Постановление Правительства Московской области
от 11 марта 2008 г. N 151/7
"О мерах по обеспечению регулирования миграционных процессов
на территории Московской области"
5 октября 2009 г.
Во исполнение пункта 12.3. распоряжения Губернатора Московской области от 24.05.2006 N 295-РГ "О Плане действий Правительства Московской области по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года", Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2003 N 256-р, Правительство Московской области постановляет:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 12.3 плана действий Правительства Московской области по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года, утвержденного распоряжением Губернатора Московской области от 24 мая 2006 г. N 295-РГ
Утвердить Программу по взаимодействию исполнительных органов государственной власти в сфере регулирования миграционных процессов на территории Московской области в 2008-2009 годах (прилагается).
Губернатор
Московской области |
Б.В. Громов |
Программа
по взаимодействию исполнительных органов государственной власти
в сфере регулирования миграционных процессов на территории
Московской области в 2008-2009 годах
(утв. постановлением Правительства Московской области
от 11 марта 2008 г. N 151/7)
5 октября 2009 г.
1. Общие положения
Программа по взаимодействию исполнительных органов государственной власти в регулировании миграционных процессов на территории Московской области в 2008-2009 годах (далее - Программа) содержит перечень скоординированных действий исполнительных органов государственной власти, негосударственных организаций, направленных на улучшение миграционной ситуации в Московской области.
Программа разработана в соответствии с Планом действий Правительства Московской области по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, утвержденным распоряжением Губернатора Московской области от 24.05.2006 N 295-РГ, Концепцией регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2003 N 256-р.
2. Обоснование необходимости разработки Программы
Московская область является одним из крупнейших субъектов Российской Федерации, с численностью населения 6,65 млн. чел. На протяжении ряда лет регион является одним из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Рост валового регионального продукта (ВРП), связанный с развитием традиционных отраслей экономики, в 2006 году увеличился по сравнению с прошлым годом на 12,7 %. За счет инвестиций в 2006 году было создано почти 19 тыс. предприятий, в т.ч. около 500 - с участием иностранного капитала. Среднегодовая численность работников, занятых в экономике Московской области, возросла на 76,4 тыс. чел. При этом в организациях сохраняется потребность в квалифицированных кадрах и работниках неквалифицированного труда.
Динамика миграционного прироста населения в Московской области (тыс. чел.)
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
36,2 | 40,1 | 52,3 | 60,7 | 56,9 | 51,9 | 67,1 <*> | 70,0 <*> |
<*> Данные приведены в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Московской области на 2008-2010 годы (постановление Правительства Московской области от 19.09.2007 N 705/34).
Московская область является одним из наиболее привлекательных регионов с точки зрения миграционного притока. Среди мигрантов, прибывших в 2006 году, лица трудоспособного возраста составляли более 72 %, из них - 36,5% - женщины.
Численность трудовых ресурсов Московской области в 2006 году достигла 3882,7 тыс. чел., увеличившись с 2001 года на 14,7 %, в том числе:
трудоспособное население в трудоспособном возрасте - 3422 тыс. чел. (88,1%);
иностранные трудовые мигранты - 146,5 тыс. чел. (3,8%), в том числе иностранные работники, осуществлявшие трудовую деятельность сроком на 1 год, - 51,1 тыс. чел. (1,3%);
лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые в экономике, - 314,2 тыс. чел. (8,1%).
За последние годы существенно сократилась общая численность безработных граждан (по методологии МОТ): в 2006 г. она уменьшилась на 10 тыс. чел. Уровень общей безработицы, рассчитанный к численности экономически активного населения, в 2006 году снизился до 3%, уровень регистрируемой - до 0,8 %. Уровень регистрируемой безработицы к началу 2008 года составит 0,6 %.
Учитывая устойчивый рост экономики Московской области, диспропорция между потребностью экономики в рабочей силе и численностью собственных трудовых ресурсов будет усиливаться. Возможные позитивные сдвиги в этой области в связи с мерами, предпринятыми на федеральном и региональном уровнях, будут реально ощутимы как минимум через 10-15 лет.
В этой ситуации особое внимание должно быть уделено, с одной стороны, эффективному использованию российского и зарубежного миграционного потенциала, с другой, - созданию социально-экономических условий, препятствующих оттоку собственных трудовых ресурсов за пределы Московской области. Сохранение в течение продолжительного времени значительного количества вакантных рабочих мест связано с отрицательным сальдо маятниковой трудовой миграции (-602,5 тыс. чел. в 2005 году), обусловленным разницей в оплате и условиях труда по сравнению с г. Москвой.
В то же время в связи с вступившими в силу изменениями миграционного законодательства реальная миграционная ситуация в Московской области существенно изменилась. По данным областной миграционной службы с начала текущего года на миграционный учет поставлены 794 тыс. иностранных граждан, что практически в 2,5 раза превысило количество иностранных граждан, зарегистрированных в 2006 году. При этом разрешения на работу в 2007 году получили свыше 250 тыс. человек, из которых (по уведомлениям работодателей о принятии на работу иностранных работников) работают лишь 98 тысяч, т.е. чуть больше трети. Несмотря на наметившуюся положительную динамику численности иностранных граждан, легально осуществляющих трудовую деятельность, с начала года в результате проведения более 3 тысяч мероприятий по контролю за соблюдением законодательства, выявлены более 7 тыс. нарушений, за пределы Российской Федерации выдворены 139 нелегальных мигрантов.
Несмотря на принимаемые меры, нелегальная миграция, преимущественно из Таджикистана, Узбекистана, Украины и Молдовы, сохраняет неблагоприятную динамику, оказывая негативное воздействие на социальную обстановку в регионе. Это обусловлено распространением "теневой занятости", деформациями на рынке труда, усложнением этно-конфессионального состава мигрантов, нерешенностью проблемы их расселения и санитарно-бытовых условий проживания, усложнением криминогенной обстановки, снижением эффективности антитеррористических мер и значительными потерями областного и местных бюджетов. Сохраняется проблема адаптации трудовых мигрантов, выраженная, в первую очередь, в отсутствии специализированной социальной инфраструктуры. Недостаточно полно используется миграционный потенциал соотечественников, проживающих за рубежом.
Сохранение проблем в сфере миграции снижает эффективность проводимых в Московской области социально-экономических преобразований. При отсутствии у региональной власти полномочий по контролю за миграционными процессами и ограниченными возможностями его обеспечения федеральными органами исполнительной власти эффективное регулирование миграционных процессов и полнота контроля за соблюдением законодательства в миграционной сфере могут быть обеспечены только за счет формирования четкого взаимодействия всех органов исполнительной государственной власти, общества и хозяйствующих субъектов Московской области.
3. Цели и задачи Программы
Целью Программы является повышение эффективности мер по противодействию нелегальной и незаконной миграции, регулированию миграционных потоков, легализации и адаптации мигрантов, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Московской области.
Достижение указанной цели предусматривается обеспечить за счет решения следующих задач:
приведение объемов и структуры миграционных потоков в соответствие с потребностью экономики и возможностями инфраструктуры Московской области;
содействие в обеспечении цивилизованных условий проживания, трудоустройства привлекаемой рабочей силы, в том числе из других регионов Российской Федерации;
содействие правоохранительным органам в осуществлении эффективного контроля за соблюдением законодательства в миграционной сфере;
усиление надзора за санитарно-эпидемиологическим содержанием мест размещения и пребывания мигрантов, своевременностью и полнотой проведения профилактических, предварительных и периодических медицинских осмотров трудовых мигрантов;
повышение информированности населения Московской области о проводимых мероприятиях и миграционной ситуации в регионе.
Перечень мероприятий Программы по взаимодействию исполнительных органов государственной власти в сфере регулирования миграционных процессов на территории Московской области в 2008-2009 годах прилагается.
4. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных на текущее финансирование органов государственной власти Московской области, а также за счет внебюджетных источников и средств работодателей. Органы государственной власти участвуют в реализации мероприятий настоящей Программы в соответствии со своей компетенцией.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит:
обеспечить соответствие объемов привлекаемой иностранной рабочей силы потребностям экономики Московской области;
повысить уровень легализации иностранных граждан, прибывающих в Московскую область в целях осуществления трудовой деятельности;
обеспечить эффективную координацию и взаимодействие государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в регулировании миграционных процессов;
повысить ответственность работодателей за незаконное использование иностранных работников;
не допускать случаев возникновения групповой и вспышечной заболеваемости иностранных граждан инфекционными заболеваниями;
обеспечить Правительство Московской области необходимой информацией об объемах и профессионально-квалификационной структуре миграционных потоков.
Постановлением Правительства Московской области от 5 октября 2009 г. N 809/43 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Сроки представления отчетности и контроль
за реализацией мероприятий Программы
Исполнители мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, представляют в Комитет по труду и занятости населения Московской области информацию о выполнении мероприятий ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (в период их реализации), а также в течение месяца после их завершения или реализации. Главное управление по труду и социальным вопросам Московской области подготавливает до 1 марта 2010 года итоговый отчет о реализации мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, и направляет заместителю Председателя Правительства Московской области, курирующему данные вопросы.
Контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 5 октября 2009 г. N 809/43 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к Программе
Перечень
мероприятий Программы по взаимодействию исполнительных органов
государственной власти в сфере регулирования миграционных процессов
на территории Московской области в 2008-2009 годах
5 октября 2009 г.
N п/п |
Наименование и содержание мероприятий |
Срок испол- нения |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Совершенствование нормативной правовой базы | |||
1.1 . |
Подготовка проекта закона Московской области о порядке создания в Московской области государственных учреждений для содержания по решению суда иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению |
2008 год |
Главное управление региональной безопасности Московской области, Управление федеральной миграционной службы по Московской области (по согласованию), Главное управление внутренних дел по Московской области (по согласованию), Министерство имущественных отношений Московской области, Московское областное объединение организаций профсоюзов (по согласованию), Региональное объединение работодателей "Московский областной союз промышленников и предпринимателей" (по согласованию) |
1.2 . |
Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в законодательные и другие нормативные акты, регламентирующие отношения в миграционной сфере, в том числе в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", по вопросу разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
2008 год |
Главное управление по труду и социальным вопросам Московской области, Главное управление государственной службы занятости населения Московской области, Управление федеральной миграционной службы по Московской области (по согласованию), Главное управление региональной безопасности Московской области, Московское областное объединение организаций профсоюзов (по согласованию) |
1.3 . |
Подготовка Положения о порядке формирования ежегодных предложений по установлению в Московской области квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание |
2008 год |
Главное управление по труду и социальным вопросам Московской области, Управление федеральной миграционной службы по Московской области (по согласованию) |
2. Анализ рынка труда и миграционных процессов в Московской области | |||
2.1 . |
Проведение анализа рынка труда по определению общей потребности Московской области в рабочей силе и возможных источников ее обеспечения в профессионально-квалификационном разрезе |
2008 год |
Главное управление по труду и социальным вопросам Московской области, Главное управление государственной службы занятости населения Московской области, Управление федеральной миграционной службы по Московской области (по согласованию), работодатели |
2.2 . |
Проведение анализа объемов привлечения и использования иностранных работников на территории Московской области по видам экономической деятельности, профессиям (специальностям), странам гражданской принадлежности |
2008 год |
Главное управление государственной службы занятости населения Московской области, Управление федеральной миграционной службы по Московской области (по согласованию) |
2.3 . |
Оценка миграционной ситуации в Московской области |
2008-20 09 годы |
Комитет по труду и занятости населения Московской области, Управление федеральной миграционной службы по Московской области (по согласованию) |
3. Регулирование трудовой миграции | |||
3.1 . |
Организация взаимодействия с органами государственной службы занятости населения субъектов Российской Федерации в целях оказания содействия трудоустройству граждан - жителей Московской области и регионов России на вакантные и создаваемые рабочие места, планируемые работодателями к замещению иностранными гражданами |
2008-20 09 годы |
Комитет по труду и занятости населения Московской области |
3.2 . |
Формирование потребности Московской области в привлечении иностранной рабочей силы с учетом возможного замещения вакантных рабочих мест собственными трудовыми ресурсами, а также привлекаемой из других регионов Российской Федерации рабочей силой |
2008-20 09 годы |
Управление федеральной миграционной службы по Московской области (по согласованию), центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, Комитет по труду и занятости населения Московской области, работодатели |
3.3 . |
Рассмотрение потребности Московской области в привлечении иностранных работников и объемах квот на предстоящий год Московской областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений |
2008-20 09 годы |
Комитет по труду и занятости населения Московской области, Московское областное объединение организаций профсоюзов (по согласованию), Региональное объединение работодателей "Московский областной союз промышленников и предпринимателей" (по согласованию) |
3.4 . |
Оценка эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году |
ежегод- но, до 15 июня |
Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, Комитет по труду и занятости населения Московской области |
3.5 . |
Подготовка предложений по увеличению размера квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации и корректировке профессионально-квалификационной структуры квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, установленных на текущий год для Московской области |
ежегод- но, до 15 июля |
Комитет по труду и занятости населения Московской области |
4. Содействие обустройству и адаптации трудовых мигрантов | |||
4.1 . |
Подготовка предложений по внесению изменений в постановление Правительства Московской области от 14.04.2004 N 211/11 "О порядке рассмотрения инвестиционных проектов, реализуемых или предполагаемых к реализации на территории Московской области", предусматривающих обязательства инвесторов по строительству жилья (в случае привлечения рабочей силы из регионов Российской Федерации или из-за рубежа) |
2009 год |
Комитет по труду и занятости населения Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, Министерство экономики Московской области |
4.2 . |
Определение потребности в строительстве гостиниц упрощенного типа для размещения привлекаемых, в том числе иностранных работников |
2008 год |
Главное управление по труду и социальным вопросам Московской области, работодатели |
4.3 . |
Формирование предложений по установлению в Московской области квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание |
2008-20 09 годы |
Управление федеральной миграционной службы по Московской области (по согласованию), Комитет по труду и занятости населения Московской области, работодатели |
4.4 . |
Подготовка и направление в муниципальные образования Московской области рекомендаций по социально-культурной адаптации мигрантов, в том числе созданию в образовательных учреждениях с большой долей учащихся из семей мигрантов клубов интернациональной дружбы |
2008 год |
Министерство образования Московской области, Министерство культуры Московской области, Комитет по делам молодежи Московской области |
4.5 . |
Разработка и реализация комплекса мер по созданию на базе образовательных учреждений центров изучения русского языка для мигрантов с привлечением представителей национальных автономий и конфессий |
2008-20 09 годы |
Министерство образования Московской области, работодатели |
4.6 . |
Проведение совместных проверок состояния условий и охраны труда в организациях, привлекающих иностранную рабочую силу |
2008-20 09 годы |
Комитет по труду и занятости населения Московской области, Государственная инспекция труда в Московской области (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (по согласованию), Московское областное объединение организаций профсоюзов (по согласованию) |
5. Противодействие нелегальной и незаконной миграции | |||
5.1 . |
Проведение комплексных проверок в местах компактного проживания иностранных граждан, временно пребывающих на территории Московской области |
2008-20 09 годы |
Главное управление внутренних дел по Московской области (по согласованию), Управление федеральной миграционной службы по Московской области (по согласованию), Главное управление региональной безопасности Московской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (по согласованию) |
5.2 . |
Проведение мероприятий по выявлению и пресечению противоправной деятельности коммерческих структур по выдаче документов на привлечение иностранных работников и осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности |
2008-20 09 годы |
Главное управление внутренних дел по Московской области (по согласованию), Управление федеральной миграционной службы по Московской области (по согласованию), Главное управление региональной безопасности Московской области |
5.3 . |
Подготовка и направление в муниципальные образования рекомендаций по совершенствованию взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления муниципальных образований Московской области в обеспечении контроля за соблюдением миграционного законодательства на территории Московской области |
2008 год |
Управление федеральной миграционной службы по Московской области (по согласованию), Главное управление государственной службы занятости населения Московской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (по согласованию), Государственная инспекция труда в Московской области (по согласованию), Министерство здравоохранения Московской области, Главное управление по труду и социальным вопросам Московской области |
6. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Московской области | |||
6.1 . |
Проведение первичных, при оформлении на работу, и периодических медицинских осмотров работников из числа иностранных граждан |
2008-20 09 годы |
Министерство здравоохранения Московской области, работодатели |
6.2 . |
Реализация мероприятий по выявлению на территории Московской области граждан иностранных государств с инфекционными заболеваниями. |
2008-20 09 годы |
Министерство здравоохранения Московской области, Управление федеральной миграционной службы по Московской области (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (по согласованию) |
6.3 . |
Обеспечение оказания медицинской помощи иностранным гражданам в соответствии с утвержденными Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2005 N 546) |
2008-20 09 годы |
Министерство здравоохранения Московской области |
6.4 . |
Обеспечение надзора за санитарно-гигиеническим содержанием мест размещения и пребывания мигрантов. |
2008-20 09 годы |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (по согласованию), Управление федеральной миграционной службы по Московской области (по согласованию) |
7. Обеспечение координации и взаимодействия органов государственной власти в регулировании миграционных процессов |
|||
7.1 . |
Информирование областной Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников о ходе реализации в Московской области миграционного законодательства и контроля за его соблюдением |
ежеме- сячно |
Управление федеральной миграционной службы по Московской области (по согласованию), Комитет по труду и занятости населения Московской области, Государственная инспекция труда в Московской области (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (по согласованию) |
7.2 . |
Совершенствование взаимодействия заинтересованных органов государственной власти Московской области по обеспечению выполнения решений областной Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников |
2008-20 09 годы |
Управление федеральной миграционной службы по Московской области (по согласованию), Комитет по труду и занятости населения Московской области, Государственная инспекция труда в Московской области (по согласованию) |
7.3 . |
Осуществление контроля за соблюдением работодателями обязательств областного (регионального) трехстороннего соглашения между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области при привлечении иностранной рабочей силы |
ежегод- но |
Региональное объединение работодателей "Московский областной союз промышленников и предпринимателей" (по согласованию), центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, Московское областное объединение организаций профсоюзов (по согласованию) |
8. Справочно-информационное обеспечение Программы | |||
8.1 . |
Подготовка тематических материалов по направлениям реализации Программы для размещения в областных и муниципальных СМИ и на Интернет-сайтах органов государственной власти Московской области |
2008-20 09 годы |
Управление федеральной миграционной службы по Московской области (по согласованию), Комитет по труду и занятости населения Московской области, Министерство по делам печати и информации Московской области, Другие органы исполнительной власти Московской области |
8.2 . |
Подготовка справочно-методических и тематических материалов для направления в муниципальные образования Московской области в целях оказания консультативной помощи работодателям и иностранным гражданам |
2008-20 09 годы |
Управление федеральной миграционной службы по Московской области (по согласованию), Комитет по труду и занятости населения Московской области, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (по согласованию), Региональное объединение работодателей "Московский областной союз промышленников и предпринимателей" (по согласованию) |
8.3 . |
Организация и проведение семинаров, круглых столов и других мероприятий (с участием представителей органов государственной власти Московской области, местного самоуправления муниципальных образований Московской области, профсоюзов и работодателей) по направлениям реализации Программы |
2008-20 09 годы |
Управление федеральной миграционной службы по Московской области (по согласованию), Комитет по труду и занятости населения Московской области, Региональное объединение работодателей "Московский областной союз промышленников и предпринимателей" (по согласованию) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Цель Программы - повышение эффективности мер по противодействию нелегальной и незаконной миграции, регулированию миграционных потоков, легализации и адаптации мигрантов. Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач: приведение объемов и структуры миграционных потоков в соответствие с потребностью экономики и возможностями инфраструктуры Московской области, информирование населения о проводимых мероприятиях и миграционной ситуации в регионе. Определены источники финансирования Программы.
Указаны сроки предоставления отчетности и осуществления контроля за реализацией Программы. Утвержден перечень программных мероприятий.
Реализация Программы в 2008-2009 гг. позволит: обеспечить соответствие объемов привлекаемой иностранной рабочей силы потребностям экономики Московской области, повысить уровень легализации иностранных граждан и ответственность работодателей за незаконное использование иностранных работников.
Постановление Правительства Московской области от 11 марта 2008 г. N 151/7 "О мерах по обеспечению регулирования миграционных процессов на территории Московской области"
Текст постановления опубликован в "Информационном вестнике Правительства Московской области", апрель 2008 г., N 4
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Московской области от 5 октября 2009 г. N 809/43