Конституционный суд Республики Тыва в составе Председателя О.Л.-С. Салчака, судей О.Н. Дубровского, С.О. Монгуш, Ю.Я. Норбу, А.П. Саая,
с участием представителя стороны, направившей запрос в Конституционный суд Республики Тыва, - начальника отдела Государственно-правового управления Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва О.С. Проценко, полномочного представителя Председателя Правительства Республики Тыва в Конституционном суде Республики Тыва и Верховном суде Республики Тыва И. А. Саяна,
а также приглашенного представителя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва - председателя Комитета по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам М. С. Монгуша,
руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частью 2 статьи 3 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании положений пункта "ж" части 2 статьи 111 Конституции Республики Тыва.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Республики Тыва, в частности, пункта "ж" части 2 статьи 111 Конституции Республики Тыва.
Заслушав выступление судьи-докладчика А.П. Саая, объяснение представителя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Тыва установил:
1. Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва обратилась в Конституционный суд Республики Тыва с запросом (Постановление Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 22 апреля 2009 г. N 1415 ЗП-II) о толковании положений пункта "о" статьи 104 и пункта "ж" части 2 статьи 111 Конституции Республики Тыва.
Позиция заявителя заключается в следующем.
В соответствии с положениями пункта "о" статьи 104 и пункта "ж" части 2 статьи 111 Конституции Республики Тыва к полномочиям Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва отнесена дача согласия Председателю Правительства Республики Тыва при назначении на должности его заместителей, министров финансов и экономики Республики Тыва и принятие решения о выражении им недоверия, а к полномочиям Председателя Правительства Республики Тыва отнесено назначение их в порядке, установленном Конституцией и законом Республики Тыва.
Статья 5 Конституционного закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 95 BX-I "О Правительстве Республики Тыва" устанавливает, что Правительство Республики Тыва состоит из членов Правительства Республики Тыва - Председателя Правительства Республики Тыва, заместителей Председателя Правительства Республики Тыва, министров Республики Тыва и руководителей других органов исполнительной власти Республики Тыва. В соответствии с частью 1 статьи 6 указанного Конституционного закона заместители Председателя Правительства Республики Тыва, министры финансов и экономики Республики Тыва назначаются на должность Председателем Правительства Республики Тыва по согласованию с Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва в порядке, предусмотренном статьей 7 Конституционного закона, согласно которой заместители Председателя Правительства Республики Тыва, министры финансов и экономики Республики Тыва назначаются на должность Председателем Правительства Республики Тыва по согласованию с Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва.
Согласно части 1 статьи 8 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года N 97 BX-I "О статусе Председателя Правительства Республики Тыва" Председатель Правительства Республики Тыва формирует Правительство Республики Тыва, в соответствии с законом Республики Тыва, утверждает структуру Правительства Республики Тыва и органов исполнительной власти Республики Тыва, назначает заместителей Председателя Правительства Республики Тыва и министров Республики Тыва в порядке, установленном Конституционным законом Республики Тыва "О Правительстве Республики Тыва".
В нарушение указанных норм Конституции Республики Тыва, Конституционного закона Республики Тыва "О Правительстве Республики Тыва" Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 6 августа 2008 года N 173 "Об исполняющем обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва" исполняющим обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва назначен А. М. Монгал, который в настоящее время исполняет обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва более семи месяцев.
На основании изложенной позиции заявитель просит дать толкование:
- пункта "о" статьи 104 Конституции Республики Тыва по вопросу:
1) относится ли к полномочиям Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва дача согласия Председателю Правительства Республики Тыва, назначившему лицо, исполняющее обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва по истечению трехмесячного срока исполнения обязанностей указанным лицом;
- пункта "ж" части 2 статьи 111 Конституции Республики Тыва по вопросам:
1) относится ли к полномочиям Председателя Правительства Республики Тыва, назначение исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра Республики Тыва без согласования с Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва;
2) являются ли полномочия исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра Республики Тыва тождественными полномочиям заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра Республики Тыва;
3) в течение какого периода времени могут замещаться должности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва лицами, исполняющими обязанности перечисленных должностных лиц до внесения их кандидатур на согласование в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва;
4) соответствует ли Конституции Республики Тыва назначение исполняющим обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва А. М. Монгала Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 6 августа 2008 года N 173 "Об исполняющем обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва", минуя согласование кандидатуры с Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва;
5) соответствует ли Конституции Республики Тыва исполнение обязанностей заместителя Председателя Правительства Республики Тыва А.М. Монголом более семи месяцев подряд.
1.1 Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва просит дать толкование пункта "о" статьи 104 Конституции Республики Тыва по вопросу:
1) относится ли к полномочиям Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва дача согласия Председателю Правительства Республики Тыва, назначившему лицо, исполняющее обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва по истечению трехмесячного срока исполнения обязанностей указанным лицом.
Перечень полномочий Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, установленный статьей 104 Конституции Республики Тыва, не предусматривает такого полномочия палаты, как дача согласия Председателю Правительства Республики Тыва на назначение исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва по истечению трехмесячного срока исполнения обязанностей. Согласно Постановлению Конституционного суда Республики Тыва от 22 февраля 2005 года N 1-П, сохраняющему свою силу, перечень полномочий Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва является исчерпывающим. Следовательно, производство по запросу Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва в этой части подлежит прекращению в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 43 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва".
Заявитель в своем запросе о толковании положений Конституции Республики Тыва одновременно просит Конституционный суд Республики Тыва проверить соответствие Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 6 августа 2008 года N 173 "Об исполняющем обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва" Конституции Республики Тыва.
Согласно статье 3 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва рассматривает дела о соответствии Конституции Республики Тыва нормативных правовых актов Республики Тыва, а также дает толкование Конституции Республики Тыва. Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" и Регламент Конституционного суда Республики Тыва разделяет упомянутые категории дел. Кроме того, для их рассмотрения предусмотрено различное судопроизводство.
Таким образом, в рамках рассмотрения дела по толкованию Конституции Республики Тыва проверка на соответствие Конституции Республики Тыва конституционных законов, законов и иных нормативных правовых актов Республики Тыва не допустима. Следовательно, производство по запросу Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва в этой части подлежит прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва".
Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва также просит ответить на вопрос, соответствует ли Конституции Республики Тыва исполнение обязанностей заместителя Председателя Правительства Республики Тыва А. М. Монгалом более семи месяцев подряд.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва решает исключительно вопросы права. Конституционный суд Республики Тыва вышеупомянутый вопрос Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва не относит к разряду вопросов о праве.
Таким образом, производство по запросу Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва в этой части также подлежит прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва".
1.2. В связи с вышеизложенным предметом настоящего дела о толковании является разъяснение следующих вопросов:
- имеет ли право Председатель Правительства Республики Тыва назначать исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва без согласования с Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва, а также определять сроки исполнения обязанностей заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва до внесения кандидатур на согласование в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва;
- являются ли полномочия исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва тождественными полномочиям заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает решения по делу о толковании норм Конституции Республики Тыва, оценивая как буквальный смысл толкуемых норм, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых актов.
2. В соответствии с частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации в праве устанавливать свою систему органов государственной власти путем принятия собственных нормативных актов, которые должны соответствовать основам конституционного строя и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, другим положениям Конституции Российской Федерации и конкретизирующим их федеральным правовым актам.
Конституцией Республика Тыва определено, что Республика Тыва есть демократическое правовое государство в составе Российской Федерации (статья 1). Одной из основ конституционного строя республики является принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти при осуществлении своих полномочий самостоятельны (статья 9). Одновременно Конституция Республики Тыва устанавливает различные формы взаимодействия высших органов государственной власти Республики Тыва, одной из которых является участие в формировании органа государственной власти другого органа государственной власти. Так, в соответствии со статьями 103 и 111 Конституции Республики Тыва в формировании Конституционного суда Республики Тыва принимают участие Председатель Правительства Республики Тыва и Палата представителей Великого Хурала Республики Тыва. Согласно статье 104 Конституции Республики Тыва и статье 7 Конституционного закона Республики Тыва "О Правительстве Республики Тыва" в формировании Правительства Республики Тыва принимает участие Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва. Подобное взаимодействие институтов государственной власти не нарушает основ конституционного строя Республики Тыва и является одним из элементов установленной Конституцией Республики Тыва системы сдержек и взаимных ограничений, при этом обеспечивается баланс законодательной и исполнительной власти Республики Тыва и не нарушаются их стабильность и самостоятельность.
Данный вывод корреспондирует с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, которая последовательно выражалась в Постановлениях от 18 января 1996 года N 2-П, от 10 декабря 1997 года N 19-П, от 7 июня 2000 года N 10-П, Определении от 10 декабря 2004 года N 386-О. Согласно данной позиции само по себе право законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации на участие в формировании исполнительного органа власти данного субъекта Российской Федерации не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Такое участие, однако, не должно приводить к парализации деятельности входящих в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и лишать их самостоятельности при осуществлении принадлежащих им полномочий в конституционно-правовой системе разделения властей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Определения N 386-О следует читать как "16 декабря 2004 года"
2.1. В соответствии с пунктом "г" части 2 статьи 111 Конституции Республики Тыва к ведению Председателя Правительства Республики Тыва отнесено формирование Правительства Республики Тыва, а также утверждение структуры Правительства Республики Тыва и органов исполнительной власти Республики Тыва. Согласно пункту "ж" части 2 статьи 111 Конституции Республики Тыва Председатель Правительства Республики Тыва назначает заместителей Председателя Правительства Республики Тыва и министров Республики Тыва в порядке, установленном Конституцией и законом Республики Тыва. Частью 7 статьи 113 Конституции Республики Тыва установлено, что порядок формирования Правительства Республики Тыва определяется конституционным законом Республики Тыва.
Анализ вышеуказанных положений Конституции Республики Тыва, проведенный во взаимосвязи с положениями Конституционного закона Республики Тыва "О статусе Председателя Правительства Республики Тыва", Конституционного закона Республики Тыва "О Правительстве Республики Тыва" и с учетом сложившейся правоприменительной практики, показывает, что отношения, связанные с назначением заместителей Председателя Правительства Республики Тыва, министров Республики Тыва, а также назначение исполняющих обязанности указанных должностных лиц, по конституционно-правовому характеру относятся к вопросам формирования Правительства Республики Тыва и регулируются положениями, как Конституции Республики Тыва, так и других законов Республики Тыва. При этом Конституционным судом Республики Тыва выявлено, что вопросы, связанные со сроками исполнения обязанностей заместителей Председателя Правительства Республики Тыва, министров финансов и экономики Республики Тыва до внесения их кандидатур на согласование в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва, относятся к порядку формирования Правительства Республики Тыва и должны регулироваться исключительно положениями Конституционного закона Республики Тыва "О Правительстве Республики Тыва".
Таким образом, определение упомянутых сроков является дискреционным полномочием республиканского законодателя постольку, поскольку он обладает неограниченным правомочием по установлению этого срока по своему усмотрению.
Учитывая, что в настоящее время сроки исполнения обязанностей заместителей Председателя Правительства Республики Тыва, министров финансов и экономики Республики Тыва до внесения их кандидатур на согласование в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва не определены Конституционным законом Республики Тыва "О Правительстве Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва отмечает необходимость законодательного регулирования данного вопроса. Поскольку иное может привести к нарушению положений Конституции Республики Тыва, предусматривающих участие Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва в формировании Правительства Республики Тыва.
Одновременно Конституционный суд Республики Тыва, исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 110, пунктов "г" и "ж" части 2 статьи 111 Конституции Республики Тыва, а также правовых позиций Конституционного суда Республики Тыва, выраженных в Постановлении от 08.12.2008 года N 1-П "По делу о толковании положений части 1 статьи 110, частей 1-3 статьи 111 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Правительства Республики Тыва", выявил, что в период отсутствия законодательного регулирования сроков исполнения обязанностей заместителей Председателя Правительства Республики Тыва, министров финансов и экономики Республики Тыва до внесения их кандидатур на согласование в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва, определение этих сроков относится к компетенции Председателя Правительства Республики Тыва. Данное полномочие вытекает из конституционно-правового статуса высшего должностного лица Республики Тыва, обеспечивающего надлежащее взаимодействие ветвей государственной власти республики, а также ответственного за деятельность исполнительной ветви власти.
Таким образом, настоящим толкованием выявлено, что Председатель Правительства Республики Тыва как высшее должностное лицо Республики Тыва и глава исполнительной ветви власти, несущий ответственность за ее деятельность, в соответствии с Конституцией Республики Тыва имеет право самостоятельно назначить исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва. При этом сроки исполнения обязанностей заместителей Председателя Правительства Республики Тыва, министров финансов и экономики Республики Тыва до внесения их кандидатур на согласование в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва должны быть установлены республиканским законодателем.
Данный вывод также соответствует позиции Конституционного суда Республики Тыва, выраженной в Постановлении Конституционного суда Республики Тыва от 08.12.2008 г. N 1-П, согласно которой перечень полномочий Председателя Правительства Республики Тыва не носит ограничительного характера.
2.2. При разъяснении вопроса о тождественности полномочий исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва полномочиям заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва Конституционный суд Республики Тыва исходит, прежде всего, из выявленных в пункте 2.1. мотивировочной части настоящего Постановления полномочий Председателя Правительства Республики Тыва, положений Конституционного закона Республики Тыва "О Правительстве Республики Тыва", иных нормативных актов, регулирующих деятельность исполнительной ветви власти, а также из сложившейся правоприменительной практики.
Проведенный анализ показывает, что лицо, исполняющее обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва, равно как и лицо, назначенное на должность заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва, обременено аналогичными правами и обязанностями и в ходе осуществления своих полномочий принимает решения и совершает действия, имеющие равнозначное юридическое значение, одинаково порождающие, изменяющие и прекращающие правоотношения. Источником подобной тождественности является конституционно-правовой статус высшего должностного лица Республики Тыва - Председателя Правительства Республики Тыва.
Таким образом, полномочия исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва являются тождественными полномочиям заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частью 1 статьи 1, статьями 71-73, 76, 77 и 91 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном Суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва постановил:
1. Из конституционно-правового смысла пункта "ж" части 2 статьи 111 Конституции Республики Тыва установлено, что Председатель Правительства Республики Тыва правомочен назначать исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва без согласования с Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва. При этом установление сроков исполнения обязанностей заместителей Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва до внесения их кандидатур на согласование в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва относится к исключительному полномочию республиканского законодателя и должно регулироваться Конституционным законом Республики Тыва "О Правительстве Республики Тыва".
В период отсутствия законодательного регулирования сроков исполнения обязанностей заместителей Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва до внесения их кандидатур на согласование в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва, определение указанных сроков относится к компетенции Председателя Правительства Республики Тыва.
2. Настоящим толкованием выявлена тождественность полномочий исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва полномочиям заместителя Председателя Правительства Республики Тыва, министра финансов и экономики Республики Тыва.
3. Настоящее толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Шын", "Тувинская правда" и "Собрании законодательства Республики Тыва"
N 1-П
Конституционный суд
Республики Тыва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Тыва от 10 июня 2009 г. N 1-П "По делу о толковании пункта "ж" части 2 статьи 111 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва"
Текст постановления опубликован в газете "Тувинская правда" от 16 июня 2009 г. N 72