Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 30 января 2009 г. N А10-30/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия (далее - Управление, УГАДН, заявитель) к индивидуальному предпринимателю Анфиногеновой Евгении Тимофеевне (далее - ИП Анфиногенова Е.Т., ответчик) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), при участии: от заявителя: Заиграева Т.А., представитель по доверенности от 11 января 2009 г. N 01-01, от ответчика: индивидуальный предприниматель Анфиногенова Е.Т., паспорт 81 04 N 991934, выдан 15 сентября 2005 г. ОВД Баргузинского района.
Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2009 г. Решение в полном объеме изготовлено 30 января 2009 г.
Управление государственного автодорожного надзора по РБ обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Анфиногеновой Е.Т. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ - за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, представил суду дополнительные документы, подтверждающие факт осуществления индивидуальным предпринимателем Анфиногеновой Е.Т. предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Пояснил суду, что настаивает на привлечении ИП Анфиногеновой Е.Т. к административной ответственности по фактам необеспечения последней ежедневного контроля за техническим состоянием автотранспорта перед выпуском его на линию, а также за отсутствие надлежащей организации предрейсового и послерейсового медицинского контроля за состоянием здоровья водителей, надлежащего учета рабочего времени водителей. По остальным пунктам нарушений, перечисленных в протоколе об административном правонарушении от 30.12.2008 г., не настаивает, поскольку предпринимателем представлена в УГАДН по республике Бурятия часть документов, подтверждающих соблюдение ею лицензионных требований.
Ответчик факт совершения административного правонарушения признала частично. Пояснила, что занимается предпринимательской деятельностью на основании полученной лицензии путем привлечения к перевозкам пассажиров водителей со своими микроавтобусами, оборудованными для перевозок более 8 человек. До последнего времени работала с 10 автобусами, однако в настоящее время их осталось 6. Признает, что ежедневный контроль за техническим состоянием автомобилей, выходящих на линию, осуществляется ею не всегда. Предреисовые и послерейсовые медицинские осмотры водители проходят самостоятельно, однако контролировать это удается не во всех случаях, т.к. водители ссылаются на материальные затраты, которые несут при прохождении медосмотра. Контроль за соблюдением графиков работы водителей должным образом не организован, в частности водитель Попов А.В., работая на маршруте N 95, совершил наезд на ребенка 09.12.2008 г., хотя по графику в этот день он должен был отдыхать. В остальной части требований заявителя вся необходимая документация у нее имеется, будет представлена в УГАДН по Республике Бурятия.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон суд находит заявление о привлечении к административной ответственности обоснованным и подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с пп. 2 п. 4, пп. З п. 8 Положения о Российской транспортной инспекции (РТИ) Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 515, к полномочиям отделений РТИ среди прочих отнесено осуществление контроля за соблюдением законодательства, лицензионных требований и условий субъектами транспортного комплекса, осуществляющими деятельность, лицензирование которой возложено на Министерство транспорта РФ
Согласно Приказам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ) от 16.09.2004 г. N НА-174фс и от 22.12.2004 г. N АН-372фс, Управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия является территориальным органом ФСНСТ, осуществляющим функции по надзору и контролю деятельности в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, правопреемником Бурятского республиканского отделения Российской транспортной инспекции.
Права должностных лиц органов транспортного контроля и надзора по составлению протоколов об административных правонарушениях, как лицензирующего органа, предусмотрены частью 3 ст. 28.3 КоАП РФ.
Таким образом, УГАДН по РБ в отношении ИП Анфиногеновой Е.Т. правомерно проведена проверка соблюдения лицензионных требований и условий.
Как следует из материалов дела 24 августа 2006 года, в соответствии с Федеральным Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя Анфиногеновой Евгении Тимофеевны. На основании приказа УГАДН по Республике Бурятия от 11.10.2006 г. N 452 Анфиногеновой Е.Т. выдана лицензия N АСС 03 005648 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек со сроком действия до 10 октября 2011 года.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. N 637, определены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров, среди прочих, являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлены основные обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, в том числе организация работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдение установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей; организация и проведение с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовых медицинских осмотров водителей; обеспечение соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и недопущение транспортных средств к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 2.5.4. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ N 15 от 30.03.1994 г., при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.
Согласно пунктам 3, 4, 6, 7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом N 15 от 20.08.2004 г. Министерства транспорта Российской Федерации, графики работы (сменности) на линии составляются ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
К основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности, в соответствии с п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г. N 2, относятся регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок. Согласно п. 3.2. этого же Положения владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
Пунктом 3 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 г N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" установлено, что путевой лист должен содержать такие обязательные реквизиты как сведения о водителе. Согласно пункта 7 этого Приказа сведения о водителе включают дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.. В соответствии с п. 16 Приказа дата и время проведения указанных осмотров проставляются медицинским работником и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Пунктом 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 г. N 27 предусмотрено, что организация обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, для чего организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Пунктом 4.3 этого же Приказа предписано организациям и водителям-предпринимателям обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.
В соответствии с п. 2.5. Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 г. N 15 "Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.
Использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра, в соответствии пп. "б" п. 5 Положения "О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637, является грубым нарушением лицензиатом лицензионных требований и условий.
Судом установлено, что индивидуальным предпринимателем Анфиногеновой Е.Т. вышеуказанные требования перечисленных нормативно-правовых актов не соблюдены.
Из представленных заявителем копий путевых листов N 768 от 11.11.2008 г., N 770 от 12.11.2008 г., N 775 от 15.11.2008 г. и N 777 от 17.11.2008 г. на автобус "Истана" регистрационный номер АР 526 03 следует, что в графе "Автобус технически исправен. Выезд разрешен.", которая должна заполняться индивидуальным предпринимателем, подпись и печать ИП Анфиногеновой Е.Т. отсутствуют. В этих же путевых листах отсутствуют отметки о прохождении водителем послерейсового медицинского осмотра и о контроле технического состояния транспортного средства при его возвращении к месту стоянки.
Согласно копии объяснительной записки ИП Анфиногеновой Е.Т. на имя начальника УГАДН по Республике Бурятия от 19.01.2009 г. водитель Попов А.В. 09.12.2008 г. выехал на маршрут 95 без путевого листа и совершил наезд на несовершеннолетнего пешехода, путевой лист в этот день ею не оформлялся, технический осмотр автобуса не проводился. По графику в этот день водитель должен был отдыхать.
Из копии графика работы водителя Попова А.В. на маршруте N 95, представленного заявителем, следует, что 9 декабря 2008 года для водителя являлся выходным днем.
Вместе с тем, в ходе судебного заседания не нашли объективного подтверждения доводы заявителя об отсутствии у ответчика сервисных книжек, путевых листов и журнала их регистрации, договоров на право осуществления перевозок по маршрутам, талонов техосмотров на автотранспорт, журнала инструктажей водителей, полисов ОСАГО, плана мероприятий по организации безопасности дорожного движения и журнала учета ДТП.
Таким образом, индивидуальный предприниматель Анфиногенова Е.Т., нарушив требования законодательства в области безопасности дорожного движения и регулирования перевозок пассажиров автотранспортом, допустила тем самым нарушения лицензионных условий, в том числе грубые. Допущенные нарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении N 001662 от 30.12.2008 г., актом N 276/19183 от 30.12.2008 г., копиями путевых листов, графика работы водителя Попова А.В. на декабрь 2008 г., объяснительной ИП Анфиногеновой Е.Т., имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Учитывая, что Анфиногенова Е.Т. ранее к административной ответственности не привлекалась, факт совершения правонарушения признает, имеет на иждивении малолетнего ребенка, суд расценивает данные обстоятельства в качестве смягчающих административную ответственность и считает возможным взыскать с ответчика минимальный размер штрафа, установленный ч. 4 ст. 14.1. КоАП РФ.
Обстоятельств, отягчающих ответственность индивидуального предпринимателя, судом не установлено.
Нарушений заявителем процессуальных требований, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Привлечь индивидуального предпринимателя Анфиногенову Евгению Тимофеевну, 11.04.1982 года рождения, проживающую: г. Улан-Удэ, ул. Радищева, 23, свидетельство о государственной регистрации серии 03 N 000984236, выданное МРИ ФНС Российской Федерации N 6 по Республике Бурятия 24.08.2006 г., к административной ответственности, предусмотренной частью 4 ст. 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 4000 рублей.
Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
Получатель: УФК МФ по РБ УГАДН по РБ,
наименование платежа - штраф по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ,
ИНН 0323023580
КБК 106 116 90040040000140
КПП 032601001
ОКАТО 81401000000
расчетный счет 401 018 106 000 000 100 02 ГРКЦ НБ РБ
БИК 048142001
Выдать исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 января 2009 г. N А10-30/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был