Заслушав и обсудив информацию заместителя министра внутренних дел по Республике Бурятия -начальника милиции общественной безопасности Калинкина О.В. "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Республике Бурятия", Совет Народного Хурала Республики Бурятия отмечает следующее.
Закон Республики Бурятия от 26 января 1995 года N 81-1 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Республике Бурятия" (далее -Закон) принят в целях активизации профилактики и борьбы с преступностью, укрепления системы милиции общественной безопасности (местной милиции) в Республике Бурятия. Милиция общественной безопасности в Республике Бурятия - система государственных органов исполнительной власти, призванных в соответствии с законодательством защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
В состав милиции общественной безопасности Министерства внутренних дел по Республике Бурятия (далее - МВД по РБ) входят подразделения: патрульно-постовой службы милиции (ППСМ), участковых уполномоченных милиции (УУМ), Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства (БПСПР и ИАЗ), по делам несовершеннолетних (ПДН), а также Специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке (Спецприемник), Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) и Медицинский вытрезвитель (Медвытрезвитель).
В соответствии со статьей 6 Закона численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств республиканского и местных бюджетов, устанавливается соответственно Правительством Республики Бурятия и органами местного самоуправления в Республике Бурятия. Правительство Республики Бурятия и органы местного самоуправления в Республике Бурятия вправе за счет средств республиканского и местных бюджетов устанавливать дополнительную численность подразделений милиции общественной безопасности.
Штатная численность милиции общественной безопасности в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 29 декабря 2005 года N 408 "Об установлении численности милиции общественной безопасности Министерства внутренних дел по Республике Бурятия, содержащейся за счет средств республиканского бюджета Республики Бурятия" с 1 января 2007 года увеличена на 786 единиц и в настоящее время составляет 2 822 единицы, в том числе: ППСМ - 1 002, УУМ - 631, ГИБДД - 801, БПСПР и ИАЗ - 176, ПДН - 128, Спецприемник - 15, ЦВСНП - 30, Медвытрезвитель - 39 единиц. В текущем году за счет перераспределения штатной численности милиции общественной безопасности введены в рамках реализации республиканской целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Республике Бурятия на 2009 - 2012 годы" 25 должностей школьных инспекторов милиции и 25 должностей инспекторов дорожно-патрульной службы ГИБДД.
В настоящее время на 100% укомплектован личный состав подразделений участковых уполномоченных милиции и инспекторов по делам несовершеннолетних. Вместе с тем штатная численность ряда подразделений милиции общественной безопасности МВД по РБ, финансируемых из средств республиканского бюджета, ниже норматива, регламентированного Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации". Так, численность дорожно-патрульной службы ГИБДД составляет 44,3%, административной практики ГИБДД - 61,5%, ППСМ - 47,4% от норм, установленных Указом Президента Российской Федерации. Несмотря на это имеющийся численный состав милиции общественной безопасности МВД по РБ с поставленными задачами справляется.
Количество преступлений, зарегистрированных на территории Республики Бурятия, с 2003 по 2008 годы выросло практически в 2 раза. Подобная ситуация наблюдается по многим субъектам Российской Федерации. Предпринятыми мерами в 2007 году в республике удалось достигнуть снижения количества преступлений, относящихся к компетенции милиции общественной безопасности, на 19,3% от уровня 2003 года (с 23 074 до 19 063), в 2008 году достигнуто снижение на 27,5% (с 19 063 до 13 822). Данная тенденция сохраняется по итогам 11 месяцев текущего года (- 12,5%).
Количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними, с 2003 по 2007 годы выросло на 58,0%, при этом удельный вес подростковой преступности составлял 11,0%. По итогам 2008 года наблюдается снижение на 21,6% количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, данная тенденция сохраняется и по итогам 11 месяцев текущего года (- 20,5%), при этом удельный вес подростковой преступности снизился на 1,7% и составил 8,9%.
На территории республики по итогам 11 месяцев текущего года общее количество дорожно-транспортных происшествий снизилось на 9,8% (с 1 616 до 1 458), число погибших снизилось на 24,2% (с 269 до 204), раненых - на 10,1% (с 2151 до 1934). Тяжесть последствий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 16,8% (за 11 месяцев 2009 года - 9,5 погибших на 100 пострадавших, за аналогичный период прошлого года -11,1).
Количество преступлений, совершенных в общественных местах на территории Республики Бурятия, в 2008 году составило 1 456. За 11 месяцев текущего года зарегистрировано 1 179 данных преступлений, что на 8,2% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. Их удельный вес сохраняется на уровне прошлого года и составляет 4,2%. 8 2008 году зарегистрировано 1 106 уличных преступлений, за 11 месяцев текущего года данный показатель составляет 918 преступлений, что на 8,7% меньше показателя аналогичного периода 2008 года. Их удельный вес сохраняется на уровне аналогичного периода 2008 года и составляет 3,3%.
За период реализации Закона со стороны органов исполнительной и законодательной власти Республики Бурятия проведена планомерная работа по развитию служб и подразделений милиции общественной безопасности МВД по РБ по различным направлениям, в том числе по укреплению ее материально-технической базы.
Разработаны и реализуются республиканские целевые программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Республике Бурятия на 2009 - 2012 годы" и "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Бурятия на 2007 - 2011 годы". Данные программы развивают основные положения Закона. Аналогичные программы приняты в Республике Бурятия во всех муниципальных районах и городских округах, но не всегда своевременно и в полном объеме выполняются.
Общее финансирование республиканской целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Республике Бурятия на 2009 - 2012 годы" составляет 3 065 198,77 тыс. рублей, в том числе из республиканского бюджета - 885 958,77 тыс. рублей, из местных бюджетов -129 240,0 тыс. рублей, за счет средств предприятий - 1 140 000 тыс. рублей. В 2008 году республиканская целевая программа "Профилактика правонарушений в Республике Бурятия на 2007 - 2010 годы" профинансирована из средств республиканского бюджета в полном объеме на сумму 48 164,0 тыс. рублей. В текущем году финансирование мероприятий республиканской целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Республике Бурятия на 2009 - 2012 годы" произведено полностью в размере 25 100, 0 тыс. рублей.
Законом Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" на 2010 год предусмотрено финансирование в размере 26 200,0 тыс. рублей. В то же время Законом Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2010 год", принятым Народным Хуралом Республики Бурятия 3 декабря 2009 года, предусматривается выделение 14 967,7 тыс. рублей на реализацию данной программы. Это составляет 57,1% от ранее предусмотренного Законом Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" объема финансирования. Уменьшение в 2010 году объема финансирования мероприятий по данной программе в конечном итоге может сказаться на эффективности реализации Закона.
Республиканская целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Бурятия на 2007 - 2011 годы" в 2008 году профинансирована в полном объеме на сумму 9 600,0 тыс. рублей. В текущем году средства из республиканского бюджета на исполнение данной республиканской целевой программы выделены в размере 4 000,0 тыс. рублей (100%). Финансирование в 2010 году мероприятий, предусмотренных республиканской целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Бурятия на 2007 - 2011 годы" предусмотрено в полном объеме в размере 3 637,0 тыс. рублей.
Обеспеченность средствами связи (радиостанции, сигнально-громкоговорящие устройства), компьютерной и другой оргтехникой с 2006 года по настоящее время составляет 51,2%. Обеспеченность автотранспортом подразделений милиции общественной безопасности МВД по РБ составляет 61,0%. Выделение денежных средств из республиканского бюджета на приобретение горюче-смазочных материалов производится только на 43,5% от потребности, приобретение запасных частей, автошин и аккумуляторных батарей профинансировано на 76,5%. Оснащенность объектов милиции общественной безопасности МВД по РБ автоматическими системами противопожарной защиты находится ниже уровня среднего показателя по объектам Министерства внутренних дел Российской Федерации (по России - 67,0%, в Республике Бурятия - 53,0%).
Подразделения ГИБДД обеспечены патрульным автотранспортом на 66,9%, приборами измерения скорости на 32,6%, приборами определения паров этанола в воздухе (алкотестерами) на 57,3%. Максимальная обеспеченность вещевым имуществом сотрудников милиции общественной безопасности МВД по РБ, финансируемых из средств республиканского бюджета, достигалась только в 2008 году и составила 81,9%. В текущем году этот показатель составляет 76,3%.
В целях развития новейших технических средств, используемых для снижения уличной преступности, в МВД по РБ разработана концепция аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" с поэтапным развитием до 2012 года. Внедрена и развивается система видеонаблюдения, в том числе с использованием кнопок экстренной связи "гражданин - милиция", установленных в местах с массовым пребыванием граждан, в центре города Улан-Удэ. С помощью видеокамер за 11 месяцев текущего года уже выявлено 10 361 административное правонарушение (за аналогичный период 2008 года - 3 737, + 177,3%), раскрыто 5 преступлений (за аналогичный период 2008 года - 3, + 66,7%).
Милицией общественной безопасности республики проводится работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни, организацию занятости несовершеннолетних, состоящих на учете в отделах внутренних дел, вовлечение их в занятия спортом. Реализован ряд проектов, связанных с профилактикой преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи.
Одной из мер профилактики преступлений и иных правонарушений является выявление административных правонарушений. Так с 2003 по 2008 годы сотрудниками служб и подразделений милиции общественной безопасности МВД по РБ зарегистрировано более 2 млн. административных правонарушений, за 11 месяцев текущего года - более 511 тыс. административных правонарушений.
В соответствии со статьей 9 Закона милиция общественной безопасности МВД по РБ в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений тесно взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления в Республике Бурятия, организациями, общественными объединениями и гражданами.
Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств требует координации деятельности органов власти и органов местного самоуправления по вовлечению в систему государственной профилактики правонарушений всех субъектов профилактики преступлений и иных правонарушений.
В настоящее время на территории республики насчитывается 148 общественных формирований правоохранительной направленности, в состав которых входит 1 036 человек. Кроме того, помощь органам внутренних дел оказывают 495 внештатных сотрудников милиции.
Вопрос об организации деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка требует осуществления правового регулирования на уровне республиканского законодательства после принятия соответствующего федерального закона.
Также необходимо внесение изменений в федеральное законодательство о разграничении полномочий между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по решению вопросов организации деятельности милиции общественной безопасности и муниципальной милиции.
Исходя из вышеизложенного Совет Народного Хурала Республики Бурятия постановляет:
1. Принять к сведению информацию заместителя министра внутренних дел по Республике Бурятия -начальника милиции общественной безопасности Калинкина О.В. "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Республике Бурятия".
2. Рекомендовать:
1) Министерству внутренних дел по Республике Бурятия:
разработать и внести в Народный Хурал Республики Бурятия проект закона Республики Бурятия об участии граждан в охране общественного порядка в Республики Бурятия проект закона Республики Бурятия об участии граждан в охране общественного порядка в Республике Бурятия в качестве законодательного предложения после принятия Федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка";
2) Правительству Республики Бурятия:
внести в Народный Хурала Республики Бурятия проект закона Республики Бурятия "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2010 год" в части увеличения финансирования материально-технического обеспечения милиции общественной безопасности и республиканской целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Республике Бурятия на 2009 - 2012 годы";
совместно с Министерством внутренних дел по Республике Бурятия разработать и внести в Народный Хурал Республики Бурятия проект закона Республики Бурятия "Об основах системы профилактики правонарушений в Республике Бурятия";
3) Народному Хуралу Республики Бурятия:
принять закон Республики Бурятия об участии граждан в охране общественного порядка в Республике Бурятия после принятия Федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка";
обратиться к членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Республики Бурятия с предложением рассмотреть возможность внерения изменений в федеральное законодательство по разграничению полномочий между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по решению вопросов организации деятельности милиции общественной безопасности и муниципальной милиции;
4) органам местного самоуправления в Республике Бурятия:
совместно с подразделениями милиции общественной безопасности продолжить работу по обеспечению общественного порядка;
своевременно и в полном объеме выполнять принятые муниципальные программы по профилактике правонарушений и обеспечению безопасности дорожного движения;
обеспечивать сотрудников милиции общественной безопасности жилыми помещения в соответствии с установленными действующим законодательством нормами и сроками;
активизировать работу по привлечению добро вольных общественных формирований к участию и охране общественного порядка.
Временно исполняющий обязанности |
А.С. Коренев |
г. Улан-Удэ
17 декабря 2009 года
N 836-IV
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 17 декабря 2009 г. N 836-IV "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Республике Бурятия"
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 24 декабря 2009 г. N 138