Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 29 октября 2008 г. N А10-4562/07
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по иску ОАО "Промгражданстрой" к Министерству здравоохранения Республики Бурятия третьи лица: ООО "Торгово-строительная компания 777", Управление Федеральной антимонопольной службы по РБ, Республиканское агентство по размещению заказов для государственных заказчиков Республики Бурятия о понуждении заключить государственный контракт. При участии от истца: не явился, извещен от ответчика: Осташевская М.М. - представитель, доверенность N 2319 от 26.05.2008 г.; от третьего лица, ООО "Торгово-строительная компания 777": Коханская Ю.В. -представитель, доверенность от 20.12.2007 г.; от третьего лица, Республиканское агентство по размещению заказов для государственных заказчиков Республики Бурятия: Тулугоев А.С. - представитель, доверенность N 24 от 23.01.2008 г. от третьего лица, Управление Федеральной антимонопольной службы по РБ: не явился, извещен.
Резолютивная часть решения оглашена 27 октября 2008 г.
Решение изготовлено в полном объеме 29 октября 2008 г.
В обоснование исковых требований истец указал, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия путем проведения открытого конкурса разместило заказ на выполнение работ по капитальному строительству объекта "Центральная районная больница на 100 койко/мест в с. Сосновоозерск Еравнинского района Республики Бурятия. ОАО "Промгражданстрой" в соответствии с конкурсной документацией подало заявку на участие в данном конкурсе, и было допущено к участию в конкурсе. Наряду с ОАО "Промгражданстрой" к участию в конкурсе были допущены ООО "Торгово-промышленная компания 777" и ООО "БайкалСпорт-Сервис". Конкурс состоялся 17 октября 2007 г. В этот же день, после рассмотрения заявок на участие в конкурсе, конкурсная комиссия осуществила оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных вышеперечисленными участниками конкурса. По итогам оценки и сопоставления заявок, конкурсной комиссией 17 октября 2007 г. был составлен протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Согласно данному протоколу, ОАО "Промгражданстрой" был присвоен первый порядковый номер и ОАО "Промгражданстрой" было признано победителем конкурса. Согласно пункту 15 конкурсной документации, Министерство здравоохранения Республики Бурятия (заказчик) было обязано в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (то есть не позднее 20 октября 2007 г.) передать ОАО"Промгражданстрой", как победителю конкурса, один экземпляр протокола и проект контракта, составленного путем включения условий исполнения контракта, предложенных ОАО "Промгражданстрой" в заявке на участие в конкурсе. Однако, в нарушение данного пункта конкурсной документации, Министерство здравоохранения Республики Бурятия уклонилось от исполнения этой обязанности. На требования ОАО "Промгражданстрой" к Министерству здравоохранения РБ исполнить обязанности организатора торгов и передать ОАО "Промгражданстрой" один экземпляр протокола и проект государственного контракта, Министерство в лице своих ответственных работников пояснило, что не согласно с результатами конкурса, выводами конкурсной комиссии, так как само Министерство в отличие от конкурсной комиссии, отдает предпочтение другому участнику конкурса - ООО "Торгово-промышленная компания 777". Тем самым Министерство здравоохранения РБ нарушило требования пункта 15 конкурсной документации и части 10 статьи 28 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ о передаче в течение трех дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок победителю конкурса одного экземпляра протокола и проекта контракта, составленного путем включения условий исполнения контракта, предложенных победителем конкурса. Руководствуясь ст. 448 ГК РФ, истец просит суд обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия заключить с ОАО "Промгражданстрой" государственный контракт на выполнение работ по капитальному строительству объекта "Центральная районная больница на 100 койко/мест в с. Сосновоозерск Еравнинского района Республики Бурятия", составленный путем включения условий исполнения контракта, предложенных ОАО "Промгражданстрой" в заявке на участие в конкурсе, состоявшемся 17 октября 2007 г.
Ответчик представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что с исковыми требованиями не согласны, так как государственный контракт уже заключен с победителем конкурса - ООО "Торгово-строительная компания 777".
Определениями по делу от 17 декабря 2007 г., 14 января 2008 г. привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Торгово-строительная компания 777", Управление Федеральной антимонопольной службы по РБ, Республиканское агентство по размещению заказов для государственных заказчиков Республики Бурятия.
Определением по делу от 05 февраля 2008 г. производство по делу приостановлено до рассмотрения арбитражным судом Республики Бурятия дела N А10- 4930/07, так как решение по данному делу будет иметь преюдициальное значение для рассмотрения спора.
Определением по делу от 01 октября 2008 г. производство по делу возобновлено.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Руководствуясь п. 3 ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие истца.
Представители ответчика и третьих лиц, ООО "Торгово-строительная компания 777", Республиканского агентства по размещению заказов для государственных заказчиков Республики Бурятия в судебном заседании исковые требования не признали, указали, что решением Арбитражного суда РБ по делу N А10-493 0/07 установлено нарушения закона при определении победителя в рассматриваемом конкурсе. Установлено, что ООО "Промгражданстрой" как победитель конкурса, определен не правильно, следовательно, отсутствуют основания для заключения с ООО "Промгражданстрой" государственного контракта.
Изучив материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Как следует из искового заявления, предметом иска является требование истца о понуждении Министерство здравоохранения Республики Бурятия заключить с ОАО "Промгражданстрой" государственный контракт на выполнение работ по капитальному строительству объекта "Центральная районная больница на 100 койко/мест в с. Сосновоозерск Еравнинского района Республики Бурятия", составленный путем включения условий исполнения контракта, предложенных ОАО "Промгражданстрой" в заявке на участие в конкурсе, состоявшемся 17 октября 2007 г.
Как установлено ст. 447 ГК РФ, договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшем торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Как следует из пояснений сторон и материалов дела, Министерство здравоохранения Республики Бурятия путем проведения открытого конкурса разместило заказ на выполнение работ по капитальному строительству объекта "Центральная районная больница на 100 койко/мест в с. Сосновоозерск Еравнинского района Республики Бурятия.
К участию в конкурсе, наряду с ОАО "Промгражданстрой", были допущены ООО "Торгово-строительная компания 777" и ООО "БайкалСпорт-Сервис".
Как следует из протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 17.10.2007 г., конкурсная комиссия приняла решение присвоить первый порядковый номер и признать победителем конкурса ОАО "Промгражданстрой", второй порядковый номер был присвоен участнику конкурса ООО "Торгово-строительная компания 777".
Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод, что ответчиком, согласно ст. 447 ГК РФ, были проведены торги в форме конкурса, предметом которых явилось право на заключение государственного контракта на выполнение работ по капитальному строительству объекта "Центральная районная больница на 100 койко/мест в с. Сосновоозерск Еравнинского района Республики Бурятия.
Истец, как следует из протокола от 17.10.2007 г., является победителем торгов.
Таким образом, по мнению истца, ответчик, как организатор торгов, обязан заключить с ним государственный контракт, как победителем торгов. В качестве основания своего требования о понуждении ответчика к заключению контракта, истец указывает норму ст. 448 ГК РФ.
Как установлено ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно нормы п. 5 ст. 448 ГК РФ, если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
Между тем, участники конкурса ООО "Торгово-строительная компания 777" и ООО "БайкалСпорт-Сервис" не согласились с данным решением конкурсной комиссии и обжаловали действия конкурсной комиссии в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия.
На основании поступивших жалоб и ч. 5 ст. 17 Закона "О размещении заказов" комиссией Бурятского УФАС России была проведена внеплановая проверка размещения данных заказов, в результате которой были выявлены нарушения Закона "О размещении заказов", а именно ч.8, 9 ст.28 Закона.
Данные нарушения свидетельствовали о том, что победитель был выбран не надлежащий, поскольку данной нормой закона предписывают конкурсной комиссии объявлять победителя с учетом степени выгодности предложенных в заявках условий.
По критериям оценки выгодности, по мнению Бурятского УФАС России, предложение ОАО "Промгражданстрой" по степени выгодности было вторым.
Истец, не согласившись с данными решениями Бурятского УФАС России, обратился в суд с заявлением о признании недействительными решений и предписаний от 01.11.2007 г. (дело NА10-4930/07).
26 февраля 2008 г. Арбитражный суд Республики Бурятия вынес решение по делу N А10-493 0/07, вступившим в законную силу, по иску ОАО "Промгражданстрой" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РБ, при участии третьих лиц: Министерство здравоохранения РБ, ООО "Торгово-строительная компания 777", ООО "БайкалСпортСервис", Республиканское агентство по размещению заказов для государственных заказчиков РБ о признании недействительными решений и предписаний от 01.11.2007 г. в котором указано, что конкурсной комиссией были нарушены требования законодательства, а именно ч. 4 ст. 25, ч. 8, 9 ст. 28 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Следовательно, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия правомерно вынесено решение о нарушении конкурсной комиссией законодательства.
Постановлением кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04 августа 2008 г. по делу N А10-4930/07, решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 февраля 2008 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения. Судом установлено, что конкурсная комиссия допустила нарушения законодательства при присвоении порядковых номеров и определении победителя конкурса. При таких условиях антимонопольный орган обоснованно выдал предписание о совершении комиссией действий, начиная со стадии процедуры оценки и сопоставления заявок.
Согласно п. 2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, судебными актами преюдициально установлено, что при определении победителя в рассматриваемом конкурсе, конкурсной комиссией были нарушены требования законодательства, а именно ч. 4 ст. 25, ч. 8, 9 ст. 28 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Следовательно, ОАО "Промгражданстрой" как победитель конкурса, определен с нарушениями законодательства. Победителем конкурса является ООО "Торгово-строительная компания 777", с которым и заключен государственный контракт.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований о понуждении ответчика заключить государственный контракт с истцом отсутствуют, и в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Расходы по государственной пошлине суд согласно ст. 110 АПК РФ относит на истца.
Руководствуясь статьями 169-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 октября 2008 г. N А10-4562/07
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был