Состояние работы по урегулированию задолженности
по налогам и сборам в 2001 году
Одним из основных направлений деятельности налоговых инспекций области в 2001 году была работа по реструктуризации юридических лиц. Инспекциями принято и проверено 417 заявлений от организаций на право проведения реструктуризации задолженности по Постановлениям Правительства РФ (N N 410, 458, 699, 765, 890).
Рассмотрено и принято более 475 решений о проведении реструктуризации просроченной задолженности организаций перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами.
Проведение данной работы способствовало поступлению текущих платежей (одно из условий при рассмотрении права проведения реструктуризации) и снижению недоимки путем ее рассрочки на срок, установленный постановлениями.
В результате проведения реструктуризации задолженность по налогам снижена на 26% (429,9 млн. руб., в т. ч. налоги - 183,7 млн. руб.), по внебюджетным фондам - на 27% (609,7 млн. руб., в т. ч. взносы - 212,5 млн. руб.)
Кроме того, в 4-м квартале в погашение задолженности по графикам и в уплату процентов поступило в бюджет свыше 5 млн. руб.
В основном все работающие промышленные организации обратились в инспекции за получением права проведения реструктуризации. В целом в 2001 году удалось добиться перелома ситуации с налоговой задолженностью.
Но, к сожалению, положение в агропромышленном комплексе вызывает тревогу, особенно по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами агрофирмами.
В 2001 году задолженность сельхозорганизаций в бюджет, при общем снижении по области, возросла на 50 млн. руб., в том числе в 10 районах по налогам - на 2,2 млн. руб. (несмотря на проведение реструктуризации) и достигла на 1.01.2002 г. 215 млн. руб., в том числе по налогам и сборам - 77 млн. руб. Доля их недоимки по налогам в общей по области составила почти 22%.
Конечно, эта недоимка по сельхозорганизациям накапливалась не один год, а за весь период их деятельности. Поэтому из 77 млн. руб. 35,4 млн. руб. числится за неработающими и реорганизованными (вошедшими в состав агрофирм) организациями. Она практически безнадежна к взысканию.
Положение дел по расчетам с государственными внебюджетными фондами еще более сложное. За организациями сельскохозяйственной отрасли числится задолженность, переданная фондами, в размере свыше 1 млрд. руб. ( почти 55% от задолженности по области), из которой пени и штрафы - свыше 600 млн. руб. Кроме того, в 2001 году возникла задолженность по текущим платежам по ЕСН в размере 80 млн. руб.
По агрофирмам недоимка по налогам в 2001 году возросла более чем в 2 раза и достигла на 1.01.2002 года 35,3 млн. руб. Только 7 агрофирм (из 49) не имеют долгов перед бюджетом.
В сложившейся ситуации одним из направлений по урегулированию просроченной задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами является проведение ее реструктуризации по постановлениям Правительства от 8.06.2001 г. N 458 (по налогам в бюджет и внебюджетным фондам) и от 1.10.2001 г. N 699 (по внебюджетным фондам), действие которых продлено до 1 апреля 2002 года.
Но, к сожалению, руководители хозяйств не спешат воспользоваться предоставленной возможностью.
На настоящий момент налоговыми инспекциями районов принято 45 решений о реструктуризации по налогам на сумму 5,4 млн. руб. (всего 7% от суммы недоимки на 1.01.2001 г.) и по взносам во внебюджетные фонды - 76 на сумму 69 млн. руб. (немногим более 10%). Из них более 50% недоимки реструктуризировано в Краснозоренском и Должанском районах, в размере более 10% - в Дмитровском, Знаменском, Малоархангельском, Мценском, Новосильском, Орловском районах.
Ни одного заявления, ни по одному из постановлений не поступило в Болховском, Залегощенском, Корсаковском, Кромском, Новодеревеньковском, Покровском, Свердловском, Троснянском, Урицком, Шаблыкинском районах.
В других районах реструктуризирована задолженность по налогам в размере немногим более 1%.
Над организациями, не подавшими до 1 апреля заявления о проведении реструктуризации, возникает угроза ужесточения применяемых санкций по взысканию имеющейся задолженности (налогов, пеней, штрафов) как по налогам, так и по взносам во внебюджетные фонды со стороны налоговых органов, ФСНП, прокуратуры, службы судебных приставов и, в конечном результате, инициирование процедуры банкротства.
По состоянию на 1.01.2002 г., из 351 млн. руб. недоимки по налогам и сборам практически невозможная к взысканию, числящаяся за неработающими, реорганизованными организациями, составляет около 160 млн. руб.
С данной категорией организаций инспекциям необходимо продолжать целенаправленную работу по определению и подготовке документов, необходимых для проведения процедуры их ликвидации, с последующим признанием имеющейся задолженности безнадежной с целью ее списания.
В истекшем году проведена процедура банкротства по 274 организациям, имеющим недоимку по налогам и сборам в размере 126 млн. руб. По инициативе инспекций на банкротство представлены почти 200 организаций с суммой недоимки около 50 млн. руб. Значительная работа в этом направлении велась в Орловском, Свердловском, Мценском районах, г. Мценске, в инспекциях города Орла.
Эта работа позволяет расчистить имеющуюся безнадежную задолженность. Так, в 2001 году завершена процедура банкротства по организациям с суммой задолженности около 70 млн. руб. На основании принятых арбитражными судами решений инспекциями в соответствии с положениями ст. 59 НК РФ и постановлением Правительства от 12.02.2001 г. N 100 налоговыми инспекциями признана безнадежной к взысканию и списана задолженность по налогам и сборам в сумме 111 млн. руб., в том числе по налогам - 66 млн. руб.
В оставшееся до 1 апреля время необходимо еще раз совместно с администрациями районов, с налогоплательщиками проработать вопрос проведения реструктуризации имеющейся задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами как одной из возможностей и способов финансового оздоровления предприятий. Кроме того, это реальный шанс очистить рынок от недобросовестных конкурентов и дать возможность экономике района полноценно развиваться.
Правительство максимально упростило процедуру получения права на реструктуризацию и обеспечило интересы бюджета. Для организации условия проведения реструктуризации по постановлению N 458 определяют: уплату текущих платежей 2001 года и дополнительную уплату процентов за пользование бюджетными средствами в размере 8 - 9 % суммы рестуктуризируемой недоимки по налогам или внебюджетным фондам.
Стоимость проведения реструктуризации по постановлению N 699 - уплата авансовых платежей по ЕСН в течение 2-х месяцев, предшествующих подаче заявления, и 15% суммы реструктуризируемой задолженности пени и штрафов.
При получении права проведения реструктуризации и выполнения ее условий - уплата текущих платежей, уплата процентов, платежей по графику равными долями в квартал по ее завершении с организации списываются начисленные пени и штрафы.
Налоговые органы будут контролировать соблюдение организациями условий реструктуризации. Чтобы снизить недоимку, усилия должны быть направлены и на расчистку безнадежных долгов, ликвидацию неработающих организаций.
Все это позволит нам не только сохранить достигнутые в 2001 году результаты по сокращению задолженности, но и добиться еще большего снижения недоимки в 2002 году.
А. Белитченко
Главный специалист отдела
принудительного взыскания недоимки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В соответствии с протоколом Воронежская межтерриториальная коллегия адвокатов переходит на централизованную бухгалтерию и все отчисления по ЕСН производятся в ОФК по месту нахождения головной организации в г. Воронеже.Просим снять с учета по уплате ЕСН структурное подразделение ВМКА (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 32, август, 2002 г.)
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (086-2) 43-50-18, (086-2) 43-48-13