ЗАО "Лоджим" является предприятием по производству сельхозпродукции (в состав предприятия входит животноводческая ферма). Основным видом производимой продукции являются молоко и мясо КРС в живом весе.Код предприятия по ОКОНХ-21210. В собственности также находится пашня в размере 182 га. На этой пашне мы выращиваем сено люцерновое для кормления скота. Остальные корма мы закупаем. Доля сена люцернового в структуре списанных кормов составляет меньше 20%. Выручка от реализации молока и мяса КРС составляет более 90%. Прибыль, полученная от реализации произведенной на нашем предприятии собственной сельхозпродукции за I квартал 2002 года, в соответствии с абзацем первым пункта 5 статьи 1 Федерального закона N 110-ФЗ от 6 августа 2001 года исключена при исчислении налога на прибыль.
Инспекцией МНС по Каневскому району предложено нам самостоятельно произвести досчет и уплатить налог на прибыль за I квартал, исчисленный по прибыли, полученной от реализации произведенной собственной сельхозпродукции.
ЗАО "Лоджим" не согласно с позицией налогового органа по следующим основаниям:
1. Согласно ФЗ от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 1 настоящего закона порядок освобождения от уплаты налога на прибыль действует до вступления в силу главы НК РФ, регулирующей специальный порядок налогообложения для сельхозтоваропроизводителей.
2. Специальный режим налогообложения сельхозтоваропроизводителей определен ФЗ от 12 декабря 2001 года N 187-ФЗ, вступает в силу в порядке, предусмотренном ст.5 НК РФ (поскольку первая публикация Закона N 187-ФЗ осуществлена в "Российской газете" от 30 декабря 2001 года N 255, этот закон вступает в силу с 31 января 2002 года).
3. В соответствии с ФЗ N 187-ФЗ от 29.12.2001г. гл. 26.1 ст. 346.1 "Система налогообложения для сельхозтоваропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" устанавливается настоящим кодексом и вводится в действие законом субъекта РФ об этом налоге. На территории Краснодарского края Закон "О едином сельскохозяйственном налоге" N 430-КЗ принят Законодательным собранием Краснодарского края 27 декабря 2001 года и в соответствии со ст.11 введен в действие с 1 апреля 2002 года.
4. Вступление в силу гл. 26.1 Налогового кодекса РФ отменяет действие льготы, предусмотренной абзацем первым п. 5 ст. 1 ФЗ от 6.08.2001 года N 110-ФЗ, но не ранее момента перевода сельхозтоваропроизводителей на единый налог в субъектах Российской Федерации, т.е. не ранее 1 апреля 2002 года. Кроме того, в соответствии со ст.5 Налогового кодекса пункт 1 "Акты законодательства о налогах и сборах" вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. По налогу на прибыль новый налоговый период (после принятия специального режима налогообложения сельхозтоваропроизводителей) наступит с 1 января 2003 года. Учитывая, что изменения налогообложения произошли после начала налогового периода 2002 года, существенно ухудшили положение налогоплательщика, в соответствии со ст. 5 п. 2 Налогового кодекса обратной силы они не имеют. Исходя из вышеизложенного, ЗАО "Лоджим" имеет право на применение льготы по налогу на прибыль, предусмотренной абз. первым п. 5 ст. 1 ФЗ от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ до конца 2002 года.
В соответствии со ст. 3 п. 7 Налогового кодекса, "все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика". Прошу дать правовую оценку данному письму, а также ответить, может ли наше предприятие перейти на уплату единого сельхозналога. Прошу в ответе привести ссылки на конкретные материалы МНС МФ или если есть арбитражная практика по данному вопросу.
Для начала напомним, что до 1 января 2002 года (до вступления в силу Федерального закона от 06.08.01 N110-ФЗ) право на освобождение от уплаты налога на прибыль организаций было установлено Законом РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". В нем, в частности, указывалось: "Не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии с настоящим Законом предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации".
Порядок реализации указанного освобождения был доведен Письмом ГНС РФ от 01.07.97 N ВЗ-6-04/493 "О рекомендациях при осуществлении контроля за правильностью исчисления и своевременностью внесения платежей в бюджет предприятиями и организациями АПК, занимающимися сельскохозяйственным производством".
При этом для определения сельскохозяйственной продукции налоговые органы в указанном письме рекомендовали руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, принятым постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301, введенным в действие с 1 июля 1994 года. Таким образом, от налога освобождалась прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции, прошедшей только первичную переработку. Так, например, прибыль от реализации сельскохозяйственным предприятием молочной продукции: молока, сливок, сметаны, творога, кефира, а также мяса скота, выращенного сельскохозяйственным предприятием, семян подсолнечника, масла растительного собственного производства, зерна, муки собственного помола, виноматериалов, невыделанных шкурок пушных зверей налогообложению не подлежала.
Из текста вопроса и существа изложенной вами проблемы следует вывод, что ранее ЗАО "Лоджим" не входило в перечень сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, утверждаемый законодательным (представительным) органом Краснодарского края, и до 1 января 2002 года на ваше предприятие льгота по налогу на прибыль распространялась. Как известно, изменения в абз. 3 статьи 2 Федерального закона от 6 августа N 110-ФЗ были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2001 года N 187-ФЗ, который вступил в силу с 31 января 2002 года. В соответствии с этими изменениями указанным абз. 3 статьи 2 устанавливается, что "предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 1 (Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций") порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли, от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации".
Закон Краснодарского края "О едином сельскохозяйственном налоге" N 430-КЗ от 27 декабря 2001 года и в соответствии со статьей 11 введен в действие с 1 апреля 2002 года правомерно, с соблюдением всех норм статьи 5 НК РФ. В соответствии с абз. 2 пункта 2 статьи 346.2. НК РФ "не признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие), определяемые по перечню, утверждаемому законодательными представительными органами субъектов РФ, в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, к которому отсылает нас Налоговый кодекс РФ, был принят в апреле сего года (см.: Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2002 года N 282 "О критериях отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа").
В этом постановлении устанавливаются критерии отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа. В частности, к таким, не имеющим права на перевод на уплату единого сельскохозяйственного налога, сельскохозяйственным организациям относятся организации, у которых доля кормов, выращенных на сельскохозяйственных угодьях, находящихся в их собственности, владении и (или) пользовании и использовании для собственного производства животноводческой продукции, составляет менее 20 процентов общего объема использованных кормов. Соответственно, перечень, утверждаемый Законодательным собранием Краснодарского края, согласно положениям абз. 2 пункта 2 статьи 346.2 НК РФ принимается в соответствии с вышеуказанными критериями, установленными Правительством Российской Федерации. Таким образом, если ЗАО "Лоджим" не вписывается в указанные критерии (а исходя из содержащейся в тексте вашего вопроса информации это так), то ваша организация не может быть переведена на уплату единого сельскохозяйственного налога. Следовательно, право на освобождение от уплаты налога на прибыль вы в любом случае потеряете в 2002 году. Но когда, с какого момента?
Итак, исходя из изложенного выше, необходимо определиться с моментом, с которого вы теряете право на освобождение от уплаты налога на прибыль: с даты введения на территории Краснодарского края единого сельхозналога (т. е. 1 апреля 2002 года), либо с даты принятия Законодательным собранием Краснодарского края перечня сельскохозяйственных организаций, относимых к сельскохозяйственным организациям индустриального типа? В главе 26.1. НК РФ не установлен конкретный срок или крайняя дата, с которой сельскохозяйственные организации должны быть переведены на специальный налоговой режим. Поэтому здесь может быть применен подпункт 7 статьи 3 НК РФ (все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика). Естественно, для вас лучше - позже. Причем чем позже, тем лучше. Однако с учетом позиции вашей налоговой инспекции, следует быть готовыми к тому, что любой удобный для вас срок утраты права на освобождение от уплаты налога на прибыль придется отстаивать в суде. Подведем итог. Таким образом, по нашему мнению, ваша организация становится плательщиком налога на прибыль организаций с момента утраты права на освобождение от уплаты налога на прибыль (с даты признания ЗАО "Лоджим" сельскохозяйственным предприятием индустриального типа).
Поэтому требование инспекции МНС РФ по Каневскому району Краснодарского края об уплате налога на прибыль за первый квартал 2002 года не основано на праве - в указанном периоде времени освобождение от уплаты налога на прибыль продолжало иметь место.Отдельно следует указать, что ваше мнение о наличии у ЗАО "Лоджим" права на применение "льготы по налогу на прибыль, предусмотренной абз. 1 пункта 5 статьи 1 ФЗ от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ до конца 2002 года" ошибочно и не обоснованно (в скобках заметим, что в соответствующей фразе вашего вопроса, видимо, была допущена опечатка - имелся в виду, конечно же, "абз. 1 пункта 5 статьи 1" Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"). Для такого вывода достаточно анализа самих положений НК РФ.
Во-первых, в данном случае применяется абз. 3, а не абз. 1 пункта 1 статьи 5 НК РФ. При этом, как уже указывалось выше, и глава 26.1 части второй НК РФ установлена, и Закон Краснодарского края "О едином сельскохозяйственном налоге" N 430-КЗ от 27 декабря 2001 года введен в действие правомерно, с соблюдением всех требований статьи 5 НК РФ.
Во-вторых, по той же причине вы также не вправе не применять положения Федерального закона от 29 декабря 2001 года N 187-ФЗ (о прекращении освобождения от уплаты налога на прибыль) до 1 января 2003 года лишь на том основании, что "по налогу на прибыль новый налоговый период (после принятия специального режима налогообложения сельхозтоваропроизводителей) наступит с 1 января 2003 года".
Для рассматриваемых обстоятельств это не имеет сколько-нибудь существенного значения. В свою очередь, "изменения налогообложения", произошедшие в результате введения новой главы НК РФ, действительно произошли после начала 2002 года (подчеркиваем, - после начала налогового периода по другому налогу - налогу на прибыль организаций) и бесспорно "существенно ухудшили положения налогоплательщика", но обратная сила этим изменениям (главе 26.1 части второй НК РФ), как известно не предавалась, а значит, положения пункта 2 статьи 5 НК РФ в этом случае также не применимы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13