Постановление Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 17 сентября 2015 г. N 491-V
"Об исполнении постановлений Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 21 марта 2013 года N 1761-IV "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия" (в части эффективности деятельности исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, возглавляемого руководителем администрации, назначенным по контракту) и от 21 марта 2014 года N 100-V"О ходе реализации Законов Республики Бурятия "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия" и "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия" (в части регулирования вопросов преобразования муниципальных образований и изменения статуса административно-территориальных единиц)
Заслушав и обсудив информацию Правительства Республики Бурятия и Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы об исполнении постановлений Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 21 марта 2013 года N 1761-IV "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия" (в части эффективности деятельности исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, возглавляемого руководителем администрации, назначенным по контракту) и от 21 марта 2014 года N 100-V "О ходе реализации Законов Республики Бурятия "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия" и "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия" (в части регулирования вопросов преобразования муниципальных образований и изменения статуса административно-территориальных единиц)", Совет Народного Хурала Республики Бурятия отмечает следующее.
За период с 2008 по 2015 годы в Республике Бурятия сложилась достаточная практика реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по применению модели организации местного самоуправления в виде деятельности исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, возглавляемого руководителем администрации, назначаемым по контракту ("сити-менеджер"). Имеется опыт как длительного использования такой модели управления (муниципальные образования "Курумканский район", "Муйский район"), так и отказа от ее применения (муниципальные образования "Прибайкальский район", "Тарбагатайский район", "Селенгинский район"). С 2012 года данная модель применяется и в городском округе "Город Улан-Удэ".
Из проведенного анализа применения указанной модели можно сделать вывод, что ее эффективность зависит от активности депутатского корпуса, а также четкого разграничения полномочий между представительной и исполнительной властью в муниципальном образовании. Важное значение имеет необходимость изменения утвердившегося среди граждан стереотипа мышления, что глава муниципального образования и руководитель администрации ("сити-менеджер") занимаются решением одних и тех же вопросов.
Начиная с 2014 года организовывается и проводится ежегодный опрос по оценке населением эффективности деятельности органов местного самоуправления с применением IT-технологий (далее - IT-опрос). Результаты IT-опроса размещаются на официальном сайте органов государственной власти Республики Бурятия и используются для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Республике Бурятия.
Сопоставление оценки населением деятельности глав муниципальных образований и администрации по результатам IT-опроса за 2013 и 2014 годы позволяет заключить, что рейтинг главы муниципального образования прямо влияет на оценку деятельности администрации муниципального образования в целом. В районах, где отмечен низкий рейтинг глав муниципальных образований, невысока оценка работы руководителей администраций, работающих по контракту, и оценка деятельности администраций муниципальных образований.
В настоящее время практика функционирования исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов, возглавляемых руководителем администрации, назначаемым по контракту, в Республике Бурятия и других субъектах Российской Федерации не очень востребована. Одной из причин является появление новой модели избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В рекомендациях постановления Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 21 марта 2013 года N 1761-IV "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия" (в части эффективности деятельности исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, возглавляемого руководителем администрации, назначенным по контракту) Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия рекомендовано продолжить оказание методической и консультационной помощи органам местного самоуправления в Республике Бурятия, а также провести дополнительное исследование практики работы администраций муниципальных районов, возглавляемых руководителем, назначаемым по контракту. Поскольку финансовых средств на проведение отдельного исследования недостаточно, Правительством Республики Бурятия в рамках IT-опросов проведен соответствующий анализ.
Рекомендация органам местного самоуправления о четком разграничении полномочий главы муниципального образования и руководителя администрации в большинстве уставов муниципальных образований учтена.
Анализ исполнения рекомендаций постановления Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 21 марта 2014 года N 100-V "О ходе реализации Законов Республики Бурятия "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия" и "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия" (в части регулирования вопросов преобразования муниципальных образований и изменения статуса административно-территориальных единиц)" показал, что Правительством Республики Бурятия не исполнена рекомендация о доработке Закона Республики Бурятия "Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия" (в части картографического описания границ муниципальных образований в Республике Бурятия с учетом мнения представительных органов местного самоуправления) в срок до 1 января 2015 года. Одной из причин является рассмотрение исковых заявлений прокуратуры Республики Бурятия в Верховном Суде Республики Бурятия по результатам проверки соблюдения законодательства при исполнении государственного контракта на выполнение работ по описанию границ муниципальных образований в Республике Бурятия.
Не исполнена также рекомендация по разработке методики определения финансового потенциала сельских поселений при процессе объединения муниципальных образований. Разработка методики, по мнению органов исполнительной власти (в том числе Министерства финансов Республики Бурятия) является нецелесообразной по причине того, что понятие финансового потенциала муниципальных образований является широким и включает в себя все социально-экономические аспекты деятельности муниципальных образований.
Рекомендации, указанные в пунктах 3 и 4 постановления Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 21 марта 2014 года N 100-V "О ходе реализации Законов Республики Бурятия "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия" и "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия" (в части регулирования вопросов преобразования муниципальных образований и изменения статуса административно-территориальных единиц)", исполнены. Народный Хурал Республики Бурятия осуществляет постоянное взаимодействие как с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти, так и активно сотрудничает с органами местного самоуправления, оказывая методическую и информационную поддержку по указанным вопросам.
В принятых решениях Совета Народного Хурала содержится 11 рекомендаций Правительству Республики Бурятия, Народному Хуралу и органам местного самоуправления в Республике Бурятия, из которых выполнено 7, что составляет 63% исполнения. Необходимо отметить, что рекомендации Совета Народного Хурала Республики Бурятия Правительством Республики Бурятия исполняются не в полном объеме.
Исходя из вышеизложенного Совет Народного Хурала Республики Бурятия постановляет:
1. Принять информацию заместителя председателя Комитета территориального развития Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия Л.Н. Мотошкина, министра имущественных и земельных отношений Республики Бурятия М.А. Магомедовой и заместителя председателя Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы В.А. Малышенко к сведению.
2. Рекомендовать Правительству Республики Бурятия в срок до 1 января 2016 года внести проект закона Республики Бурятия "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия" в части картографического описания границ муниципальных образований в Республике Бурятия с учетом мнения представительных органов местного самоуправления, отвечающий требованиям градостроительного и земельного законодательства.
3. Счетной палате Республики Бурятия в срок до 1 марта 2016 года предоставить информацию об эффективности использования выделяемых из республиканского бюджета субсидий бюджетам муниципальных районов на компенсацию потерь, возникающих в результате объединения поселений, а также субсидий бюджетам муниципальных районов на стимулирование объединения поселений.
4. Комитету Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы предусмотреть внесение в Программу законопроектной работы Народного Хурала Республики Бурятия на 2016 год проекта закона Республики Бурятия "О внесении изменений в статью 14.2 Закона Республики Бурятия "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия" (в части уточнения требований к перечню документов, прилагаемых к проекту закона о преобразовании муниципальных образований).
5. Рекомендовать Правительству Республики Бурятия совместно с органами местного самоуправления в Республике Бурятия продолжить мониторинг применения модели руководителя администрации по контракту ("сити-менеджера"), учитывая преимущества и недостатки указанной модели управления.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы (Ботоев Б.Н.)
Председатель |
Ц.-Д.Э. Доржиев |
г. Улан-Удэ
17 сентября 2015 года
N 491-V
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 17 сентября 2015 г. N 491-V "Об исполнении постановлений Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 21 марта 2013 года N 1761-IV "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия" (в части эффективности деятельности исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, возглавляемого руководителем администрации, назначенным по контракту) и от 21 марта 2014 года N 100-V "О ходе реализации Законов Республики Бурятия "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия" и "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия" (в части регулирования вопросов преобразования муниципальных образований и изменения статуса административно-территориальных единиц)
Текст постановления официально опубликован не был