Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 1 октября 2009 г. N А10-4468/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия к индивидуальному предпринимателю Булгатову Юрию Борисовичу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При участии: заявителя - Москалевой И.В., представителя по доверенности от 25.06.2009 г. N 02-1423; ответчика: не явился, извещен.
Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 1 октября 2009 г.
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия (далее - Управление) обратилось в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Булгатова Юрия Борисовича (далее - ИП Булгатов Ю.Б.), предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 21.09.2009 г.).
Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленное требование поддержала, дала пояснения согласно заявлению. Просит привлечь ИП Булгатова Ю.Б. к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, арбитражный суд находит требования заявителя обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Булгатов Юрий Борисович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, выдано Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 03 N 000948568 от 12.05.2006 за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 306032613200016.
17 мая 2006 года Булгатову Ю.Б. выдана лицензия NАСС 03 005423 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, выданной сроком действия до 16 мая 2011 года.
15 сентября 2009 года на основании приказа Ври.о. начальника Управления от 09 сентября 2009 года N 298 проведена внеплановая проверка возможности выполнения лицензионных требований и условий ИП Булгатова Ю.Б. при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, о чем составлен акт N 118 от 15.09.2009 г.
15 сентября 2009 г. государственным инспектором Управления Москалевой И.В. составлен протокол об административном правонарушении N 307.
Из указанного протокола следует, что при проверке ИП Булгатова Ю.Б., проведенной на ул. Гагарина, 17, г. Улан-Удэ 15.09.2009 г. в 15 час. 00 мин., выявлены следующие нарушения транспортного законодательства: ст.ст. 20, 23 Федерального закона о безопасности дорожного движения от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ; п. 14, ст. 2, ст. 6 Федерального закона от 08.10.2007 г. N 259-ФЗ; п. 4 "а, б, в, е, з, и", п. 5 "б" Постановления Правительства РФ от 30.10.2006 г. N 637; приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 г. N 152; п.п. 3, 4, 5 приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15; п.п. 3.3.1, 3.3.2, 4.3 приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27; п.п. 3, 4 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 г. N 112; п.п. 2.2., 5.2.2., 5.2.3., 5.2.5. приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 г. N 2; п. 2.5.4 приказа Минтранса РФ N 15 от 30.03.1994; п. 1 ст. 11 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001, которые выразились в следующем:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного закона N 259-ФЗ следует читать как "08.11.2007 г."
- лицензиат не организовал работу в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, не обеспечив контроль за соблюдением установленного режима работы водителя, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха - в путевых листах не регулярно заполняются обязательные реквизиты - дата и время выхода на линию - путевой лист б/н от 08.09.2009;
- лицензиат, осуществляя перевозку пассажиров на регулярном маршруте N 77, имеет составленный и утвержденный график, но при этом с его стороны отсутствует контроль за соблюдением данного графика - работа в выходные дни 11.08.2009, 17.08.2009;
- лицензиат не организовал своевременное прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения РФ - у ПИ срок действия медицинского освидетельствования истек 17.05.2009;
- лицензиатом не организован ежедневный контроль технического состояния автомобилей по возвращению с линии, что подтверждается путевыми листами, в которых отсутствуют отметки о прохождении технического осмотра автомобилей по возвращению с линии;
- в путевых листах, представленных лицензиатом, отсутствует заполнение ряда строк, предусмотренных для обязательного заполнения: отметка о проведении послерейсового техосмотра автобуса (путевые листы N 1 от 11.08.2009, N 1 от 07.09.2009, N 2 от 17.08.2009), номер и дата путевого листа и время выезда на линию (путевой лист б/н от 08.09.2009);
- лицензиат в установленные сроки (не позднее 15 дней со дня внесения изменений) не известил лицензирующий орган о замене адреса - г. Улан-Удэ, пер. Красночикойский, 5.
В результате вышеуказанного выявлено, что индивидуальным предпринимателем не соблюдаются лицензионные требования и условия, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
15 сентября 2009 г. ВрИО начальника УГАДН по РБ Кочергиным К.К. вынесено определение N 266 о передаче протокола об административном правонарушении и приложенных к нему материалов в Арбитражный суд Республики Бурятия.
В соответствии с частью 1 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Статьей 23 Федерального закона N 196-ФЗ предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Пунктом 14 статьи 2 и статья 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" предусмотрено, что путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. N 637, утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. Подпунктами "а, б, в, е, з, и" пункта 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Пунктом 5 "б" Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек предусмотрено, что грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются: использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.
В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 152 от 18 сентября 2008 года "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование и номер путевого листа;
- сведения о сроке действия путевого листа;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
- сведения о транспортном средстве;
- сведения о водителе.
Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают, в том числе, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.
Сведения о транспортном средстве включают:
- тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
- государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
- показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Сведения о водителе включают:
- фамилию, имя, отчество водителя;
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п.п. 3, 4, 5 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.
Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов. Согласно п. 3.3.1 организация обеспечивает прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Руководитель организации имеет право в случае сомнения в состоянии здоровья водителя направить его на медицинское освидетельствование ранее установленных сроков. В организации должен осуществляться контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований.
Пунктом 3.3.2. установлено, что режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Согласно п. 4.3. организации и водители - предприниматели обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. N 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Пунктами 3, 4 Правил предусматривается, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее - расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.
Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. N 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами. В соответствии с пунктом 2.2. Положения к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
- организация стажировки водителей;
- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
Пунктами 5.2.2., 5.2.3, 5.2.5 вышеуказанного Положения установлено, что разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами. Обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности). Организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15 утверждены Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте. Пунктом 2.5.4 Требований установлено, что обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.
Как видно из протокола об административном правонарушении от 15.09.09 г. за N 307 индивидуальный предприниматель Булгатов Ю.Б. с выявленными нарушениями согласен.
Факт осуществления деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), подтверждается представленными документами. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушены вышеуказанные нормы законодательства.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
На основании изложенного суд пришел к выводу о совершении ИП Булгатовым Ю.Б. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в том, что ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Судом проверено соблюдение процессуальных требований при привлечении ответчика к административной ответственности, нарушений не выявлено.
Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленное требование удовлетворить.
2. Привлечь индивидуального предпринимателя Булгатова Юрия Борисовича, 01.05.1951 года рождения, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 03 N 000948568 от 12.05.2006, проживающего по адресу: 670023, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пер. Красночикойский, 5, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде взыскания штрафа в размере 3 000 руб.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 рабочих дней со дня принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.
5. Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Административный штраф перечислить по следующим реквизитам:
Получатель: УФК МФ по РБ УГАДН по РБ, наименование платежа - штраф по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, ИНН 0323023580, КБК 106 116 90040040000140, КПП 032601001, ОКАТО 81401000000, расчетный счет 401 018 106 000 000 100 02 ГРКЦ НБ РБ БИК 048142001.
При отсутствии документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа, выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 1 октября 2009 г. N А10-4468/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был