Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 17 сентября 2009 г. N А10-4065/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия к индивидуальному предпринимателю Игумнову Сергею Феофановичу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При участии: от заявителя: Москалева И.В., представитель по доверенности N 02-1423 от 25.06.2009 г.; от ответчика: не явился, извещен.
Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2009 г.
В полном объеме решение изготовлено 17 сентября 2009 г.
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия (далее - УГАДН по РБ, Управление) обратилось в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Игумнова Сергея Феофановича (далее - ИП Игумнов С.Ф.), предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования и пояснил, что 31 августа 2008 года, на основании сообщения ГИБДД МВД РБ об управлении транспортным средством Игумновым С.Ф. в состоянии алкогольного опьянения, инспектором УГАДН по РБ была проведена внеплановая проверка соблюдения ИП Игумновым С.Ф. лицензионных требований в сфере перевозки пассажиров автотранспортом.
В ходе проверки было установлено, что ИП Игумновым С.Ф. допускаются грубые нарушения лицензионных требований, а именно: лицензиатом не организован ежедневный контроль технического состояния автомобиля перед выездом на линию; не организован ежедневный контроль технического состояния автомобиля по возвращению с линии; допускается выход на линию транспортного средства с неисправностями, запрещающими эксплуатацию автомобиля; не полностью заполняются реквизиты путевых листов; лицензиат допустил к управлению водителя находящегося в состоянии алкогольного опьянения; не соблюдается режим труда и отдыха водителей; отсутствует составленное и утвержденное расписание движения на август; не осуществляется учет сведений о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения; не организует проведение занятий по повышению профессионального мастерства водителей; не организовано проведение работ по техническому обслуживанию автомобиля (ТО-1, ТО-2); не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров; имеется договор на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей с ООО "Алмаз", но осуществляется в других местах; не обеспечено наличие ежегодного плана мероприятий направленных на предупреждение ДТП; не осуществляется учет ДТП и нарушений ПДД.
На основании изложенного просит привлечь ИП Игумнова С.Ф. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ИП Игумнов С.Ф. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (телеграмма от 12.09.2009, уведомление от 03.09.2009). В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица привлекаемого к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что "19" марта 2007 года Игумнов Сергей Феофанович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 03 N 001260504 (л.д.23).
"26" марта 2008 года ИП Игумнову С.Ф. выдана лицензия N 029461 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. В соответствии с приложением к лицензии к осуществлению перевозок допущены автомобили с государственными регистрационными знаками АС262, AM 689 (л.д.9).
31 августа 2009 года государственным инспектором УГАДН по РБ на основании приказа начальника Управления N 270 от 24 августа 2009 г. проведена проверка ИП Игумнова С.Ф. в целях проведения мероприятий по контролю за соблюдением нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность на автомобильном транспорте, о чем составлен акт N 108 от 31 августа 2009 г.
31 августа 2009 года государственным инспектором УГАДН по РБ в отношении ИП Игумнова С.Ф. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из указанного протокола следует, что ИП Игумновым С.Ф. были нарушены требования пунктов 4,5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637; пунктов 3-4 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 года N 112, приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 г. N 152; Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 г. N 27; Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 года N 15, Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 года N 2, Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 года N 15, Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 02.04.1996 года N 22, статей 18, 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статей 2 и 6 Федерального закона от 08 октября 2007 года N 259-ФЗ, Правила учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647 которые выразились в следующем:
- лицензиатом не организован ежедневный контроль технического состояния автомобиля перед выездом на линию;
- не организован ежедневный контроль технического состояния автомобиля по возвращению с линии;
- допускается выход на линию транспортного средства с неисправностями, запрещающими эксплуатацию автомобиля;
- не полностью заполняются реквизиты путевых листов;
- лицензиат допустил к управлению водителя находящегося в состоянии алкогольного опьянения - не проводится послерейсовый осмотр водителей;
- не соблюдается режим труда и отдыха водителей;
- отсутствует составленное и утвержденное расписание движения на август;
- не осуществляется учет сведений о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения;
- не организует проведение занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- не организовано проведение работ по техническому обслуживанию автомобиля (ТО-1, ТО-2);
- не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров;
- имеется договор на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей с ООО "Алмаз", но осуществляется в других местах;
- не обеспечено наличие ежегодного плана мероприятий направленных на предупреждение ДТП;
- не осуществляется учет ДТП и нарушений ПДД.
Таким образом, ИП Игумновым С.Ф. не соблюдаются лицензионные требования и условия, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Выслушав объяснение представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 62 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В силу статьей 5 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 30 октября 2006 года N 637 утвердило Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение).
Согласно пункту 4 названного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
В пункте 5 Положения перечислены грубые нарушения лицензионных требований к которым относятся: нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек; использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.
Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения") установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
-организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
-соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
-создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
-анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
-организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
-обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ, обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 г. N 152 утверждены "Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов", в соответствии с которым обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Из Приказа следует, что путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе. Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации.
Согласно пунктам 3-5 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 г. N 15, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения; графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников; на междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.
В соответствии с пунктом 2.2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г. N 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
В силу пунктов 5.2.3 и 5.2.5 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г. N 2 владельцы автобусов обязаны: обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности); организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
Согласно пункту 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 г. N 27, организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей. В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
В силу пунктов 3.3.2 и 3.3.3 названного Положения режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Организация обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии для чего: организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации; обеспечить учет и анализ данных медосмотров водителей с целью выявления водителей, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употребляющих наркотические средства, страдающих хроническими заболеваниями.
В соответствии с пунктом 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 г. N 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения транспортных происшествии, владельцы лицензии обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки
Статьей 18 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств, а именно: техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения; эксплуатации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Судом установлено, что ИП Игумновым С.Ф. были допущены грубые нарушения лицензионных условия при осуществлении перевозок пассажиров, а именно: использование транспортных средств, не допущенного в установленном порядке к эксплуатации и не прошедшего предрейсового технического осмотра. На проверку не были представлены сервисные книжки с отметками о проведении технического осмотра на автомобили NАС262, AM 689. Кроме этого, ИП Игумновым С.Ф. не организован ежедневный контроль технического состояния автомобиля перед выездом на линию; не организован ежедневный контроль технического состояния автомобиля по возвращению с линии; допускается выход на линию транспортного средства с неисправностями, запрещающими эксплуатацию автомобиля; не полностью заполняются реквизиты путевых листов; лицензиат допустил к управлению водителя находящегося в состоянии алкогольного опьянения; не соблюдается режим труда и отдыха водителей; отсутствует составленное и утвержденное расписание движения на август; не осуществляется учет сведений о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения; не организует проведение занятий по повышению профессионального мастерства водителей; не организовано проведение работ по техническому обслуживанию автомобиля (ТО-1, ТО-2); не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров; имеется договор на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей с ООО "Алмаз", но осуществляется в других местах; не обеспечено наличие ежегодного плана мероприятий направленных на предупреждение ДТП; не осуществляется учет ДТП и нарушений ПДД.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ИП Игумновым С.Ф. нарушены вышеуказанные требования законодательства.
Факт осуществления ИП Игумновым С.Ф. предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), т.е. совершение им административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается исследованными судом материалами - протоколом по делу об административном правонарушении от 31 августа 2009 года N 290, актом проверки N 108 от 31 августа 2009 года, копиями путевых листов, информацией ГИБДД МВД РБ о водителях, задержанных за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения.
Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
При таких обстоятельствах требование заявителя о привлечении ИП Игумнов С.Ф. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным.
Судом проверено соблюдение процессуальных требований при привлечении ответчика к административной ответственности, нарушений при этом не выявлено.
Суд не находит оснований для освобождения ИП Игумнова С.Ф. от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, личность виновного, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и приходит к выводу о назначении в качестве наказания административного штрафа в минимальном размере.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Привлечь индивидуального предпринимателя Игумнова Сергея Феофановича, 08.10.1959 года рождения, место рождения: Республика Бурятия, г. Кяхта, свидетельство о государственной регистрации серии 03 N 001260504 от 19.03.2007, проживающего по адресу: 670023, г. Улан-Удэ, ул. Мерецкова, 19-1 к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере четырех тысяч рублей.
Выдать исполнительный лист.
Перечисление штрафа производить по следующим реквизитам:
Получатель УФК МФ по РБ УГАДН по РБ, наименование платежа - штраф по статье 14.1, ИНН 0323023580, КБК 106 116 90040040000140, КПП 032601001, ОКАТО 81401000000, расчетный счет 401 018 106 000 000 100 02 ГРКЦНБ РБ, БИК 048142001.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 рабочих дней со дня принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http:// fasvso.arbitr.ru/.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 сентября 2009 г. N А10-4065/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был