Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение
между правительством Московской области, Московским областным советом профсоюзов и объединениями работодателей Московской области на 2000 - 2001 годы
Настоящее соглашение фактически прекратило действие с 1 января 2002 г. в связи с истечением срока действия
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Правительства Московской области (далее - правительство), Московского областного совета профсоюзов (далее - профсоюзы), объединений работодателей Московской области (далее - работодатели), в соответствии с Конституцией Российской Федерации и руководствуясь нормами действующего законодательства Российской Федерации и Московской области, в целях создания необходимых условий для экономического развития Московской области, социальной и правовой защиты населения Московской области на основе практического внедрения принципов социального партнерства заключили настоящее соглашение.
Обязательства Правительства, вытекающие из настоящего соглашения, реализуются через соответствующие центральные органы исполнительной государственной власти Московской области и территориальные органы исполнительной государственной власти Российской федерации по Московской области, а в положениях, касающихся органов местного самоуправления, они реализуются по согласованию между правительством Московской области и соответствующими главами муниципальных образований, наделенными государственными полномочиями.
Региональное соглашение является основой для заключения региональных отраслевых соглашений, территориальных соглашений и коллективных договоров и не ограничивает права трудовых коллективов в расширении социальных гарантий и льгот.
Соглашение является правовым актом, устанавливающим основные принципы регулирования социально-трудовых отношений в Московской области, решения связанных с ними вопросов социально-экономической политики. Обязательства и гарантии, включенные в данное соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Проекты законов Московской области и других нормативных правовых актов, затрагивающих важнейшие трудовые и социально-экономические интересы населения, предварительно согласовываются сторонами и при необходимости рассматриваются на заседаниях Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Обязательства работодателей принимают на себя также две другие стороны в той мере, в которой они осуществляют свои функции.
Стороны оказывают всестороннее содействие коллективам, развивающим принципы социального партнерства, и рекомендуют органам местного самоуправления совместно с профсоюзами и работодателям способствовать:
- решению вопросов защиты социально-трудовых, гражданских прав и гарантий работающих, снижения напряженности в трудовых коллективах через заключение территориальных, отраслевых соглашений и коллективных договоров в каждой организации с их уведомительной регистрацией:
- разрешению коллективных трудовых споров с применением дозабастовочных примирительных процедур, ориентированных на достижение сторонами спора конкретного соглашения.
1. В целях стабилизации экономики, развития промышленного производства и сельского хозяйства
1.1. Стороны совместно:
1.1.1. Вырабатывают предложения федеральным органам государственной власти:
- по созданию благоприятных условий для хозяйственной, предпринимательской деятельности, прекращения спада производства, по разрешению кризиса неплатежей, предотвращению задержек выплаты заработной платы;
- по совершенствованию действующей системы налогообложения с целью укрепления финансового положения организаций Московской области;
- по реструктуризации долгов неплатежеспособных предприятий.
1.1.2. Вносят в необходимых случаях в Московскую областную Думу предложения о льготных условиях арендной платы за нежилые помещения и налогообложению для организаций независимо от форм собственности, оказывающих социально значимые услуги населению.
1.1.3. Осуществляют взаимные консультации по вопросам бюджетной и налоговой политики, составления планов, прогнозов и государственных программ социально-экономического развития Московской области.
1.1.4. Совместно вырабатывают меры по защите интересов организаций, потребителей от односторонних действий по установлению необоснованно завышенных ставок и тарифов на ресурсы и услуги организациями-монополистами.
1.1.5. Обеспечивают возможность участия профсоюзов в областных, городских и районных комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества с целью осуществления общественного контроля за ее ходом.
1.1.6. Осуществляют в соответствии с действующим законодательством контроль за соблюдением трудовых прав работников при проведении процедур банкротства и разработке мероприятий по финансовому оздоровлению организаций-должников. В установленном порядке информируют стороны соглашения об организациях, в отношении которых приняты решения о признании их несостоятельными (банкротами).
1.1.7. Оказывают поддержку малому и среднему предпринимательству во всех секторах экономики Московской области.
1.1.8. Содействуют развитию современных методов управления в народно-хозяйственном комплексе Московской области на основе новых информационных и телекоммуникационных технологий.
1.2. Правительство во взаимодействии с главами муниципальных образований, наделенными государственными полномочиями:
1.2.1. Оказывает содействие промышленным организациям в получении от Правительства Российской Федерации целевых льготных кредитов для финансирования приоритетных направлений развития товарного производства, обеспечивает организациям области поддержку при заключении долгосрочных соглашений на межправительственном уровне по поставкам сырья и материалов, привлечению отечественных и иностранных инвестиций.
1.2.2. Продолжает осуществление мер по структурной перестройке экономики Московской области посредством проведения активной промышленной политики, стимулирования развития высокоэффективных и конкурентоспособных производств, проектов и программ на конкурсной основе.
1.2.3. Формирует и размещает государственный заказ Московской области в соответствии с Законом Московской области "О закупках и поставках продукции для государственных нужд Московской области".
1.2.4. Внедряет новые формы сотрудничества товаропроизводителей с организациями перерабатывающей промышленности и торговли. Организует работу выставок-ярмарок на постоянной основе.
1.2.5. Осуществляет своевременное финансирование работ по строительству объектов гражданского, промышленного и дорожного строительства, ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с утвержденными государственными программами Московской области в рамках действия ежегодно принимаемого Закона Московской области об областном бюджете.
1.2.6. В случае нестабильной работы в течение года государственных и муниципальных унитарных предприятий организует проверки их финансово-экономического состояния, в случае необходимости расторгает контракты с руководителями организаций, намечает неотложные меры по выходу из кризиса, информирует об этом трудовые коллективы и контролирует выполнение мероприятий.
1.2.7. Принимает необходимые меры по улучшению работы транспорта общего пользования, выделяет дотации, предусмотренные Законом Московской области об областном бюджете, на покрытие убытков от перевозок пассажиров автомобильным транспортом на городских и пригородных маршрутах в соответствии с утвержденными государственными программами Московской области.
1.2.8. Принимает меры по установлению единого порядка перевозки всех льготных категорий пассажиров по общепринятым проездным документам с оплатой их за счет средств соответствующих бюджетов.
1.2.9. Осуществляет в соответствии с Законом Московской области "Об областном бюджете" финансовую поддержку агропромышленного комплекса Подмосковья, содействует развитию фермерских и частных хозяйств, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
1.2.10. Содействует сохранению и развитию действующей сети муниципальных организаций бытового обслуживания населения, а также организаций муниципальной системы жилищно-коммунального хозяйства и организаций здравоохранения, образования и культуры.
1.2.11. Создает и поддерживает необходимые условия для устойчивого снабжения организаций и населения энергетическими ресурсами, коммунальными услугами, бесперебойной работы пассажирского транспорта.
1.2.12. Обеспечивает налогоплательщиков через средства массовой информации ежеквартальной информацией о доходах и расходах областного бюджета, бюджетов муниципальных образований.
1.2.13. Контролирует в случаях, предусмотренных законодательством, выполнение условий договоров купли-продажи, сдачи в аренду, передачи в хозяйственное ведение и оперативное управление имущества организаций социальной инфраструктуры с целью сохранения профиля этих организаций и социальных гарантий их работникам. Применяет предусмотренные законодательством меры возврата в государственную, муниципальную собственность организаций, нарушающих условия приватизации.
1.2.14. Обеспечивает создание благоприятных условий для развития предпринимательства, совершенствует систему лицензирования отдельных видов деятельности на территории области.
1.2.15. Осуществляет систематический контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами, реализующими продукцию (товары, услуги) по регулируемым ценам (тарифам), государственной дисциплины цен, применяет к организациям-нарушителям предусмотренные действующим законодательством экономические и административные меры взыскания.
1.3. Профсоюзы:
1.3.1. Совместно с органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления, работодателями мобилизуют трудящихся на выполнение мероприятий, предусмотренных правительством Московской области по преодолению экономического кризиса и снижению социальной напряженности.
1.3.2. Участвуют в разработке и содействуют реализации государственных программ социально-экономического развития области, стабилизации экономики, целевых программ развития отраслей и организаций, совершенствованию налоговой политики.
1.3.3. Оказывают практическую помощь в заключении коллективных договоров организациям различных форм собственности и контролируют их выполнение.
1.3.4. В установленном порядке участвуют в работе постоянно действующих комиссий при правительстве Московской области, рассматривающих вопросы приватизации, банкротства, ликвидации неплатежеспособных организаций или применение реорганизационных процедур.
1.3.5. Осуществляют контроль за соблюдением законодательства, регулирующего приватизацию и послеприватизационный период, в части защиты прав трудящихся, предоставления льгот и социальных гарантий для членов трудового коллектива, предусмотренных до приватизации.
1.4. Работодатели:
1.4.1. Участвуют в разработке и реализации государственных программ социально-экономического развития области. Способствуют улучшению экономического и финансового положения организаций, обеспечению бесперебойного производственного процесса, повышению эффективности работы и выпуску конкурентоспособной продукции, предотвращению банкротства.
1.4.2. Принимают меры по прибыльной работе организаций, созданию дополнительных рабочих мест, своевременному техническому перевооружению, внедрению передовых технологий.
1.4.3. Ежеквартально информируют трудовые коллективы о финансово-хозяйственной деятельности организаций, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства.
1.4.4. Предоставляют право профкомам и профорганизаторам знакомиться с результатами аудиторских проверок, другими документами финансово-хозяйственной деятельности организации.
2. В целях повышения уровня жизни, регулирования оплаты труда и социальной защищенности населения
2.1. Стороны совместно:
2.1.1. Не допускают снижения уровня жизни населения области и принимают меры по поэтапному повышению размера минимального уровня заработной платы до уровня прожиточного минимума.
2.1.2. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта и туризма, организаций детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети социально-культурных объектов Московской области и муниципальных образований, в том числе организаций дополнительного образования, спортивных школ различной направленности, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, организаций социальной защиты.
2.1.3. Принимают меры по недопущению закрытия, перепрофилирования и использования не по назначению социально-бытовых, культурных и спортивных объектов организаций области всех форм собственности: детских дошкольных организаций, баз отдыха, спортсооружений, детско-юношеских спортивных школ, клубов, домов и дворцов культуры, библиотек.
2.1.4. Участвуют в оздоровлении детей и подростков. Не допускают снижения уровня оздоровления детей и подростков в летний период по сравнению с предыдущим годом. Определяют часть стоимости путевки, оплачиваемую из семейного бюджета, не выше 10% ее полной стоимости. В соответствии с достигнутыми соглашениями выделяют средства на компенсацию затрат по оздоровлению детей из областного, местных бюджетов, Государственного фонда социального страхования.
2.1.5. Обеспечивают реализацию областной долгосрочной комплексной программы "Дети Подмосковья", "Старшее поколение", "Социальная поддержка инвалидов Московской области".
2.1.6. Проводят работу, направленную на сохранение и улучшение здоровья населения, обеспечение необходимых условий для эффективного функционирования организаций здравоохранения.
2.1.7. Осуществляют систематический контроль за соблюдением установленного уровня торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, на продукты детского питания, а также уровня наценки на продукцию и товары, реализуемые в организациях общественного питания всех форм собственности при общеобразовательных школах, организациях начального профессионального образования, средних специальных и высших учебных заведениях.
2.1.8. Участвуют в соответствии с законодательством на паритетных началах в управлении государственными фондами социального, пенсионного, обязательного медицинского страхования, занятости.
2.1.9. Осуществляют контроль за своевременным перечислением физическими и юридическими лицами, действующими на территории Московской области, страховых взносов во внебюджетные фонды: социального страхования, пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования.
2.1.10. Осуществляют контроль за соблюдением установленных в коллективных договорах и соглашениях минимальных размеров оплаты труда и соответствующего соотношения оплаты труда между категориями работников.
2.1.11. Проводят анализ уровня заработной платы работников по отраслям и направляют предложения в соответствующие органы исполнительной государственной власти по ее регулированию.
2.1.12. Ежеквартально информируют стороны соглашения о состоянии выплаты заработной платы в организациях социальной сферы, финансируемых из областного бюджета.
2.1.13. Обязуются проекты основных нормативных правовых актов по реализации жилищно-коммунальной реформы в области рассматривать на заседании Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
2.2. Правительство во взаимодействии с главами муниципальных образований, наделенными государственными полномочиями:
2.2.1. Обеспечивает в установленном порядке определение и публикацию в средствах массовой информации прожиточного минимума населения области.
2.2.2. Обеспечивает своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. Осуществляет контроль и принимает меры по своевременной выплате пенсий, пособий по безработице, на ребенка, по опеке и других государственных социальных пособий и выплат.
2.2.3. При возникновении задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетных и дотационных организаций совместно с профсоюзами обеспечивает разработку и утверждение графиков погашения задолженности. Обеспечивает полное погашение долгов по заработной плате.
2.2.4. Осуществляет контроль и применяет в соответствии с действующим законодательством санкции к работодателям, допускающим задержку в выплате заработной платы, выступает инициатором исков в суды. Определяет меры ответственности представителей государства в акционерных обществах за обеспечение своевременной выплаты заработной платы.
2.2.5. В соответствии с федеральными и областными нормативными правовыми актами обеспечивает своевременное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в целях поэтапного сокращения разрыва между ставкой 1-го разряда ЕТС и размером прожиточного минимума, предусмотрев для этого средства в проектах областного и в установленном порядке местных бюджетов.
2.2.6. Обеспечивает приближение размеров заработной платы работников бюджетной сферы к уровню заработной платы в производственных отраслях экономики.
2.2.7. Не допускает опережения темпов роста заработной платы государственных и муниципальных служащих над темпами роста заработной платы работников бюджетных организаций социально-культурной сферы.
2.2.8. Сохраняет практику освобождения нанимателей и собственников жилья от начисления пени по платежам за жилье и коммунальные услуги на период задержки выплаты заработной платы, пенсий и пособий по безработице.
2.2.9. Осуществляет контроль за соответствием должностного оклада и заработной платы руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий трудовому договору (контракту) и условиям оплаты труда, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области.
О проверке трудовых договоров (контрактов), заключенных с руководителями государственных унитарных предприятий Московской области см. постановление Первого Вице-главы Администрации Московской области и Московского Областного Совета Профессиональных Союзов от 18 января 1999 г. N 7-ПВГ-32
2.2.10. Организует работу по проведению ежеквартального мониторинга уровня жизни населения Московской области.
2.2.11. Продолжает практику оказания адресной социальной поддержки населения.
2.2.12. Продолжает оказание финансовой помощи студентам и учащимся образовательных и специальных учебных заведений для обеспечения их питанием, проездными билетами на проезд в транспорте общего пользования (кроме железной дороги) на весь учебный период.
2.2.13. Обеспечивает выплаты учащимся областных высших учебных заведений именных стипендий и дотаций остро нуждающимся студентам, студенческим семьям, имеющим детей, индексируя их в соответствии с законодательством.
См. Положение об именных стипендиях Губернатора Московской области для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта, утвержденное постановлением Губернатора Московской области от 20 сентября 2000 г. N 336-ПГ
2.2.14. Предусматривает с учетом адресного подхода средства на льготное (бесплатное) питание, проезд в транспорте общего пользования низкооплачиваемым (1-5-й разряды по ЕТС) категориям работников интернатных и дошкольных учреждений.
2.2.15. Сохраняет льготы на проезд пенсионерам, инвалидам. Компенсируют расходы на проезд транспортом общего пользования работникам здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты.
2.2.16. Способствует установлению сезонного снижения тарифов на проезд всеми видами транспорта общего пользования в пригородном сообщении.
2.2.17. Продолжает работу по передаче объектов жилищно-коммунального назначения из государственной в муниципальную собственность.
2.2.18. Обеспечивает выполнение законодательных и финансовых основ реформирования жилищно-коммунального хозяйства без снижения качества предоставляемых услуг населению.
2.2.19. Вырабатывает предложения по совершенствованию законодательной базы приватизации жилья.
2.2.20. Осуществляет контроль за предоставлением адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с положением "О порядке предоставления и определения величины компенсации (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в Московской области", утвержденным постановлением губернатора Московской области от 08.07.99 N 242-ПГ.
2.2.21. Совершенствует порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает его соблюдение на территории Московской области.
2.2.22. Не повышает ставки и тарифы на жилье и коммунальные услуги без четкого экономического обоснования и соответствующей экспертизы. Рекомендует муниципальным образованиям не повышать тарифы на жилищно-коммунальные услуги без увеличения реальных доходов населения.
2.2.23. Не пересматривает в сторону увеличения тарифы на электроэнергию для населения, транспорт общего пользования без предварительного информированного областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
2.2.24. Устанавливает предельный уровень платежей граждан за жилье и коммунальные услуги к совокупному доходу семьи не выше утвержденного действующим законодательством.
2.2.25. Решает вопросы о льготных тарифах на электроэнергию, коммунальные услуги и перевоз детей к местам отдыха на период проведения оздоровления школьников.
2.2.26. Ежегодно предусматривает в областном бюджете и бюджетах муниципальных образований расходы на приобретение жилья для льготной категории населения, состоящего на учете по улучшению жилищных условий.
2.2.27. Способствует обеспечению государственным и муниципальным жильем работников бюджетной сферы и льготной категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также рассматривает возможность предоставления им безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья.
2.2.28. В установленном порядке выделяет земельные участки работникам организаций бюджетной сферы.
2.2.29. Обеспечивает гарантированный объем медицинской и лекарственной помощи населению, в том числе инвалидам войны, медико-социальных услуг в лечении и профилактике заболеваний в соответствии с Федеральным законом "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", Федеральным законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Федеральным законом "О ветеранах".
2.2.30. Публикует в средствах массовой информации годовые и полугодовые отчеты об использовании государственных внебюджетных социальных фондов.
2.2.31. Принимает меры по снижению уровня преступности, по защите от хищений промышленной, сельскохозяйственной продукции и имущества юридических и физических лиц.
2.3. Профсоюзы:
2.3.1. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов в деле защиты их социально-экономических интересов и трудовых прав.
2.3.2. Осуществляют контроль за своевременной выплатой заработной платы, детских пособий, других социальных выплат, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области. В установленном законодательством порядке выходят с инициативой по привлечению к ответственности должностных лиц, не обеспечивающих своевременную выплату вышеперечисленных пособий.
2.3.3. Участвуют в соответствии с законодательством на паритетных началах в управлении государственными фондами социального страхования, занятости медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых и других взносов, осуществляют контроль за целевым использованием средств этих фондов.
2.3.4. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты через комиссии по трудовым спорам, Государственную инспекцию труда, выступают инициаторами исков в суды.
2.3.5. Добиваются включения в коллективные договоры:
- размера уровня минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума;
- роста заработной платы в соответствии с ростом стоимости жизни;
- снижения заработной платы руководителям и главным специалистам организаций на период полной или частичной их остановки или при наличии задолженности по выплате заработной платы;
- порядка компенсации потерь в заработной плате в случае ее задержки;
- предоставления бывшим работникам - пенсионерам, инвалидам и их семьям возможности пользоваться здравпунктами, санаториями-профилакториями, клубами и базами отдыха;
- вопросов, связанных с внедрением персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования через пенсионную комиссию профкома организаций;
- соглашений по охране труда и др.
2.3.6. В установленном порядке осуществляют защиту законных прав и интересов трудовых коллективов и отдельных членов профсоюзов.
2.3.7. Осуществляют контроль за реализацией программы социальной и адресной защиты населения.
2.3.8. Организуют обсуждение проектов законов, других нормативных правовых актов по социально-экономическим вопросам.
2.4. Работодатели:
2.4.1. Устанавливают минимальный уровень заработной платы в организациях независимо от форм собственности не ниже величины среднеобластного прожиточного минимума. В организациях, где минимальный уровень заработной платы ниже величины прожиточного минимума, разрабатывают совместно с профсоюзами программы поэтапного ее увеличения.
2.4.2. Обеспечивают пересмотр тарифной ставки 1-го разряда в соответствии с ростом индекса цен и отраслевыми тарифными соглашениями. Разрабатывают совместно с профсоюзами графики ликвидации задолженности по заработной плате в каждой организации.
2.4.3. Не допускают внедрения нетрадиционных видов вознаграждения за труд (натуральные выдачи, страхование и т.д.) за счет снижения размеров основной заработной платы с учетом инфляции.
2.4.4. Предоставляют по запросам соответствующих профсоюзных органов документы, сведения, расчеты по заработной плате трудящихся.
2.4.5. Не позднее 1-го квартала заключают коллективные договоры с профсоюзными комитетами в организациях, предусматривая в них:
- сроки выплаты заработной платы;
- графики погашения задолженности и размеры компенсаций в случаях задержки выплаты заработной платы;
- оплату времени простоя на производстве не по вине работника не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда;
- оплату отпусков (по инициативе администрации) в размерах не ниже предусмотренных законодательством;
- снижение заработной платы руководителям и главным специалистам организаций на период полной или частичной их остановки и т.д.
2.4.6. Осуществляют меры по сохранению и обеспечению функционирования санаториев-профилакториев, баз отдыха, домов культуры, спортивных сооружений, детских оздоровительных и дошкольных организаций.
3. В целях обеспечения занятости и предотвращения роста уровня безработицы
3.1. Стороны совместно:
3.1.1. Обеспечивают разработку и реализацию "Программы содействия занятости населения Московской области на 2001-2002 годы", а также контрольные показатели на 2000 год в соответствии с постановлением Правительства Московской области N 26/10 от 29.03.99 "Об утверждении контрольных показателей департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Московской области".
3.1.2. Не допускают повышения уровня регистрируемой безработицы выше чем 3,0 процента от числа экономически активного населения области. В случае возникновения чрезвычайной ситуации на рынке труда разрабатывают программу экстренных мер, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, определяют источники ее финансирования.
3.1.3. Проводят согласованную политику при подготовке и принятии решений органов государственной власти в отношении неплатежеспособных организаций, направленную на предотвращение их фактической ликвидации и возникающих социальных конфликтов.
3.1.4. Разрабатывают и осуществляют меры по социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций, особенно градообразующих, в том числе в вопросах переподготовки кадров на производстве.
3.1.5. При введении внешнего управления обеспечивают сохранение действия трудовых и коллективных договоров.
3.1.6. Рекомендуют органам местного самоуправления освобождать от регистрационного сбора безработных, открывших собственное дело, и устанавливать налоговые льготы предпринимателям из числа безработных.
3.1.7. Обеспечивают на паритетных началах через участие в работе координационного комитета содействия занятости населения Московской области управление фондом занятости и контроль за использованием его средств.
3.1.8. Осуществляют привлечение и использование иностранной рабочей силы с согласия соответствующих профсоюзных органов.
3.1.9. Продолжают практику оказания в установленном порядке организациям различных форм собственности льготной финансовой помощи из средств фонда занятости на создание новых рабочих мест, компенсационные выплаты работающим в случае временной приостановки деятельности организаций, при введении режимов неполного рабочего времени.
3.1.10. Организуют занятость безработной и учащейся молодежи.
3.1.11. Проводят независимую экспертизу экономической обоснованности и целесообразности предстоящих массовых высвобождений в организациях любой сферы. Информируют трудящихся о состоянии рынка труда и изменениях в законодательстве о занятости.
3.1.12. Обеспечивают участие представителей профсоюзов в работе формируемых правительством Московской области постоянно действующих комиссий, рассматривающих вопросы приватизации; банкротства организаций, обеспечения занятости и другие проблемы.
3.1.13. Стороны договорились в случае массового высвобождения работников руководствоваться следующими критериями:
- увольнение 10 человек в течение 30 дней при численности занятых от 20 до 100 человек;
- увольнение 5 процентов численности занятых в течение 30 дней при численности занятых от 100 до 500 человек;
- увольнение 10 процентов численности занятых в течение 60 дней при численности занятых свыше 500 человек.
3.2. Правительство во взаимодействии с главами муниципальных образований, наделенными государственными полномочиями:
3.2.1. Принимает нормативные правовые акты, устанавливающие обязательность проведения социальной экспертизы региональных программ перестройки экономики, реструктуризации организаций, инвестиционных проектов, реализация которых влияет на изменение уровня занятости. Обеспечивает участие региональных профсоюзных организаций и союзов работодателей в подготовке данных проектов.
3.2.2. Содействует созданию новых рабочих мест с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития.
3.2.3. Разрабатывает порядок реализации Закона Московской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи в Московской области".
См. Закон Московской области от 25 апреля 2008 г. N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест"
3.2.4. Обеспечивает ежемесячно через средства массовой информации доведение до населения информации о рынке труда, возможностях службы занятости по трудоустройству, обучению и переподготовке высвобождаемых работников, а также перечень профессий, на которые формируется устойчивый спрос.
3.2.5. Информирует раз в полугодие через координационный комитет содействия занятости населения Московской области профсоюзы и предпринимателей (работодателей) об использовании фонда занятости населения.
3.2.6. При осуществлении приватизации и проведении реорганизационных процедур организаций не допускает массового высвобождения работников этих организаций.
3.2.7. Определяет условия, порядок и источники финансирования для оказания материальной помощи гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством периода его выплаты, а также членам их семей.
3.3. Профсоюзы:
3.3.1. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства в вопросах найма и увольнения, предоставления льгот и гарантий при высвобождении работников.
3.3.2. Оказывают бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам занятости.
3.3.3. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий, направленных на сохранение, увеличение объемов работ, числа рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством.
3.3.4. Участвуют в работе координационного комитета содействия занятости населения Московской области.
3.3.5. Вносят в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.
3.3.6. Информируют трудящихся о состоянии рынка труда и изменениях в законодательстве о занятости.
3.4. Работодатели:
3.4.1. Проводят работу по анализу, прогнозированию и постоянному учету численности высвобождаемых работников, предоставлению в профорганы, центры занятости информации о наличии вакантных рабочих мест, а также сроках и масштабах возможных массовых увольнений.
3.4.2. Обеспечивают своевременное и полное отчисление средств в Государственный фонд занятости.
3.4.3. Предоставляют высвобожденным работникам возможность переобучения новым профессиям на предприятиях до наступления срока расторжения трудового договора.
3.4.4. Оказывают исходя из возможностей организации материальную помощь семьям работников, потерявших работу вследствие реорганизации, сокращения штатов организации и т.д. Не допускают сокращения работников, которые в семье являются единственными кормильцами.
3.4.5. Принимают меры по наиболее полному использованию производственных мощностей, развитию гибких форм занятости, созданию дополнительных и сохранению имеющихся рабочих мест.
3.4.6. Обеспечивают выполнение квоты для приема на работу инвалидов и молодежи, установленной Законом Московской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи в Московской области", либо внесения обязательной платы в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты.
3.4.7. При возникновении вероятности массового высвобождения работников содействуют созданию в организациях комиссий с участием представителей профсоюза и службы занятости для принятия мер по смягчению последствий массовых увольнений.
3.4.8. Осуществляют перевод организаций на режим неполного рабочего времени, а также предоставление работникам отпусков по инициативе администрации только в соответствии с действующим законодательством (с оплатой не ниже 2/3 тарифной ставки, если иное не предусмотрено коллективным договором).
3.4.9. Обеспечивают высвобождаемым работникам организаций-банкротов преимущественное право трудоустройства на не менее чем 70% рабочих мест в организациях, создаваемых на базе их имущества.
3.4.10. Гарантируют высвобождаемым работникам сохранение очереди на получение и приобретение жилья в течение двух лет, пользование детскими дошкольными учреждениями.
3.4.11. Создают страховой фонд занятости на случай остановки или банкротства организаций, а также заключают с органами страхования (страховыми организациями) договоры коллективного страхования рабочих и служащих на случай потери работы (рабочего места), что предусматривается коллективным договором, соглашением.
3.4.12. Не допускают массового высвобождения работников, связанного с реорганизацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием организации или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя, без предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и проведения с ними переговоров.
3.4.13. Обращаются за согласованием на увольнение в вышестоящий профсоюзный орган, если число увольняемых в течение года превысило уровень, установленный в отраслевом тарифном соглашении.
3.4.14. Осуществляют меры по ликвидации организации или сокращению численности работающих только при условии погашения задолженности по платежам в фонд занятости.
4. В целях улучшения условий, охраны труда и экологии
4.1. Стороны совместно:
4.1.1. Обеспечивают контроль в области охраны труда и окружающей среды с целью создания работодателем здоровых и безопасных условий труда. Осуществляют взаимодействие с органами государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда и окружающей среды.
4.1.2. Обеспечивают реализацию требований Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и Кодекса законов о труде Российской Федерации.
4.1.3. Обеспечивают выполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.95 года N 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда" и соответствующих нормативных правовых актов Московской области.
4.1.4. Реализуют Комплексную программу улучшения условий и охраны труда на предприятиях Московской области на 1999-2001 годы, утвержденную министром Правительства Московской области 12.07.99.
4.1.5. Совершенствуют систему государственного управления, контроля и надзора за охраной труда и окружающей среды в организациях в муниципальных образованиях Московской области.
4.1.6. Принимают меры к проведению в организациях области аттестации рабочих мест по условиям труда и получению ими в установленном порядке сертификата безопасности.
4.1.7. Рассматривают по итогам года состояние условий, охраны труда, производственного травматизма и принимают меры по улучшению здоровых и безопасных условий труда на производстве.
4.1.8. Организуют подготовку и проведение:
- дней защиты от экологической опасности на территории Московской области;
- дней охраны труда в муниципальных образованиях Московской области;
- смотров-конкурсов состояния условий и охраны труда;
- совместных семинаров, совещаний, "круглых столов" по вопросам охраны и условий труда с руководителями, специалистами и другими работниками организаций.
4.1.9. Регулярно информируют население о состоянии условий труда, производственного травматизма и экологической обстановки в Московской области и принимаемых мерах по обеспечению безопасного труда.
4,1.10. Принимают меры по созданию совместных комитетов (комиссий) по охране труда в организациях.
4.1.11. Контролируют ход выполнения мероприятий по охране труда, включенных в коллективные договоры.
4.1.12. Осуществляют прием в эксплуатацию реконструированных и вновь построенных объектов комиссиями с обязательным участием технических инспекторов труда профсоюзов, а в случаях невозможности их участия в работе комиссии - с участием представителей обкомов профсоюзов (по согласованию).
4.1.13. Разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства в области охраны труда.
4.2. Правительство во взаимодействии с главами муниципальных образований, наделенными государственными полномочиями:
4.2.1. Координирует работу органов государственного управления, надзора и контроля, профсоюзов и других объединений работников. Проводит работу по улучшению организации и совершенствованию деятельности городских, районных координационных советов в области охраны труда и комиссий по проверке знаний, требований охраны труда.
4.2.2. Оказывает помощь в работе комиссий, созданных в организациях при администрациях муниципальных образований по проверке знаний, требований охраны труда.
4.2.3. При лицензировании деятельности организаций учитывает заключения органов государственного надзора и контроля, технической инспекции труда профсоюзов на соответствие производственных объектов, средств производства и технологий, в том числе приобретенных за рубежом, требованиям охраны труда и экологической безопасности.
4.2.4. Обеспечивает областные профсоюзные организации ежеквартальной информацией обо всех происшедших смертельных и групповых несчастных случаях на производстве.
4.2.5. Предоставляет учебно-методическим центрам по охране труда право на осуществление разрешительных видов деятельности в области охраны труда.
4.2.6. Не допускает ввода в действие производственных объектов, средств производства и технологий, в том числе приобретенных за рубежом, без положительного заключения органов Государственной экспертизы условий труда, Государственного надзора и контроля, Государственной экологической экспертизы, технической инспекции труда профсоюзов о соответствии требованиям охраны труда и экологическим, требованиям.
4.2.7. Обеспечивает выполнение мероприятий по программе природоохранных работ.
4.3. Профсоюзы:
4.3.1. Подготавливают методические рекомендации профсоюзному активу организаций по осуществлению общественного контроля за соблюдением правил и норм по охране труда и экологии.
4.3.2. Взаимодействуют с Государственной службой охраны труда по проведению комплексных обследований организаций (в том числе с преимущественным использованием женского труда), контроля за соблюдением норм и правил охраны труда, предоставлением льгот и компенсаций за работу во вредных и тяжелых условиях труда.
4.3.3. Обеспечивают защиту интересов членов профсоюза, пострадавших от трудового увечья, профзаболевания.
4.3.4. Проводят выборы уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов или трудового коллектива по охране труда и их обучение в зональном учебно-методическом центре Московского областного совета профсоюзов.
4.3.5. Совместно с администрацией и работодателями проводят смотры-конкурсы на лучшую организацию работы службы охраны труда в организациях Московской области. Распространяют передовой опыт работы.
4.3.6. Добиваются включения в коллективные договоры обязательств по реализации Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
4.3.7. Оказывают помощь в суде пострадавшим при возникновении споров по вопросам рассмотрения страховых случаев.
4.3.8. Взаимодействуют с органами надзора и контроля Московской области по осуществлению контроля за соблюдением работодателями Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
4.3.9. Принимают участие в разработке нормативных правовых актов по охране труда и экологии.
4.4. Работодатели:
4.4.1. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях:
- возмещение пострадавшим и их семьям вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
- дополнительные льготы и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;
- обеспечение спецпитанием и средствами индивидуальной защиты.
4.4.2. Обеспечивают здоровые и безопасные условия труда на производстве в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами по охране труда.
4.4.3. Сообщают обо всех происшедших на производстве смертельных, групповых и с возможным инвалидным исходом несчастных случаях в установленном порядке в вышестоящие контрольные органы, а также в отдел охраны труда и экологии Московского областного совета профсоюзов.
4.4.4. Создают условия для осуществления уполномоченными (доверенными) лицами профсоюзных комитетов, а также членами комитетов (комиссий) по охране труда контроля за соблюдением на рабочих местах требований норм и правил по охране труда, организуют обучение членов комиссии по охране труда.
4.4.5. Укрепляют службы охраны труда в организациях высококвалифицированными специалистами, обеспечивают их эффективную работу.
4.4.6. Не допускают работу производств, нарушающих природоохранное законодательство.
4.4.7. Обеспечивают включение и реализацию мероприятий по охране труда, охране окружающей среды в коллективные договоры и соглашения, предусматривая их необходимое финансирование.
4.4.8. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях гарантии, обеспечивающие уполномоченным профсоюзных комитетов и комиссиям по охране труда выполнение возложенных на них обязанностей и выделение средств на их обучение.
4.4.9. Принимают меры по выводу из эксплуатации морально и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников, загрязнению окружающей среды.
4.4.10. Обеспечивают в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предоставление достоверной информации Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о пострадавших, получивших увечье и профессиональные заболевания.
4.4.11. Обеспечивают условия для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства и других нормативных актов по труду правовым И техническим инспекциям труда профсоюзов, уполномоченным доверенным лицам профсоюзных комитетов.
4.4.12. Содействуют созданию и восстановлению в организациях Московской области независимо от форм собственности служб охраны труда в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", постановлением Министерства труда России от 10.03.95 N 13 "Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников служб охраны труда на предприятии".
Постановлением Минтруда РФ от 22 января 2001 г. N 10 постановление Минтруда РФ от 10 марта 1995 г. N 13 признано утратившим силу и утверждены новые Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях
4.4.13. Обеспечивают проведение медицинских осмотров лиц при поступлении на работу и периодических медицинских профилактических осмотров работающих в соответствии с действующим законодательством.
5. В целях обеспечения социального партнерства
5.1. Стороны совместно:
5.1.1. Создают на паритетной основе Московскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
5.1.2. Для обеспечения реализации настоящего соглашения на основе взаимных консультаций в рамках областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Российской Федерации и добиваются их реализации.
5.1.3. Принимают решения по вопросам, включенным в региональное соглашение, после ознакомления с ними сторон и консультаций на уровне трехсторонней комиссии.
5.1.4. В трехмесячный срок после подписания регионального соглашения каждая из сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств, и представляет их на утверждение областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
5.1.5. Обеспечивают возможность представителям сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, не включенных в соглашение, но представляющих взаимный интерес.
5.1.6. Проводят постоянное обучение, подготовку и переподготовку представителей профсоюзов и работодателей, работников органов исполнительной власти по вопросам труда, коллективного регулирования трудовых отношений и урегулирования трудовых споров.
5.1.7. Предусматривают частичное финансирование зонального учебно-методического центра Московского областного совета профсоюзов, направленное на выполнение проводимых в рамках социального партнерства мероприятий, обучение представителей организаций области формам и методам регулирования социально-трудовых отношений, совершенствованию механизма трехсторонних отношений.
5.1.8. Оказывают содействие в создании первичных профсоюзных организаций.
5.1.9. Участвуют в создании комиссий по трудовым спорам, совместных комитетов (комиссий) по охране труда и социальному страхованию.
5.1.10. Организуют проведение консультаций и областных конференций по созданию областных объединений работодателей и правовой базы их функционирования.
5.1.11. Оказывают содействие в создании объединений работодателей в муниципальных образованиях и заключению территориальных соглашений.
5.2. Правительство во взаимодействии с главами муниципальных образований, наделенными государственными полномочиями:
5.2.1. Сохраняет право за городскими (районными) комитетами профсоюза, союзами товаропроизводителей (работодателей) арендовать помещения, находящиеся в собственности Московской области, муниципальной собственности, с взиманием арендной платы на уровне эксплуатационных расходов.
5.2.2. Согласовывает тарифы на услуги связи для организаций, содержащихся за счет профсоюзного бюджета, на уровне бюджетных организаций области.
5.2.3. Принимает меры по освобождению от местных налогов и сборов профорганизаций всех уровней, предусмотрев это в территориальных соглашениях.
5.2.4. Устанавливает профсоюзным организациям и подведомственным им учреждениям культуры, образования, спорта, здравоохранения, туризма и других объектов социального назначения льготы по оплате коммунальных услуг и аренды помещений.
5.2.5. Способствует предотвращению коллективных трудовых споров и своевременному их разрешению.
5.2.6. Информирует в установленном порядке стороны соглашения по вопросам, касающимся социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и выносимым на рассмотрение Правительства Московской области.
5.2.7. Проекты нормативных правовых документов, затрагивающих социально-экономические и трудовые интересы работников, а также областные социальные программы рассматривает с участием соответствующих профсоюзных органов.
5.2.8. Обеспечивает раз в полугодие представление в Московскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений информации в соответствии с согласованным с Мособлкомстатом перечнем социальных индикаторов.
5.3. Работодатели:
5.3.1. Сохраняют существующий порядок перечисления профвзносов в организациях по безналичному расчету с письменного согласия работающих и перечисляют их с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
5.3.2. Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях независимо от их организационно-правовых форм и формы собственности. Принимают незамедлительные меры по случаям нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.
5.3.3. Признают отраслевые (межотраслевые) и профессиональные тарифные, территориальные соглашения и коллективные договоры важнейшим инструментом поддержания социального мира и способствуют заключению коллективных договоров в организациях всех форм собственности, а также проведению их уведомительной регистрации в органах по труду.
5.3.4. В обязательном порядке рассматривают все требования, предложения, внесенные на профсоюзных конференциях (собраниях), и в течение месяца принимают меры по их реализации.
5.3.5. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах выделение средств на оплату труда освобожденным работникам профсоюзных комитетов организаций области независимо от форм собственности.
5.3.6. Перечисляют профсоюзам средства на проведение социально-культурной работы в организациях в размере не ниже отраслевого уровня, предусмотрев это в коллективных договорах
6. Действие соглашения, обеспечение контроля за его выполнением, ответственность сторон за реализацию соглашения
6.1. Московское Областное трехстороннее соглашение вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до заключения нового.
6.2. Контроль за ходом выполнения настоящего соглашения осуществляется областной трехсторонней комиссией в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", Законом Московской области "О социальном партнерстве в Московской области" и положением "Об областной трехсторонней комиссии", а также сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности. Изменения и дополнения в настоящее соглашение вносятся по взаимному согласию сторон путем заключения дополнительного соглашения. Итоги по выполнению соглашения подводятся не менее двух раз в год на заседаниях трехсторонней комиссии.
6.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств настоящего соглашения или решения областной трехсторонней комиссии виновная сторона несет ответственность в соответствии с законодательством.
6.4. Предложение о рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности вносится заинтересованной стороной в трехстороннюю комиссию.
6.5. Трехсторонняя комиссия рассматривает внесенные предложения в течение семи дней.
6.6. Заключение трехсторонней комиссии не лишает заинтересованную сторону права привлекать виновную сторону к ответственности в соответствии с законодательством.
6.7. Ни одна из сторон соглашения не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств.
6.8. Соглашение открыто для подписания всеми заинтересованными объединениями работодателей и профсоюзов, не имеющих своих представителей в составе Московского областного совета профсоюзов и московских областных объединениях работодателей.
6.9. Правительство Московской области предусматривает средства, связанные с реализацией ряда пунктов данного соглашения, в проекте областного бюджета.
6.10. В течение срока действия соглашения и при выполнении его условий профсоюзы не выступают организаторами забастовок, а работодатели воздерживаются от проведения массовых увольнений работников и остановки предприятий. В случае возникновения коллективных трудовых споров стороны соглашения принимают все необходимые меры по их урегулированию.
6.11. Правительство Московской области обеспечивает в двухнедельный срок с момента подписания сторонами соглашения публикацию его в газете "Подмосковные известия".
6.12. Стороны договорились о проведении в 4-м квартале 2001 года переговоров по заключению соглашения на последующий период.
6.13. Данное соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
От Правительства Московской области:
губернатор Московской области |
А.С. Тяжлов |
От профсоюзов Московской области:
председатель Мособлсовпрофа |
С.С. Введенский |
От объединений работодателей Московской области:
председатель совета директоров |
А.Н. Ветлов |
председатель совета директоров |
А.И. Гоев
|
заместитель председателя |
М.С. Губерман |
и.о. директора Ассоциации малого |
А.Н. Ларин |
председатель совета директоров |
В.Г. Овчар
|
сопредседатели Союза |
В.Н. Смирницкий |
генеральный директор |
В.А. Склонин
|
президент "АСМОР" |
Н.М. Солодников |
генеральный директор ОАО "Компания |
Ф.А. Салахутдинов
|
генеральный директор Союза НП |
О.С. Фоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение между правительством Московской области, Московским областным советом профсоюзов и объединениями работодателей Московской области на 2000 - 2001 годы
Текст опубликован в газете "Подмосковные известия" от 27 января, 3 февраля 2000 г. NN 15, 20
Настоящее соглашение фактически прекратило действие с 1 января 2002 г. в связи с истечением срока действия