведена проверка исполнения отделением УФМС России по Ивановской области по Пучежскому муниципальному району законодательства о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства.
В ходе проверки в деятельности отделения ФМС России по Ивановской области по Пучежскому муниципальному району выявлены нарушения названного законодательства, так например, для обслуживания инвалидов помещения не оборудованы пандусами, специальными ограждениями и перилами, не обеспечивается беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок.
По выявленным нарушениям, прокуратурой района, в адрес начальника отделения ФМС России по Ивановской области по Пучежскому муниципальному району внесено представление, которое в настоящий момент находится на рассмотрении.
Прокуратурой Тейковского района выявлены нарушения законодательства о муниципальных унитарных предприятиях.
Тейковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства и законодательства об использовании муниципального имущества в КУМИ Администрации г.о. Тейково.
В ходе проверки было установлены следующие нарушения законодательства:
1. Уставы муниципальных унитарных предприятий не соответствуют требованиям Федерального Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях":
1.1. Устав МУП "Тейковское топливное предприятие", утвержденный Приказом КУМИ N 8 от 13.02.2006 г. не содержит обязательных сведений о размере уставного фонда, о порядке и источниках его формирования.
Кроме того, пунктом 3.5 Устава предусматривается, что прибыль за вычетом сумм налогов и обязательств перед банками остается в распоряжении Предприятия и используется самостоятельно. Причины, по которым предпочтительное исполнение обязательств определено банкам перед другими кредиторами не понятны и не имеют под собой правовой основы. Данное положение Устава также противоречит требованиям ст. 17 п. 2 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", согласно которой муниципальное предприятие обязано ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определены органами местного самоуправления.
При реорганизации МУП "ТТП" и МУП "СУБОН" в форме присоединения в устав МУП "ТТП" не внесено ни одного изменения ни по целям и видам деятельности реорганизованного предприятия, ни по уставному фонду, ни по правоприемству, что является грубейшим нарушением ст. 29 п.8 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Особое внимание следует отметить, что фактически данная реорганизация носила фиктивный характер, в новое предприятие МУП "ТТП" переданы в основном долги МУП "СУБОН" и имущество, часть из которого была изъята. Все это негативно отразилось на итогах финансово-хозяйственной деятельности. МУП "ТТП" с момента реорганизации перестало выполнять вообще строительно-ремонтные работы (уставные виды деятельности МУП "СУБОН"). Экономически не обоснованные решения о реорганизации привели к тому, что новое предприятие не может несколько месяцев погасить перед работниками задолженность по заработной плате (ч. 6 ст. 136 ТК РФ), выросла задолженность по налогам. Предприятие стало обладать признаками банкротства. Никаких планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности КУМИ не утверждало и не устанавливало, как это требует п.п. 3 п.1 ст. 20 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Должный контроль за эффективностью использования муниципального имущества не осуществлялся.
1.2. Устав МУП "МПО ЖКХ" предусматривает размер уставного капитала в размере 249882 рубля. Фактически же передано в хозяйственное ведение имущество на сумму 1 135 390 руб., часть имущества изымалась, однако изменения в устав в порядке ст. 14, 15 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не вносились. Определить, за счет какого имущества или денежных средств сформирован уставный фонд предприятия, не представляется возможным. В соответствии со ст. 13 вышеуказанного закона уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме. Согласно ст. 3 вышеуказанного закона государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.
1.3. Устав МУП "Торгдом" единственной целью деятельности предприятия определяет сдачу в аренду муниципального имущества (здания кинотеатра). При сдаче в аренду муниципального имущества непосредственно самим КУМИ Администрации г.о. Тейково вся арендная плата поступала бы в доход бюджета городского округа Тейково. Создав в этих же целях МУП "Торгдом", собственник фактически увеличил затраты на содержание этого имущества и в бюджет города стали поступать гораздо меньшие доходы в виде отчислений от прибыли после уплаты налогов.
2. Имеют место нарушения закона при определении стоимости муниципального
имущества передаваемого в МУПы.
В соответствии со ст. 8 п. 5 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Статья 8 Закона об оценочной деятельности предусматривает обязательность проведения оценки объектов оценки при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц. Данное условие КУМИ Администрации г.о. Тейково не соблюдается, оценка имущества при передаче его в Уставные фонды не производится. Инвентаризация имущества как в КУМИ, так и в муниципальных унитарных предприятиях в установленные в законе сроки не производится.
В Договорах о закреплении за предприятиями муниципального имущества на праве хозяйственного ведения не указывается стоимость имущества переданного в хозяйственное ведение (например, Договор N 11/2007/001 от 7.11.2007 г. с МУП "МПО ЖКХ" и др.).
3. Договоры о закреплении за предприятиями муниципального имущества государственной регистрации по ряду предприятий в полном объеме не прошли , как требует п. 1 ст. 131 ГК РФ (например, МУП "МПО ЖКХ", МУП "ТТП" и др.).
4. Аудиторские проверки собственником не назначаются и практически не проводятся (п.п. 16 п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях).
5. При явных неудовлетворительных результатах экономической деятельности муниципального предприятия МУП "Тейковское топливное предприятие" и наличии признаков банкротства никаких действенных мер собственником и руководителем предприятия не принимается, что приводит к увеличению задолженности по заработной плате и налогам. При проверке МУП ТТП установлено, что на балансе у предприятия стоит недвижимое имущество по адресу: г. Тейково, ул. 1 Береговая, д. 8, за которое начисляются налоги. Одновременно к проверке представлено Распоряжение Главы Администрации N 344 от 10.06.2009 г. об изъятии данного имущества собственником, которое выставлено в последствии на торги. При том, что руководители МУПов регулярно представляют в КУМИ отчеты о результатах хозяйственной деятельности с приложением балансов. Более того, в Тейковском РОСП имеется сводное исполнительное производство, в рамках которого с 2008 г. вынесено и действует Постановление о запрете регистрационных действий с вышеуказанным недвижимым имуществом. Службу судебных приставов об изъятии данного имущества никто не уведомлял. Акты приема- передачи имущества от МУП "ТТП" в КУМИ отсутствуют. Подобный учет движения муниципального имущества и контроль со стороны ответственных должностных лиц КУМИ и муниципальных предприятий недопустим. В обязанности собственника входит утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов унитарного предприятия, утверждение показателей экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контроль за их выполнением. Должностные лица КУМИ Администрации г.о. Тейково надлежащим образом эти обязанности не выполняют.
6. Договоры с руководителями о материальной ответственности не заключаются (ст. 277 ТК РФ). С руководителем МУП "ТТП" Сильченко М.В. заключен трудовой договор, как с временно исполняющим обязанности Директора МУП "ТТП" (Приказ N 22-к от 22.04.2010 г. ) без оплаты труда. В соответствии со ст. 56 ТК трудовой договор является возмездной сделкой. Пункт 2 ст. 22 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусматривает, что руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя. Кроме того, в должностных обязанностях руководителя МУП "ТТП" и МУП "Торгдом" которым является Сильченко М.В. содержатся обязательные требования, предъявляемые к руководителю (пункт 1.4): наличие высшего профессионального образования и стаж работы на руководящей должности не менее 3-х лет. Документов, подтверждающих наличие стажа работы у директора вышеуказанных унитарных предприятий Сильченко М.В. не представлено, в трудовой книжке подобные записи отсутствуют.
7. Муниципальное имущество по адресу: г. Тейково, Октябрьская, 24 передано 5.03.2009 г. в аренду ООО "Монарх" по договору N 18нп без проведения конкурса, что является грубым нарушением ст. 17.1 Закона "О защите конкуренции", условия о размере арендной платы и о предмете договора надлежащим образом не согласованы. При наличии задолженности более четырехсот тысяч рублей, мер к признанию договора незаключенным и взысканию неосновательного обогащения не предпринято (ст. 607 п. З ГК РФ; п. 2 ст. 1105 ГК РФ).
Ивановской межрайонной прокуратурой проведена проверка законодательства в области охраны и использования водных объектов с участием представителей Управления Росприроднадзора и Роспотребнадзора.
В ходе проверки предприятий обеспечивающих население питьевыми водными ресурсами - ООО "Михалевское ЖКХ", ОАО "Совхоз "Тепличный", ООО "Коммунальщик" прокуратурой были нарушения в области исполнения законодательства в части охраны и использования водных объектов.
Так, при проверке в ОАО "Совхоз "Тепличный"" установлено, что предприятие на своем балансе имеет 15 скважин, откуда добывается вода и поставляется для нужд предприятия, а так же передается по договору с ООО "Коммунальщик", который в свою очередь населению с. Н.Талицы.
При проверке установлено, что у предприятия ОАО "Совхоз "Тепличный"" истек срок действия санитарно-эпидемиологического заключения выданного территориальным управлением "Роспотребнадзор". Это является нарушением со стороны ОАО "Совхоз "Тепличный"" требований федерального закона "Об охране окружающей среды", федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучия населения" и Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.01 года N 24 "О введении в действие санитарных правил", СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода, гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения". Контроль качества". В соответствии с законодательством индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам и нормам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей населения. Отсутствие у ОАО "Совхоз "Тепличный"" санитарно-эпидемиологического заключения на холодную воду, поставляемую ООО "Коммунальщик" для нужд населения, создает угрозу здоровью населению.
По итогам проверки прокурором внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения федерального законодательства. Представление находится на рассмотрении.
Но наиболее грубые нарушения прокуратура выявила в ООО "Коммунальщик" Ивановского района Ивановской области, которое осуществляет сброс сточных вод в 3 водных объекта: р. Вергуза, р. Шахмахта и р. Безымянный. Решения о предоставлении данных водных объектов ООО "Коммунальщик" в пользование для целей сброса сточных вод и дренажных вод отсутствует. Сброс сточных вод ООО "Коммунальщик" осуществляется без разрешительной документации и без решения о предоставлении поверхностного объекта в пользование. Тем самым, предприятием грубо нарушаются требования Водного кодекса РФ, в соответствии с которым предоставление водных объектов в пользование осуществляется только на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. По итогам проверки в отношении руководителя предприятия прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 7.6. КоАП РФ и материалы направлены для рассмотрения в Департамент государственного контроля Ивановской области. Кроме того в адрес руководства внесено представление об устранении выявленных нарушений. Аналогичные нарушения выявлены в ООО "Михалевское ЖКХ".
Всего же межрайонной прокуратурой по итогам проверки выявлено 12 нарушений, прокурором в адрес руководства организаций внесено 3 представления, которые находятся на рассмотрении, возбуждено 1 дело об административном правонарушении.
Фурмановской межрайонной прокуратурой по заявлению жителей г. Фурманова проведена проверка законности начисления платы электроэнергии за места общего пользования при отсутствии общедомовых приборов учета.
В ходе проверки установлено, что ООО "Управляющая компания N 1", ООО "Управляющая компания N 3", ООО "Управляющая компания N 4" заключили договоры поставки электрической энергии с ООО "Энергосетевая компания" 01.01.2010 года.
В соответствии с п. 2.5 указанных договоров, ООО "Энергосетевая компания" выставляет счета за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно бытовым потребителям, кроме того, использованную для общедомовых нужд - собственникам и нанимателям соответствующих жилых помещений.
При этом начисление ООО "Энергосетевая компания" платы за электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома, не оборудованных общедомовыми приборами учета осуществляются по пункту 3, подпункта 1 (формула 9) Приложения N 2 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Однако, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" пп. 1 п. З (формуле 9) Приложения 2 по данной формуле определяется порядок размера платы за коммунальные услуги в жилом помещении и только при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами.
Таким образом, применяемый ООО "Энергосетевая компания" порядок начисления и взимания платы за электроэнергию мест общего пользования, при отсутствии общедомовых приборов учета по п. З пп. 1 Приложения N 2 формуле(9) является незаконным, нарушает нормы жилищного законодательства и жилищные права неопределенного круга лиц.
По результатам выявленных нарушений, Фурмановским межрайонным прокурором в Советский суд г. Иваново было подано исковое заявление, с требованиями признать незаконными действия ООО "Энергосетевая компания" по начислению платы за электроэнергию мест общего пользования при отсутствии общедомового прибора в части применения пп. 1 п. З (формулы 9) Приложения N2 Постановления Правительства РФ от 23.06.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и обязать ООО "Энергосетевая компания" сделать перерасчет жителям г. Фурманова за электроэнергию мест общего пользования за период с 1 января 2010 года исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Исковые требования судом были удовлетворены. Решение в законную силу не вступило.
По мерам прокурорского реагирования выплачены долги по зарплате в Шуйском филиале ОГУП "Обллесхоз".
В ходе проверки исполнения законодательства о выплате заработной платы установлено, что в Шуйском филиале ОГУП "Обллесхоз" образовалась задолженность по выплате заработной плате перед 14 работниками в размере 131 000 рублей. Заработная плата не выплачивалась работникам длительное время, с декабря 2009 года. Предприятие фактически не работало, поступлений денежных средств, за счет которых возможно было погасить заработную плату, на предприятии не имелось. Предполагаемые сроки погашения задолженности были неизвестны.
Результаты прокурорской проверки свидетельствовали о нарушении работодателем сроков выплаты заработной платы, установленных ст. ст. 136, 140 ТК РФ.
Вместе с этим, одна констатация факта нарушения указанных требований законодательства, не решает проблему по реальному погашению задолженности и защите трудовых прав граждан.
В связи с чем, проверкой вскрыт не только сам факт невыплаты заработной платы, но также причины и условия, которые явились следствием невыплаты заработной платы и образовавшейся задолженности.
В частности, руководителем проявлялась пассивность по организации работы на предприятии. Имеющаяся автотехника не была задействована в производстве и не использовалась для зарабатывания денежных средств по договорам подряда, услуги по использованию техники не предлагались, работа с дебиторами (должниками предприятия) не велась.
Таким образом, одной из причин образовавшейся задолженности явилась пассивность руководителя по организации производственного процесса, в результате чего предприятие не работало и находилось в тяжелом финансово-экономическом положении.
По результатам проверки приняты не только меры прокурорского реагирования, но и разработан план мероприятий по реальному погашению задолженности, в который были включены мероприятия по эффективному использованию производственных мощностей предприятия, по контролю поступления денежных средств от контрагентов и их расходованию на выплату заработной платы.
Принятыми мерами задолженность по заработной плате 11.08.2010 года была погашена полностью.
Прокуратурой Пучежского района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности предприятий связи, инженерно-технических сооружений, обеспечивающих функционирование систем жизнедеятельности городов и населенных пунктов, сохранности химических, ядовитых, радиоактивных и других опасных веществ в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с заданием прокуратуры Ивановской области о проведении проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности предприятий связи, инженерно - технических сооружений, обеспечивающих функционирование систем жизнедеятельности городов и населенных пунктов, сохранности химических, ядовитых, радиоактивных и других опасных веществ в учреждениях здравоохранения прокуратурой Пучежского района проведена проверка следующих предприятий указанной категории:
- МУЗ "Пучежская ЦРБ",
- ООО "Водоканал-Пучеж",
- АО "Телеком - Пучеж",
- ОАО "Ивэнерго", (Пучежский РЭС),
- ОСП "Пучежский почтамт" УФПС Ивановской области - филиал ФГУП "Почта России".
В результате осуществления проверки выявлены нарушения указанного законодательства.
Так, при проведении проверки ООО "Водоканал-Пучеж" установлено, что в нарушение ст. 2 (Основные принципы противодействия терроризму) Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ст. 14 (Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принадлежащий указанному юридическому лицу накопительный резервуар не оборудован сплошным ограждением, вследствие чего к указанному объекту возможен свободный доступ посторонних лиц.
По данному факту прокуратурой района в адрес директора ООО "Водоканал - Пучеж" внесено представление, которое в настоящий момент находится на рассмотрении.
Кроме того, при проведении проверки соблюдения указанного законодательства РФ на объекте электроэнергетики (электрической подстанции и пункте оперативно - диспетчерского управления), принадлежащих ОАО "Ивэнерго" установлено, что в нарушение ст. 14 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 г. N 886 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587" указанные объекты не обеспечены государственной охраной.
По данному факту прокуратурой района 25.08.2010 г. в прокуратуру Ивановской области направлен проект представления об устранении нарушений законодательства РФ в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения антитеррористической защищенности для решения вопроса о направлении данного представления в адрес заместителя генерального директора, директора филиала ОАО "Ивэнерго" ОАО МРСК ЦиП Чижова С.Н. В настоящий момент представление находится на рассмотрении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Прокуратуры Ивановской области от 1 сентября 2010 г.
Информация предоставлена Прокуратурой Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве