Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 3 сентября 2009 г. N А10-3326/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ВЕАС фьючер" к Республиканской службе по потребительскому рынку и лицензированию о признании незаконным решения об отказе в проведении стимулирующей лотереи, оформленного приказом Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию от 14 июля 2009 года N 01-02-3/441. При участии: заявителя: Дорошкевича Сергея Александровича - представителя по доверенности от 23.06.2009; ответчика: Тонтоева Дмитрия Александровича - представителя по доверенности от 05.08.2009 N 002-000571/09-0.
Резолютивная часть судебного акта объявлена 27 августа 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 3 сентября 2009 года.
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕАС фьючер" (далее ООО "ВЕАС фьючер", общество) обратилось в суд с заявлением к Республиканской службе по потребительскому рынку и лицензированию (далее - Республиканская служба) о признании незаконными действий, совершенных 14 июля 2009 года, связанных с отказом ООО "ВЕАС фьючер" в проведении стимулирующей лотереи "Золотая рыбка".
В судебном заседании представитель заявителя требования уточнил, просил признать незаконным решение об отказе в проведении стимулирующей лотереи, оформленного Приказом Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию от 14 июля 2009 года N 01-02-3/441.
Уточнения судом приняты.
В обоснование требований заявитель указал, что 29 июня 2009 г. обществом направлено уведомление в Республиканскую службу о проведении стимулирующей лотереи.
Уведомлением от 14 июля 2009 г. N 003-000690/09-0 Республиканская служба отказала в проведении стимулирующей лотереи. Копия уведомления вручена представителю ООО "ВЕАС фьючер", при этом копия приказа об отказе в проведении стимулирующей лотереи не была вручена вместе с уведомлением.
Копия приказа от 14.07.2009 N 01-02-3/441 вручена представителю общества в ходе предварительного судебного заседания по настоящему делу.
В нарушение ч.З ст.7 Федерального закона "О лотереях", Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66н, Административного регламента, утвержденного приказом Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию от 14.02.2008 N 01-29 приказ Республиканской службы обществу не вручен; ни уведомление, ни приказ не мотивированы, не указано какое именно основание явилось причиной отказа в проведении стимулирующей лотереи.
Просил суд требования удовлетворить.
Республиканская служба по потребительскому рынку и лицензированию с доводами заявителя не согласилась, представила письменный отзыв.
В судебном заседании представитель Республиканской службы в обоснование возражений пояснил, что основанием для отказа обществу в проведении указанной лотереи послужило представление недостоверных сведений.
Уведомление общества о проведении стимулирующей лотереи от 29.06.2009 N 003-000190/09-00 содержит недостоверные сведения.
Из содержательной части уведомления общества о проведении стимулирующей лотереи "Золотая рыбка" от 29.06.2009 N 003-000190/09-00 следует, что территорией проведения лотереи является территория Республики Бурятия и лотерея проводится по правилам, установленным для проведения всероссийских лотерей.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона "О лотереях" лотерея в зависимости от территории ее проведения подразделяется на международную, всероссийскую, региональную и муниципальную.
Всероссийская лотерея - лотерея, которая проводится на всей территории Российской Федерации.
Региональная лотерея - лотерея, которая проводится на территории одного субъекта Российской Федерации.
Лотерея "Золотая рыбка" проводится на территории одного субъекта Российской Федерации, то есть на территории Республики Бурятия, но по условиям проведения всероссийской лотереи.
Кроме того, условия проведения стимулирующей лотереи "Золотая рыбка" имеют ряд недостатков, которые расценены как представление недостоверных сведений:
- в порядке проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи "Золотая рыбка" (ст.9 п.2 п.п.6 ФЗ "О лотереях") отсутствует информация о сертификации специальной компьютерной программы, о ее разработчиках и правообладателях. Отсутствует информация о сертификации лотерейного оборудования, используемого в процессе проведения лотереи. В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" это является существенным условием защиты прав и интересов участников лотереи.
- права и обязанности участников стимулирующей лотереи "Золотая рыбка" не раскрывают указанные права и обязанности. Более того, п.6.1. условий проведения стимулирующей лотереи "Золотая рыбка" содержит ссылку только на действующее законодательство РФ о лотереях.
Просил оставить заявление общества без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, 26 июня 2009 г. (исх.N 01-26/06-09) общество направило в Республиканскую службу по потребительскому рынку и лицензированию уведомление о проведении стимулирующей лотереи (срок проведения лотереи с 26 июля 2009 г. по 1 июля 2010 г.). Указанное уведомление получено Республиканской службой 29.06.2009.
14 июля 2009 года Республиканская служба уведомлением N 003-000690/09-0 известила заявителя об отказе ООО "ВЕАС фьючер" в проведении стимулирующей лотереи на основании части 3 статьи 7 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях".
Не согласившись с указанным уведомлением общество обжаловало действия по отказу в проведении стимулирующей лотереи в суд.
Республиканская служба представила суду приказ от 14.07.2009 N 01-02-3/441 о запрете на проведение лотереи, на основании которого было направлено уведомление обществу.
В связи с чем, заявителем требования уточнены, считает решение о запрете проведения стимулирующей лотереи, оформленное приказом Республиканской службы от 14.07.2009 незаконным.
В соответствии с п.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях), лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Согласно пункту 3 статьи 3 названного выше Закона, лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: лотерею, право на участие, в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; и лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд, которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Пунктом 1 статьи 7 Закона о лотереях закреплено, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном данной статьей.
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона, уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи, в указанный пунктом 1 данной статьи соответствующий уполномоченный орган, не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Положения о Республиканской службе по потребительскому рынку и лицензированию, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.05.2006 N 139 (далее Положение), Республиканская служба является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия по государственному регулированию отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения на территории Республики Бурятия.
Согласно п.2.5 Положения Республиканская служба рассматривает уведомления о проведении региональных стимулирующих лотерей.
Как следует из материалов дела, уведомление о проведении стимулирующей лотереи подано обществом своевременно, в надлежащий уполномоченный орган, при этом к заявлению приложен пакет необходимых документов: условия проведения стимулирующей лотереи "Золотая рыбка", описание способа информирования участников о сроках и условиях лотереи, описание признаков или свойств товара, позволяющих установить взаимосвязь товара и проводимой лотереи, описание способа заключения договора между участником и организатором, описание способа информирования участников о досрочном прекращении лотереи, справка от 25.06.2009 N 13194 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, нотариально заверенные копии учредительных документов, сведения о порядке хранения невостребованных выигрышей и их востребованию по истечении сроков получения выигрышей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона о лотереях уполномоченный орган в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления о проведении стимулирующей лотереи имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:
1) представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона;
3) представление недостоверных сведений;
4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 66н утверждены Правила проведения стимулирующей лотереи (далее - Правила), настоящие правила устанавливают порядок проведения стимулирующей лотереи на территории Российской Федерации и включают в себя: предоставление права или запрет на проведение стимулирующей лотереи; внесение в государственный реестр всероссийских лотерей информации о проводимых на территории Российской Федерации стимулирующих лотереях; проверку соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил - Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления о проведении стимулирующей лотереи вносит в соответствующий реестр лотерей информацию о проведении стимулирующей лотереи с присвоением лотерее государственного регистрационного (регистрационного) номера или принимает решение о запрете проведения стимулирующей лотереи.
Указание о запрете проведения стимулирующей лотереи направляется (вручается) организатору лотереи в письменной форме с указанием причин отказа в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления о проведении стимулирующей лотереи.
Согласно пункту 3 Правил - Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:
1) представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом;
2) несоответствие представленных документов требованиям Федерального закона;
3) представление недостоверных сведений;
4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Приказом Республиканской службы от 14.02.2008 N 01-29 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции по государственному регулированию отношений, возникающих в области организации республиканских лотерей и их проведения (далее - Регламент).
Согласно п.2.14 Регламента - в соответствии с п.З ст.7 Закона "О лотереях" Служба в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:
1) представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с указанным Законом;
2) несоответствие представленных документов требованиям Закона "О лотереях";
3) представление недостоверных сведений;
4) наличие задолженности по уплате налогов и сборов у организатора лотереи.
В соответствии с пунктом 2.15 Регламента - запрет на проведение стимулирующей лотереи оформляется приказом уполномоченного органа, и информация в письменной форме с указанием причин отказа вместе с копией приказа направляется (вручается) организатору лотереи.
Таким образом, пункт 3 статьи 7 Закона о лотереях содержит четыре самостоятельных основания для отказа в проведении стимулирующей лотереи, по каждому из которых уполномоченный орган вправе запретить проводить стимулирующую лотерею, аналогичные основания для отказа в проведении стимулирующей лотереи содержат Правила и Регламент.
Однако Республиканская служба вопреки названным нормам ни в оспариваемом приказе, ни в уведомлении от 14.07.2009 не указала конкретные причины отказа обществу в проведении стимулирующей лотереи, также отсутствуют ссылки на подпункт пункта 3 статьи 7 Закона о лотереях либо положения Правил или Регламента, устанавливающих основания для запрета в проведении стимулирующей лотереи. Кроме того, оспариваемые приказ и уведомление Республиканской службой не мотивированы.
Основанием для запрета в проведении стимулирующей лотереи в приказе от 14.07.2009 N 01-02-3/441 и уведомлении от 14.07.2009 N 003-000690/09-0 указана часть 3 статьи 7 Федерального закона от 11 11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях".
Более того, в нарушение п.2.15 Регламента приказ о запрете на проведение лотереи не направлялся, данный факт представителем Республиканской службы в судебном заседании не оспаривался.
Согласно представленному отзыву и пояснениям представителя Республиканской службы в судебном заседании причиной отказа в проведении стимулирующей лотереи ООО "ВЕАС фьючер" явилось представление недостоверных сведений.
Представитель Республиканской службы указал, что из содержательной части уведомления общества о проведении стимулирующей лотереи "Золотая рыбка" от 29.06.2009 N 003-000190/09-00 следует, что территорией проведения лотереи является территория Республики Бурятия, но лотерея проводится по правилам, установленным для проведения всероссийских лотерей.
Кроме того, условия проведения стимулирующей лотереи "Золотая рыбка" имеют ряд недостатков, которые Республиканской службой расценены как представление недостоверных сведений:
- в порядке проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи "Золотая рыбка" (ст.9 п.2 п.п.6 Закона о лотереях) отсутствует информация о сертификации специальной компьютерной программы, о ее разработчиках и правообладателях. Отсутствует информация о сертификации лотерейного оборудования, используемого в процессе проведения лотереи. В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300 -1 "О защите прав потребителей" это является существенным условием защиты прав и интересов участников лотереи.
- права и обязанности участников стимулирующей лотереи "Золотая рыбка" не раскрывают указанные права и обязанности. Более того, п.6.1. условий проведения стимулирующей лотереи "Золотая рыбка" содержит ссылку только на действующее законодательство РФ о лотереях.
Пункт 2 статьи 7 Закона о лотереях предусматривает, что уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.
Согласно статье 9 Закона о лотереях условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором стимулирующей лотереи. Условия стимулирующей лотереи включают в себя, в том числе и указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения.
В уведомлении ООО "ВЕАС фьючер" о проведении стимулирующей лотереи от 26.06.2009 в разделе "территория проведения лотереи" указано: "Лотерея проводится на территории Республики Бурятия по правилам, установленным для проведения всероссийских лотерей".
В силу п. 4 ст.З Закона о лотереях региональная лотерея это лотерея, которая проводится на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст.7 Закона о лотереях территорией проведения стимулирующей лотереи в соответствии с ее условиями является территория, на которой реализуются соответствующие товары.
Из раздела 3 "Способ и территория проведения Лотереи" утвержденных ООО "ВЕАС фьючер" условий проведения стимулирующей лотереи "Золотая рыбка" следует, что лотерея проводится на территории Республики Бурятия в порядке, установленном для проведения стимулирующих лотерей.
Таким образом, территория региональной стимулирующей лотереи ООО "ВЕАС фьючер", как территория соответствующего субъекта Российской Федерации - Республики Бурятия - определена, указание в уведомлении о том, что лотерея проводится по правилам, установленным для проведения всероссийских лотерей, не может являться основанием для отказа в проведении стимулирующей лотереи применительно к пп.З п.З статьи 7 Закона о лотереях, как представление недостоверных сведений о территории проведения стимулирующей лотереи.
Пунктом 2 статьи 9 Закона о лотереях определены условия стимулирующей лотереи, включающие, в том числе, порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей (подпункт 6), права и обязанности участников стимулирующей лотереи (пп.5).
В разделе 7 утвержденных обществом Условий проведения стимулирующей лотереи "Золотая рыбка" описан порядок проведения розыгрыша Призового фонда, алгоритм определения выигрышей.
В частности указано, что в лотерее будет разыгран призовой фонд. Призовой фонд образуется за счет средств Организатора и используется исключительно на выплату, передачу или представление выигрышей участникам лотереи (п.7.1). Призовой фонд каждого тиража формируется до проведения соответствующего тиража и состоит из денежных Призов (п.7.3). Для проведения розыгрыша Организатором формируется Тиражная комиссия (п.7.4). Каждый розыгрыш Призового фонда происходит при использовании алгоритма, основанного на принципе случайного определения выигрышей, а именно - с помощью специальной компьютерной программы, работающей по принципу генерации или выборки случайных чисел.
Сведения об информации о сертификации специальной компьютерной программы, о ее разработчиках и правообладателях, о сертификации лотерейного оборудования, используемого в процессе проведения лотереи не входят в обязательный перечень условий стимулирующей лотереи, определенных п.2 ст.9 Закона о лотереях, поэтому наличие или отсутствие данной информации, даже если она, по мнению уполномоченного органа, является недостоверной, не может быть основанием для отказа в проведении стимулирующей лотереи применительно к пп.З п.З статьи 7 Закона о лотереях, как представление недостоверных сведений.
Довод Республиканской службы о том, что в пункте 6.1 Условий проведения стимулирующей лотереи "Золотая рыбка" не раскрыты права и обязанности участников стимулирующей лотереи, содержится только указание "участники имеют права и несут обязанности, установленные действующим законодательством РФ о лотереях" является обоснованным. Однако в связи с нарушением Республиканской службой статьи 7 Закона о лотереях, Правил проведения стимулирующей лотереи, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66н, Административного регламента по исполнению государственной функции по государственному регулированию отношений, возникающих в области организации республиканских лотерей и их проведения, утвержденного приказом Республиканской службы от 14.02.2008 N 01-29, данный довод не может являться основанием для признания отказа обществу в проведении стимулирующей лотереи законным.
На основании изложенного, решение об отказе в проведении стимулирующей лотереи, оформленное приказом Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию от 1 июля 2009 года N 01-02-3/441 не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы общества.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение об отказе в проведении стимулирующей лотереи, оформленного приказом Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию от 14 июля 2009 года N 01-02-3/441.
3. Обязать Республиканскую службу по потребительскому рынку и лицензированию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
4. Взыскать с Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию в пользу общества с ограниченной ответственностью "ВЕАС фьючер" судебные расходы в размере 2 000 руб. Выдать исполнительный лист.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 сентября 2009 г. N А10-3326/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был