Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 4 сентября 2009 г. N А10-2721/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Военного прокурора Сибирского военного округа к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Бурятия о признании незаконным решения от 24 декабря 2002 г. N 169 о государственной регистрации юридического лица - войсковой части 33134, связанных с указанным решением регистрационных действий, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Бурятия об обязании устранить последствия принятого решения и связанных с ним регистрационных действий, с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 33134. При участии: заявителя - Потехина Сергея Борисовича - представителя по доверенности от 28.08.2009 N 46/4/4471; от ответчиков МРИ ФНС России N 3 по Республике Бурятия - Нимубева Намжила Викторовича - представителя по доверенности от 28.03.2008 N 02-18, МРИ ФНС России N 9 по Республике Бурятия Мархаевой Даримы Дондоковны -представителя по доверенности от 21.05.2009 N 9; от третьего лица Министерства обороны РФ - не явился, извещен телеграммой, (уведомление о вручении 01.09.2009); от третьего лица войсковой части 33134 - Кузнецова Максима Владимировича -представителя по доверенности от 27.07.2009.
Резолютивная часть судебного акта объявлена 3 сентября 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 4 сентября 2009 года.
Военный прокурор Сибирского военного округа (далее прокурор) обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Бурятия о признании незаконным решения от 24.12.2002 N 169 о государственной регистрации юридического лица - войсковой части 33134, зарегистрированного до 1 июля 2002 г. в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц, а также связанных с указанным решением регистрационных действий налогового органа, обязании Межрайонной ИФНС России N 9 по РБ устранить последствия принятия решения от 24.12.2002 N 169, а также связанных с ним регистрационных действий.
К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны, войсковая часть 33134.
Определением от 20.08.2009 произведена замена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и Межрайонная инспекция
Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Бурятия привлечена в качестве второго ответчика.
В судебном заседании прокурор требования уточнил, просил признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Бурятия (далее налоговая инспекция, налоговый орган) от 24.12.2002 N 169 о государственной регистрации юридического лица - войсковой части 33134, зарегистрированного до 1 июля 2002 г. в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц, а также связанных с указанным решением регистрационных действий налогового органа, обязать Межрайонную ИФНС России N 9 по РБ устранить последствия принятия решения от 24.12.2002 N 169, а также связанные с ним регистрационные действия.
В судебном заседании военный прокурор доводы, изложенные в заявлении, поддержал, в обоснование своих требований указал следующее.
О существовании решения налогового органа от 24.12.2002 N 169 о государственной регистрации войсковой части 33134 в качестве юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, военному прокурору Сибирского военного округа стало известно 14.05.2009.
Считает, что военный прокурор обратился в суд в пределах трехмесячного срока, предусмотренного ч.4 ст. 198 АПК РФ.
Регистрация войсковой части 33134 в качестве юридического лица до 01.07.2002 в установленном порядке произведена не была, у налогового органа не имелось законных оснований для внесения в ЕГРЮЛ записи о войсковой части 33134 в порядке п.З ст.26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Согласно выписке из исторического формуляра войсковая часть 33134 сформирована 12 марта 1957 г. на основании директивы Главнокомандующего Сухопутными войсками N ОШ/1/243674, в настоящий момент организационно входит в состав войск Сибирского военного округа Министерства обороны РФ.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подчиненных ему организаций находится у последних на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления и относится исключительно к федеральной собственности.
Решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством Российской Федерации. Проекты указанных решений подготавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). К основным задачам Министерства обороны Российской Федерации относится координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований. Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, на который возложена координация и регулирование деятельности в сфере обороны.
Вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации.
В Положении о Министерстве обороны, а также в Положении о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. N 901, войсковые части в качестве юридических лиц не названы. Решение о придании войсковой части 33134 статуса юридического лица Министром обороны Российской Федерации не принималось.
Министерством обороны Российской Федерации устав войсковой части 33134 не утверждался, какого-либо общего положения о воинских частях как юридических лицах на настоящий момент также не существует.
Считает, что у войсковой части 33134 отсутствует достаточная совокупность признаков, необходимых для возникновения у последней статуса юридического лица, а также для осуществления государственной регистрации войсковой части в качестве юридического лица.
Налоговые инспекции требования не признали.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Бурятия в обоснование возражений указал, что войсковая часть 33134 в соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса РФ является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
У налогового органа не было оснований для отказа в регистрации войсковой части 33134 в качестве юридического лица, регистрирующий орган не вправе проводить правовую экспертизу документов, представленных для государственной регистрации.
Просил отказать в удовлетворении заявления.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Бурятия в обоснование возражений указал, что 24.12.2002 в налоговую инспекцию уполномоченным лицом войсковой части 33134 Бабуриным Д.Е. представлено сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Закона о государственной регистрации, по форме N Р17001. На основании представленных для регистрации документов налоговым органом принято решение о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 1 июля 2002 года, в связи с внесением сведений в ЕГРЮЛ.
У налогового органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации, поскольку для государственной регистрации представлен полный пакет документов, соответствующий требованиям п.З ст.26 Федерального закона N 129-ФЗ.
Представитель войсковой части 33134 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении, пояснил следующее.
У войсковой части 33134 нет оснований считаться юридическим лицом. У войсковых частей имеется централизованный орган, уплата налогов и страховых взносов производится с единого лицевого счета. Лицевые счета войсковой части 33134 необходимо закрыть пока отсутствуют долги по налогам. Имущество войсковых частей находится в оперативном управлении. Решение о регистрации войсковой части принято командиром части самостоятельно.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
24 декабря 2002 года налоговым органом принято решение N 169 о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01 июля 2002 г., в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) - войсковой части 33134.
Войсковой части выдано свидетельство серии 03 N 000270427 о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 г.
С указанным решением и действиями налогового органа по включению войсковой части в ЕГРЮЛ прокурор не согласился и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как следует из материалов дела, прокурором Кяхтинского гарнизона в апреле 2009 года проводилась проверка соблюдения законодательства при государственной регистрации в качестве юридических лиц войсковых частей, в связи с чем, у МРИ ФНС России N 9 по Республике Бурятия затребованы копии регистрационных дел и решений о включении в единый государственный реестр юридических лиц.
Копии документов при подаче на регистрацию в налоговую инспекцию и выписка из ЕГР направлены налоговым органом военному прокурору Кяхтинского гарнизона 30 апреля 2009 г. сопроводительным письмом N 04-13/0.
Материалы проверки и проект заявления в Арбитражный суд РБ о признании незаконным решения налоговой инспекции о государственной регистрации юридического лица - войсковой части 33134 (исходящий N 1795 от 12.05.2009) поступили от военного прокурора Кяхтинского гарнизона в военную прокуратуру Сибирского военного округа 14 мая 2009 года, входящий N 9583.
В соответствии с ч.2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлен трехмесячный срок на обращение в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Из изложенного следует, что прокурору об оспариваемом решении стало известно 14 мая 2009 года, заявление в Арбитражный суд Республики Бурятия поступило 22.06.2009, поэтому установленный срок для обращения в суд им не нарушен.
Не принимается довод налогового органа о том, что войсковая часть в соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации является юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Федеральный закон N 129-ФЗ) подлежат внесению в государственные реестры только сведения об индивидуальных предпринимателях и о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Согласно пункту 3 статьи 26 данного закона также предусмотрено, что уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в законную силу настоящего Федерального закона, обязано представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а-д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
По смыслу пункта 3 статьи 26 Федерального закона N 129-ФЗ сведения о юридических лицах, созданных до 1 июля 2002 г., также подлежат внесению в ЕГРЮЛ.
Статья 5 Федерального закона N 129-ФЗ предусматривает, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке.
б) организационно - правовая форма;
в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях юридического лица;
л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Из представленной в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ от 30.04.2009 установлено, что указанные документы и сведения, свидетельствующие о регистрации войсковой части 33134 в качестве юридического лица, отсутствуют.
Также отсутствуют сведения о юридическом лице - войсковой части в Сообщении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", представленном войсковой частью в налоговую инспекцию 3 декабря 2002 г.
Согласно выписке из исторического формуляра войсковой части 33134 часть сформирована на основании директивы Главнокомандующего Сухопутными войсками N ОШ/1/243674 от 12 марта 1957 г., приказа Командующего войсками СКВО N 007 от 30 марта 1957 г. и приказа командира 18 гвардейской Танковой дивизии 140 гв.тяжелый танковый Дебреценский Краснознаменный ордера Богдана Хмельницкого полк переименован в 140 гв.танковый Дебреценский Красного знамени ордена Богдана Хмельницкого полк. С 1 июня 2957 года полк был укомплектован в соответствии со штатом N 10/831, с местом дислокации - г.Кяхта Республики Бурятия. В настоящее время организационно входит состав войск Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации.
Статьей 24 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего в период формирования войсковой части, предусматривались виды юридических лиц - это государственные предприятия, учреждения, государственные организации, колхозы, кооперативные и общественные организации и их объединения.
Из исторического формуляра, содержащего сведения о формировании войсковой части, не следует, что данная войсковая часть является юридическим лицом.
Пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 N 1357, действовавшим на момент регистрации войсковой части 33134, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны РФ относились к компетенции Министра обороны Российской Федерации. Соответственно, государственная регистрация войсковой части 33134 должна была осуществляться на основании распорядительного акта Министра обороны о создании данного юридического лица.
Решение о придании статуса юридического лица войсковой части Министром обороны РФ не принималось.
Министром обороны устав войсковой части 33134 не утверждался, какого-либо общего положения о воинских частях как юридических лицах на настоящий момент не существует.
Форма 17001 "Сообщение о предоставлении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридического лица" утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.
Представленное войсковой частью 33134 сообщение содержит указание на организационно-правовую форму - учреждение.
В соответствии с Временными Методическими рекомендациями, доведенными до налоговых органов письмом Министерства финансов РФ по налогам и сборам от 28.06.2002 N ММ-6-09/911, действовавшими на момент подачи заявления по форме Р17001 предусматривалось, что в ЕГРЮЛ включаются сведения лишь о юридических лицах. Поэтому в случае поступления сообщения по форме Р17001 от организации, подведомственной органам управления (специально уполномоченным органам исполнительной власти в области обороны), распорядительный акт о создании организации и в обязательном порядке устав (Положение) такой организации должен содержать запись о том, что данная организация имеет статус юридического лица.
Аналогичные требования содержались в письмах МНС России от 09.12.2002 N ФС-6-09/18934(а) "К вопросу об особенностях государственной регистрации воинских частей", от 22.09.2003 N ММ-6-09-986(а) "Об учете в налоговых органах воинских частей, которые не являются юридическими лицами".
Следовательно, оспариваемые прокурором решение и действия налогового органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Министерства обороны РФ и войсковой части 33134.
На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчиков.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконными решение от 24 декабря 2002 года N 169 и связанные с ним регистрационные действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Бурятия по включению войсковой части 33134 в Единый государственный реестр юридических лиц.
3. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения при государственной регистрации юридического лица.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
6. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
7. В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 сентября 2009 г. N А10-2721/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был