Заслушав и обсудив информацию Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия о ходе реализации Закона Республики Бурятия "О системе профилактики правонарушений в Республике Бурятия", Совет Народного Хурала Республики Бурятия отмечает следующее.
Закон Республики Бурятия от 13 октября 2010 года N 1570-IV "О системе профилактики правонарушений в Республике Бурятия" (далее - Закон) устанавливает организационные, правовые и иные основы функционирования в Республике Бурятия системы профилактики правонарушений, а также участие органов местного самоуправления, комиссий и иных коллегиальных органов, создаваемых в соответствии с законами Республики Бурятия, организаций и граждан в профилактике правонарушений.
Субъекты системы профилактики в Республике Бурятия (органы государственной власти Республики Бурятия, иные государственные органы Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия, полиция, комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами Республики Бурятия, организации и граждане, осуществляющие меры по профилактике правонарушений) в период реализации Закона проводят работу в соответствии с основными направлениями деятельности по профилактике правонарушений, определенными статьей 5 Закона.
1. Совершенствование законодательства о профилактике правонарушений,
разработка, принятие и реализация целевых программ по профилактике
правонарушений
В целях систематизации законодательства Республики Бурятия об административных правонарушениях принят Закон Республики Бурятия от 5 мая 2011 года N 2003-IV "Об административных правонарушениях". Народным Хуралом Республики Бурятия одобрен в первом чтении проект закона Республики Бурятия "О дружинах по охране общественного порядка". Правительством Республики Бурятия реализуется ряд программ, касающихся вопросов профилактики правонарушений: республиканская целевая программа "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Республике Бурятия на 2009-2012 годы" с объемом финансирования из республиканского бюджета на 2011 год 44 млн. 670 тыс. рублей, республиканская целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Бурятия на 2007-2012 годы" с объемом финансирования в 2007-2012 годах 472 327,46 тыс. рублей (в 2011-2012 годах выделение средств из республиканского бюджета не предусмотрено), принята республиканская целевая программа "Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотиков в Республике Бурятия на 2012-2015 годы" с общим объемом финансирования 22 млн. рублей.
2. Координация деятельности субъектов системы профилактики
правонарушений и контроль за деятельностью
по профилактике правонарушений
Координация деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и общественных объединений по профилактике правонарушений в Республике Бурятия обеспечивается Президентом Республики Бурятия посредством работы Совета безопасности при Президенте Республики Бурятия. В апреле 2011 года Президентом Республики Бурятия утвержден План реализации Закона в 2011 году. Организованы выборочные проверки хода реализации Закона в муниципальных образованиях в республике, которые показывают, что в круг вопросов, на которых сосредоточено внимание руководителей на местах, профилактика правонарушений не входит, нет единой системы профилактики правонарушений, муниципальные программы профилактики правонарушений имеют скудное финансирование.
3. Повышение уровня обеспечения правопорядка и общественной
безопасности на улицах, в местах массового пребывания и отдыха граждан
и иных общественных местах, на объектах жизнеобеспечения,
противодействие терроризму и профилактика экстремистской деятельности,
а также правонарушений в сфере оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых
веществ и взрывных устройств
Для обеспечения правопорядка в городе Улан-Удэ заложены основы правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК). На сегодняшний день в состав АПК входят системы управления нарядами, видеонаблюдения за местами массового пребывания граждан, состоящей из 62 видеокамер (50 процентов от потребности), экстренной связи "гражданин - полиция" - 5 пунктов (21,7 процента от потребности), мониторинга подвижных объектов - мобильными комплектами ГЛОНАСС оборудовано 43 служебных автомобиля Министерства внутренних дел по Республике Бурятия (далее - МВД по РБ) (48,9 процента от потребности). Реализация данных мероприятий показывает эффективность при предупреждении правонарушений, поэтому в четвертом квартале 2011 года и в 2012 году планируется завершить работу по внедрению АПК в городе Улан-Удэ. Одновременно проводятся профилактические мероприятия в коллективах предприятий повышенной опасности и жизнеобеспечения. Регулярно проходят проверки технической защищенности объектов инфраструктуры и массового пребывания граждан.
В целях профилактики терроризма и экстремизма осуществляется ряд мероприятий, при этом к пропаганде толерантности, законопослушания, здорового образа жизни привлекаются представительства религиозных конфессий. Принимаются меры по повышению антитеррористической защищенности стратегических объектов. На заседаниях Антитеррористической комиссии (далее - АТК) рассматриваются вопросы совершенствования взаимодействия между органами власти и управления Республики Бурятия, органами местного самоуправления и правоохранительными органами по профилактике террористических и экстремистских проявлений. Постоянно организуются семинары для секретарей АТК муниципальных образований в Республике Бурятия по вопросам профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.
В 2011 году осуществлено 22 432 проверки условий хранения огнестрельного оружия у граждан, по результатам которых за нарушение правил хранения оружия и боеприпасов к административной ответственности привлечено 2 167 владельцев нарезного и гладкоствольного оружия. Из незаконного оборота изъято 212 единиц оружия, добровольно сдано гражданами 144 единицы огнестрельного оружия.
4. Создание условий для защиты субъектов хозяйственной и иной
деятельности от противоправных посягательств на их законные
права и интересы
На постоянной основе проводится работа с субъектами хозяйственной и иной деятельности, направленная на оснащение магазинов, торговых комплексов системами видеонаблюдения и осуществление охраны на договорной основе. За 7 месяцев 2011 года МВД по РБ принято под охрану 299 объектов, получены согласия на установку систем видеонаблюдения на 7 объектах торговли, установлены системы видеонаблюдения на 5 объектах. В целях профилактики хищений транспортных средств проводится разъяснительная работа с владельцами автотранспорта по установке бортового оборудования системы мониторинга подвижных объектов, о способах защиты и охраны транспортных средств и мест их хранения. Указанные меры показывают свою эффективность при предупреждении и пресечении правонарушений корыстного характера.
5. Профилактика коррупционных правонарушений
Усилиями Совета безопасности при Президенте Республики Бурятия и Комиссии Народного Хурала Республики Бурятия по противодействию коррупции в республике созданы и действуют механизмы противодействия коррупции. На постоянном контроле Народного Хурала Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия, прокуратуры Республики Бурятия и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия находятся вопросы законности регионального и муниципального нормотворчества. Из нормативных правовых актов и их проектов исключаются коррупциогенные факторы.
Постоянно отслеживается соблюдение законодательства о государственной и муниципальной службе, в первом полугодии 2011 года устранено более 950 нарушений, среди которых неправомерное зачисление в резерв и принятие на государственную и муниципальную службу, несоблюдение установленных ограничений, представление недостоверных сведений о доходах.
6. Профилактика наркомании, токсикомании и правонарушений, связанных
с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
В целях профилактики наркомании, токсикомании среди несовершеннолетних и молодежи, пропаганды здорового образа жизни всеми заинтересованными субъектами системы профилактики правонарушений в Республике Бурятия утвержден План совместных профилактических мероприятий по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011 год, в том числе организованы мероприятия с различными целевыми группами: классные часы с учащимися образовательных учреждений, родительские собрания, "круглые столы", тренинги, обучающие семинары с педагогическими составами образовательных учреждений.
В целях выявления правонарушений и устранения причин и условий, способствующих их совершению, в том числе связанных с незаконным оборотом наркотических средств, ежемесячно осуществляются комплексные проверки ночных клубов, дискотек, компьютерных клубов. В первом полугодии 2011 года проведено 73 оперативно-профилактических мероприятия в местах массового досуга молодежи, к административной ответственности за употребление наркотических средств привлечено 20 граждан. Кроме того, проводятся профилактические антинаркотические мероприятия в коллективах предприятий повышенной опасности и жизнеобеспечения. Деятельность по профилактике наркомании освещается в СМИ и сети "Интернет".
Отслеживаются и уничтожаются очаги произрастания дикорастущей конопли. Однако в ряде муниципальных образований вместо эффективных методов химической обработки указанных очагов по-прежнему применяется скашивание дикорастущей конопли.
7. Профилактика алкоголизма и правонарушений в сфере семейно-бытовых
отношений, а также правонарушений в сфере дорожного движения,
производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции
В феврале 2011 года МВД по РБ совместно с заинтересованными субъектами системы профилактики в республике проведен первый этап комплексной профилактической операции "Быт - 2011", в результате которого к административной ответственности привлечено 4 694 граждан, в том числе 39 за совершение мелкого хулиганства в быту, а также 349 граждан за семейно-бытовое дебоширство.
В целях предотвращения дорожно-транспортного травматизма в 2011 году в республике реализован ряд инфраструктурных решений в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий (установка дополнительных светофорных объектов, ограждений, строительство и реконструкция дорожных объектов). Несмотря на принимаемые меры в настоящее время наблюдается рост дорожно-транспортного травматизма. За 9 месяцев 2011 года на территории Республики Бурятия погибло 187 чел., что на 16,9 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года, 1 389 чел. получили ранения различной степени тяжести, что на б процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о недостаточном применении субъектами системы профилактики правонарушений в Республике Бурятия индивидуальных мер профилактики правонарушений. При этом Порядок применения мер индивидуальной профилактики правонарушений в соответствии с частью 3 статьи 26 Закона Правительством Республики Бурятия в настоящее время не определен.
В 2011 году к административной ответственности за нарушение антиалкогольного законодательства совершено 69 546 административных правонарушений. При этом следует отметить, что при сокращении штатной численности полиции в республике и прекращении деятельности медвытрезвителей, ранее бывших в подчинении органов внутренних дел, и несмотря на введенные ограничения по реализации в структуре совершаемых гражданами правонарушений теперь доминирует так называемая "пьяная преступность". Требует решения вопрос о создании в системе органов здравоохранения сети специализированных учреждений по работе с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками.
8. Применение форм профилактики правонарушений и профилактика
правонарушений отдельных категорий граждан.
Субъектами системы профилактики правонарушений осуществляется сбор и анализ сведений о правонарушениях, совершаемых в соответствующей сфере общественных отношений, производится обмен имеющимися данными в сфере профилактики правонарушений. Органами образования в рамках утвержденных образовательных программ осуществляется правовое образование и воспитание учащихся.
Организовано привлечение к охране общественного порядка и образованию добровольных народных дружин граждан, представителей казачьих формирований, товариществ собственников жилья и территориальных общественных самоуправлений. В первом полугодии 2011 года субъектами системы профилактики совместно со спортивными федерациями по видам спорта, дворовыми инструкторами по физической культуре и спорту и представителями религиозных конфессий проведено 420 спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, в которых принимало участие более 100 тыс. чел. Службой занятости населения в первом полугодии 2011 года временно трудоустроены 1 010 подростков. Приоритетное право при трудоустройстве на временные рабочие места дается подросткам, особо нуждающимся в социальной защите. Внедряется институт общественных воспитателей несовершеннолетних.
Одновременно в республике регулярно проводится комплексная оперативно-профилактическая операция "Дети улиц", в ходе которой пресекаются факты совершения несовершеннолетними общественно опасных деяний, нахождение их в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих, выявляются и разыскиваются дети, оказавшиеся в социально опасном положении, привлекаются к административной и уголовной ответственности родители, не исполняющие свои обязанности по воспитанию детей. Тем не менее, по итогам девяти месяцев 2011 года отмечается рост на 4,5 процента преступности несовершеннолетних.
Проводится серьезная работа в отношении граждан, освободившихся из мест лишения свободы и осужденных к наказанию без лишения свободы. Органами службы занятости трудоустроены 81 чел., из них 28 несовершеннолетних, 46 чел. приняли участие в общественных работах. Безработные граждане, освобожденные из мест лишения свободы, прошли обучение по специальностям, востребованным на рынке труда. Для обеспечения действенной системы профилактики преступлений и других правонарушений среди ранее судимых лиц, в том числе несовершеннолетних, а также в целях осуществления контроля за поведением лиц, осужденных к мерам наказания без изоляции от общества, регулярно проводится оперативно-профилактическая операция "Надзор", в ходе которой в марте 2011 года проверено 3 160 или 57,6 процента ранее судимых лиц, у которых судимость не погашена, и 1 055 условно-досрочно освобожденных, выявлено и дополнительно поставлено на учет 218 ранее судимых лиц, в том числе 19 несовершеннолетних.
В целях осуществления контроля за лицами без определенного места жительства, оказания им содействия в социальной адаптации, занятости, медицинской и психологической помощи также регулярно сотрудниками полиции, работниками жилищно-коммунальных хозяйств и представителями органов социальной защиты населения проводятся комплексные оперативно-профилактические операции "Бомж". За время проведения операции в первом полугодии 2011 года выявлено и доставлено в органы внутренних дел 257 чел., систематически занимающихся бродяжничеством и не имеющих постоянного места жительства. Органами службы занятости в первом полугодии 2011 года трудоустроено 6 чел. из числа лиц без определенного места жительства, из них на оплачиваемые общественные работы - 5 чел.
В целом реализация Закона Республики Бурятия "О системе профилактике правонарушений в Республике Бурятия" положительно сказывается на состоянии правопорядка в республике. За девять месяцев 2011 года на территории республики зарегистрировано 18 567 преступлений, что на 8,1 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Республика Бурятия входит в число регионов, имеющих стабильную динамику по снижению количества зарегистрированных преступлений. Уровень преступности в республике в расчете на 100 тыс. населения снизился и составил 1 927,1 преступления, причем произошло снижение количества преступлений по всем категориям (в аналогичном периоде прошлого года - 2 103,3 преступления).
Исходя из вышеизложенного, Совет Народного Хурала Республики Бурятия постановляет:
1. Принять к сведению информацию Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия о ходе реализации Закона Республики Бурятия "О системе профилактики правонарушений в Республике Бурятия".
2. Рекомендовать:
1) Совету по безопасности при Президенте Республики Бурятия по итогам работы субъектов системы профилактики правонарушений в Республике Бурятия в 2011 году рассмотреть на своем заседании вопрос о ходе реализации Закона Республики Бурятия "О системе профилактики правонарушений в Республике Бурятия";
2) Народному Хуралу Республики Бурятия: доработать проект закона Республики Бурятия "О дружинах по охране общественного порядка", принятый в первом чтении 23 июня 2011 года, предусмотрев в нем установление гарантий правовой и социальной защиты дружинников за счет республиканского бюджета; предусмотреть при рассмотрении проекта закона Республики Бурятия "О некоторых вопросах правового регулирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Бурятия" во втором чтении дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции;
3) Правительству Республики Бурятия: предусмотреть в республиканском бюджете средства на реализацию гарантий правовой и социальной защиты членов дружин по охране общественного порядка после принятия Закона Республики Бурятия "О дружинах по охране общественного порядка";
обеспечить в 2012 и последующих годах за счет республиканского бюджета финансирование республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Бурятия на 2007-2012 годы", а также увеличение финансирования республиканской целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Республике Бурятия на 2009 -2012 годы";
рассмотреть вопрос о расширении сети комплексных культурно-спортивных и досуговых центров в наиболее крупных сельских населенных пунктах Республики Бурятия;
проработать в целях профилактики алкоголизации населения и лечения алкогольно зависимых граждан вопрос о создании специализированного учреждения при Республиканском наркологическом диспансере;
определить Порядок применения мер индивидуальной профилактики правонарушений в Республике Бурятия;
4) главам муниципальных образований в муниципальных районах, городских округах в Республике Бурятия:
предусматривать финансирование муниципальных программ профилактики правонарушений, регулярно рассматривать их исполнение на заседаниях районных (городских) межведомственных комиссий по профилактике правонарушений;
принимать действенные меры по уничтожению очагов дикорастущей конопли методом химической обработки территорий муниципальных образований;
пресекать совместно с правоохранительными органами и общественностью муниципальных образований факты незаконной продажи в населенных пунктах спиртосодержащей продукции, а также в пределах своей компетенции обеспечить контроль за соблюдением Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171 -ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части запрета розничной продажи алкогольной продукции на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения и на остановочных пунктах его движения;
5) субъектам системы профилактики в Республике Бурятия принять все необходимые меры по выполнению мероприятий по обеспечению общественного порядка в Республике Бурятия, в первую очередь, сокращению правонарушений, совершаемых в общественных местах (в том числе в состоянии алкогольного опьянения), рецидивной и подростковой преступности, а также дорожно-транспортного травматизма.
Председатель Народного Хурала |
М.М. Гершевич |
г. Улан-Удэ
27 октября 2011 года
N 1389-IV
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 27 октября 2011 г. N 1389-IV "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "О системе профилактики правонарушений в Республике Бурятия"
Текст постановления официально опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 8 ноября 2011 г. N 126