Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I. Особенности реализации бюджетной и налоговой политики
в условиях проявлений мирового финансово-экономического кризиса
Реализация в 2009 году поставленных задач пришлась на сложный для всей страны период мирового финансово-экономического кризиса. Это потребовало организации функционирования всех отраслей городской инфраструктуры в условиях оптимизации бюджетных расходов, действующей сети, штатной численности, соблюдения режима экономии и отказа от расходов, не являющихся остро необходимыми.
Впервые за последнее десятилетие осуществлено сокращение параметров бюджета, которое обусловлено как уменьшением поступлений по налоговым доходам (налогу на доходы физических лиц, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения), так и уменьшением объема финансовой помощи из бюджета автономного округа.
За 4 месяца 2009 года поступления налога в бюджет города составили 91 % к плановым показателям. Данный факт связан с отменой планируемого увеличения заработной платы работникам бюджетной сферы с 01.01.2009, переходом некоторых предприятий в связи с сокращением объёмов работ в режим неполного рабочего дня, некоторым сокращением численности работников предприятий и организаций города.
С учетом динамики поступлений в первом квартале 2009 года план на этот год по налогу на доходы физических лиц уменьшен на 722 млн. рублей.
В связи с принятием ряда федеральных законов, вступивших в силу с 1 января 2009 года, субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков, которые установлены на территории округа законом от 30.12.2008 N 166-оз.
В текущем году была произведена корректировка плановых назначений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения в сторону уменьшения на 5 млн. рублей. На сумму выпадающих доходов в 2009 году из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа предоставлена компенсация в виде дотации.
В соответствии с законами автономного округа о внесении изменений в бюджет округа финансовая помощь городу Сургуту в целом уменьшена на 3 330 508 тыс. рублей, в том числе значительно уменьшен общий объём субсидий из регионального фонда софинансирования. При этом уменьшены субсидии на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, на программу улучшения жилищных условий населения, на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы.
В полном объеме исключены субсидии по программам развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса, повышения безопасности дорожного движения, развития материально-технической базы дошкольных учреждений (строительство детских садов). Увеличен общий объем субсидии по программе развития материально-технической базы социальной сферы по объектам: поликлиника "Нефтяник", спортивное ядро в мкр. 35А, Ледовый дворец. Уменьшены ассигнования по объектам: спортивная школа в мкр. 15А, Дворец культуры "Энергетик".
С учетом планируемого снижения объема доходов как из собственных источников финансирования, так и финансовой помощи из бюджета округа, доходная и расходная части бюджета города были скорректированы в сторону уменьшения.
С начала текущего года в целях недопущения принятия бюджетных обязательств в объемах, не обеспеченных источниками финансирования, были ограничены лимиты бюджетных обязательств. Соответственно, проведена большая работа по пересмотру запланированных мероприятий, графиков закупок, оптимизации численности персонала, пересмотру периодичности выполнения и уменьшению стоимости работ, услуг в рамках уже заключенных муниципальных контрактов в пределах прав, предоставленных законодательством.
При этом сохранены приоритетные направления расходования средств, такие как выплата заработной платы работникам бюджетного сектора, социальные обязательства перед жителями города, обслуживание муниципального долга. Средства, предусмотренные на капитальные вложения, направляются на обеспечение ввода и оснащение объектов высокой степени готовности. В первую очередь, это расходы на приобретение оборудования для ввода детской поликлиники по ул. Островского, оснащение детского сада "Огонек", гимназии им. Салманова, на завершение строительства трёх детских дошкольных учреждений.
Несмотря на сокращение расходных статей бюджета, изыскана возможность сохранить ряд мер дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан: по обеспечению бесплатными обедами льготных категорий учащихся школ города, поддержке граждан старшего поколения, детей-инвалидов, детей-сирот, сотрудников управления внутренних дел, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также проезду в городском общественном транспорте отдельным категориям граждан.
В рамках реализации антикризисных мер Администрацией города еженедельно проводится мониторинг общественно-политической и социально-экономической обстановки. Оценивается ситуация в реальном секторе экономики, банковском секторе, наполняемость бюджета, ценовая политика на рынке товаров и услуг, ситуация на рынке труда, состояние взаиморасчетов и задолженности по заработной плате. Осуществляется контроль кредиторской и дебиторской задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В целом анализ ситуации в экономике города в I полугодии 2009 года показал, что положение хотя и несколько ухудшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но не является остро критичным и поддается прогнозированию и управлению. Угрозы банкротств предприятий, масштабных сокращений рабочих мест, возникшие в отдельных отраслях и направлениях, преодолеваются.
Тем не менее, в динамично меняющихся экономических условиях необходим консервативный подход к формированию бюджета на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов.
В целях формирования проектов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период с учетом кризисных явлений в экономике на региональном уровне принят ряд нормативно-правовых актов, которыми отменяются нормы, утверждающие параметры бюджетов на плановый период 2010 и 2011 годов. Данная мера принята в соответствии с изменениями в Бюджетном кодексе Российской Федерации, внесенными Федеральным законом от 09.04.2009 N 58-ФЗ.
Отмена жёсткого нормирования в условиях проявления кризисных явлений позволяет планировать бюджет на 2010 - 2012 годы с учетом проведения антикризисных мер. В связи с этим необходимо внесение в установленные сроки соответствующих изменений в муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы бюджетного планирования.
Проводимая в городском округе город Сургут в 2008 - 2009 годах налоговая политика направлена на мобилизацию налоговых и неналоговых (собственных) доходов и усиление действий по обеспечению их собираемости.
Поставленная задача решается методами повышения налогового потенциала и эффективности распоряжения муниципальным имуществом, а также взаимодействия с администраторами доходов.
В целях увеличения поступлений налога на имущество физических лиц в декабре 2007 года Администрацией города было направлено обращение в адрес Губернатора об установлении индексов приведения уровня цен 1991 года к текущим ценам для налогообложения имущества с физических лиц.
В связи с чем 08.08.2008 принято постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 172-п "Об установлении коэффициентов пересчёта восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Ввиду неоднозначного толкования норм действующего федерального и окружного законодательства в городе возникли проблемы по реализации данного постановления. Выработка направлений по решению обозначенной проблемы является первоочередной задачей в процессе подготовки к составлению бюджета на 2010 - 2012 годы.
В связи со значительным увеличением с 1 января 2009 года кадастровой стоимости земли в городе Сургуте, Администрацией города в рамках подготовки проекта бюджета на очередной 2010 финансовый год и плановый период 2011 - 2012 годов должен быть проведён анализ налоговой нагрузки на организации города для установления ставок земельного налога на очередной финансовый год.
Повышению поступлений местных налогов в бюджет города препятствуют проблемы, возникающие при обмене информацией между органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и налоговыми органами. Так как администрирование местных налогов полностью осуществляется на федеральном уровне, учет налогоплательщиков, земельных участков и объектов недвижимости осуществляется уполномоченными федеральными структурами и их территориальными подразделениями, соответственно, у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по оптимизации информационных ресурсов, используемых для формирования налогооблагаемой базы.
Для решения обозначенной проблемы Администрацией города предприняты следующие меры:
направлены обращения в адрес Губернатора, полномочного представителя правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе;
продолжена работа по координации деятельности ответственных структур по формированию актуальной базы для исчисления местных налогов и повышения их собираемости (налоговых органов, органов ГИБДД, Роснедвижимости, Росрегистрации);
приобретен программный комплекс "Земельные участки муниципальных образований "ЗУМО", предназначенный для формирования базы данных о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования, способствующий актуализации сведений о налогооблагаемой базе по земельному налогу, обуславливающей его стабильное и полное поступление в доходную часть бюджета;
проводится работа, направленная на выявление землепользователей, использующих земельные участки с нарушением земельного законодательства, в том числе не использовавших земельные участки для строительства в предписанные законодательством сроки.
Оптимизация единой базы по учёту земель будет способствовать поступлению дополнительных доходов в бюджет города.
С целью создания дополнительной мотивации для развития субъектов малого предпринимательства посредством смягчения налоговой нагрузки, решением Думы города от 27.02.2009 N 510-IVДГ "О внесении изменения в решение городской Думы от 26.10.2005 N 510-IIIГД "О введении на территории города Сургута системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности" уменьшено значение корректирующего коэффициента (К2) в отношении вида предпринимательской деятельности - оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров. Отнесение к компетенции органов местного самоуправления определения перечня видов предпринимательской деятельности, переводимых на уплату налога, и установления значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 позволяет ежегодно вносить изменения в расчёт налога, тем самым способствовать формированию комфортных условий для развития предпринимательской и инновационной активности.
В целях увеличения поступлений неналоговых доходов в местный бюджет постановлением Главы города N 61 от 13.10.2008 утверждена методика расчёта арендной платы за пользование муниципальным имуществом, предусматривающая повышение ставок арендной платы на 25 % с 1 января 2009 года. Однако в связи со сложившейся финансовой ситуацией, в целях поддержки малого и среднего предпринимательства срок вступления в силу данного постановления перенесён на 2010 год и предполагается его продление до 2011 года.
В соответствии с дополнением Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" статьёй 17.1 и постановлением Администрации города от 05.12.2008 N 4492 "О проведении аукционов (конкурсов) по продаже права на заключение договоров аренды муниципального имущества", начиная с 02.07.2008 договоры аренды муниципального имущества и договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом заключаются только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Средства, полученные по итогам торгов на право заключения договоров аренды сверх начальной цены продажи, составляют дополнительный доход для бюджета города.
Результатом реализации задач, определенных бюджетной и налоговой политикой в 2008 году стало стабильное функционирование отраслей городского хозяйства и положительная динамика основных показателей развития городского округа.
Так, доходы бюджета за 2008 год исполнены в объёме 18 104 млн. рублей (на 98 %), в том числе налоговые и неналоговые поступления составили 7 768 млн. рублей или 110 % к годовым бюджетным назначениям.
Из общего объема расходов бюджета 18 193 млрд. рублей на содержание учреждений, оказывающих услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, а также реализацию отдельных мер социальной поддержки населения, направлено 65 % расходов, что свидетельствует о его социальной направленности. 22 % расходов связаны с обеспечением функционирования отраслей жилищного комплекса и транспортного обслуживания населения. Направлено 2 780 млн. рублей на реализацию 21 переданного государственного полномочия за счёт соответствующих субвенций.
Говоря об общих итогах 2008 года, можно отметить, что невзирая на начало кризисных явлений в финансовой и экономической сферах, в целом по стране, бюджет города в процессе исполнения не ощутил на себе каких-либо серьёзных негативных проявлений. В значительной степени это связано с тем, что основными работодателями в муниципальном образовании являются крупные предприятия нефтегазового и энергетического комплексов, имеющие обеспеченный сбыт своей продукции и не испытывающие благодаря эффективному управлению и стабильным коллективам значительных экономических проблем.
Взвешенная бюджетная политика, сохранение экономической активности города Сургута с учетом оптимизации расходов бюджета, объема и структуры муниципального долга и расходов на его обслуживание позволили сохранить достигнутый уровень социально-экономического потенциала, стабильное развитие производственных, трудовых и управленческих отношений в муниципальном образовании.
С учетом выбранной муниципалитетом бюджетной и налоговой политики, взвешенного управления муниципальными финансами в 2009 году международным рейтинговым агентством Standard&Poor`s подтверждён рейтинг города Сургута на уровне "BB-/ruAA-" с прогнозом "Стабильный".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.