Мэру города Сургута
Сидорову А.Л.
г. Сургут, ул. Энгельса, 8,
городская администрация
Прокуратурой города проведена проверка соблюдения прав граждан на получение дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.
Установлено, что договоры, заключенные учредителем (органом местного самоуправления в лице Комитета по образованию и науке администрации города Сургута) с муниципальными дошкольными образовательными учреждениями предусматривают обязанность учредителя нести расходы только по содержанию детей работников организаций, финансируемых из бюджета города. Содержание детей работников сторонних организаций предусмотрено на договорной основе с дошкольными учреждениями с возмещением этими организациями затрат в соответствии с утвержденными администрацией города нормативами. В организации немуниципальной формы собственности городской администрацией направлены соответствующие разъяснения и уведомления о прекращении финансирования данных расходов из средств местного бюджета.
В связи с этим, условиями приема и содержания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях детей граждан, не являющихся работниками муниципальных предприятий и учреждений, в ряде случаев является оплата полной стоимости содержания за счет средств родителей либо организаций, в которых они работают. Подобные факты имели место при приеме воспитанников в МДОУ "Детский сад N 75 "Лебедушка", МДОУ "Детский сад N 40 "Снегурочка" и другие, уставы которых предусматривают подобные основания приема и отчисления детей, либо данные условия устанавливаются договорами, заключаемыми с родителями или организациями, в которых они работают.
Указанные действия нарушают предусмотренное законодательством право на дошкольное образование.
На основании ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Государство согласно ст. 18 Закона РФ "Об образовании" гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. При этом статьей 40 названного Закона установлено, что основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона РФ "Об образовании" деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Пунктом 31 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995г. N 677, предусмотрено, что взимание платы с родителей за содержание детей в дошкольном образовательном учреждении производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно постановления Верховного Совета РФ от 6 марта 1992г. N 2464-1 "Об упорядочивании платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений" размер платы, взимаемой с родителей, независимо от места их работы (службы, учебы) за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, не может быть более 20 процентов затрат на содержание ребенка в этом учреждении. Аналогичная норма содержится в Законе ХМАО "Об основах системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе", статьей 5 которого предусмотрено, что в муниципальных дошкольных учреждениях плата родителей за содержание детей не может превышать 20 процентов от фактической стоимости содержания.
Указанные законодательные акты, ограничивая максимальный размер собственных затрат граждан по оплате мест в детских дошкольных учреждениях (в частности, муниципальной формы собственности). Не устанавливают каких-либо различий в размере родительской платы, а также ограничений каких-либо прав граждан в сфере образования в зависимости от места работы родителей. Учитывая, что постановлением мэра города от 19 августа 2002г. N 215 норматив расходов по содержанию в детских дошкольных учреждениях, находящихся на балансе предприятий города, из расчета стоимости затрат на 1 ребенка на 3 квартал 2002 года установлен в размере 18 206 рублей, размер родительской платы за соответствующий период не должен превышать 20 процентов от этой суммы.
Более того, согласно ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного образования отнесено к вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований. Причем на основании ст. ст. 1, 2 и других положений названного Закона вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, а само местное самоуправление - деятельность населения, в том числе через органы местного самоуправления, по решению указанных вопросов, исходя из интересов всего населения, а не какой-либо его части. Создание же за счет средств местного бюджета преимуществ в реализации права на дошкольное образование своих детей отдельным слоям населения муниципального образования, например работникам муниципальных организаций (за исключением социально-незащищенных слоев, а также иных категорий граждан, определенных действующим законодательством), противоречит указанному закону, а также нарушает закрепленный ст. 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства граждан перед законом.
Следует также отметить, что граждане, составляющие население муниципального образования, несут равные обязанности по уплате налогов, за счет которых формируется и бюджет муниципального образования. Следовательно, все они имеют равные права на доступ к пользованию объектами социальной сферы, содержащимся за счет бюджетных средств, если только иное не установлено законом. Кроме того, на основании ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Закона ХМАО "О сборе на нужды образовательных учреждений на территории Ханты-Мансийского автономного округа" юридические лица (организации) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, за исключением бюджетных учреждений и учреждений негосударственного образования, являются плательщиками сбора на нужды образовательных учреждений, суммы платежей по которому в полном объеме зачисляются в бюджеты муниципальных образований и направляются на дополнительное финансирование образовательных учреждений.
Кроме того, имеют место незаконные факты отказа в приеме в муниципальные дошкольные учреждения детей работников органов прокуратуры по тем же основаниям, связанным с возмещением полных затрат на содержание ребенка. Например, в детский сад N 40 "Снегурочка" не был принят Сухарев Миша, родители которого, проживая в г. Сургуте, являются работниками прокуратур округа и Сургутского района. Между тем, на основании п. 5, 8 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" места в муниципальных детских дошкольных учреждениях детям прокуроров и следователей предоставляются во внеочередном порядке, с последующим возмещением расходов за счет средств федерального бюджета.
Все вопросы финансирования расходов, связанных с предоставлением этих льгот, являются предметом межбюджетных отношений. То обстоятельство, что законодательством не определен порядок финансирования установленных федеральным и окружным законодательством льгот гражданам по оплате мест в детских дошкольных учреждениях, компенсации местным бюджетам связанных с их предоставлением расходов, не может служить основанием для возложения данных затрат на самих граждан, отказа в приеме в дошкольные учреждения их детей, ущемления иных прав в области образования, поскольку граждане согласно нормам Бюджетного кодекса РФ не являются субъектами бюджетных правоотношений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
требую:
1. Рассмотреть настоящее представление безотлагательно и принять конкретные меры по устранению указанных нарушений закона, причин и условий им способствующих, привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения, и недопущению подобных нарушений впредь.
2. О результатах принятых мер сообщить в прокуратуру вписьменной форме в месячный срок с момента получения представления.
Прокурор города Сургута
старший советник юстиции |
А.К. Пономарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Прокурора г.Сургута от 16 декабря 2002 г. N 1/7352 "Об устранении нарушений закона"
Текст представления официально опубликован не был