Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 7 мая 2007 г. N А10-1052/07
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по иску Прокурора Республики Бурятия к Министерству культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия, предпринимателю без образования юридического лица Мункоевой Клавдии Дмитриевне о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности ничтожной сделки. При участии от прокурора РБ: Качина Е.Г. - помощник прокурора Республики Бурятия, удост. N 08950, Астраханцева Е.П. - старший помощник прокурора, удост. N 135019; от ответчика, Министерства культуры и массовых коммуникаций РБ: Халматова А.А. - представитель, дов. N 013-002285 от 07.08.06 г.; от ответчика, предпринимателя Мункоевой К.Д.: Козлов М.А. - адвокат, дов. от 07.03.06 г.
Прокурором Республики Бурятия заявлен иск в порядке ст. 52 АПК РФ к Министерству культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия, предпринимателю без образования юридического лица Мункоевой Клавдии Дмитриевне о признании недействительным государственного контракта N 0306007-03 от 29 марта 2006 г., заключенный Министерством культуры и массовых коммуникаций РБ и предпринимателем без образования юридического лица Мункоевой К.Д., применении последствия недействительности ничтожной сделки, обязав стороны возвратить все полученное по сделке: ИП Мункоеву - денежные средства в сумме 197800 руб., Министерство Культуры РБ - предметы мебели. В обоснование исковых требований Прокурор Республики Бурятия указал, что согласно Приказа и.о. министра культуры и массовых коммуникаций РБ N 128 от 15.03.06 г. в марте 2006 г. размещен заказ путем запроса котировок на поставку офисной мебели для руководителя для нужд ГУК "Национальная библиотека РБ". 23 марта 2006 г. по результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок победителем признана ИП Мункоева. 29 марта 2006 г. с ИП Мункоевой заключен государственный контракт N 0306007-3 на поставку офисной мебели на сумму 197800 руб. Также, ранее 14 марта 2006 г. между Министерством культуры РБ и предпринимателем без образования юридического лица Инкиной Л.В. заключен госконтракт N 0306001-3 на поставку офисной мебели. В связи с тем, что стоимость поставленной по двум государственным контрактам офисной мебели превышает 250000 руб., размещение заказов на их приобретение в течение одного месяца не допускается, согласно ч. З ст. 42 федерального закона "О размещении заказов на поставку работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ от 21.07.05 г.
При подготовке дела к судебному разбирательству ответчик, предприниматель Мункоева К.Д., представил отзыв на исковое заявление. Согласно отзыву на исковое заявление, оспариваемая сделка не затрагивает интересы общества и государства, и в силу ст. 42 федерального закона "О размещении заказов на поставку работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ от 21.07.05 г. Прокурора РБ нельзя признать заинтересованным лицом. Следовательно, у истца отсутствуют основания для обращения в суд с требованием о признании государственного контракта N 0306007-03 от 29.03.06 г. недействительным. В случае удовлетворения иска и применении последствий недействительности в виде двусторонней реституции у заказчика согласно ст.ст. 1103, 1104 ГК РФ возникает обязанность по возмещению ответчику снижения потребительских свойств товара.
Прокурор в заседании суда требования по иску поддержал, изложив обстоятельства дела так, как они изложены в исковом заявлении. В порядке ст. 49 АПК РФ заявил отказ от требований в части применения последствий недействительности сделки, так как оспариваемая сделка является не ничтожной, как указано в иске, а оспоримой.
Отказ истца от исковых требований в части применения последствий недействительности сделки не противоречит закону, прав и интересов третьих лиц не нарушает, и судом принят.
В связи с отказом истца от исковых требований в части применения последствий недействительности сделки, производство по делу в этой части подлежит прекращению согласно п.4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Представитель ответчика, предпринимателя Мункоевой К.Д., в судебном заседании исковые требования не признал, дав пояснения по обстоятельствам дела так, как они изложены в отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика, Министерства культуры и массовых коммуникаций РБ, в судебном заседании исковые требования по существу не оспорил.
Изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из искового заявления, предметом иска является требование истца о признании недействительным государственного контракта N 0306007-03 от 29 марта 2006 г.
Как следует из материалов дела, согласно Приказа и.о. министра культуры и массовых коммуникаций РБ N 128 от 15.03.06 г., приказано провести торги способом запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку офисной мебели для руководителя для нужд ГУК "Национальная библиотека Республики Бурятия".
Согласно протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок по запросу котировок по выбору поставщика на право заключения государственного контракта на поставку офисной мебели для нужд ГУК "Национальная библиотека Республики Бурятия" N 0705010-3 от 23.03.06 г. признана победителем в проведении запроса котировок ИП Мункоева К.Д. с ценой представленной котировочной заявки - 197800 руб. 29 марта 2006 г. между Министерством культуры и массовых коммуникаций РБ и предпринимателем без образования юридического лица Мункоевой Клавдией Дмитриевной заключен государственный контракт N 0306007-03 на поставку офисной мебели для руководителя для государственных нужд ГУК "Национальная библиотека Республики Бурятия" на сумму 197800 руб.
Кроме того, согласно Приказа министра культуры и массовых коммуникаций РБ N 83 от 28.02.05 г., приказано провести способом запроса котировок конкурсные торги на право заключения государственного контракта на поставку мебели для нужд Министерства.
Согласно протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок по запросу котировок на закупку офисной мебели для нужд ГУ "Научно-информационный центр Министерства культуры и массовых коммуникаций РБ" N 0704001 от 09 марта 2006 г. принято решение признать победителем в проведении запроса котировок ИП Инкину Людмилу Владимировну с ценой представленной котировочной заявки - 113063 руб.
14 марта 2006 г. между Министерством культуры и массовых коммуникаций РБ и предпринимателем без образования юридического лица Инкиной Людмилой Владимировной заключен государственный контракт N 0306001-3 на поставку офисной мебели для государственных нужд ГУ "Научно-информационный центр Министерства культуры и массовых коммуникаций РБ" на сумму 113063 руб.
Прокурор считает, что стоимость поставленной по двум государственным контрактам офисной мебели превышает 250000 руб., размещение заказов на их приобретение в течение одного месяца не допускается, в связи с чем, государственный контракт N 0306007-03 от 29 марта 2006 г. согласно ч. 4 ст. 42 федерального закона "О размещении заказов на поставку работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" является недействительным.
Согласно ч. 3 ст. 42 федерального закона "О размещении заказов на поставку работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ от 21.07.05 г. заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров на сумму более чем двести пятьдесят тысяч рублей, подлежащую уплате в течение квартала.
Согласно ст. 134 ГК РФ, если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь.
Прокурор указал, что оба комплекта офисной мебели предназначены для использования в единых целях и являются одноименным товаром.
Как установлено ч. 4 ст. 42 федерального закона "О размещении заказов на поставку работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд", в случае нарушения указанного в ч. 3 настоящей статьи положения государственный или муниципальный контракт может быть признан судом недействительным на основании иска заинтересованного лица или уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
Суд считает, что так как сумма поставленного товара по государственным контрактам N 0306007-03 от 29.03.06 г. и N 0306001-3 от 14.03.06 г. превышает сумму, установленную ч. 3 ст. 42 федерального закона "О размещении заказов на поставку работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд", согласно ч. 4 ст. 42 данного закона оспариваемую сделку - государственный контракт N 0306007-03 от 29.03.06 г. следует признать недействительной.
Как установлено п. 1 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным АПК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Расходы по государственной пошлине суд согласно ст. ПО АПК РФ относит на ответчиков. На основании ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 169-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Признать недействительным государственный контракт N 0306007-03 от 29.03.2006 г., заключенный Министерством культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия и предпринимателем без образования юридического лица Мункоевой Клавдией Дмитриевной.
Взыскать с предпринимателя без образования юридического лица Мункоевой Клавдии Дмитриевны 1000 руб., государственную пошлину в доход федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 мая 2007 г. N А10-1052/07
Текст Решения официально опубликован не был
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника