В целях единого методического обеспечения при проведении проверок целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета на текущий и капитальный ремонт зданий приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации по проверке целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета на текущий и капитальный ремонт зданий, согласно приложению.
2. Рекомендовать главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств применять методические рекомендации при осуществлении ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на председателя Комитета финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Бурятия - А.Б. Шапхаева.
Министр финансов |
И.Ю. Шутенков |
Методические рекомендации
по проверке целевого и эффективного использования средств, выделенных
из республиканского бюджета на текущий и капитальный ремонт зданий
(утв. приказом Министерства финансов республики Бурятия от 26 октября 2011 г. N 289)
Настоящие методические рекомендации разъясняют процедуру проведения проверок по вопросам целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета на текущий и капитальный ремонт зданий (далее - проверка).
I. Общие положения.
Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Бурятия, регламентирующих порядок организации, составления проектно-сметной документации ремонтных работ, проведения и документального оформления самих работ по текущему и капитальному ремонту зданий и сооружений организаций любых форм собственности.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
4. Закон Российской Федерации от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
5. Закон Российской Федерации от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
6. Постановление Госстроя Российской Федерации от 08.04.2002 г. N 16 (в редакции постановлений Госстроя РФ от 27.01.2003 г. N 14; от 21.10.2003 г. N 184).
7. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (далее МДС) 81-35.2004, утверждена постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. N 15/1.
8. МДС 81-33.2004, утвержденная постановлением Госстроя Российской Федерации от 12.01.2004 г. N 6.
9. МДС 81-34.2004 утвержденная постановлением Госстроя Российской Федерации от 12.01.2004 г. N 5.
10. МДС 81-25.2004, утвержденная постановлением Госстроя Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 15.
11. Порядок расчетов затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСНр 81-05-01-2001), утвержденный постановлением Госстроя Российской Федерации от 07.05.2001 г.
12. Порядок расчета дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время (ГСНр 81-05-02-2001), утвержденный постановлением Госстроя Российской Федерации от 19.06.2001 г. N 61.
13. Постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 г. N 279 "Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" (МДС 13-14.2000).
14. Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по статистике от 11.11.1999 г. N 100.
15. Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 г. N 279.
16. Постановление Федеральной Антимонопольной Службы Западно-Сибирского округа от 27.02.2006 г. N Ф04-675/2006 (20077-А46-33).
17. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.04.2010 г. N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
18. Ведомственные строительные нормативы (ВСН) N 58-88, утвержденные приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. N 312.
19. Письмо Росстроя Российской Федерации N АП-5536/06 от 18.11.2004 г. "О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве".
20. Информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: от 24.01.2000 г. N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", от 25.07.2000 г. N 56 "Обзор практики разрешения Арбитражными судами споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров".
21. Письмо Росстроя Российской Федерации от 13.11.1996 г. N ВБ-26/12-368.
22. Письмо Росстроя Российской Федерации от 18.11.2001 г. N АП-5536/06.
23. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11.02.2003 г. N 16-00-14/56, Фонда социального страхования от 31.05.2006 г. N 01-02-9/381 "О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации КС-2, КС-3".
24. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 14.01.2004 г. N 16-00-14/10.
25. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23.11.2006 г. N 03-03-04/1/794.
26. Совместные письма Госплана СССР, Госстроя СССР, Стройбанка СССР, ЦСУ СССР N НБ-36-Д/23-Д/144/6-14 от 08.05.1984 г.
II. Вопросы проверки.
Вопросы, подлежащие проверке:
1. Наличие объекта, на котором необходимо произвести ремонт, в годовых планах (титульных списках), реестрах закупок, осуществляемых без заключения государственных и (или) муниципальных контрактов. Наличие технического задания на выполнение ремонтно-строительных работ. Наличие проектно-сметной документации (сметы). Наличие объекта, на котором необходимо произвести ремонтные работы, на балансе проверяемого учреждения.
2. Проверка договоров (контрактов) на предмет соответствия требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации в части наличия в договоре (контракте):
- наименования объекта, адреса по которому находится объект;
- цены, сроков выполнения работ, графиков выполнения работ;
- механизма утверждения сроков продления договора (контракта);
- авансирования ремонтных работ;
- пункта о штрафных санкциях за невыполнение (некачественное выполнение) работ;
- других пунктов, наличие которых требует Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Целесообразность проведения ремонтных работ (хозяйственным способом, или с привлечением подрядных организаций путем заключения договоров (контрактов) подряда).
4. Проверка объемов выполненных ремонтных работ.
III. Документы, подлежащие проверке.
1. Документы, подтверждающие факт наличия основного средства (объекта) на балансе проверяемого учреждения.
2. Документы, подтверждающие факт наличия объекта (основное средство) в проверяемом финансовом году:
- в годовых планах (титульном списке), выполняемых работ по капитальному ремонту;
- реестре закупок, осуществляемых без заключения государственных и (или) муниципальных контрактов.
3. Договоры (контракты), заключенные на проведение капитального (текущего) ремонта с проектно-сметной документацией.
4. Документы, подтверждающие выполнение требований Закона Российской Федерации от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
5. Техническое задание, дефектные ведомости.
6. Сметы, сметные расчеты на выполнение текущего (капитального) ремонта.
7. Расходные кассовые ордера - при наличном расчете за выполненные работы по текущему (капитальному) ремонту.
8. Банковские документы, подтверждающие факт оплаты за выполненные работы по текущему (капитальному) ремонту.
9. Акт о приемке выполненных работ (форма КС-2).
10. Справка стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
11. Акты сверок взаиморасчетов за отчетный период.
IV. Проведение проверки целевого и эффективного использования
средств, выделенных на выполнение текущего и капитального
ремонта зданий
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 05.02.2010 г. N 02-05-10/383 расходы на оплату работ, услуг, связанных с ремонтом объектов, относятся на статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления (далее КОСГУ) в следующем порядке:
- расходы заказчика, производимые по договору (государственному контракту), предметом которого является проведение ремонтных работ, - на статью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества";
- расходы, осуществляемые заказчиком в целях ремонта объекта на основании договоров, предметом которых является выполнение отдельных видов работ (услуг), осуществление иных расходов из состава затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости ремонта, подлежат отнесению на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления, исходя из их экономического содержания. Так, например, расходы на приобретение строительных материалов в целях проведения ремонта - на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
В целях правильной классификации проводимых ремонтных работ и отнесения их на тот или иной код КОСГУ письмом Министерства финансов Российской Федерации от 05.02.2010 г. N 02-05-10/383 приведено определение понятия ремонта.
Под ремонтом понимается комплекс ремонтно-строительных и ремонтно-реставрационных работ, выполняемых, в том числе в целях:
- устранения неисправностей (восстановления работоспособности) объектов нефинансовых активов;
- поддержания технико-экономических и эксплуатационных показателей (срок полезного использования, мощность, качество применения, количество и площадь помещений, пропускная способность и т.п.) на изначально предусмотренном уровне;
- проведения некапитальной перепланировки помещений (перемещение некапитальных перегородок, в том числе в целях увеличения площади помещений, установка гипсокартонных перегородок);
- замены напольного покрытия, дверных и оконных блоков, радиаторов, люстр, светильников, монтажа навесного потолка, окраски помещений и проведения других отделочных работ;
- обеспечения физической сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
К работам по ремонту в том числе относятся:
- замена (установка) окон, дверей (ворот), осуществляемая исполнителем в рамках договоров, заключенных бюджетными учреждениями в целях восстановления эксплуатационных показателей (качества применения) объектов нефинансовых активов (зданий, сооружений);
- замена (ремонт) элементов отопительной системы, систем водоснабжения, канализации, ассенизации, освещения (в том числе радиаторов, смесителей, раковин, унитазов, светильников и других объектов, не являющихся отдельными инвентарными объектами), входящих в стоимость здания;
- замена (ремонт) покрытия пола, стен, потолка (в том числе их окраска, монтаж навесного потолка), другие отделочные работы.
В соответствии с пунктом 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (далее - МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. N 15/1, к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Капитальным ремонтом наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства являются работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. Аналогичное определение дано и в пункте 3.4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 г. N 279.
Перечень основных работ, осуществляемых в ходе текущего и капитального ремонта, для объектов социально-культурной сферы приведен в ведомственных строительных нормах ВСН 58-88(р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 г. N 312 (далее - ВСН 58-88(р).
В результате проведения ремонтных работ могут быть затронуты (изменены) конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов нефинансовых активов, однако проведение ремонтных работ не приводит к увеличению стоимости объектов нефинансовых активов. В большинстве случаев при текущем ремонте эксплуатация ремонтируемого объекта не прекращается. Его технические характеристики не меняются, а лишь поддерживаются в рабочем состоянии. Работы по систематическому и своевременному предохранению основного средства от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий тоже являются текущим ремонтом. Такие характеристики текущего ремонта приведены в положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденном постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 г. N 279.
1. Наличие объекта, на котором необходимо произвести ремонт, в годовых планах (титульных списках), реестрах закупок, осуществляемых без заключения государственных и (или) муниципальных контрактов. Наличие технического задания (дефектной ведомости) на выполнение ремонтно-строительных работ. Наличие объекта, на котором необходимо произвести ремонт, на балансе проверяемого учреждения.
Годовые планы (титульные списки) проведения ремонтных работ
В соответствии с разделом 4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" (МДС 13-14.2000), утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 г. N 279 (далее МДС 13-14.2000), все работы, предусмотренные системой планово-предупредительного ремонта по зданиям и сооружениям, выполняются по годовым планам (графикам), утвержденным руководителями организаций. В годовых планах-графиках устанавливаются сроки проведения плановых технических осмотров, текущих и капитальных ремонтов с разбивкой всех мероприятий по месяцам. Планирование текущего ремонта осуществляется ежегодно на основании расцененных описей ремонтных работ по объектам в пределах общего лимита, предусмотренного в плане производственной деятельности предприятия на финансирование этих работ. Годовые планы ремонтов составляются на основании данных технических осмотров зданий и сооружений, отдельных конструкций и видов инженерного оборудования.
Годовые планы капитального ремонта (с поквартальной разбивкой) составляются предприятиями и организациями в денежном выражении и натуральных показателях и должны содержать:
а) утвержденный руководителем организации, предприятия титульный список объектов ремонта;
б) наименование и количество основных работ по каждому объекту;
в) сметную стоимость годового объема работ;
г) календарные сроки ремонтов;
д) потребность в основных материалах, строительных изделиях, транспорте, средствах механизации и рабочих.
Все объекты текущего и капитального ремонта включаются в титульный список поименно.
Реестр закупок, осуществляемый без заключения государственных и (или) муниципальных контрактов.
В соответствии со статьей 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществляемых без заключения государственных и (или) муниципальных контрактов. Реестры должны содержать сведения:
- краткое наименование работ и услуг;
- наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
- цена и дата закупки.
Техническое задание (дефектная ведомость).
В соответствии со статьей 759 Гражданского кодекса Российской Федерации выполнение ремонтно-строительных работ осуществляется по проектно-сметной документации (смете, локальному сметному расчету). На выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика. Объемы ремонтно-строительных работ, которые необходимо отразить в техническом задании определяются с учетом актов по итогам, проведенных осмотров объектов, требующих ремонта.
В соответствии с пунктом 2.1. Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденном постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 г. N 279 производственные здания и сооружения в процессе эксплуатации должны находиться под систематическим наблюдением работников, ответственных за сохранность этих объектов. Обязанности по наблюдению за эксплуатацией зданий и сооружений возлагаются, как правило, на работника специального отдела учреждения (например, отдела капитального строительства, отдела эксплуатации и ремонта зданий, эксплуатационную службу).
На каждый ремонтируемый объект составляется дефектная ведомость. Дефектная ведомость - документ, обосновывающий необходимость проведения ремонтных работ. Ее форма официально не утверждена, поэтому либо она должна быть разработана и утверждена организацией самостоятельно, либо может быть использован Акт о выявленных дефектах оборудования типовой межотраслевой формы N ОС-16, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств". В этом документе дается краткая характеристика основных узлов, агрегатов, описываются выявленные дефекты, указываются мероприятия или работы по устранению выявленных дефектов, исполнители и сроки исполнения, нормы времени работ, сметная стоимость ремонта в постатейном разрезе. Дефектная ведомость составляется и подписывается лицом, ответственным в организации за осуществление контроля по ремонтным работам.
Также на проведение ремонтных работ составляется смета. В ней приводится перечень ремонтных работ и указывается их стоимость. Смета обеспечивает выполнение требования документального оформления и обоснования затрат. Факт выявления принципиальных различий между дефектами, описанными в дефектной ведомости, и дефектами, указанными в смете, должен быть документально объяснен.
Необходимо отметить, что проектная документация по выполнению капитального ремонта подлежит государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Наличие объекта на балансе проверяемого учреждения, на котором необходимо произвести ремонтные работы.
При проверке данного вопроса необходимо проверить регистры бухгалтерского учета в части наличия на балансе проверяемой организации, предприятия основного средства (объекта), на котором необходимо произвести ремонтные работы.
Обязанности по ремонту арендованного имущества.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан производить за свой счет текущий и (или) капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды (соглашением).
2. Проверка договоров (контрактов) на предмет соответствия требованиям Гражданского Кодекса РФ в части наличия в договоре (контракте) наименования объекта, адреса по которому находится объект; цены, сроков выполнения работ, графиков выполнения работ; механизма утверждения сроков продления договора (контракта); авансирования ремонтных работ; пункта о штрафных санкциях за невыполнение (некачественное выполнение) работ; других пунктов, наличие которых требует Гражданский кодекс Российской Федерации.
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор (контракт) считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Исходя из вышеизложенного, при проведении проверки договоров и контрактов необходимо обратить внимание на предмет обязательного наличия в договоре (контракте):
наименование объекта, адрес по которому находится объект, предмет договора (контракта). Название и предмет договора должны соответствовать направлению расходования средств по оплате договоров на проведение ремонтных работ, относимых на соответствующую статью и подстатью КОСГУ, Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.
цены, сроков выполнения работ, графиков выполнения работ.
Согласно статье 709 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда (контракте) указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. Цена работы может быть определена путем составления сметы. Требования к смете и технической документации договора подряда определены статьями 743, 744 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, когда работы выполняются в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора с момента подтверждения ее заказчиком. Согласно статьи 745 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик, если договором подряда не предусмотрено, что обеспечение работ в целом или в определенной части осуществляет заказчик. Выполнение работ с использованием материалов заказчика регламентированы статьей 713 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договорах подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работ. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
механизма авансирования ремонтных работ.
Согласно статье 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата подрядчиком выполненных работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса РФ.
Согласно статье 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в договоре (контракте) подряда не предусмотрена предварительная оплата за выполненные работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре (контракте) подряда.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда.
В соответствии со статьей 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненных работ должно соответствовать:
- условиям государственного (муниципального) контракта;
- требованиям, предъявляемым к работам такого рода (ГОСТам или ОСТам);
- иным нормативно-правовым актам, устанавливающим обязательные требования к качеству работ.
В договорах (контрактах) должна быть определена ответственность, в случае если у заказчика имеются претензии к качеству выполненных работ в соответствии с требованиями статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации. В статье определена ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы. В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного в договоре использования, либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
- безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
- соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397 Гражданского кодекса Российской Федерации).
другие требования глав 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Целесообразность проведения ремонтных работ (хозяйственным способом, или с привлечением подрядных организаций путем заключения договоров (контрактов) подряда).
В случае выполнения ремонтных работ с привлечением подрядных организаций путем заключения договоров (контрактов) подряда проверяются:
- выполнение требований Закона Российской Федерации N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" по организации и проведению процедуры заключения договора на выполнение работ путем размещения заказа, если планируется провести работы на сумму более 100 тыс. руб. по одному договору, или при планировании проведения одноименных работ по всем договорам в течение одного квартала;
- соответствие способа размещения заказов пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
В случае выполнения ремонтных работ без привлечения подрядных организаций (хозяйственным способом), проверяется наличие материально-технической базы, а также трудовых ресурсов, необходимых для проведения работ по текущему и капитальному ремонту зданий. Применение данного метода оправдано только при небольших объемах работ, когда использование действующих подрядных организаций затруднено.
4. Проверка объемов выполненных ремонтных работ.
При проверке данного вопроса необходимо:
1. Проверить выполнение требований статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации по организации и осуществлению приемки результатов выполненных работ по договору строительного подряда;
2. При заполнении актов, подтверждающих сдачу - приемку выполненных работ, провести проверку соответствия этих актов требованиям к первичным документам, предусмотренных статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996 г. N 129 -ФЗ "О бухгалтерском учете".
В соответствии с постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11.11.1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" расчеты между подрядчиком и заказчиком следует производить в соответствии с унифицированными формами первичной учетной документации (ф. КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" и КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат").
Практика проведенных проверок (ревизий) указывает на факты составления подрядными организациями актов выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ в произвольной форме, которая противоречит требованиям статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Кроме того, при выполнении ремонтных работ хозяйственным способом, фактические расходы должны подтверждаться следующими первичными учетными документами:
- актами на списание строительных материалов, отчетами о расходе материалов и др.;
- табелями учета рабочего времени строительных рабочих, нарядами, расчетными ведомостями и т.д.;
- рапортами о работе строительных машин, путевыми листами автомобилей;
- актами и счетами за использованные энергоресурсы;
- другими первичными учетными документами.
3. При заполнении актов, подтверждающих сдачу - приемку выполненных работ по унифицированным формам, утвержденным постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по статистике от 11.11.1999 г. N 100, проверить полноту и правильность заполнения этих форм;
4. Проверить документы, подтверждающие фактические расходы, на наличие арифметических ошибок.
5. Проверить объемы выполненных ремонтных работ, отраженные в актах выполненных работ. При необходимости, организовать комиссионное проведение контрольных обмеров (замеров) объемов выполненных работ.
6. При проведении проверки правильности составления проектно-сметной документации (сметы) следует обратить внимание на следующее:
- при составлении проектно-сметной документации (сметы) основным документом является Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. N 15/1;
- при определении стоимости выполненных работ индексным методом следует руководствоваться индексами изменения сметной стоимости, определяемой Росстроем в разрезе субъектов Российской Федерации по видам ресурсов (материалы, оплата труда и т.п.). При определении стоимости выполненных работ ресурсным методом необходимо проверить соответствие примененной по актам выполненных работ стоимости материалов, эксплуатации машин и механизмов, а также фонда оплаты труда рабочих основного производства и механизаторов их средней текущей стоимости, действующей на момент проведения работ в регионе (информационный бюллетень Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия);
- соответствие данных проектно-сметной документации требованиям пункта 1 постановления Госстроя Российской Федерации от 08.04.2002 г. N 16 в части соотнесения их к ценам, предусмотренным сметно-нормативными базами 2001 года;
- наличие арифметических ошибок в утвержденных сметных расчетах (сметах).
- определение величины накладных расходов производится с учетом требований сборников государственных элементных сметных норм (ГЭСН), федеральных единичных расценок (ФЕР) или территориальных единичных расценок (ТЕР). Привязка нормативов величины накладных расходов по видам работ к указанным сборникам (область применения) приведена в пунктах 4, 5 Методики определения стоимости (в дальнейшем МДС) 81-34.2004, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 12.01.2004 г.
В случае если подрядчик находится на упрощенной системе налогообложения, к нормативам накладных расходов по видам строительно-монтажных работ в соответствии с пунктов 4.5. МДС 81-33.2004 применяется коэффициент 0,7.
При проверке проектно-сметной документации (сметы) необходимо учесть, что в накладных расходах на ремонтно-строительные работы учтены уборка, погрузка и вывоз технологического мусора, то есть мусора от самих работ не связанного с разборкой стен, перегородок, кровли, пробивки отверстий. Затраты по погрузке и вывозу мусора от разборки конструкций учитываются дополнительно, исходя из массы мусора в тоннах. Если строительный мусор вывозится на официальные свалки, то в затраты проектно-сметной документации включаются по тарифам свалки;
Определение величины накладных расходов зависит от местности проведения ремонтно-строительных работ. Так, для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, утверждены повышенные нормативы, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 12.01.2004 г. N 5 в МДС 81-34.2004, а для других местностей Российской Федерации - утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 12.01.2004 г. N 6 в МДС 81-33.2004.
- определение величины сметной прибыли производится с учетом требований сборников ГЭСН, ФЕР или ТЕР. Привязка нормативов величины сметной прибыли по видам работ к указанным сборникам (область применения) приведена в МДС 81-25.2004, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 15.
При ведении ремонтно-строительных работ без привлечения подрядных организаций (хозяйственным способом) сметная прибыль не начисляется.
- при определении величины расчетов дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время необходимо учитывать требования ГСНр 81-05-02-2001, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 19.06.2001 г. N 61.
7. Проверить соответствие объема оплаты за выполненные ремонтные работы фактически освоенному объему работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства финансов Республики Бурятия от 26 октября 2011 г. N 289 "Об утверждении методических рекомендаций по проверке целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета на текущий и капитальный ремонт зданий"
Текст приказа официально опубликован не был