В соответствии с выпиской из протокола заседания Правительства Республики Тыва от 31 мая 2005 г. N 50 Министерством экономического развития Республики Тыва, Агентством по осуществлению внешнеэкономических связей, инновационной и инвестиционной деятельности Республики Тыва проведен анализ инновационной деятельности на территории Республики Тыва за 2004 год. В 2004 году продолжалось формирование нормативно-правовой базы инновационной деятельности в республике, проведен анализ инновационного потенциала отраслей экономики республики, сформирован реестр инновационных проектов, утвержден портфель заказов перспективных инновационных проектов министерств и ведомств республики на 2004 год.
В целях проведения анализа текущего состояния и перспективы развития инновационной деятельности в отраслях экономики, кожуунах республики, предпринимательской среде, внедрения научных достижений, инвентаризации научных разработок и программ для определения наиболее перспективных направлений развития экономики республики Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Одобрить прилагаемый Государственный доклад "Об инновационной деятельности Республики Тыва в 2004 году".
2. Руководителям министерств и ведомств Республики Тыва в месячный срок организовать ознакомление с Государственным докладом "Об инновационной деятельности Республики Тыва в 2004 году" на заседаниях коллегий и представить анализ состояния инновационной деятельности в подведомственных отраслях экономики в Министерство экономического развития Республики Тыва.
3. Рекомендовать председателям администраций кожуунов, гг. Кызыла и Ак-Довурака в месячный срок провести ознакомление с Государственным докладом "Об инновационной деятельности Республики Тыва в 2004 году" на заседаниях коллегий и представить анализ состояния инновационной деятельности в кожуунах, гг. Кызыле и Ак-Довураке в Министерство экономического развития Республики Тыва.
4. Утвердить прилагаемые мероприятия по развитию инновационной деятельности в Республике Тыва в 2005 году.
5. Министерству экономического развития Республики Тыва подготовить на основе данных, представленных министерствами, ведомствами и администрациями кожуунов и городов Республики Тыва, проект республиканской целевой программы "О мерах по развитию инновационной деятельности в Республике Тыва в 2006-2007 годах".
6. Агентству по печати и массовым коммуникациям Республики Тыва опубликовать в газетах "Шын" и "Тувинская правда" Государственный доклад "Об инновационной деятельности Республики Тыва в 2004 году".
7. Контроль за исполнением данного постановления возложить на управление экономики, финансов и отраслевого развития Аппарата Правительства Республики Тыва.
Председатель Правительства Республики Тыва Ш. Ооржак.
Государственный доклад
"Об инновационной деятельности Республики Тыва в 2004 году"
I. Создание и развитие благоприятного инновационного климата Республики Тува. Динамика основных показателей инновационной деятельности
В 2004 году продолжилось формирование региональной инновационной системы. Развитие инновационной деятельности Республики Тува в 2004 году осуществлялось в соответствии с обозначенными задачами в посланиях Президента Российской Федерации Путина В.В. Совету Федерации Федерального Собрания и Председателя Правительства Республики Тува Ооржака Ш.Д. Великому Хуралу Республики Тува. Продолжалась дальнейшая реализация Концепции инновационной политики Республики Тува, утвержденной постановлением Правительства Республики Тува от 4 декабря 2002 г. N 916, в которой определены основные направления инновационной деятельности Республики Тува.
В государственной инновационной политике Республики Тува определены следующие основные направления развития инновационной деятельности: формирование нормативно-правовой базы, развитие инновационной инфраструктуры, подготовка и переподготовка кадров по инновационной, инвестиционной и научно-технической деятельности, стимулирование научно-исследовательской активности, внедрение современных технологий на производственных предприятиях республики с целью повышения конкурентоспособности местных товаропроизводителей и выхода на внешние рынки.
1.1. Финансирование инновационной деятельности Республики Тува в 2004 году.
В 2004 году на государственную поддержку создания и развития региональной инновационной системы за счет бюджетных средств всех уровней было выделено 85266,6 тыс. рублей, том числе из федерального бюджета - 48535,6 тыс. рублей (57%), республиканского - 36731 тыс. рублей (43%). Инновационная часть различных источников бюджетного финансирования составила (диаграмма 1):
по республиканским целевым программам - 18 процентов;
по республиканской инвестиционной программе - 26 процентов;
по федеральной адресной инвестиционной программе - 8 процентов;
по федеральным целевым программам - 19 процентов;
по территориальным федеральным органам исполнительной власти - 29 процентов.
Из 25 республиканских целевых программ, профинансированных бюджетом республики в 2004 г., наибольшая доля расходов на НИСЖР произведена за счет средств:
- программы "Обеспечение населения Республики Тыва местной программой телевидения и радиовещания по спутниковой системе передачи на 2003-2005 годы", в которой на НИОКР затрачено 1200 тыс. руб., или 5,4% от общего объема финансирования республиканских целевых программ;
- республиканской целевой научно-технической программы "Приоритетные направления развития фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Тыва на 2003-2010 годы" - 1,8%;
- программы "Свой дом" - 1,8.
За счет средств республиканской инвестиционной программы на 2004 г. на инновационную составляющую объектов программы направлено 21233,3 тыс. руб., или 26% от общего объема профинансированных средств на инновационную деятельность.
За счет средств федеральной адресной инвестиционной программы в 2004 году профинансировано 7 млн. рублей на приобретение и установку оборудования следующих объектов: "Аэровокзал" - приобретение пропускной установки, ГУП "Тувинский машиностроительный завод" - приобретение оборудования по производству окон и дверей из ПВХ и изготовлению пакетов GZ-700D, а также на оборудование по производству гранул сушки и подогрева ЛГ-63 и пресс-формы, отделения связи ее. Тоора-Хем и Кунгуртуг - приобретение и установка станций спутниковой связи.
В 2004 г. за счет федеральных целевых программ профинансированы мероприятия по приобретению оборудования в сумме 7807,68 тыс. руб. (16% от профинансированной суммы средств программ), а также на внедрение новых технологий в сумме 8669,6 тыс. руб. (18% от общей суммы средств программ).
Одним из традиционных источников модернизации оборудования и технологий хозяйствующих субъектов являются собственные средства предприятий. За счет собственных средств предприятий всех форм собственности в 2004 году на приобретение машин и установку оборудования, по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Тува, было потрачено 236329 тыс. руб., или 1,8% от общей суммы инвестиций предприятий в основной капитал за 2004 г.
По результатам заполнения отраслевыми предприятиями статистической отчетности по инновационной деятельности выявилось то, что практически все государственные предприятия не ведут учет средств, направляемых на приобретение высокотехнологичного оборудования и внедрение новых технологий. Это затрудняет определение инновационной составляющей расходов предприятий республики и анализ их инновационной активности. Частные предприятия предоставить информацию о своей инновационной деятельности считают нецелесообразным, ссылаясь на Федеральный закон от 24 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".
1.2. Основные мероприятия в 2004 году по развитию инновационной деятельности Республики Тува.
В 2004 году органами исполнительной власти республики проведены следующие мероприятия по созданию благоприятного инновационного климата в Республике Тува:
1.2.1. Реализация республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности на 2004-2005 годы
В 2004 году на реализацию мероприятий Программы было выделено 1400 тыс. рублей.
Система программных мероприятий включала в себя разделы:
нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности;
формирование инновационной инфраструктуры Республики Тува;
кадровое и материально-техническое обеспечение инновационной деятельности.
Распределение средств республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Республике Тува на 2004- 2005 годы" в 2004 году осуществлялось следующим образом: 61 процент был направлен на формирование инновационной инфраструктуры, 14,3 процента - на конкурс на лучший инновационный проект Республики Тува, 12,5 процента - на оплату расходов по участию Республики Тува в российских и международных выставках-ярмарках, форумах и конференциях для формирования позитивного инвестиционного имиджа республики и по 6,1 процента - на переподготовку кадров в сфере инновационной деятельности и организационно-информационное обеспечение инновационной деятельности в Республике Тува (диаграмма 4). Эффективность от инвестиций в данную Программу в 2004 году составила 378 тыс. рублей.
1.2.2. Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности.
Продолжалось формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность в сфере инновационной политики Республики Тува. С 2002 года Правительством Республики Тува принято 15 постановлений по стимулированию инновационной деятельности в республике:
от 4 декабря 2002 г. N 916 "Об утверждении Концепции инновационной политики Республики Тува";
от 10 февраля 2003 г. N 73 "О составе Экспертного совета при Правительстве Республики Тува по проведению экспертизы крупных социально-экономических, научно-технических проектов, программ и предлагаемых к заключению экономических договоров";
от 27 февраля 2003 г. N 92 "О проведении ежегодных конкурсов на лучший инновационный проект Республики Тува и об утверждении Положения о проведении конкурса на лучший инновационный проект Республики Тува";
от 18 июня 2003 г. N 385 "О Межведомственной комиссии при Правительстве Республики Тува по рассмотрению инновационных программ и проектов";
от 9 июля 2003 г. N 437 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения, экспертной оценки и финансирования инвестиционных проектов Республики Тува";
от 9 июля 2003 г. N 438 "О Координационном совете при Правительстве Республики Тува по оценке эффективности инвестиционных проектов кредитных рисков и для решения задач по согласованию приоритетных объемов финансирования";
от 3 декабря 2003 г. N 860 "Об итогах конференции по вопросу "Инновационная стратегия Республики Тува";
от 30 декабря 2003 г. N 941 "О программе "Развитие инновационной деятельности в Республике Тува на 2004-2005 годы";
от 27 апреля 2004 г. N 432 "О проведении конкурса на лучший инновационный проект Республики Тува в 2004 году";
от 29 июня 2004 г. N 577 "Об утверждении портфеля заказов инновационных проектов министерств и ведомств Республики Тува на 2004 год";
от 8 июля 2004 г. N 603 "О создании Некоммерческого партнерства "Республиканский научно-инновационный центр";
от 5 августа 2004 г. N 691 "Об утверждении Государственного доклада "Об инновационной политике и о мерах по развитию инновационной деятельности в Республике Тува";
от 23 сентября 2004 г. N 787 "Об утверждении Методики расчета и экспертной оценки эффективности инновационных проектов"
от 12 октября 2004 г. N 898 "О порядке финансирования перспективных инновационных проектов за счет средств, выделяемых из бюджета";
от 15 октября 2004 г. N 914 "Об итогах конкурса на лучший инновационный проект Республики Тува в 2004 году и утверждении проекта соглашения о сотрудничестве в сфере инновационной деятельности".
В то же время, существенным фактором, сдерживающим нормативно-правовое обеспечение инновационного процесса в республике, является отсутствие целостной и комплексной федеральной нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности. Государственной Думой Российской Федерации не принят проект федерального закона "О государственной инновационной политике", регулирующий правовые и экономические отношения между субъектами инновационной деятельности, определяющий основы формирования и реализации государственной политики с целью повышения инновационной активности, государственной поддержки инноваций. На сегодня юридической основой для реализации государственной инновационной политики Республики Тува являются Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 марта 2002 года, и Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", регулирующие отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и пользователями научной и научно-технической продукции.
1.2.3. Формирование реестра инновационных проектов.
Вопросы инновационного развития науки, образования, производства и предпринимательства обсуждались на инструктивных совещаниях Председателя Правительства Республики Тува, уполномоченных советах и комиссиях. По их итогам проведены следующие мероприятия:
1. Мероприятия по формированию реестра инновационных проектов республики.
На основе инновационно-инвестиционных паспортов проектов министерств и ведомств в 2004 году подготовлен сводный перечень инновационных проектов, включающий 57 проектов с инновационной составляющей. После рассмотрения Межведомственной комиссией при Правительстве Республики Тува по рассмотрению инновационных программ и проектов в реестр инновационных проектов Республики Тува включены 46 проектов, из них: Минпрома РТ - 3, Минсельхоза РТ - 6, Минздрава РТ - 1, Минобразования РТ - 1, v Минкультуры РТ - 5, Минстроя РТ - 3, Минприродопользования РТ - 5, Министерства ГО и ЧС РТ - 2, Минэнерго РТ - 9, Госкомпечати РТ - 1, Госархива РТ - 1, ТИКОПР СО РАН - 5, частных предпринимателей - 4.
Основными причинами, по которым тот или иной проект не был включен ни в перечень инновационных проектов, ни в реестр инновационных проектов, являлись: отсутствие бизнес-плана проекта, финансово-экономических показателей, а также большой срок окупаемости. Реестр утвержден постановлением Правительства Республики Тува от 29 июня 2004 г. N 577.
Задачи отраслевых министерств и ведомств по курированию инновационных проектов включают: поиск инвесторов или иных внебюджетных средств для реализации проектов, оказание организационной и материально-технической поддержки, размещение государственного заказа в случае востребованности проектов.
Самое большое количество проектов как в 2003 году, так и в 2004 было представлено по следующим отраслям: промышленность, медицина, наука и образование, строительство.
В 2004 г. распределение проектов в разрезе отраслей показало лидирующие позиции отраслей: энергетики, сельского хозяйства и промышленности.
2. Мероприятия по оценке инновационно-инвестиционного потенциала предприятий.
Для определения численности инновационно-активных предприятий республики и оценки их инновационно-инвестиционного потенциала проведены мероприятия по сбору паспортов предприятий согласно форме, утвержденной постановлением Правительства Республики Тува от 22 декабря 2004 г. N 1190, и анкет "Оценка инновационно-инвестиционного потенциала предприятий". Результаты анкетирования организаций и предприятий, подведомственных отраслевым министерствам, показывают:
а) основным источником инноваций остаются собственные средства предприятий, которые, как правило, направляются на приобретение или модернизацию оборудования. Иные источники финансирования, такие, как банковское кредитование, привлечение инвесторов, не используются. Кредиты банков в основном носят краткосрочный характер и часто с условиями, неприемлемыми для предприятий, в то время как инновационные проекты являются дорогостоящими и долгосрочными. Поэтому нередки случаи, когда предприятия избегали даже доступные кредиты;
б) предприятия мало расходуют на приобретение новых технологий - покупка прав на патенты, лицензий на промышленные образцы, технологические линии и установки и полезные модели и прочие подобные затраты. Одновременно и само патентование осложнено тем, что госпошлины за регистрацию изобретений и поддержание патентов постоянно растут.
Об этом свидетельствует структура затрат хозяйствующих субъектов на различные виды инноваций. В 2004 году инновационно-активные предприятия в основном приобретали оборудование. Однако среди приобретаемого оборудования преобладали отдельные установки, а не технологические линии и комплексы. Выборочные опросы свидетельствуют также о том, что ввиду дефицита средств распространенной практикой является покупка подержанного оборудования, часто дешевого, производства стран третьего мира. Все это говорит о том, что предприятия решали в первую очередь текущие проблемы замены изношенного оборудования и техники, а не перехода на новый технологический уровень производства;
в) актуальна проблема нехватки квалифицированных кадров.
Данное обстоятельство отмечали многие предприятия, однако финансовое положение не дает им возможность решать эту проблему так, как это необходимо;
г) предприятия не направляют финансовые средства на исследования и разработки, а также на маркетинговые исследования.
На систематическую работу в этой области у предприятий нет средств. Значительное число предприятий ориентировалось на выпуск такой продукции, для реализации которой не требуется специальных затрат на рекламу и продвижение нового продукта на рынок.
Таким образом, коммерциализация результатов научной деятельности в 2004 году находилась на недостаточном уровне, а связь между наукой и производством не была налажена. Это повлекло за собой то, что коренных изменений в технологическом уровне производства не произошло, а рынок интеллектуальной собственности не получил развития.
1.2.4. Проведение Конкурса на лучший инновационный проект Республики Тува.
В целях выявления инновационного потенциала научных и образовательных учреждений, предприятий и индивидуальных разработчиков, а также стимулирования их инновационной деятельности с 2003 года в республике проводится конкурс на лучший инновационный проект.
В 2004 году премиальный фонд конкурса составил 200 тыс. рублей (в 2003 году - 100 тыс. рублей). В конкурсе принял участие 21 проект (8 индивидуальных и 13 коллективных, 11 - в сфере производства, 10 - в сфере услуг). Премиальный фонд был распределен между 11 участниками конкурса. Конкурсной комиссией по рассмотрению инновационных проектов был одобрен проект соглашения о сотрудничестве в сфере инновационной деятельности, что позволит контролировать использование премиальных средств победителями в целях дальнейшего продвижения разрабатываемого проекта. Типовая форма соглашения утверждена постановлением Правительства Республики Тува от 14 октября 2004 г. N 914 "Об итогах конкурса на лучший инновационный проект в 2004 году и утверждении проекта соглашения о сотрудничестве в сфере инновационной деятельности".
Конкурс предусматривает поощрение бизнес-идей, стимулирование дальнейшей активности участников инновационных процессов в республике, так как все проекты, представленные на конкурс (по всем отраслям экономики республики), в основном находятся на стадии бизнес-предложений и необходимо время для того, чтобы они из полезных идей превратились в готовую продукцию. В связи с этим все участники конкурса имеют возможность доработать свои проекты при поддержке Республиканского научно-инновационного центра.
1.2.5. Подготовка кадров в сфере инновационной деятельности.
В целях оптимизации государственной поддержки молодых ученых Республики Тува, сохранения научно-кадрового потенциала Республики Тува Указом Председателя Правительства от 11 августа 2003 г. N 356 "Об учреждении грантов Председателя Правительства Республики Тува для поддержки молодых ученых Республики Тува" с 1 января 2004 г. были учреждены ежегодно присуждаемые гранты Председателя Правительства Республики Тува для поддержки научных исследований, проводимых молодыми (до 35 лет) учеными Республики Тува. Сумма индивидуального гранта составляет 24 тыс. рублей в год.
Для повышения уровня составления инвестиционных и инновационных проектов в республике в апреле 2004 года приобретен программный продукт PROJECT EXPERT и в г. Москве обучен специалист по использованию данной программы. В конце 2004 года в Республику Тува для проведения семинара на тему "Принятие инвестиционных решений и анализ эффективности проектов по методике Всемирного банка" был приглашен Г.В.Черник - доцент кафедры компьютеризации и информационно-консультационных технологий Академии менеджмента и агробизнеса, кандидат технических наук, член-корреспондент МАИ (г. Санкт-Петербург). В семинаре приняло участие 25 представителей министерств, ведомств, администрации г. Кызыла и научно-образовательных учреждений республики. Семинар проходил в г. Кызыле в течение 6 дней и состоял из теоретических и практических занятий. В завершении семинара каждый участник защищал курсовую работу по выбранному им инвестиционному или инновационному проекту. Знания, полученные в результате проведения семинара, позволят в будущем каждому участнику оценить и обосновать экономическую эффективность проекта и управлять им в процессе реализации.
В соответствии с протоколом о намерениях между Правительством Республики Тува и администрацией Томской области от 21 января 2005 г. в 2005 году планируется подготовить группу экспертов по вопросам инновационной деятельности Республики Тува в Межведомственном научно-образовательном центре г. Томска.
1.2.6. Формирование инновационной инфраструктуры.
Эффективность государственных вложений напрямую связана с долгосрочным планированием научно-технической и инновационной деятельности и прогнозированием их результатов. В этом вопросе должны быть учтены мнения всех вовлеченных в инновационный процесс субъектов, поэтому нужна кооперация усилий как частных, так и государственных субъектов (предприятий, университетов, государственных лабораторий и др.).
В связи с этим Правительством Республики Тува совместно с научно-исследовательскими институтами, научно-образовательными учреждениями в сентябре 2004 г. открыто Некоммерческое партнерство "Республиканский научно-инновационный центр" (далее - Центр), основными функциями которого стали объединение усилий всех участников инновационной деятельности для формирования единой национальной инновационной системы, оказание практической помощи и консалтинговых услуг в сфере инноваций и инвестиций.
Ведется работа над созданием бизнес-инкубатора с различными направлениями деятельности в отраслях экономики республики, поиск новых форм внебюджетного стимулирования инновационной деятельности.
II. Направления сотрудничества с региональными финансовыми
и внебюджетными организациями. Основные направления развития
инновационной деятельности
В течение 2004 года продолжалось изучение опыта сибирских регионов в сфере инновационной деятельности. Проводилась работа по вопросу сотрудничества с Региональным бюро поддержки программы сотрудничества Европейского союза и России (бывшая программа ТАСИС).
Делегация Республики Тува побывала в гг. Новосибирске, Томске, где были достигнуты протокольные договоренности с:
Региональным бюро поддержки программы сотрудничества ЕС и России (бывшая программа ТАСИС) в г. Новосибирске о сотрудничестве по реализации инвестиционных проектов Республики Тува, передаче форм бизнес-планов на уровне, предъявляемом Евросоюзом;
Фондом поддержки предпринимательства г.Томска по рассмотрению предложений от Республики Тува по поставке оборудования для малых предприятий (распоряжение Правительства Республики Тува от 13 апреля 2004 г. N 113-р);
администрацией Томской области по вопросу сотрудничества в сфере инновационной деятельности (протокол от 21 января 2005 г.);
Межведомственным научно-образовательным центром г. Томска о подготовке экспертной группы по экспертизе инновационных программ и проектов.
На сегодняшний день основную нагрузку по подготовке менеджеров нового типа для венчурного бизнеса, наукоградов, технопарков берут на себя российские и международные организации (ТАСИС, ЮНИДО, ЕВРАЗИЯ, Фонд Бортника). Переподготовка и повышение квалификации специалистов республики осуществляются путем приглашения консультантов в республику. В декабре 2004 года проведен семинар "Принятие инвестиционных решений и оценка эффективности проектов по методике Всемирного банка" с участием консультанта Института Всемирного банка в Тувинском государственном институте переподготовки и повышения квалификации кадров Правительства Республики Тува.
Республика Тува совместно с Томской областью приняла участие в федеральной программе "Исследование инновационного потенциала Сибирского федерального округа с целью развития и поддержания системы центров трансфера технологий". Мероприятие программы "Тиражирование томского опыта создания и обеспечение функционирования региональной системы координации инновационной деятельности на Республику Тува" будет проведено в IV квартале 2005 г. и обеспечено федеральным грантом в сумме 350 тыс. рублей.
В 2005 году на реализацию мероприятий РЦП "Развитие инновационной деятельности в Республике Тува на 2004-2005 годы" запланировано профинансировать 1200 тыс. рублей для реализации следующих мероприятий инновационно-инвестиционной деятельности:
проведение конкурса "Лучший инновационный проект Республики Тува";
участие в российских и международных выставках-ярмарках, форумах, конференциях, семинарах по вопросам инновационной и инвестиционной деятельности;
подготовка и переподготовка кадров в сфере инновационной и инвестиционной деятельности ("Логико-структурный подход при разработке проектов для участия в Программе сотрудничества ЕС и России (бывшая ТАСИС), финансируемая из бюджета ЕС", "Комплексная оценка инновационного потенциала объекта", "Автоматизированная методика экспертизы инновационных проектов" и т.д.);
дальнейшее развитие Некоммерческого партнерства "Республиканский научно-инновационный центр";
изготовление информационных материалов об инновационной и инвестиционной деятельности в Республике Тува.
Главной целью государственной научно-инновационной политики Республики Тува должно стать сохранение и развитие накопленного научного потенциала путем укрепления кадрового состава, совершенствования механизмов финансирования науки, подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики.
Развитие в целом национальной инновационной системы (НИС) и, в частности, региональной инновационной системы (РИС) - главная задача по достижению поставленной цели. В начале инновационной цепочки находится генерация знаний. Бюджетные ресурсы поддержки фундаментальных и прикладных исследований предполагается сконцентрировать в рамках республиканских целевых программ, используя для координации финансирования такие инструменты, как инновационные проекты государственного значения, приоритетные направления и критические технологии республиканского уровня.
Правительством Республики Тува в настоящее время ставится задача по реализации первого этапа формирования региональной инновационной системы, в результате которого будет создана необходимая нормативно-правовая база, инфраструктура региональной инновационной системы, будет продолжаться подготовка кадров в сфере инновационной деятельности, создаваться условия для технологического перевооружения в предпринимательском секторе. Разработка механизмов привлечения частного капитала на внедрение новых технологий, повышение заинтересованности предпринимательского сектора в развитии инновационной деятельности станут приоритетными направлениями при формировании региональной инновационной системы на данном этапе. Требования к результативности сектора исследований и разработок будут повышены. Поддержка начальных стадий исследовательских проектов, наиболее рискованных в плане рыночной отдачи, останется за государством, принимающим на себя долю рисков. На этом этапе государственная поддержка должна привести к формированию региональной инновационной системы, а восприимчивость экономики к новациям - повыситься.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.